Урок по информатике: Алгоритм, в нашей жизни.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Дмитриева Ая Прокопьевна

Открытый урок по информатике в 9 классе на тему: Алгоритм. Виды алгоритмов. Исполнитель. 

Урок представлен в виде решения проблемной ситуации и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokdmitrieva.rar2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатике в 9 классе.

Дата:

Тема: Алгоритмы вокруг нас. 

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Познакомить с понятием “алгоритм”, типами и способами их записи.
  • Научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в повседневной жизни.
  • Синтез знаний, полученных на разных предметах.

2. Развивающие:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
  • чувство товарищества, взаимовыручки;
  • коммуникативные качества, умение слушать;
  • культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.

Тип урока: Урок изучения нового - Объяснительно-демонстрационный с элементами практикума. 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,

иголка, нитка, ножницы, пуговица, кусочек ткани,

фломастеры, фонарик, лампочки, воздушный шарик

Программное обеспечение: презентация, составленная в Power Point. (Приложение 1)

План урока:

  1. Орг. момент.                                                                2 мин
  2. Проблемная ситуация                                                        5 мин
  3. Изучение нового материала.                                                 мин
  • Алгоритм.                                                                         5 мин
  • Исполнитель алгоритма                                                3 мин
  • Типы алгоритма                                                                5 мин
  • Способы записи алгоритма.                                                5 мин
  1. Закрепление изученного материала.                                5 мин
  2. Подведение итогов, домашнее задание.                                5 мин


Ход урока.

Добрый день, садитесь. Меня зовут Ая Прокопьевна. Сегодня урок информатики проведу я.

Каждый человек в повседневной жизни решает большое количество разных задач: математических, экономических, хозяйственных, творческих.

 Но решение даже самой простой задачи осуществляется за несколько последовательных шагов. А решение этой задачи опирается на ваш жизненный опыт, который растет с каждым днем. Поэтому сегодня мы должны познакомиться с новой темой урока, опираясь на ваш жизненный опыт.

Итак прежде, чем приступить к уроку, Уважаемые ученики Вам предстоит выполнить  некоторое задание: первое задание – пришить пуговицу, второе – собрать рисунок по образцу, третье – приготовить кофе, четвертое – надуть воздушный шарик и пятое – сделать бутерброд. Все необходимые вещи лежат перед вами. На выполнение этого задания дается 3 минуты. При этом вы должны описать последовательность ваших действий, которые привели к конечному результату.

Задания: (презентация, слайд 1- 3)

  1. пришить пуговицу (имеется иголка, нитка, ножницы, пуговица, материал);
  2. Раскрасить мордочку Котика (имеется фломастер и лист бумаги),
  3. Собрать рисунок по картинке;
  4. приготовить кофе, добавив сахар по вкусу (имеется чашка, пакетик растворимого кофе, сахар)
  5. надуть воздушный шарик.

Итак, Вы сейчас выполнили некоторые действия, стремясь получить определенный результат.

Давайте сделаем вывод. Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий? Чтобы это узнать, даю Вам следующее задание. С помощью часовых стрелок вы должны декодировать слово и найти определение в словаре. Правильно, последовательный порядок действий для достижения определенной цели называется Алгоритм.  

Тема нашего урока: Алгоритмы вокруг нас. Целью нашего урока будет знакомство с понятием алгоритм, с его историей возникновения, с видами, а также формами записи алгоритма. (презентация слайд 5).

Как вы думаете, откуда произошло слово “алгоритм”? Давайте посмотрим видеосюжет. (презентация слайд 7)

И так мы сказали, что алгоритм это последовательность действий, которые приводят к конечному результату.

А как вы думаете кто должен выполнить эти действия? Кто должен получить результат? (учащиеся предлагают свои варианты) Правильно, человек или компьютер выполняет эти условия. Давайте послушаем информацию «Кто такой исполнитель». (презентация слайд 9).

А чтобы лучше понять, кто такой исполнитель выполним поиграем в игру «Исполнитель». Выбираем по одной. На каждой карточке записан один алгоритм, который вы должны воспроизвести.

Задания:

Алгоритм «Зарядка».

  1. Встать прямо.
  2.  Поднять руки вверх.
  3.  Опустить руки вниз.
  4.  Повернуться влево.
  5. Повернуться вправо.

Алгоритм «Квадрат»

  1. Встать прямо
  2. Сделать один шаг вперед.
  3. Сделать один шаг влево.
  4. Сделать один шаг назад.
  5. Сделать один шаг вправо.

Алгоритм «Музыка»

  1. Похлопать в ладоши два раза
  2. Потопать ногами два раза
  3. Похлопать в ладоши два раза
  4. Потопать ногами два раза

Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен. 

Алгоритмы принято разделять на линейные, разветвляющиеся и циклические типы.

Рассмотрим эти типы алгоритмов:

Предположим, что требуется составить алгоритм результата выражения: 100+(115-(40+20)).

Как вы будем выполнять действия в этом выражении?

Ответы учащихся …

Как вы думаете это какой тип алгоритмов? Ответы учащихся …

В этом примере вы выполняли действия в том порядке, в котором они записаны. Такие алгоритмы получили название линейных алгоритмов.

Давайте вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: “Если направо пойдешь, то коня потеряешь, если налево пойдешь, то сам пропадешь”. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.

Приведите пример такой ситуации.

Ответы учащихся …

Алгоритм, в котором используется условие, получил название разветвляющегося алгоритма.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Например, каждый год наступают зима, весна, лето, осень.

Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий, называют циклическим. 

Чтобы закрепить, знания по типам алгоритма выполним практические задание.



Итак, любой алгоритм можно составить, используя только типовые алгоритмические конструкции. Формы же представления этих алгоритмов могут быть разными:

  • словесной;
  • графической ( блок схемой);
  • программной.

Рассмотрим их( презентация слайд__)

Задание: написать алгоритм “Одеться по погоде”. Если на улице температура ниже 0, то необходимо надеть шубу, иначе – куртку.

1. Словесная форма:

Алгоритм ПОГОДА

  1. Начало
  2. определить температуру воздуха
  3. если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку
  4. Конец.

2. Программная форма:

program E3;

uses crt;

var t: real;

begin

clrscr;

writeln(‘введите температуру воздуха t=’);

readln(t);

if t < 0 then writeln(‘одеть шубу’) else writeln(‘одеть куртку’);

end.

3. Графическая форма записи:

http://festival.1september.ru/articles/504777/img1.GIF

Давайте сейчас поиграем в игру «Пословицы». (презентация «Разгадай пословицу»).

Мы с вами познакомились с видами и свойствами алгоритмов. Теперь я предлагаю вам закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания и отгадать кроссворд. Приступим!

Ученики выполняют работу (5 минут)(приложение кроссворд)

Рефлексия урока.

Итак наш урок подходит к концу. На первой странице ваших рабочих тетрадей есть таблица «П-М-И». Заполняем ее. И вам приведены вопросы по рефлексии.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Алгоритмы в нашей жизни"

Данная работа рассказывает об использовании алгоритмов в повседневной жизни....

Алгоритмы в нашей жизни

Чтобы выполнить какое-то дело следует продумать последовательность действий. Чтобы научить кого-то выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий так, чтобы она была поня...

Открытый урок по информатике "Алгоритм ветвления" 9 класс

Урок "Алгоритм ветвления" Учебный предмет – информатика.Уровень образования школьников: 9 класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.Раздел программы: Программное обеспечение и...

Разработка урока «Алгоритмы в нашей жизни»

Конспект урока "Алгоритмы в нашей жизни"...

Презентация к уроку информатики "Алгоритмы в нашей жизни"

Урок на тему "Алгоритмы в нашей жизни" преследует своей целью создать условия для первичного представления об алгоритме, его исполнении. В результате изучения данной темы учащимся предоставляется возм...

План урока по информатике "Алгоритмы"

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в...