Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса к учебнику И.Г. Семакина (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общие сведения

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 10

Учитель: Тимофеева Светлана Алексеевна

Уровень рабочей программы: базовый

Общее количество часов по учебному плану: 35

Количество часов в неделю: 1

УМК:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
  4. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
  5. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.

     (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)

  1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета информатика и ИКТ

Изучение информатики и ИКТ осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
  • Программа курса «Информатика и ИКТ», общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов. Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ составитель М.Н. Бородин.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.).

Региональный уровень:

  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013).

Уровень образовательного учреждения:

  • внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

-     воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в старшей школе на базовом уровне отражают:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса в области

информатики и ИКТ

Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации;
  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
  • что такое язык представления информации; какие бывают языки;
  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
  • понятия «шифрование», «дешифрование»;
  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
  • определение бита с алфавитной точки зрения;
  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
  • определение бита с позиции содержания сообщения;
  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  • основные свойства систем: целесообразность, целостность;
  • что такое «системный подход» в науке и практике;
  • чем отличаются естественные и искусственные системы;
  • какие типы связей действуют в системах;
  • роль информационных процессов в системах;
  • состав и структуру систем управления;
  • историю развития носителей информации;
  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
  • модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
  • понятие «шум» и способы защиты от шума;
  • основные типы задач обработки информации;
  • понятие исполнителя обработки информации;
  • понятие алгоритма обработки информации;
  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;
  • что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
  • алгоритм последовательного поиска;
  • алгоритм поиска половинным делением;
  • что такое блочный поиск;
  • как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
  • какая информация требует защиты;
  • виды угроз для числовой информации;
  • физические способы защиты информации;
  • программные средства защиты информации;
  • что такое криптография;
  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
  • определение модели;
  • что такое информационная модель;
  • этапы информационного моделирования на компьютере;
  • что такое граф, дерево, сеть;
  • структура таблицы; основные типы табличных моделей;
  • что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;
  • понятие алгоритмической модели;
  • способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • что такое трассировка алгоритма;
  • архитектуру персонального компьютера;
  • что такое контроллер внешнего устройства ПК;
  • назначение шины;
  • в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
  • основные виды памяти ПК;
  • что такое системная плата, порты ввода-вывода;
  • назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
  • что такое программное обеспечение ПК;
  • структура ПО ПК;
  • прикладные программы и их назначение;
  • системное ПО; функции операционной системы;
  • что такое системы программирования;
  • основные принципы представления данных в памяти компьютера;
  • представление целых чисел;
  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
  • принципы представления вещественных чисел;
  • представление текста;
  • представление изображения; цветовые модели;
  • в чем различие растровой и векторной графики;
  • дискретное (цифровое) представление звука;
  • идею распараллеливания вычислений;
  • что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
  • назначение и топологии локальных сетей;
  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
  • основные функции сетевой операционной системы;
  • историю возникновения и развития глобальных сетей;
  • что такое Интернет;
  • систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
  • способы организации связи в Интернете;
  • принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.

Учащиеся должны уметь:

  • решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов);
  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  • анализировать состав и структуру систем;
  • различать связи материальные и информационные;
  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи;
  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
  • ориентироваться в граф-моделях;
  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
  • строить табличные модели по вербальному описанию системы;
  • применять меры защиты личной информации на ПК;
  • применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
  • осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
  • соединять устройства ПК;
  • производить основные настройки БИОС;
  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
  • вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети.

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);
  • мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
  • управляемые компьютером устройства, дающие учащимся  возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  • операционная система;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
  • браузер (в составе операционных систем или др.);
  • мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • программа-переводчик;
  • система оптического распознавания текста;
  • программа интерактивного общения;
  • клавиатурный тренажер;
  • виртуальные компьютерные лаборатории;
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
  • растровый и векторный графические редакторы;
  • звуковой редактор;
  • система автоматизированного проектирования;
  • система программирования;
  • геоинформационная система;
  • редактор Web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплект:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
  4. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
  5. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.

     (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)

  1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Контроль

1

Информация

7

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

зачет

2

Информационные процессы в системах

11

сформированность представлений о способах передачи, хранения и простейшей обработки данных;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения

зачет

3

Информационные модели

7

сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов

зачет

4

Программно-технические системы реализации информационных процессов

9

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; владение компьютерными средствами представления и анализа данных

зачет

5

Повторение

1


Поурочное планирование

п/п

Планируемые сроки проведения (неделя

учебного

года)

Тема урока

Основные элементы содержания

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

 (на уровне учебных действий)

Контроль

Информация – 7 ч.

1

1 неделя

Техника безопасности и организация рабочего места.

Структура информатики

информатика, теоретическая информатика, прикладная информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика

знать основные структурные элементы науки информатики

опрос

2

2 неделя

Понятие информации

информация, данные, философские концепции информации

знать три философские концепции информации;

понимать смысл понятия информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

опрос

3

3 неделя

Представление информации, языки, кодирование

кодирование, декодирование, шифрование, дешифрование, криптография, код Морзе, код Бодо

знать, что такое язык представления информации; какие бывают языки;

знать принцип работы технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; применять простейшие способы кодирования и декодирования информации

пров. работа

4

4 неделя

Измерение информации. Объемный подход

объем информации, алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, бит, байт

понимать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

знать определение бита с алфавитной точки зрения,

связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов),

связь между единицами измерения информации

опрос

5

5 неделя

Измерение информации. Содержательный подход

равновероятные события, неопределенность знания, бит

понимать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

знать определение бита с позиции содержания сообщения;

опрос

6

6 неделя

Решение задач на измерение информации

ранее изученные понятия

уметь решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с точки зрения алфавитного и содержательного подходов (в равновероятном приближении);

уметь выполнять пересчет количества информации в разные единицы

пров. работа

7

7 неделя

Обобщение изученного материала

ранее изученные понятия

понимать смысл всех изученных ранее понятий; уметь решать задачи на измерение информации

зачет

Информационные процессы в системах – 11 ч.

8

8 неделя

Введение в теорию систем

система, структура, целесообразность, целостность, системный эффект, подсистема, системный подход

знать основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

основные свойства систем: целесообразность, целостность;

знать, что такое «системный подход» в науке и практике

опрос

9

9 неделя

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

информационный процесс, естественная система, искусственная система, информационная связь, система управления

знать, чем отличаются естественные и искусственные системы, какие типы связей действуют в системах; различать  связи материальные и информационные; понимать роль информационных процессов в системах; знать состав и структуру систем управления

опрос

10

10 неделя

Хранение информации

носитель информации

знать историю развития носителей информации;

современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; уметь сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

опрос

11

11 неделя

Передача информации

теория связи, теория информации, пропускная способность канала, шум, защита от шума, избыточность кода

иметь представление о модели передачи информации по техническим каналам связи;

знать основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, понятие «шум» и способы защиты от шума

опрос

12

12 неделя

Обработка информации и алгоритмы

исполнитель, исходные данные, алгоритм, алгоритмическая машина

знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;

что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

опрос

13

13 неделя

Автоматическая обработка информации

машина Поста

знать определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

опрос

14

14 неделя

Автоматическая обработка данных

машина Поста

уметь составлять простейшие алгоритмы управления для машины Поста

лаб. работа

15

15 неделя

Поиск данных

набор данных, структура данных, метод половинного деления, блочно-последовательный метод, метод спуска по дереву

знать, что такое «набор данных», «структура данных «, «ключ поиска» и «критерий поиска», уметь осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

опрос

16

16 неделя

Защита информации

защищаемая информация, цифровая информация, защита информации, несанкционированное воздействие, цифровая подпись, цифровой сертификат

знать виды угроз для цифровой информации,  физические и программные средства защиты информации

опрос

17

17 неделя

Шифрование данных

криптография, шифр Цезаря, закрытый ключ, открытый ключ

знать, что такое «криптография», «цифровая подпись», «цифровой сертификат», уметь применять простейшие криптографические шифры

лаб. работа

18

18 неделя

Обобщение изученного материала

ранее изученные понятия

понимать смысл всех изученных ранее понятий

зачет

Информационные модели – 7 ч.

19

19 неделя

Компьютерное информационное моделирование

модель, информационная модель, компьютерная информационная модель

знать определение модели, выбирать наиболее адекватную ситуации информационную модель, знать этапы информационного моделирования на компьютере

опрос

20

20 неделя

Структуры данных: деревья, сети, графы

структура данных, граф, вершина графа, ребро графа, дуга графа, петля, цикл, неориентированный граф, ориентированный граф, сеть дерево

уметь представлять структуру данных в виде графа, знать основные элементы графа, уметь решать логические задачи с помощью графов

опрос

21

21 неделя

Структуры данных: таблицы

таблица, строка, графа, ячейка, таблица типа «объект-свойство», таблица типа «объект-объект», двоичная матрица

уметь строить табличные модели, выбирать наиболее адекватный ситуации тип табличной модели

опрос

22

22 неделя

Пример структуры данных – модели предметной области

структурная модель

понимать, как в многотабличной модели данных связываются между собой таблицы

опрос

23

23 неделя

Алгоритм как модель деятельности

алгоритмическая модель, трассировка алгоритма

уметь строить алгоритмические модели, использовать различные способы писания алгоритмов, осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

опрос

24

24 неделя

Управление алгоритмическим исполнителем

алгоритмическая модель, графический учебный исполнитель

уметь строить алгоритмы управления графическим учебным исполнителем,

лаб. работа

25

25 неделя

Обобщение изученного материала

ранее изученные понятия

понимать смысл всех изученных ранее понятий

зачет

Программно-технические системы реализации информационных процессов – 9 ч.

26

26 неделя

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

архитектура персонального компьютера, контроллер, шина, память, системная плата, порты ввода/вывода, внешние устройства, сетевое оборудование

знать архитектуру персонального компьютера, назначение и характеристики основных устройств компьютера

опрос

27

27 неделя

Программное обеспечение компьютера

прикладное ПО, системное ПО, пользовательский интерфейс, меню, системы программирования

знать структуру программного обеспечения ПК, уметь пользоваться основными элементами пользовательского интерфейса

опрос

28

28 неделя

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

двоичное представление числа, двоичная мантисса, двоичный целый порядок

знать основные принципы представления данных в памяти компьютера, уметь представлять целые и вещественные числа в двоичной форме

опрос

29

29 неделя

Решение задач на представление чисел

двоичное представление числа, двоичная мантисса, двоичный целый порядок

уметь решать задачи на представление чисел в двоичной форме

пров. работа

30

30 неделя

Представление текста, графики и звука

текстовая информация, графическая информация, растровая графика, разрешение экрана, цветовая модель RGB, векторная графика, звуковая информация, разрядность дискретизации

знать основные принципы представления текстовой, графической и звуковой информации в памяти компьютера

опрос

31

31 неделя

Развитие архитектуры вычислительных систем

мультипроцессорные системы, мультикомпьютерные системы

знать, что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

опрос

32

32 неделя

Организация локальных сетей

локальная компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, топология сети, технология «клиент-сервер»

знать назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей;

основные функции сетевой операционной системы

опрос

33

33 неделя

Организация глобальных сетей

глобальная компьютерная сеть, Всемирная паутина, Интернет, IP-адрес, доменная система имен, пропускная способность канала связи, протокол

знать систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен); способы организации связи в Интернете; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

опрос

34

34 неделя

Обобщение изученного материала

ранее изученные понятия

понимать смысл всех изученных ранее понятий

зачет

35

35 неделя

Обобщение учебного материала за год

ранее изученные понятия

понимать смысл всех изученных ранее понятий

опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...