РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Пыхтунова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Сланцовская  основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/Пыхтунова О.В./

Протокол №____от «___»__________2013г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ«Сланцовская ООШ »

____________/_Пыхтунова Т.Н/

Приказ № _____ от «___»___________2013г.

Рабочая программа педагога

Пыхтуновой Ольги Васильевны

II квалификационная категория

по  информатике и ИКТ 5 класс

                                                               

                                                   Принято на заседании

                                                                                   педагогического совета

                                                                                   протокол № ____

                                                                                    от «___»______2013г.

2013 – 2014 учебный год


2.Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена мною  на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»

 И федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005). Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 5 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).

- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

                                                                               2

- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и

информационной этике как основах современного информационного общества;                                                                  

- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как  представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

        

3.Учебно-тематическое планирование по информатике 5 класс

Рабочая программа рассчитана на 35  учебных  часа.

Количество часов

Всего 33  учебных  часа; в неделю 1 час.

Резерв  2 часа

Плановых  контрольных тестов   4_ч.;    практических работ 15 .

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе_ «Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» - 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005.

 

Программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Учебник  Босова Л.Л.,  «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Дополнительная  литература

Макарова Н.В.,  учебник «Информатика 5-6»,  Питер 2006 год

Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса, 5-е издание,М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Календарно – тематическое планирование  тем учебного курса.

Номер урока

Тематика урока

        Параграф учебника        

I четверть

         РАЗДЕЛ 1: Компьютер для начинающих (8ч)

                 1.

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»;

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§2.1, §2.2

Плакат «Компьютер и информация»; презентация «Компьютер на службе у человека»

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

§2.3 (1, 2)

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

§2.3 (3)

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§2.4

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь

§2.5, §2.6

Логическая игра «Пары»

7.

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программ. Основные элементы окна программы.

§2.7

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню

§2.8

Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc

II четверть

РАЗДЕЛ 2: Информация вокруг нас ( 8ч)

9.

Действия с информацией. Хранение информации.

§1.2, 1.3

Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары»

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1.4

Презентация «Носители информации»

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в

режиме ввода предложений

§1.5

Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации»

12.

Кодирование информации

§1.6

Презентация «В мире кодов»

13.

Формы представления информации. Метод координат

§1.7

Игра «Морской бой»

14.

Текст как форма представления информации

§1.9

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

15.

Табличная форма представления информации

§1.10

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

16.

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа

§1.11

Презентация «Наглядные формы представления информации»;

интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

III четверть

РАЗДЕЛ 3: Обработка текстовой и графической информации (10ч)

17.

Обработка информации.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

§1.12

Плакат «Обработка информации»

18.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6. Вводим текст

§2.9(1)

Плакат «Подготовка текстовых документов»;

презентация «Текст: история и современность» (часть 2);

файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf

19.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

§2.9(2)

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста.

§2.9(2)

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

21.

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста

§2.9(2),

§1.13 (2)

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§1.13(1)

23.

Форматирование — изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст

§1.13(3)

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf

24.

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

§2.10(1)

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

25.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

§2.10(2)

Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp

26.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

§2.10(2)

Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc;

образец выполнения задания — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp

IV четверть

РАЗДЕЛ 4: Преобразование информации (9ч)

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы

§2.9, §2.10

Образец выполнения задания — файл Билет.bmp

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор

§1.14(1)

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами

§1.14 (2)

Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переливашки»

§1.14 (3)

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

31.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

§1.14

32.

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (начало)

§2.11

Интерактивные тесты: test4-1.xml, test4-2.xml;

файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc;

образец выполнения задания —  файл Морское дно.ppt

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

§2.11

Образцы выполнения заданий —  файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

34-35.

Резерв учебного времени

4. Содержание тем учебного курса

        1. Компьютер для начинающих (8 ч).

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (8 ч).

Действия с информацией.  Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. 

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. 

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер. Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии ( 19 ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического   редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». 

5.Требования к уровню подготовки учащихся,                                                                                                                                                                                  обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;
  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
  • основные устройства компьютера и понимать их назначение;
  • назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;
  • элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
  • действия с информацией, хранение информации;
  • носители информации; понятия источник, канал, приемник;
  • основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации;
  • основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;
  • текст является  формой представления информации; табличная форма представления информации;
  • наглядная форма представления информации;
  • типы обработки информации;
  • понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;
  • правила ввода текста; понятие редактирования текста;
  • понятие систематизации информации;
  • понятие и способы форматирования.
  • понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
  • название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки
  • текстовой и графической обработки в программе Paint;
  • способы преобразования информации по заданным правилам;
  • способы решения некоторых логических задач;
  • способы записи плана действий;
  • понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.

Уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • работать с клавиатурным тренажёром;
  • вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
  •  вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
  • создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;
  • выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
  • запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
  • выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
  • создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;
  • различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;
  • кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.
  • применять свои знания, умения и навыки при логической игре;
  • открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
  • открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;

            редактировать и форматировать графические объекты;

  • решать логические задачи;
  • создавать движущиеся изображения.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

  • учебно-организационные умения  (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач, умение работать с первоисточником);
  • учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы, работать в парах);
  • умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);
  • учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).
  • учебно-информационные
  • технические навыки работы с ПК. 

Контроль уровня обученности:

V класс

Тема

Формы контроля

1. Информация и      компьютер.

Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,

опрос в парах, карточки

2. Компьютерная графика.

Беседа, практическая работа, контрольная работа,

компьютерная анимация

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

Аппаратные средства:

  • мультимедийные компьютеры,
  • локальная сеть;
  • принтер;
  • сканер;
  • цифровой фотоаппарат;
  • глобальная сеть;

Программные средства:

  • операционная система Windows;
  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • растровый графический редактор PhotoShop;
  • векторный графический редактор Macromedia Flash;
  • системы оптического распознавания текстов FineRider
  • программа-архиватор Winrar;
  • антивирусная программа Касперского;
  • клавиатурный тренажер
  • редактор web-страниц HomePage. 

     



6.Перечень учебно – методического обеспечения.

Литература и средства обучения.

Преподавание нового курса «Информатика 5» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 (основной);

Макарова Н.В.,  учебник «Информатика 5-6»,  Питер 2006 год (дополнительно);

Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса,  

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г. (дополнительно);

Л. Босова, А. Босова « Уроки информатики в 5-7 классах»,2- е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008. (дополнительно);

СД – диск «Информатика 5-7»   БИНОМ. (дополнительно);

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиапроектро;
  • принтер;
  • сканер;

Программные средства;

  • операционная система Windows;
  • полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор Winrar.  

12



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Сланцовская  основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/Пыхтунова О.В./

Протокол № ____ от

«___»____________________2013г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ«Сланцовская ООШ »

____________/ Пыхтунова  Т.Н./

Приказ № _____ от

«___»_______________2013г.

                      Рабочая программа педагога

Пыхтуновой Ольги Васильевны

II квалификационная категория

по  информатике и ИКТ 7 класс

                                                               

                                                              Принято на заседании

                                                                                   педагогического совета

протокол № ____

от «___»______  2013г.

                     

2013 – 2014 учебный год

2. Пояснительная  записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена мною  на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

        Цели программы:        

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

            Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 7 классе, даны ответы, указания и решения.

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7класса

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Набор ЦОР на диске «Информатика 5–7».

7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

3.Учебно-тематическое планирование по информатике 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 35  учебных  часа.

Количество часов

Всего 34  учебных  часа; в неделю 1 час.

Резерв  1 час

  • практических работ – 12;

  • проверочные работы – 2;

  • контрольная работа –  2;
  • проект  – 1

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе_ «Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» - 6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2009.

Учебник  Босова Л.Л.,  «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Дополнительная  литература

Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса,3-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Л. Босова, А. Босова « Уроки информатики в 5-7 классах»,2 - е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.

СД – диск «Информатика 5-7»   БИНОМ.

Л. Босова, Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. БИНОМ. Лаборатория знаний 2008

.

Календарно-тематический план (7 класс)

Номер урока

Тематика урока

Кол – во часов

I четверть (8ч)

1.

Введение, §1.1,§1.2  Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1.

Плакат «Техника безопасности»;

презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.

§1.3, §1.4. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2.

Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc

3.

 §1.5. Состав объектов.

Практическая работа №3. Задания 1-3.

Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

Системы объектов.

Практическая работа №3. Задания 4-6.

§1.6

Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

§1.7.  Система и окружающая среда.

Практическая работа №3. Задания 7-9.

Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

§1.8. Персональный компьютер как система.

Контрольная работа.

Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml;

файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc

7.

 §2.1. Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4. Задания 1-3.

Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc

8.

§2.2. Информационные модели.

Практическая работа №11.

Презентация «Информационные модели»

II четверть

9.

§2.3.Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 4-5.

Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

10.

§2.3. Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 6-7.

11.

§2.3. Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 8-9.

Файлы: Слова.doc, Текст.doc

12.

§2.3. Многоуровневые списки.  

Практическая работа №5.

Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

13.

§2.4. Математические модели.

Контрольная работа

Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;

файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc

14.

§2.5(1). Табличные информационные модели.        

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6. Задания 1-2.

Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc

15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6. Задания 3-4.

§2.5(2)

Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

16.

§2.5(3). Сложные таблицы.

Практическая работа №6. Задания 5-6.

III четверть

17.

§2.6. Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6. Задание 7.

18.

§2.7. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7.

19.

§2.8.Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 1-3.

Файл Температура.xls

20.

§2.8. Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 4-6.

21.

§2.9 (1,2). Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9. Задания 5-7.

Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls

22.

§2.9 (3). Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3.

Презентация «Графики и диаграммы»

23.

§2.9 (4). Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9. Задание 4.

Презентация «Графики и диаграммы»

24.

§2.10 (1). Многообразие схем.

Практическая работа №10. Задания 1-2.

Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc

25.

§2.10 (2). Информационные модели на графах.

Практическая работа №10. Задания 3-5.

Презентация «Графы»; файл Поездка.doc.

26.

§2.10 (2,3). Деревья.

Практическая работа №10. Задания 6-7.

Проверочная работа

Презентация «Графы»

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc

IV четверть

27.

§3.1. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»

28.

§3.2(3).Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика

29.

§3.2(4). Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

Работа в среде Алгоритмика

30.

§3.3(1). Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика

31.

§3.3(2, 4). Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде Алгоритмика

32.

§3.3 (5). Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде Алгоритмика

33.

Проверочная работа

Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc

34

Заключительный урок

35

Резерв

5.Содержание тем учебного курса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

1. Объекты и системы (6ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум                                                                                                                                           Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование ( 20ч)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,

Практическая работа № 11 «Графические модели».

3. Алгоритмика (7ч)

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритма.

Управление исполнителем чертежник и исполнителем Робот.                                                                           Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6-7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая  контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

Алгоритмика

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

6.Требования к  уровню подготовки  обучающихся.

Учащиеся должны:

•   для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;                                                                                                                              •   называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

•   осуществлять деление заданного множества объектов на классы  по  заданному  или  самостоятельно  выбранному признаку — основанию классификации;

•   понимать смысл терминов  «система»,  «системный подход», «систем;

•   понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; системный эффект»;

•   приводить  примеры  материальных,   нематериальных  и смешанных

•   иметь представление о назначении и области применения моделей;

•   различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

•   приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

•   уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•   знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

•   знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

•   осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

•   приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

•   давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

•   осуществлять управление  имеющимся формальным  исполнителем;

•   выполнять операции с основными объектами операционной системы;

•   выполнять основные операции с объектами файловой системы;

•   уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

•   уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

•   выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

•   создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

•   для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации,  содержащие образные,  знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

                  7. Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  • Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.( СД)
  • Единая цифровая образовательная коллекция ( http://shcool-collection.edu.ru)
  • www.videouroki.net
  • http://www.proshkolu.ru/ и другие ресурсы Интернета.


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...