Материал к обучающему семинару«Особенности выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности развернутой части ЕГЭ по истории и обществознанию в 2026 году»
презентация к уроку

Малиновская Валентина Васильевна

Материал к обучающему семинару. Данные для презентации осовыаются на матеиале«Методических рекомендаций для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2025 года по обществознанию» Т.Е Лисковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_obuchayushcheu_seminaru.pptx327.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности развернутой части ЕГЭ по истории и обществознанию в 2026 году» В презентации использованы материалы «Методических рекомендаций для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2025 года по обществознанию» Т.Е Лисковой , опубликованные на сайте ФИПИ ( https ://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2025/ob_mr_2025.pdf ), а также материалы сайта «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» ( https://soc-ege.sdamgia.ru / ).

Слайд 2

– различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний (задание 18); Затруднения у участников ЕГЭ 2025 по обществознанию и учащихся 10-11 классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ в 2026 году:

Слайд 3

- использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта (задание 19, задание 25.3);

Слайд 4

– готовить письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях (задания 20,25.1)

Слайд 5

Возникшие трудности во многом объясняются недостаточной сформированностью таких метапредметных умений, как: базовые логические действия, базовые исследовательские действия. Учащиеся и выпускники 11 классов недостаточно владеют навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, плохо умеют интегрировать знания из различных предметных областей .

Слайд 6

Ежегодно участники экзамена испытывают трудности при выполнении задания 24, 25. Эти задания проверяют комплекс знаний и умений обучающихся, а также умение представить знания в структурно-логическом виде, осуществлять иерархичное структурирования материала, выделять пункты и подпункты плана. В задании 25 необходимо привлекать теоретические знания для объяснения фактов социальной действительности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Затруднения вызывает необходимость строить развернутое высказывание на основе связанных с темой тезисов.

Слайд 7

С чего начинать подготовку обучающихся к ЕГЭ по обществознанию? Необходимо ознакомить сдающих ЕГЭ с Демоверсией, кодификатором и спецификацией. Перечнем нормативных правовых актов Российской Федерации (Перечень приведен в Приложении №2 к спецификации КИМ), актуализации знаний Конституции РФ. Необходимо акцентировать внимание на внимательном прочтении текста вопроса, выделении элементов, на которые необходимо ответить.

Слайд 8

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением, так как изменение какого-либо одного из данных факторов влечет за собой изменение равновесной цены на товар или услугу. Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», то есть рост цен, происходящий постоянно, и «общий», то есть повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции... С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами... С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции: — умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства; — галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер; — гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. В. Д. Камаев

Слайд 9

Обратимся к выполнению задания 18. Перед Вами текст. 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания: — укажите не менее трёх основных признаков понятия «инфляция»; — объясните связь названных автором причин возникновения инфляции. Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях .

Слайд 10

Предлагаем выполнить задание 18. 18.1.Основные признаки понятия «инфляция»: обесценивание денежной массы; устойчивый рост цен; нарушение рыночного равновесия и другое (предложите ваши признаки). 18.2. Причиной возникновения инфляции служит появление дисбаланса между спросом и предложением , что приводит к изменению равновесной цены и, как следствие, может служить причиной увеличения цен на товары и услуги.

Слайд 11

18.1.В ответе не следует повторять родовое слово и/или признак, уже содержащиеся в формулировке задания. При подготовке к ЕГЭ следует внимательно изучить весь текст параграфа, а не только выучить определение. Обратите внимание на то, что в учебниках, кроме выделенных определений понятий, даются еще развернутые характеристики их признаков, связей и т.п.

Слайд 12

18.2. При выполнении второй части задания 18 – выявление в тексте объекта (явления, процесса, признака и т.п.), связь которого с другим объектом (явлением, процессом) требуется установить. «объясните связь названных автором причин возникновения инфляции» Причиной возникновения инфляции служит появление дисбаланса между спросом и предложением , что приводит к изменению равновесной цены и, как следствие, может служить причиной увеличения цен на товары и услуги.

Слайд 13

В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером. Названы два фактора, ведущие к росту цен, например: — излишняя эмиссия денег Центральным банком страны; — понижение учетной ставки Центральным банком. 2. Пример: ЦБ государства Х понизил учетную ставку, что привело к удешевлению кредитов и росту объема денежной массы в стране, это сказалось на увеличении нормы инфляции.

Слайд 14

Пример с « государством Х », то есть вымышленный пример, возможен лишь в том случае, если в задании нет указания на необходимость привести пример применительно к Российской Федерации. В примере необходимо указать конкретные меры, те есть должно присутствовать высокая степень конкретизации (в данном случае не какой-то банк или финансовая организация, а «ЦБ государство Х», в других случаях - это имя, или «гражданин А.»)

Слайд 15

20. Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода. При ответе (в отличии от 19 вопроса) должна быть высокая степень обобщения. 1. Обесценение денег в условиях гиперинфляции ведет к бартерному обмену и нарушению связей между предприятиями в рамках производственного цикла.

Слайд 16

2. В силу неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов при гиперинфляции становится невозможным планировать производство на длительный срок. 3. Обесценивание денег ведет к резким диспропорциям между оплатой труда и ценами на произведенную продукцию. При ответе необходимо избегать конкретных примеров. Т.е. нельзя отвечая привести такое положение: «Инфляция привела к тому, что зарплата у Ивана Петровича осталась на уровне января 2025 года, а цены на продукты питания выросли в 4 раза.»

Слайд 17

Обращаем внимание на задание 21. В нем планируется изменения .

Слайд 18

Приведем алгоритм выполнения задания 21 с учетом планируемого уточнения (. Внимательно прочитайте и проанализируйте условие задания. Определите, о чем идет речь – об изменении спроса или предложения. (Порой именно невнимательность в первом шаге влечет ошибочное выполнение всего задания.) Определите, произошло увеличение или сокращение спроса/предложения. Установите по графику характер изменения равновесной цены и запишите ответ на первый вопрос падению спроса на кофе)).

Слайд 19

. 4. Предположите, что могло вызвать показанное на графике увеличение или сокращение спроса/предложения. Укажите любое обстоятельство (фактор), которое могло вызвать такое увеличение или сокращение. Не забудьте в ответе четко указать характер изменения спроса/предложения (например, предпочтения потребителей (например, потребители стали чаще пить какао, что привело к падению спроса на кофе)).

Слайд 20

5. Объясните влияние этого обстоятельства (фактора) на спрос/предложение применительно к рынку, указанному в тексте задания. Общее объяснение, данное безотносительно к указанному рынку, не будет зачтено при оценивании ответа. 6. Проанализируйте третий вопрос и дайте на него ответ. Обратите внимание на то, что ответ на третий вопрос предполагает прогноз не связанной с приведенным графиком ситуации на указанном в условии задания рынке. 7. Проверьте все пункты своего ответа15.

Слайд 21

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию не может и не должна быть оторвана от изучения предмета в основной и средней школе. Только систематическое изучение обществознания: чтение учебного текста, ответы на вопросы, выполнение разнообразных заданий, в том числе отличающихся от форматов заданий ЕГЭ, проведение учебных исследований, выполнение проектных работ, участие в дискуссиях и многое другое – может обеспечить развитие предусмотренного ФГОС комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для практической жизни, дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. На уроках обществознания существуют различные формы учебной деятельности, которые создают наиболее благоприятные условия для формирования практических умений и навыков, способности решать актуальные проблемы, готовности применять в практической жизни знания и умения, полученные на уроках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цели и задачиЦель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭЗадачи:1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об...

Разбор заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней сложности

Разбор заданий повышенного уровня (№5,6.10,14.15.16,18) и заданиями высокого уровня (№19,20)....

ПОДХОДЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ - ВПР по обществознанию

В работе дано описание заключительного задания в ВПР (№ 8,9, 10), которое напрвлено на то, что необходимо строить речевое письменное высказывание на заданную тему с использованием предложенных обществ...