рабочая программа 9 класс (Угринович Н.Д.)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Андреева Юлия Викторовна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д.В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9_klass.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

  В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы. Имеется некоторое содержательное  отличие при изучении раздела «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».Так как при сдаче ГИА более актуально знание алгоритмического языка, чем Visual Basic,  а так же учитывая что изучение основ алгоритмизации с применением алгоритмической среды «Кумир» позволяет учащимся усвоить данную тему в более доступной форме, основное количество часов отводится работе в алгоритмической среде. Изучение языка программирования Visual Basic дается в ознакомительной форме.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Содержание учебного курса

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.        

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Практические работы:

Практическая работа 1. Кодирование графической информации.

Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Практическая работа 4. Анимация.

Практическая работа.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.

Кодирование и обработка текстовой информации.        

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Практические работы:

Практическая работа 7. Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 8. Вставка в документ формул.

Практическая работа 9. Форматирование символов и абзацев.

Практическая работа 10. Создание и форматирование списков.

Практическая работа 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Практическая работа 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

Практическая работа 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Практическая работа 15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа 16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 17. Построение диаграмм различных типов

Практическая работа 18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic .

Практические работы:

Практическая работа 19. «Оператор присваивания»

Практическая работа 20. «Линейное программирование »

Практическая работа 21. «Программирование : ветвление»        

Практическая работа 22. « Программирование : цикл»

Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»

Практическая работа 24. Проект «Графический редактор»

Моделирование и формализация.

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

Практическая работа 25. Проект «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа 26. Проект «Графическое решение уравнения»

Практическая работа 27. Проект «Распознавание удобрений»

Практическая работа 28. Проект «Модели систем управления»

Информационное общество.

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе “ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ»  : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

 

  1. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007
  2. Информатика 7-9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор WеЬ-страниц.


Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ

9 класс

Тема

Глава, параграф, страницы

Дата

Примечание

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 14 часов

1

Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации.

§ 1.1.1 – 1.1.2

Стр10-15

2

Кодирование графической информации.

§1.1.3

3

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

4

Растровая и векторная графика.

§1.2.1-1.2.2

5

Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора

§ 1.3.1

6

Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

§1.323

7

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1.3.3

8

Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе

§1.3.3

9

Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе

10

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №4 Анимация

§1.4

11

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа  №5 Кодирование и обработка звуковой информации

§1.5

12

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

§1.6

13

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

14

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации»

Кодирование и обработка текстовой информации        - 8 ч

15

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №7

Кодирование текстовой информации.

§2.1

16

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов.

Практическая работа №8 Вставка в документ формул

§2.2-2.4

17

Форматирование документа .

Практическая работа №9

 Форматирование символов и абзацев

§2.5

18

Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.

§

19

Практическая работа №10

Создание и форматирование списков.

§

20

Таблицы.

Практическая работа №11

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

§2.6

21

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа №12

Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

§2.7

§2.8

22

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Кодирование и обработка числовой информации – 12 ч

23-24

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №14.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

§3.1.1

25

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

§3.1.2

26

Электронные таблицы. Основные типы данных.

§3.2.1-3.2.2

27

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.3

28

Практическая работа №15

 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

29

Встроенные функции.

Практическая работа №16

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

§3.2.4

30

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа №17.
Построение диаграмм различных типов.

§3.3

31-32

Базы данных в электронных таблицах.

Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

§3.4

33

Повторение темы

34

Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч

35

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

§4.1

36

Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.

§4.2

37

Основные алгоритмические структуры. Блок-схема

38

Переменные на языке  программирования:тип, имя, значение.

§4.3

39

Операция присваивания. Практическая работа №19 «Оператор присваивания»

40

 Арифметические выражения и их запись на языке  программирования.

41

Линейная алгоритмическая структура. Линейное программирование.

42

Практическая работа №20 «Линейное программирование »

43

Алгоритмические структуры: «ветвление» и «выбор».

44

Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура»

45

Практическая работа №21 «Программирование : ветвление»

46

Алгоритмическая структура «цикл»

§4.2.3

47

Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл»

48

Практическая работа №22 « Программирование : цикл»

§4.2.4

49

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование»

§4.2.4

50

Основы объектно-ориентированного визуального программирования  на языке

51

Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор»

§4.7

52

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

53

Практическая работа № 24

Проект «Графический редактор»

54

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»

Моделирование и формализация -10 ч

55

Моделирование, формализация, визуализация.

§5.1-5.2.1

56

Материальные и информационные модели

§5.2.2-5.2.3

57

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3

58

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №25 «Бросание мячика в площадку»

§5.4

59

Приближенное решение уравнений .

Практическая работа № 26 Графическое решение уравнения

§5.5

60

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа №27 Распознавание удобрений

§5.6

61

Геоинформационные модели.

Практическая работа № 28

Проект «Модели систем управления»

62

Информационные модели управления объектами

§5.7

63

Повторение темы

64

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Информатизация общества (3 ч)

65

Информационное общество

§6.1

66

Информационная культура

§6.2

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

§6.3

68

Итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки выполнения  практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Угриновичу 8 класс

Рабочая программа по Угриновичу 8 класс...

Рабочая программа по Угриновичу 9 класс

Рабочая программа по Угриновичу 9 класс...

Рабочая программа по Угриновичу 10 класс

Рабочая программа по Угриновичу 10 класс...

Рабочая программа по Угриновичу 11 класс

Рабочая программа по Угриновичу 11 класс...

Рабочая программа Информатика Угринович 8 класс

Рабочая программа для 8 класса, первого года обучения....

Рабочая программа Информатика Угринович 9 класс

Рабочая программа по учебнику Угринович 9 класс 2 часа...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...