Практическое задание №17 Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс) по теме

Киселева Юлия Владимировна

Практическое задание №17

Тема: Работа с учебным исполнителем алгорит­мов: построение линейных алгоритмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое задание №17

Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

Задание:

  1. Прочитать текст «Алгоритм и его свойства», в таблице №1 «Алгоритм и его свойства» проверьте правильное заполнение таблицы. Запишите в тетрадь верные ответы.
  2. Прошу вас в ваших тетрадях продолжить предложение "Алгоритм это:" и нарисовать схему "Свойства алгоритма", заполнив пустые клетки схемы.
  3. Дан алгоритм открытия двери. Запишите в тетрадь правильный порядок действий.
  4. Определите правильный порядок действий в алгоритме кипячения воды в чайнике, чтобы предотвратить несчастный случай.
  5. Вам необходимо прочесть задание №5 «Инструкции» и записать в тетрадь те инструкции, которые удовлетворяют требованиям к алгоритмам.

Порядок выполнения:

Задание №1.  Алгоритм и его свойства

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того, чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, быть дискретным. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды. Необходимо, чтобы каждая команда алгоритма точно определяла однозначное действие исполнителя, а также алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его СКИ, т.е. понятны исполнителю. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Исполнение алгоритма сводится к конечному числу действий, которые приводят к конкретному результату. Свойство массовости для алгоритмов не является обязательным: с помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи и делать это неоднократно. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы исполнитель мог его выполнить не задумываясь, автоматически, формально. Значим также строгий порядок действий: важно то, как организован алгоритм. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.

Таблица №1 «Алгоритм и его свойства». 

Вопрос

Ответ

1

Что такое алгоритм?

Инструкция

2

Кто (что) может быть исполнителем алгоритма?

Исполнителем может быть человек, компьютер, станок, робот, язык программирования

3

Что такое СКИ?

Система команд исполнителя

4

Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:

Это свойство последовательности алгоритма

5

Свойства алгоритма

Это его общие характеристики

6

Результативность

В алгоритме не должно быть ошибок

7

Определенность (детерминированность)

На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить

8

Понятность

Свойство алгоритма, определенное исполнителем

9

С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи, это

Массовость алгоритма

10

Исполнение алгоритма приводит к конечному результату

Конечность алгоритма

Задание №2 . АЛГОРИТМ ЭТО (продолжите предложение):

Заполните схему, вписав свойства алгоритма

 http://festival.1september.ru/articles/553627/img2.gif

Задание №3. Алгоритм открытия двери

  1. Подойти к двери
  2. Открыть дверь
  3. Повернуть ключ по часовой стрелке 2 раза
  4. Вытащить ключ
  5. Вставить ключ в замочную скважину

Задание №4. Алгоритм кипячения воды

  • Налить в чайник воду
  • Открыть кран газовой горелки
  • Поставить чайник на плиту
  • Ждать, пока вода не закипит
  • Поднести спичку к горелке
  • Зажечь спичку
  • Выключить газ

Задание №5. Инструкции.

1. Инструкция по лепке дракона. 

  • Изучить образ дракона по имеющейся картинке.
  • Вылепить голову.
  • Вылепить туловище.
  • Вылепить хвост.
  • Вылепить четыре ноги.
  • Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.

2. Инструкция по варке манной каши

Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.

3. Инструкция приготовления коржиков 

  • Разогреть духовку до 220 градусов.
  • Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.
  • Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.
  • Замесить тесто.
  • С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.
  • После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.
  • Выпекать в духовке 12-15 минут.

4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше

5. Инструкция приготовления бутерброда.

Отрезать ломтик хлеба

Намазать его маслом

Отрезать кусок колбасы или сыра.

Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба

6. Инструкция покраски забора. 

  • Покрасить первую доску.
  • Переместиться к следующей доске.
  • Перейти к действию 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание №16 Тема: Построение диаграмм.

Практическое задание №16Тема: Построение диаграмм. ...

Практическое задание №20 Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практическое задание №20Тема: Использование метода последователь­ной детализации для построения алго­ритма. Использование ветвлений...

Практическое задание №15 Тема: Построение графиков

Практическое задание №15Тема: Построение графиков...

Практическое задание №18 Тема: Работа с учебным исполнителем алгорит¬мов: использование вспомогательных ал¬горитмов

Практическое задание №18Тема: Работа с учебным исполнителем алгорит­мов: использование вспомогательных ал­горитмов...

Практическое задание №19 Тема: Работа с циклами

Практическое задание №19 Тема: Работа с циклами...

Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

Тема урока: Алгоритм и его формальное исполнениеТип урока: урок открытия нового знанияРешаемые учебные задачи:знакомство учащихся с определением алгоритма и его формальное исполнение;знакомство учащих...