Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и икт на тему:
    Создание активной учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики в начальной школе (из опыта работы)

    Цветкова Татьяна Анатольевна

    Использование игровых и интерактивных технологий на уроках информатики во 2 классе (по Горячеву). Есть разработки по всему курсу. Обращайтесь - вышлю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sozdanie_blagopriyatnoy_sredy.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    Конкурс педагогических идей

    Создание активной

    учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики

    в начальной школе

    (из опыта работы)

    Работу выполнила:

    Учитель информатики

    Цветкова Т.А.

    Г. Верхний Уфалей

    2010-2011 уч. год

    Содержание

    1. Педагогическая философия………………………………………..3
    2. Введение……………………………………………………….........4
    3. Описание опыта работы……………………………………………7
    4. Приложения………………………………………………………...11

    Моя педагогическая философия

    «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити.

    Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать»

    Экзюпери

    Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы  он был  радостным, успешным, чтобы дети развили свой ум и смекалку, память и воображение. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их  восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что  ведущий принцип  педагогики – развитие детей. Любимый мой вопрос: «Почему? Объясните! Докажите!» Дети  воспринимают это как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать.

    Можно заучить формулы и алгоритм решения наизусть, можно научить учиться, но как добиться того, чтобы каждый хотел этим заниматься? Низкий уровень познавательного интереса учащихся – это серьезная проблема, которую учитель пытается решить в меру сил и способностей.

    Помочь разбудить, дать толчок и развить  творческие способности у детей – это  и есть основная цель при обучении каждого ребенка. Для достижения этой цели  приходится осваивать новые технологии: метод проектов, разноуровневое и проблемное обучение, игровые и, конечно же,  информационно-коммуникационные  технологии.  Ведь современный учитель должен быть не только профессионалом. Самого по себе профессионализма мало, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом  навсегда оставаться  и учеником. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами,  учиться  готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Ведь  профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога.

    Введение (пояснительная записка)

    «В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

    Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера» (Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе  Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

    Эффективное осуществление этого процесса возможно при комплексном подходе к решению следующих проблем.

    • совершенствования методической подготовки учителя;
    • разработки электронных учебных материалов для обучения младших школьников;
    • создания организационно-педагогических условий для включения информационно-коммуникационных технологий в традиционный урок в начальной школе.

    Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно не обязательно разрушать всё то, что годами нарабатывалось начальной школой. Сочетание классических методов обучения младших школьников и новых информационных технологий существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:

    • стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой формы учебных заданий;
    • возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
    • расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;
    • изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке.

    Актуальность

    Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств детей. Практически все концепции реформирования общеобразовательной школы основываются на широком внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. В этой связи проявляется необходимость реализации в начальной школе пропедевтического курса информатики, начала ее изучения с младшего школьного возраста.

    Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире.

    Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения. Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического,  так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том, чему и как учить. Это обуславливает актуальность темы работы.

    Цель работы

    • разработка приемов формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики на основе деятельностно-игрового подхода,
    • оптимизация пропедевтического курса информатики в начальной школе, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся,
    • формирование эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики в начальной школе.

    В соответствии с целью в процессе работы решались следующие задачи:

    • анализ современного состояния и проблем преподавания информатики в начальной школе;
    • анализ практических приемов преподавания информатики младшим школьникам, практики и перспектив применения игровых форм познавательной деятельности на уроках информатики;
    • разработка дидактических материалов и программного обеспечения для организации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики в начальной школе;
    • проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанной методики активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Новизна работы заключается в:

    • применении компьютерных технологий с начального этапа образовательного процесса в целях создания условий для активизации учебно-познавательной деятельности;

    • определении дидактических условий и приемов формирования на уроках информатики учебно-информационной среды, характеризующейся высокой степенью творческой активности учащихся.

    Практическая значимость работы состоит в том, что

    • разработанные дидактические материалы  обеспечивают реализацию пропедевтического уровня регионального образовательного стандарта по информатике;

    • предложенная система формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики реализована в условиях учебно-информационной среды на уроках информатики во 2-х классах;

    • методические разработки уроков, используются в практике другими учителями и одобрены;

    • принципы формирования активной учебно-информационной среды могут быть использованы для разработки технологии обучения другим учебным дисциплинам начальной школы.

    Основные положения работы:

    • Отбор содержания курса информатики в начальной школе и обучения должен основываться на преимущественно развивающем характере уроков информатики в начальной школе, развитии произвольного восприятия, внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, творческих способностей, интеллекта, эрудиции, общего кругозора и навыков коммуникативного общения;
    • Структурообразующим элементом урока информатики в начальной школе должна быть адаптированная к данному возрасту обучаемых программа развивающего и обучающего характера с использованием информационно-коммуникационных технологий. Система методических приемов преподавания информатики в начальной школе, направленная на поддержание высокого уровня активности учебно-познавательной деятельности, должна основываться на постепенном переходе от игровых форм урока к неигровым.
    • Результатами организации учебно-познавательной деятельности на основе деятельностно-игрового подхода при изучении информатики в начальной школе являются повышение интереса школьников к изучаемому предмету, активизация их самостоятельной работы на уроках и дома, интенсификация процесса обучения, снижение утомляемости.

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

    Когда я начинала преподавать информатику в начальной школе, то естественным образом возникли два вопроса: чему учить и как учить? Сейчас я знаю ответы на эти вопросы и готова поделиться опытом. Итак,

    1. Чему учить?

    При  обучении информатике в начальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.

    В первом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий.

    Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

    Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует преподавание информатики в начальной школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

    Изучение информатики в начальной школе с использованием учебно-методического комплекта Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» предполагается в основном без компьютерной поддержки, но, тем не менее, она допустима. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ученикам навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это наблюдается при раннем обучении информатике с применением компьютерной поддержки.

    В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности.

    Использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятные условия, т.к. учащиеся младших классов отличаются высокой степенью эмоциональности.

    Итак, траектория выбрана: работаем по учебно-методическому комплекту Горячева А.В. с компьютерной поддержкой. Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста регламентирует гигиенический режим работы с ПК (не более 15 минут за урок), поэтому теоретическая, «бескомпьютерная», часть урока составляет 35 минут, практическая часть –10 минут. Для компьютерной поддержки уроков используются диски «Мир информатики», «Дракоша и занимательная информатика» компании Кирилл и Мефодий и другие, соответствующие обязательному минимуму содержания образования по информатике.

    2. Как учить? 

    2.1.Используем игровые технологии. 

    Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс), учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке. В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

    1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
    2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
    3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
    4. Проблемное обучение;
    5. Метод проектов;
    6. Ролевой метод.

    Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Одной из форм технологии обучения является игровая форма. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Но на уроке в первую очередь играет учитель: я становлюсь артистом – выражаю радость и удивление, притворяюсь непонимающей, неумеющей, прошу у учеников помощи. Ведь в игре дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

    Игры, которые встроены в урок, должны отвечать следующим требованиям:

    • игра должна содержать образовательный аспект;
    • игра должна основываться на самостоятельной деятельности учащихся;
    • обязательный элемент игры - ее эмоциональность;
    • игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
    • в играх обязателен элемент соревнования, что всегда приводит к рефлексии учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

    В методических рекомендациях УМК Горячева рекомендуется использовать на уроке игровые технологии. Но, начав работать, сталкиваешься с проблемой нехватки времени на уроке: в учебнике много упражнений разного уровня (в том числе и необязательных) – хочется успеть выполнить всё плюс обязательные физпаузы и гимнастика для глаз плюс игры плюс работа на компьютере… Времени на все не хватало, приходилось чем-то жертвовать: меньше игр, меньше времени работы за компьютером, необязательные задания пусть будут необязательными. И тогда пришлось искать пути решения этой проблемы. Ведь  профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога.

    2.2. Используем компьютерные технологии. 

     Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Компьютер как наглядное пособие качественно нового уровня позволяет существенно повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.

    На уроках информатики с успехом можно использовать компьютер, создавая к урокам слайды в PowerPoint. Возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть многих задач, в том числе на движение. Анимация — это быстрая смена изображений на экране, создающая эффект движения. Способ анимации может быть любым: одни и те же (или разные) объекты могут накладываться в одно и то же или в разные места экрана. В результате можно наблюдать как движение объекта по экрану, так и изменение его формы. Используя эффекты анимации PowerPoint, можно создавать свои задачи, кроссворды, использовать на уроке ролевые игры, сказки и т.д. Начиная работать в начальной школе в 2009-2010 учебном году, я решила попробовать совместить игровые технологии с компьютерными, разрабатывая на уроки информатики анимационные презентации.

    Эффективность таких уроков оказалась очень высокой. Даже те ученики, которые обычно не отличались высокой сообразительностью, смогли высказаться по поводу возможных шагов в решении задач.

    Решая задачи вместе с детьми, используя маркер, я делаю пометки, подчеркивания, выделение непосредственно на слайде ярким цветом. Это помогает привлечь учеников, обратить их внимание на важные моменты. Преимущество при работе над задачами с использованием компьютерных анимационных слайдов и в том, что я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения. Помогает это и ученикам, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, не умеют образно мыслить.

    Урочное применение электронных учебных материалов при обучении информатике (а также, я думаю, грамоте, математике, на уроках чтения, окружающего мира и других предметов) не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.

    Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

    Применение компьютера, как показала практика, позволяет активизировать деятельность учеников. Для проведения урока я создаю компьютерные презентации – это позволило повысить производительность урока: теперь на уроке мы успеваем всё: решить все задачи, в том числе необязательные и занимательные, поиграть, сочинить истории, поработать на компьютере. Но такие занятия требуют от учителя большей подготовки к уроку: нужно не только продумать содержание урока, но и подкрепить его дидактически: отсканировать упражнения, найти картинки, продумать анимацию, создать саму презентацию. Даже дизайн презентации стараюсь выбрать, если это возможно, соответствующий: например, при изучении темы «Действия предметов» это были плавающие рыбки, при изучении темы «Последовательность действий» - времена года. Готовлю дополнительно занимательные задачи и загадки. На уроки к нам «приходят» герои сказок и мультфильмов, гимнастику для глаз проводят те же герои, или циркачи… И так далее.

    Суть моей работы состоит в создании комплекта методических и дидактических материалов для проведения уроков информатики во 2-м классе (Приложение). При разработке методических материалов опорными являются методические рекомендации для учителя УМК А.В.Горячева. Дидактические разработки являются авторскими. В течение учебного года материалы использовались учителем информатики, работающим в этой же параллели, и получили одобрение.

    Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий с учениками начальной школы. Можно рекомендовать использование компьютера учителям начальной школы в ежедневной педагогической практике в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников.

    Приложение на диске.

    В приложении представлены методические и дидактические разработки уроков информатики во 2-м классе. Они разбиты на 3 части: по четвертям.

    1 часть содержит разработки по темам:

    1. Вводный. Правила поведения в компьютерном классе.
    2. Признаки предметов
    3. Описание предметов
    4. Состав предметов
    5. Действия предметов
    6. Адреса предметов

    2 часть содержит разработки по темам:

    1. Результат действия
    2. Обратные действия
    3. Последовательность действий
    4. Алгоритм
    5. Ветвление в алгоритмах

    3 часть содержит разработки по темам:

    1. Множество
    2. Способы задания множеств
    3. Сравнение множеств
    4. Отображение множеств
    5. Кодирование
    6. Вложенность множеств
    7. Пересечение множеств
    8. Объединение множеств


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курс информатики в начальной школе

    Чем обусловлено изучение компьютера в начальной школе?На что направлено содержание предмета информатики на начальном этапе школьного обучения?Аргументы "за" и "против" изучения компьютера....

    Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

    В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

    Внедрении ФГОС в начальной школе (из опыта работы)

    Статья рассказывает о внедрении новых федеральных образовательных стандартов в начальной и средней школе....

    Система работы учителя по проверке результатов обучения учащихся в коррекционной школе (из опыта работы)

    Повторение и проверка исторический фактов,  и понятий на уроках истории....

    Сборник обучающих игр для начальной школы (из опыта работы)

    Использование игры как метода обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечают как средство, имеющее огромные потенциальные возможности. Опишу некоторые примеры обучающих игр, которые я прово...

    Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

    При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...