рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
данная программа составлена для обучения по Босовой 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_7_klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике
7 класс
Учебник: Босова Л.Л. Информатика.
Учебник для 7 классов. М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Программа: Информатика 2-11 классы.
Программы для общеобразовательных
учреждений. М., «Бином», 2005.
Учитель:
учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
- Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
- Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова Л.Л. (М. «Бином» 2008)
Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Место курса в решении общих целей и задач обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в 2-11 классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7-9 классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для 5-7 классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-9 (основной курс) и 9-11 (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- контрольная работа;
- практикум.
Содержание курса информатики и ИКТ для 7 класса
Общее число часов – 68 ч.
1. Объекты и их имена (16 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
«Основные объекты операционной системы Windows».
«Работаем с объектами файловой системы».
«Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (36 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
«Создаем словесные модели».
«Многоуровневые списки».
«Создаем табличные модели».
«Создаем вычислительные таблицы в Word».
«Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
«Создаем диаграммы и графики».
«Схемы, графы и деревья».
«Графические модели».
«Итоговая работа».
3. Алгоритм и его исполнители (16 ч).
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
7 класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:
- методического пособия для учителя под редакцией Босовой;
- рабочей тетради для ученика;
- текстового процессора Word;
- табличный процессор;
- графических редакторов: Paint, Crauola;
- пакета презентационной графики PowerPoint;
- методических разработок автора программы (metodist.lbz.ru/ avt_masterskaya_BosovaLL.html)
Тематическое планирование
в 7 классе (2 ч в неделю, 68 ч в год)
№ урока | Темы уроков | Параграфы урока | Дата |
Объекты и их имена (16 часов) | |||
1 | Цели и задачи изучения информатики в 7 классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажёр | Введение | |
2 | Объекты и их имена. Клавиатурный тренажёр | §1.1 | |
3 | Признаки объектов. Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows» (задания 1, 2) | §1.2 | |
4 | Отношения объектов. Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows» (задания 3) | §1.3 | |
5 | Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы» | §1.4 | |
6 | Состав объектов. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 1,2) | §1.5 | |
7 | Системы объектов. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 3) | §1.6 | |
8 | Системный эффект и системный подход. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 4, 5) | §1.6 | |
9 | Система окружающая среда. . Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 6,7) | §1.7 | |
10 | Работа с «чёрными ящиками». Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 8) | §1.7 | |
11 | Персональный компьютер как система. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 9) | §1.8 | |
12 | Контрольная работа | ||
13 | Творческий мини-проект «Компьютер будущего» | §1.8 | |
14 | Урок-путешествие в будущее. Ученики представляют компьютер (пользовательский интерфейс) компьютера будущего | ||
15-16 | Резерв учебного времени | ||
Информационное моделирование (36 часов) | |||
17 | Модели объектов и их назначение. Клавиатурный тренажёр | §2.1 | |
18 | Информационные модели. Практическая работа № 11 «Графические модели» (задания 1,2) | §2.2 | |
19 | Виды информационных моделей. Практическая работа № 11 «Графические модели» (задание3). | §2.2 | |
20 | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 1-3) | §2.3 | |
21 | Мини-проект «Алгоритм Цицерона». Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задание 4) | §2.3 | |
22 | Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 5-7) | §2.3 | |
23 | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 8,9) | §2.3 | |
24 | Многоуровневые списки. Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки» | §2.3 | |
25 | Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде многоуровневого списка, создают и представляют эту информационную модель) | ||
26 | Математические модели | §2.4 | |
27 | Контрольная работа | ||
28 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 1,2) | §2.5 (1) | |
29 | Простые таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 3,4) | §2.5 (2) | |
30 | Сложные таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 5,6) | §2.5 (3) | |
31 | Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 7) | §2.6 | |
32-33 | Резерв учебного времени | §2.5 | |
34 | Вычислительные таблицы. Практическая работа № 7 «Создаём вычислительные таблицы в Word» | §2.7 | |
35 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 1) | §2.8 | |
36 | Самостоятельная работа по организации простых вычислений в таблицах заданной структуры. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 2,3) | §2.8 | |
37 | Разработка структуры таблицы для решения вычислительной задачи. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 4). Самостоятельная работа по разработке структуры таблицы для решения вычислительной задачи. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 5). | §2.8 | |
38 | Организация исследования в электронных таблицах. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 6). | §2.8 | |
39-40 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задания 5-7) | §2.9 (1,2) | |
41-42 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задания 1-3) | §2.9 (3) | |
43 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задание 4) | §2.9 (4) | |
44 | Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде диаграммы, создают и представляют эту информационную модель) | §2.9 | |
45 | Многообразие схем. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1,2) | §2.10 (1) | |
46 | Информационные модели на графах. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | §2.10 (2) | |
47 | Деревья. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6,7) | §2.10 (3) | |
48 | Использование графов при решении задач | §2.10 (4) | |
49 | Проверочная работа | ||
50 | Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде графа, создают и представляют эту информационную модель) | ||
51-52 | Резерв учебного времени | ||
Алгоритм и его исполнители (16 часов) | |||
53 | Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов | §3.1 | |
54 | Исполнитель Чертёжник. Управление Чертёжником. Знакомство с виртуальной лабораторией | §3.2(1,2) | |
55 | Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.2 (3) | |
56-57 | Исполнитель Чертёжник. Цикл « повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика» | §3.2 (4) | |
58 | Самостоятельная работа по созданию алгоритмов для исполнителя Чертёжник | §3.2 | |
59 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Простые и составные условия. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3 (1,2) | |
60-61 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Простые и составные условия. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3 (3,4) | |
62 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3 (5) | |
63 | Самостоятельная работа по созданию алгоритмов для исполнителя Робот | §3.3 | |
64 | Проверочная работа | ||
65-67 | Итоговый проект. Практическая работа № 12 | ||
68 | Резерв учебного времени |
Литература и средства обучения.
Преподавание курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);
*Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
- мультимедийные ПК;
- локальная сеть;
- мультимедиапроектор;
- принтер;
- сканер;
Программные средства;
- операционная система Windows;
- пакт офисных приложений Microsoft Office;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор WinZip (Winrar).
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для 5-7 классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...