Разработка урока для 6 класса по программе Л.Босовой "Информатика и ИКТ 6 класс"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
История счета и систем счисления.

 Римская система счисления

ФИО (полностью)

Швандерова Юлия Александровна

Место работы

ГБОУ СОШ №435

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информационные технологии

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 5. История счета и систем счисления

Базовый учебник

Босова Л. «Информатика и ИКТ» 6 класс

  1. Цели урока:
  1. Содержательная познакомить учеников с системами счисления
  2. Деятельностная научиться различать системы счисления,  представлять десятичные числа в римской системе счисления и наоборот
  3. Развивающая тренировка математического мышления
  1. Задачи:
  1. Обучающие узнать новое о системах счисления, их видах и способах представления чисел.
  2. Развивающие развить способность планировать свою деятельность, тренировка внимания
  3. воспитательные воспитание самодисциплины, усидчивости, концентрации
  1. Предметные результаты: представление о системах счисления, способах представления чисел в римской системе счисления
  2. Личностные результаты: оценка возможности восприятия информации, оценка умения представлять числа в различных системах счисления.
  3. Метапредметные результаты: рост общей ИКТ компетенции, применение знаний на уроках математики, истории
  4. Тип урока: изучение нового и практическая тренировка усвоения новых знаний, умений
  5. Формы работы учащихся: индивидуальная
  6. Необходимое техническое оборудование: ученический компьютер с выходом в Интернет, возможность вывода звука (наушники), учительский компьютер, подключение к интернету, возможность вывода звука (колонки или встроенные динамики), проектор или смарт-доска
  7. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, объявление темы урока, даты урока

Приветствие. Подготовка к уроку

1-2 мин

2

Постановка проблемы

Как человек представляет числа. Какими правилами он руководствуется? Как одно и тоже число представить разными способами

Ответы на вопросы, объяснение своей точки зрения

5 мин

3

Первичное ознакомление

№1 и №2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6325be41-69cd-4980-8e51-7e6f5c526d65/%5BINF_031%5D_%5BAM_01%5D.swf

Объяснение нового с примерами на учительском компьютере и выводом на большой экран, подробный разбор римской системы счисления,  запись основных моментов урока в тетрадь

Смотрят, слушают объяснение, дают краткие ответы, записывают в тетрадь

15

минут

4

Закрепление материала

с выполнением практического задания

№3

http://www.fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

Помощь в поиске и запуске задания

Нахождение и запуск задания,

ученики выполняют задание, производят самопроверку

10 мин

5

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились?

Ответы на вопросы учителя

5 мин

6

Выставление оценок. Домашнее задание

Выставление оценок, ответы на вопросы учеников,  объяснение домашнего задания

Запись д/з

3-4 мин

На пространство выкладываются ссылки для работы, термины, план урока, домашнее задание (см. прикрепленные файлы), презентация из УМК Босовой «История счета и систем счисления»



Предварительный просмотр:

ТЕРМИНЫ

Система счисления – это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами.

Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения  и именования чисел.

Непозиционные системы  счисления – системы счисления, в которых каждой цифре соответствует ее величина, не зависящая от ее места в записи числа:

- римская

-египетская

- древнегреческая

- славянская

Позиционная система счисления – система счисления, в которой  вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих числа:

-десятичная

-двоичная

-восьмеричная

-шестнадцатеричная

- с основанием N

Цифра – символ для изображения чисел.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История счета и систем счисления

Слайд 2

Все есть число! Цифры – символы для изображения чисел. Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и именования чисел.

Слайд 3

Системы счисления Позиционные Непозиционные Унарные

Слайд 4

Унарные системы Число образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Примеры: зарубки черточки палочки

Слайд 5

Арифметика каменного века Единичная система счисления 10 - 11 тыс. лет до н. э. =

Слайд 6

Непозиционные системы - системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа. Египетская Римская Древнегреческая Славянская XXIV  

Слайд 7

Египетская нумерация 1 10 100 1000 10000 100000 1000000 10000000 5000 лет тому назад

Слайд 8

Римская система счисления

Слайд 9

Древнегреческая нумерация   500 30 2    2 500 30    500 2 30 В V веке до н.э. появилась алфавитная нумерация.

Слайд 10

Славянская кириллическая нумерация Примеры:

Слайд 11

Знак, обозначающий цифру («титло») - 1000 - 7000 - 2000 - 10000 - 20000 - 50000 (Тьма) - 200000 - 100000 (Легионы) или - 1000000 (Леорды) (Вороны) - 10000000 Славянская кириллическая нумерация

Слайд 12

Позиционные системы - системы счисления, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Название системы зависит от количества используемых в ней цифр . Вавилонская Десятичная Двоичная Восьмеричная Двенадцатеричная и др. Мнение:

Слайд 13

Вавилонская система счисления 2500-2000 лет до н.э.

Слайд 14

Десятичная система счисления Цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г. н. э. Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г. н. э. Примерно в 1200 г. н. э. эту нумерацию начали применять в Европе.

Слайд 15

Двоичная система счисления 1 0 1 1 Используются две цифры – 0 и 1 Применяются в технических устройствах

Слайд 16

Восьмеричная система счисления Используются цифры от 0 до 7 . . . Шведский король Карл XII в 1717 г. увлекся этой системой и собирался ввести ее как общегосударственную

Слайд 17

Двенадцатеричная система счисления Считали фаланги пальцев Для счета использовали большой палец Число 12 – дюжина Имеет больше делителей (2, 3, 4, 6) чем десятичная (2 и 5) Примеры:

Слайд 18

В сутках две дюжины часов Час делится на пять дюжин минут Столовые сервизы на 6 или 12 персон Набор карандашей или фломастеров

Слайд 19

Пьер Симон Лаплас (1 7 49 – 18 27 гг.) « Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Слайд 20

Самое главное Различают унарные, позиционные и непозиционные системы счисления Известно множество способов записи чисел. Наиболее удобными для записи чисел являются позиционные системы, так как в них: небольшое количество цифр применяется для записи больших чисел; удобно производить арифметические операции.

Слайд 21

Давайте обсудим Что называется системой счисления? Что такое алфавит системы счисления? Какие системы счисления вы знаете? Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

(выкладываемые ссылки на задания)

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

История развития систем счисления

Презентация

        

Демонстрация к лекции на тему: история систем счисления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf

2

        

Непозиционные системы счисления

Анимация

Видеофайл с подробным разбором  преобразования чисел из одной системы счисления в другую

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6325be41-69cd-4980-8e51-7e6f5c526d65/%5BINF_031%5D_%5BAM_01%5D.swf

3

Понятия о системах счисления

Информационный модуль с выполнением интерактивного задания

http://www.fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1.Напишите с помощью римских цифр дату своего рождения.

2.Запишите римские числа в десятичной системе счисления:

MCXLVII

CMLXXXVIII


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольных работ по курсу "Информатика и ИКТ" для 8 класса по программе Н.Д.Угриновича

В рамках изучения предмета "Информатика и ИКТ" в 8 классе по пргорамме Н.Д. Угриновича предусмотрено проведение трёх контрольных работ в течение года. В методической разработке содержатся контрольные ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Разработка урока Создание мультфильма в программе PowerPoint 7 класс

Архив содержит: технологическую карту урока, презентацию к уроку, алгоритм выполнения практичкой работы...

Разработка урока- конспекта по теме: «Побег и почки», для 6 класса по программе В. В. Пасечник.

Опорный конспект - один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации познавательной и учебной деятельности. Опорный конспект может использоваться при изучении нового материала, дл...

Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.

Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...

Методическая разработка урока "Школа и школьные правила" к учебнику Starlight 5 класс («Звёздный английский язык 5 класс»)

Методическая разработка урока к учебнику Starlight 5 класс («Звёздный английский язык 5 класс») Тема: School and school rule...