Рабочая программа 5 класс Информатика и ИКТ
рабочая программа (информатика и икт, 5 класс) по теме

Смирнова Екатерина Николаевна

Рабочая программа по УМК Л.Л.Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc123.5 КБ
Office spreadsheet icon inform_5.xls90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

I. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе:

- Закона «Об образовании» РФ;

- Федерального   компонента   государственного   стандарта   общего   образования 2004 года;

- образовательной программы МБОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год;

-   Программы     курса     информатики     и     ИКТ     для     5-7     классов     средней общеобразовательной       школы,       изданной       в       сборнике       «Программы для  общеобразовательных   учреждений:   Информатика.   2-11   классы   /   Составитель   М. Н.Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009»;

-  Обязательного минимума содержания основного общего образования мо предмету (Приказ МО № 1276).

II Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой  науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Цель обучения - развивая логическое алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования:

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа, продолжительность изучения информатики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основною общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Изучение   предмета   «Информатика»   формирует   личность обучающегося    и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

V. Содержание учебного предмета

Основные направления в изучении материала: компьютер для начинающих, информация вокруг нас.

Курс информатики в 5 классе призван обеспечить базовые знания обучающихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ,  направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения и практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

-        организации    индивидуального    информационного    пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

-        использования     информационных     ресурсов     общества     с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержаний программы:

1.   Компьютер для начинающих.

2.   Информация вокруг нас.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные  результаты:

-    широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

-    готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

-    интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- основы информационного мировоззрения – научного, взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе технике как одну из важнейших областей современной действительности;

-   способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики  и ИКТ в условиях развития информационного общества;

-    готовность к самостоятельным поступкам и действиям принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

-   способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений её анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

-   развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-    способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

-   владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивания недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации. классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

-    владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того что требуется установить;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата,  разбиение  задачи на подзадачи,         разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача;

-    владение   основными   универсальными   умениями   информационного   характера:        постановка   и   формулирование   проблемы;   поиск   и   выделение   необходимой    информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее -эффективных способов решения задач в   зависимости  от  конкретных   условий:   самостоятельное  создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-   владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно -графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,  графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-   опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

-   владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов: владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

-   владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества . сверстниками и взрослыми: умение правильно. четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность. в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией. представляя ей результаты своей работы с подошью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

-   уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-   способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

-   способность к решению задач различного рода исследований;

-   способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;

-   умение проводить самоанализ и самооценку.


VII. Перечень проверочных работ по модулям

Дата проведения

Вид и название работы

Количество обуч

Письмю рю

«5»

«4»

«3»

«2»

%успеваемости

%качества

СРю балл

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса (интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу), проверочная работа

1

2

Информация и информационные процессы (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу), проверочная работа

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу),  проверочная работа

4

Информационные процессы и информационные технологии (интерактивное тестирование тестирование по опросному листу). Контрольная работа

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации (творческая работа - создание презентации). Практическая работа

VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение

программы

1.   Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.

2.   Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4.   Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория - знаний. 2009.

5.  Босова Л.Л. Обработка текстовой информации, Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

6.   Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009»

7.   Технические средства: компьютер, проектор, принтер, локальная вычислительная сеть.

8.   Программные средства: операционная система Windows ХР, интегрированное офисное приложение MS Offiсе 2003, Клавиатурный тренажер.

9.   Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7» - М.: БИМОМ. Лаборатория знаний. 2009.

10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru


Тематическое планирование

Календарные сроки

№ П/П

Темы уроков

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Освоение предметных знаний (базовый/повышенный уровни)

Универсальные учебные действия

Компьютер для начинающих

Личностные:

желание приобретать

новые знания,

умения,

совершенствовать

имеющиеся.

Познавательные:

уметь анализировать

полученную

информацию

Коммуникативнные:

умение высказывать свою точку фения, сравнивать и делать выводы

Регулятивные:

моделировать действия над объектами окружающего мира

практическая работа

Устный опрос

1-4

Информация — Компьютер — Информатика. Техника беюиаснос1и и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; требования к организации компьютерного рабочего места; основные элементы компьютера и их назначение; группы клавиш на клавиатуре. их назначение; принципы десятипальцевого набора текста; иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру; определять тип файлов по пиктограмме и расширению; набирать слова и фрагменты текста. используя клавиатуру; перемещать объекты. оперировать с окнами. элементы рабочего  стола.

Повышенный уровень:

Знать  элементы компьютера  и их назначение; группы клавиш на клавиатуре, их назначение; принципы слепого десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру и слепой десятипальцевый набор.

5-6

Программы и файлы. Рабочий стол. Клавиатурный тренажер в режиме игры

Самостоятельная работа, устный опрос

77-8

Главное меню. Запуск программ.

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь запускать и закрывать программы м приложения; выполнять основные управляющие операции; сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать слова, используя клавиатуру; кодировать информацию. используя таблицу кодов; представлять информацию в виде графика, диаграммы. схемы; читать информацию. представленную на координатной плоскости. Знать структуру главного меню: способы управления компьютером с помощью меню; основные действия оперирования с информацией; основные виды носителей информации; схему передачи информации

Повышенный уровень:

Уметь запускать и закрывать программы и приложения; выполнять основные управляющие операции. Знать структуру главного меню; способы управления компьютером с помощью меню.

Практическая работа

проверочная работа,

устный опрос

99-12

Действия с информацией, Носители информации.

Практическая работа

Устный опрос

113-16

Формы представления информации.

игра «Морской бой».

практическая работа

Устный опрос, проверочная работа

Информация вокруг нас

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными  числами с помощью обычного режима калькулятора: осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе; редактировать текст: составлять простой запрос для поиска информации; систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы; форматировать текст; создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру; уметь

Личностные;

желание осваивать различные прикладные программы на компьютере

наблюдать за

работой одноклассников.

17-27

Обработка текстовой и графической информации.

.

составлять кодированные документы основные операции с текстом: способы обработки текстовой и графической информации: инструменты рисования.

Повышенный уровень:

Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью режима «Инженерией» калькулятора: осуществлять ввод и редактирование текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе: составлять сложный запрос для поиска информации: уметь составлять комбинированные документы. Знать основные и дополнительные операции с текстом; способы обработки текстовой и графической информации; инструменты рисования

Сравнивать  полученные результаты

Коммуникативные:

умение работать в группе 

Регулятивные корректировать процесс выполнения практических работ

28-29

Преобразование информации

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и знать порядок действий; составлять план и оформлять заголовки разделов.

Знать способы преобразования информации.

Повышенный уровень: сложные арифметические действия, используя  Калькулятор.

Практическая работа

Устный опрос

30-31

Разработка плана действий и его запись.

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь в презентации задать анимацию объектов; (описать план действий в выбранной форме. Знать формы записи плана действий.

Повышенный уровень:

Уметь в презентации задать анимацию ручными способами.

Практическая работа

Устный опрос

32-34

Контрольная работа

Базовый уровень:

Практическая

контрольная работа.

34

Практическая работа

Уметь создавать презентацию на заданную тему  тему

работа

итоговая

«Анимация»

и задавать анимацию объектов; записать план

практическая

действий в выбранной форме.

работа

Повышенный уровень:

Уметь создавать презентацию на свою тему и

задавать анимацию объектов.

Знать теоретическую информацию повышенного

уровня сложности за пройденный курс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...