Методическая разработка урока информатики "Как выбрать компьютер"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Калюжная Инна Александровна

Урок по теме "Аппаратная реализация компьютера" в 10 классе, используется проектная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  «Как выбрать компьютер»

Тема урока: Аппаратная реализация компьютера

Класс: 10 класс.

УМК: Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. 10 класс. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Тип урока: комбинированный (обобщения и систематизации знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков).

Технология построения урока: технология проектной деятельности.

Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме «Аппаратная реализация компьютера» и применение знаний на практике при решении задачи выбора компьютера по его характеристикам.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
  • формирование самостоятельности и критичности мышления;

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждения, умозаключение и делать выводы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение проводить самоанализ уровня знаний и его восполнения;
  • развитие ИКТ-компетенции;

предметные:

  • знать основные устройства компьютера, функциональную схему, магистрально-модульный принцип построения компьютера;
  • уметь читать кроснаграмму;
  • уметь пользоваться интернет-ресурсами для сбора информации;
  •  уметь использовать ИКТ-технологии для защиты проекта.

Формы и методы работы на уроке: проектный метод, работа в группе, метод решения проблем, фронтальный опрос, метод проблемных вопросов.

Оборудование и дополнительные материалы:

  1. Компьютер с демонстрационным проектором и экраном.
  2. Компьютеры для индивидуальной работы.
  3. Раздаточный материал: карточки с портретами пользователей, карточки с функциональной схемой компьютера, прайс-листы, листы оценивания для жюри.
  4. Презентация «Устройство компьютера».

План урока:

  1. Организационный этап (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Мотивация учащихся на работу над проектом «Как выбрать компьютер» (5 мин.).
  4. Практическая работа в группах по заданиям проекта (20 мин.).
  5. Демонстрация и защита результатов работы групп (10 мин.)
  6. Оценка работы компетентным жюри старшеклассников и подведение итогов урока (3 мин.).
  7. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время, мин.

  1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Объявление темы, целей и задач урока, а также плана работы на уроке, метода оценивания

Проверяют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

1

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, определение первичного затруднения с целью подготовки к решению проблемной задачи

1. Учитель рассказывает об основах устройства компьютера с точки зрения ученого Джона фон Неймана: 1. Принцип программного управления компьютером. 2. Принцип однородности компьютерной памяти. 3. Принцип адресности компьютерной памяти.

2. На слайде демонстрируется рисунок «Функциональная схема компьютера», по которому предлагается выполнить задание по карточкам:

- В учебнике вам была представлена другая схема устройства компьютера, более подробная. Попробуйте сопоставить свои знания с функциональной схемой. Укажите места расположения следующих частей компьютера на данной схеме, цифрами или схематично дорисуйте недостающие элементы:

  1. Материнская плата
  2. ОЗУ
  3. ПЗУ
  4. Винчестер
  5. Дискета
  6. Шина
  7. Генератор тактовой частоты
  8. Вентилятор

(Организуется проверка правильности ответов путем обсуждения).

3. Показ презентации по устройствам компьютера сопровождается следующими вопросами:

  1. Из чего состоит материнская плата?
  2. Что такое видеокарта? Назовите её характеристики.
  3. Какой способ записи информации использует Flash-память? Какой способ записи информации наиболее современный?
  4. От чего зависит производительность компьютера?
  5. Перечислите устройства ввода информации и их характеристики.
  6. Перечислите устройства вывода информации, их характеристики.
  7. Какой тип принтера является наиболее производительным?
  8. Что такое кроснаграмма компьютера?

Отвечают на вопросы:

  1. Используются ли эти принципы в современных компьютерах?

  1. Индивидуально заполняют карточку сравнения схемы Неймана и схемы магистрально-модульного устройства компьютера из учебника. После обсуждения правильности заполнения карточки, сами оценивают свою работу.

3. Отвечают на вопросы учителя.

Умение выражать свои мысли (К).

Умение проводить анализ, сопоставлять, сравнивать (П).

Самооценка (Р)

Умение выражать свои мысли (К).

5

  1. Мотивация учащихся на работу над проектом «Как выбрать компьютер»

Цель этапа: Постановка проблемы проекта

Учитель ставит проблему перед учениками, предлагая применить свои знания по теме на практическом примере.

- Свои знания по устройству компьютера можно использовать при покупке компьютера в магазине. Но ведь каждый хочет выбрать наилучший компьютер!

- Что такое хороший компьютер? Попробуйте ответить на этот вопрос!

В беседе выясняются такие факторы выбора хорошего компьютера, как стоимость компьютера, производительность компьютера, соответствие компьютера задачам пользователя и др.

Отвечают на открытый проблемный вопрос учителя: «Что такое хороший компьютер?»

Вспомогательные вопросы:

1. Каким должен быть компьютер пользователя и как должен комплектоваться?

2 . Играет ли какую-либо роль при выборе хорошего компьютера его дизайн?

3. Какие способы решения задачи выбора компьютера можно предложить?

4. Можно ли решить эту проблему путем выбора компьютера по прайс-листу некоторого магазина?

5. Можно ли оценить свой уровень знаний по устройству компьютера в связи с задачей выбора компьютера для конкретного пользователя? Какие оценки возможны?

Умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения (К).

Выдвижение гипотезы, предположение способа решения проблемы (П).

Самооценка уровня усвоения знаний (Р).

5

4. Практическая работа в группах по заданиям проекта

Учитель делит класс на группы по 4-5 человек, выдает карточки с портретами пользователей и прайс-листы.

- Что такое хороший компьютер? Попробуйте ответить на этот вопрос и решить следующие задачи по группам:

1. Каким должен быть компьютер для вашего пользователя и как должен комплектоваться? Представьте ответ на этот вопрос в виде нескольких слайдов презентации о функциях нужного компьютера и его комплектации.

2. Каким должен быть дизайн компьютера? Представьте ответ на этот вопрос с помощью рисунка в среде MS Word, скопируйте и вставьте в презентацию.

3. Какой компьютер из прайс-листа подходит для вашего случая? Ответ  представьте на слайде в виде кроснаграммы с расшифровкой. Подготовьтесь к аргументированной защите своего выбора.

1.Ребята объединяются в группы, обсуждают задания и распределяют обязанности.

2. Принимают решение по выбору компьютера из  прайс-листа.

3. Работают над проектом, оформляя результаты своей работы в презентацию.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

Умение работать в команде, учитывать разные мнения, управление поведением партнера (К).

Соблюдать моральные и этические правила общения (Л).

Создание способа решения проблемы практического характера (П).

Умение делать выводы, принимать решение в условиях неопределенности (П).

20

5. Демонстрация и защита результатов работы групп

1. Выслушивает ответы групп.

2. Просит команды оценить свой уровень знаний по устройству компьютера в связи с задачей выбора компьютера для конкретного пользователя и определить, каких знаний не хватает для эффективного решения задачи выбора?

  1. Выбирают представителя от  группы для защиты проекта.
  2. Представитель показывает презентацию, комментируя выбор команды, отвечает на вопросы компетентного жюри из старшеклассников (дискуссия).
  3. Оценивает уровень знаний своей команды в связи с задачей выбора компьютера.
  4. Группа в листе самооценки выставляет баллы каждому ученику за участие в проектной работе.

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение вести дискуссию с оппонентом (К).

Самооценка своих знаний, определения области незнания (П).

Следование в дискуссии моральным и этическим требованиям (Л).

10

6. Оценка работы компетентным жюри старшеклассников и подведение итогов урока

Жюри объявляет победителей по трем номинациям: 1. Лучший портрет нужного компьютера. 2. Лучший дизайн. 3. Лучший выбор компьютера по прайс-листу.

Учитель подводит итоги урока, побуждая учащихся уточнить, о чем они хотели бы знать больше.

- Знания, получаемые на уроке информатики, имеют практическое приложение для каждого современного человека, в частности, для решения проблемы выбора компьютера.

- Чтобы компьютер эффективно работал, комплектация компьютера и характеристики должны удовлетворять различным требованиям пользователя. Чтобы сделать правильный выбор, нужны специальные знания об устройстве компьютера, знаний в объеме школьной программы по информатике может не хватить, а именно:..

Ученики подводят итоги, делают выводы о необходимости пополнения знаний об устройстве компьютера.

Понимание необходимости пополнения багажа знаний (Л).

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Р).

3

7. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание: разработать рекомендации начинающему пользователю по  выбору компьютера в магазине и представить их в напечатанном виде (от каждой группы).

Ученики записывают домашнее задание.

Понимание необходимости продолжения работы над проблемой дома (Л).

1