Интерактивные технологии на уроках информатики при переходе к ФГОС
статья по информатике и икт по теме

Марченко Людмила Владимировна

Краткое описание возможностей использования на уроках информатики мультимедийного оборудования. Основные аспекты перехода к ФГОС по предмета "Информатика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интерактивные технологии на уроках информатики

при переходе к ФГОС»

Марченко Л.В., город Усолье-Сибирское,

Иркутская область

Использование интерактивной доски на уроках обладает рядом преимуществ. Работа с этим учебным оборудованием делает занятия увлекательными для учителя и учащихся, предоставляет больше возможностей для коллективной работы. Очень удобно использовать  различные рисунки для объяснения материала, можно работать с любыми электронными документами, картами, плакатами, портретами, рисунками, схемами, диаграммами, графиками, таблицами, аудио- и видеоматериалами, мультимедийными обучающими ресурсами.

Школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Интерактивная доска позволяет сделать урок более интересным и наглядным. С помощью неё учитель может демонстрировать интерактивные материалы на ее поверхности, разрабатывать уроки самостоятельно и привлекать учеников к активной работе с доской, делая уроки более насыщенными и интересными. Использование электронной доски позволяет экономить учебное время. Теперь нет необходимости вести конспекты. Все происходящее на доске можно сохранить и стать раздаточным материалом к уроку. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать уникальные методические материалы, с помощью которых ученики вовлекаются в учебный процесс более активно и быстрее усваивают новую информацию. 

Согласно требованиям ФГОС и с целью их реализации педагогами нашей школы активно используются различные интерактивные технологии и методы преподавания: групповые формы организации учебной деятельности учащихся, коллективный способ обучения, игровые технологии, метод проектов.

Получать информацию увлекательно с помощью мультимедийных ресурсов, повышение качества образования и интереса к изучаемым предметам, формирование поисковых, исследовательских, коммуникативных навыков, позволяющих осуществлять отбор информации, анализировать проблему, искать пути ее разрешения, обобщать и делать выводы, применять свои знания на практике, создание условий для большей индивидуализации.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей примерной программе можно увидеть соответствие с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе

 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Введение ФГОС нового поколения приведет к существенному изменению всей системы образования, и ключевым моментом преобразований должен стать  реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному.

Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.

Некоторые темы в информатике будут рассматриваться  на уроках математики. Я считаю, что еще необходимо внимательно изучить это отношение к урокам информатики. На этих уроках решаются и не менее важные задачи: развитие информационной культуры учащихся; формирование межпредметных связей; развитие логического мышления, причем все кабинеты уже оборудованы интерактивными устройствами.  

Согласно содержанию новых стандартов, число часов, отведенных на изучение информатики, существенно сокращается, да и вести этот предмет теперь должны учителя в рамках предмета «Технология» (начальное звено) и «Математика» (среднее и старшее звено), что приведет к исчезновению информатики как самостоятельного предмета.

Изучая в школе различные предметы, учащиеся получают сумму знаний об  отдельных сторонах окружающего мира, благодаря интерактивным технологиям: объектах, явлениях и процессах в разных ой предметных областях.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности - область информационных процессов. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве.

Я считаю, проект стандарта образования неоходимо доработать в разделе "Математика и информатика".  

Чтобы внедрить новые стандарты, главной задачей должно быть оснащение мультимедийным оборудованием, методическим и дидактическим материалом по информатике. А также много зависит от квалификации учителя, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов,  мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Я считаю, что информатика -основополагающая дисциплина в школе, которая дает ученикам умения на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Разработка интерактивного материала к урокам информатики»

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти. Самообразование учителя есть необходимое ...

Интерактивная доска на уроке информатики и ИКТ: из опыта работы

Сегодня трудно представить как провести урок без интерактивной доски (ИД). В ЛГН интерактивное оборудование успешно использует на уроках разных дисциплин более пяти лет. Накопленный опыт позволяет сде...

Использование интерактивной доски на уроках информатики

Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики"...

Работа с интерактивной доской на уроках информатики

Основные достоинства использования интерактивной доски на уроках...

Применение интерактивной доски на уроках информатики

В данной презентации предсталены фрагменты флип-чартов при использовании интерактивной доски на разных этапах урока....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...