"Устройство компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Дымченко Людмила Анатольевна

Творческий урок-игра. Повторение и обобщение знаний о принципах построения и работы ПК на основе самостоятельного поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustroystvo_kompyutera.doc77.5 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий творческого урока

Автор: Дымченко Людмила Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа» с. Турунтаево, Томский район, Томская область

Предмет: информатика

Тема:  «Устройство компьютера»

Класс: 8

Время реализации занятия: 45 минут. (1 урок)

Цель:

повторить и обобщить знания о принципах построения и работы ПК на основе самостоятельного поиска.

Задачи урока:    

  • образовательные: 
  • актуализация знаний;
  • дифференциация материала, изученного по темам;
  • стимулирование интереса к изучаемой теме;
  • развивающие:
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развитие умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • развитие умения анализировать и сравнивать;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие мышления учащихся при решении логических задач;
  • развитие интереса к изучаемому предмету.
  • воспитательные:
  • воспитание умения рационально организовывать свою работу;
  • воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор;
  • воспитание находчивости, воли к победе, умения работать в команде;
  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока:

  • урок-КВН.

Оборудование:

  • компьютерный класс с операционной системой Windows, текстовым редактором Блокнот, графическим редактором Paint;
  • мультимедийной проектор (для показа презентации);
  • плакаты с высказываниями на тему КВН;
  •  плакаты с ребусами.  

  План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Оргмомент

1 мин

  1. Повторение и обобщение изученного ранее материала

41 мин

2.1 Приветствие команд

5 мин

2.2. Блиц-турнир

5 мин

2.3. Конкурс художников и поэтов  

6 мин

2.4. Конкурс умников

5  мин

2.5. Конкурс мудрецов

5 мин

     2.6. Конкурс историков

5 мин

     2.7. Конкурс капитанов

5 мин

 2.8. Домашнее задание

5 мин

  1. Итоги урока. Рефлексия. Награждение  

3 мин

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Слайд №1

Ребята! Вы изучили тему «Устройство компьютера». Сегодня мы обобщим знания по пройденной теме и проведем  урок – КВН. Задания вас ожидают увлекательные, необычные. Члены жюри, гости нашего урока, подведут итоги и наградят самых находчивых, смекалистых и дружных.

Слайд №2

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Гюстава Гийома:

 «Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий»

«Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей».

Ребята, давайте разгадаем ребусы, связанные с информатикой.

 Итак, начинаем наш КВН.

  1. Повторение и обобщение изученного ранее материала

Слайд №3

Нам предстоит выполнить задания восьми конкурсов и подвести итоги игры, поделиться впечатлениями.

На команды вы поделились заранее, а сейчас давайте представимся.

Слайд №4

  1. Приветствие команд — 5 баллов

Команды представляются, сообщают свое название, девиз, показывают эмблему.

Слайды №5,6

  1. Блиц-турнир — 5 баллов  

Каждой  команде по очереди задается вопрос, ответ обсуждают все участники команды, отвечает капитан.

— Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК (клавиатура)

— Совокупность устройств для хранения информации (память)

— Устройство ввода символьной информации на бумагу (принтер)

— Основная микросхема, производящая в ПК обработку информации (процессор)

— Программа, предназначенная для связи с внешними устройствами (драйвер)

— Совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти   ПК (программное обеспечение)

— Наименьшая единица памяти (бит)

— Список команд, выводимых на экран монитора (меню)

— Совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними (файловая структура)

Слайд №7

  1. Конкурс художников и поэтов — 5 баллов

От каждой команды приглашается по одному участнику. Задание выполняется в графическом редакторе Paint — изобразить и прославить в стихах компьютер будущего.

Слайды №8,9,10,11

  1. Конкурс умников — 5 баллов
  1. Командам надо подобрать к слову синоним, обсуждают все участники команды, отвечает капитан.

   Для каждого слова назовите синоним:

— Гибкий магнитный диск — … дискета

— Дисплей — … монитор

— Лазерный диск — … CD-ROM

— ЭВМ — … ПК

— Печатающее устройство — … принтер

— Винчестер — … жесткий магнитный диск

  1. По данным определениям отгадать компьютерный термин или понятие, которое является многозначным словом. Команды отвечают по очереди. Например: текстовый, графический, программный, системный, исполняемый, командный, архивный, скрытый ……. Файл

— служебный, домашний, поздравительный, постоянный, временный, электронный, абсолютный, относительный ….адрес

—  дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, генетическая, моторная, эмоциональная, образная, постоянная, оперативная, внешняя ….. память

— серая, белая, эргономичная, симметричная, оптическая, оптико-механическая, беспроводная, двухкнопочная, трехкнопочная ……мышь

— позвоночный, лунный, автоматный, популярный, музыкальный, метательный, магнитный, гибкий, жесткий, лазерный, оптический, установочный, системный, виртуальный ….диск

— неподвижный, объемный, стеновой, оконный, дверной, политический, избирательный, левый, правый, системный, ……блок

— узкий, широкий, системный, строчный, страничный, матричный, струйный, лазерный, цветной, черно-белый, …. Принтер

Слайды №12,13

  1. Конкурс мудрецов – 6 баллов

Командам называются программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Отгадайте, как они звучат в оригинале. Команды отвечают по очереди.

Например: Компьютер — лучший друг.  (Книга — лучший друг)

— Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. ( Скажи мне, кто твой друг, я скажу кто ты)

— По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одежке встречают, по уму провожают)

— Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят)

— Всякий кабель свое гнездо любит. (Всякая птица свое гнездо любит)

— Утопающий за F1 хватается. (Утопающий за соломинку хватается)

— Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет)

— Проводник до файла доведет. (Язык до Киева доведет)

— Не имя красит файл, а файл — имя. (Не имя красит человека, а человек — имя)

— С больной дискеты на здоровый винчестер. (С больной головы на здоровую)

— Первая программа комом. (Первый блин комом)

— Вирус не грянет — пользователь не перекрестится. (Гром не грянет — мужик не перекрестится)

— Программист программиста видит издалека (Рыбак рыбака видит издалека)

Слайды №14,15,16,17

  1. Конкурс историков — 6 баллов

Как видно из названия, задания конкурса связаны со школьным предметом историей. Команды отвечают по очереди.

— Петр Павлович — русский писатель, написавший известную стихотворную сказку «Конек-Горбунок», а Андрей Петрович — один из основателей теоретического и системного программирования, создатель сибирской школы информатики. Назовите их общую фамилию.   (Ершов)

— Домашняя библиотека, кинотеатр, школа, игротека и клуб по интересам в одном лице — это…..(компьютер)

— Из всех персональных компьютеров мира каждый третий находится в этой стране. В какой?              (США)

— Неумолимая статистика утверждает: две трети тех, кто имеет дома компьютер, использует его для этого. Для чего? (для игр)

— На изготовление этого микроустройства весом в 2г необходимо затратить 1,6 кг горючих ископаемых, 72 г различных химикатов, 32 л воды. Что это за устройство? (микропроцессор)

— Какая связь между городом Англии, ружьем калибра 30/30 и одним из элементов компьютера?  (Все они называются «Винчестер»)

—  Дочь какого великого английского поэта считается первым в мире программистом?  (Ада Лавлей — дочь лорда Джоржа Гордона Байрона. В честь ее был назван язык программирования Ада)

Слайд №18

  1. Конкурс капитанов— 5 баллов

Для прохождения конкурса приглашаются капитаны.  

С помощью мимики и жестов изобразить:

  • Капитан 1: Компьютер «завис»
  • Капитан 2: Ребенка, играющего в компьютерную игру

Слайд №19

  1. Конкурс «Домашнее задание»

Команды представляют на суд жюри и зрителей свои сценки «Урок информатики в школе будущего»

На протяжении всей игры в паузах проводятся игры с болельщиками:

  • Болельщики по очереди называют по алфавиту термины информатики.
  • Болельщики разгадывают кроссворды и ребусы, представленные на плакатах

Слайд №20

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Награждение.

Вот и закончен наш увлекательный урок. Пока жюри подводит итоги игры, ребята, поделитесь своими впечатлениями о конкурсах, о работе в командах.

Членами жюри выделяются самые лучшие конкурсы, отмечаются самые удачные ответы и самые активные участники. Награждаются победители.

Сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия.

Слайд №21

Ребята, спасибо за работу!

Список источников:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003


Подписи к слайдам:

Учитель информатикиДымченко Людмила АнатольевнаМБОУ «Турунтаевская СОШ» Томского района Томской области
«Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий»«Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей» (Гюстав Гийом) Модем Винчестер
3. Конкурс художников и поэтов
2. Блиц-турнир
6. Конкурс историков
4. Конкурс умников
7. Конкурс капитанов
8.Конкурс «домашнее задание»
5. Конкурс мудрецов
1.Приветствие команд
Подведение итогов
Название, девиз, эмблема
— Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК... КЛАВИАТУРА— Совокупность устройств для хранения информации ….ПАМЯТЬ— Устройство ввода символьной информации на бумагу…ПРИНТЕР— Основная микросхема, производящая в ПК обработку информации… ПРОЦЕССОР— Программа, предназначенная для связи с внешними устройствами… ДРАЙВЕР
— Совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти ПК … ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — Наименьшая единица памяти… БИТ— Список команд, выводимых на экран монитора… МЕНЮ — Совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними … ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА
Изобразить и прославить в стихах компьютер будущего
Для каждого слова назовите синоним:— Гибкий магнитный диск — … ДИСКЕТА— Дисплей — … МОНИТОР— Лазерный диск — … CD-ROM— ЭВМ — … ПК— Печатающее устройство — … ПРИНТЕР— Винчестер — … ЖЕСТКИЙ МАГНИТНЫЙ ДИСК
По данным определениям отгадать компьютерный термин или понятие, которое является многозначным словом. Победит, давший правильный ответ по меньшему числу определений. Например: текстовый, графический, программный, системный, исполняемый, командный, архивный, скрытый ……. Файл— служебный, домашний, поздравительный, постоянный, временный, электронный, абсолютный, относительный ….АДРЕС
— дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, генетическая, моторная, эмоциональная, образная, постоянная, оперативная, внешняя ….. ПАМЯТЬ— серая, белая, эргономичная, симметричная, оптическая, оптико-механическая, беспроводная, двухкнопочная, трехкнопочная ……МЫШЬ
— позвоночный, лунный, автоматный, популярный, музыкальный, метательный, магнитный, гибкий, жесткий, лазерный, оптический, установочный, системный, виртуальный ….ДИСК— неподвижный, объемный, стеновой, оконный, дверной, политический, избирательный, левый, правый, системный, ……БЛОК— узкий, широкий, системный, строчный, страничный, матричный, струйный, лазерный, цветной, черно-белый, ....ПРИНТЕР
Называются программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Отгадайте, как они звучат в оригинале.Например: Компьютер — лучший друг.. (Книга — лучший друг)— Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ, И Я СКАЖУ КТО ТЫ
— По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одежке встречают, по уму провожают)— Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят)— Всякий кабель свое гнездо любит. (Всякая птица свое гнездо любит)— Утопающий за F1 хватается. (Утопающий за соломинку хватается)— Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет)
— Проводник до файла доведет. (Язык до Киева доведет)— Не имя красит файл, а файл — имя. (Не имя красит человека, а человек — имя)— С больной дискеты на здоровый винчестер. (С больной головы на здоровую)— Первая программа комом. (Первый блин комом)— Вирус не грянет — пользователь не перекрестится. (Гром не грянет — мужик не перекрестится)— Программист программиста видит издалека (Рыбак рыбака видит издалека)
Как видно из названия, задания конкурса связаны со школьным предметом историей.— Петр Павлович — русский писатель, написавший известную стихотворную сказку «Конек-Горбунок», а Андрей Петрович — один из основателей теоретического и системного программирования, создатель сибирской школы информатики. Назовите их общую фамилию. ЕРШОВ
— Домашняя библиотека, кинотеатр, школа, игротека и клуб по интересам в одном лице — это….. КОМПЬЮТЕР— Из всех персональных компьютеров мира каждый третий находится в этой стране. В какой? США— Неумолимая статистика утверждает: две трети тех, кто имеет дома компьютер, использует его для этого. Для чего? ДЛЯ ИГР
— Какая связь между городом Англии, ружьем калибра 30/30 и одним из элементов компьютера? ВСЕ ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ «ВИНЧЕСТЕР»— Дочь какого великого английского поэта считается первым в мире программистом? АДА ЛАВЛЕЙ — ДОЧЬ ЛОРДА ДЖОРЖА ГОРДОНА БАЙРОНА. В ЧЕСТЬ ЕЕ БЫЛ НАЗВАН ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ АДА
С помощью мимики и жестов изобразить:Компьютер «завис»Ребенка, играющего в компьютерную игру
Команды представляют на суд жюри и зрителей свои сценки «Урок информатики в школе будущего»
Выделяются самые лучшие конкурсы и отмечаются самые удачные ответы и самые активные участники
МОЛОДЦЫ!
1. Зайнуллина В.В. Самые новые ребусы по информатике. [www документ] – URL: http://www.metodkopilka.ru/page51-16.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устройство компьютера

Для прверки знаний воспитанников компьютерного объединения я использую тесты.Предлагаю вашему вниманию один из них....

Устройство компьютера

раздаточный материал для начальных классов по информатике...

Эксплуатация устройств компьютера. Защита от недостатков электропитания. Чистка компьютера

Предлагаю ознакомиться с некоторыми рекомендациями по безопасному обеспечению и рациональному использованию устройств компьютера.Бывает, что напряжение в электросети сильно колеблется. Для компьютера ...

Наш компьютер - верный друг. Устройства компьютера

конспект занятия для старших дошкольников об устройстве компьютер...

Устройство компьютера. Из чего состоит компьютер

Устройство компьютера. Из чего состоит компьютер. Учебно-методический материал к занятиям по программе "КОМП"...