рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Иванова Юлия Львовна

данная программа составлена для обучения по Босовой 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_informatika_7_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по информатике

7 класс

 

Учебник: Босова Л.Л. Информатика.

Учебник для 7 классов. М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

Программа: Информатика 2-11 классы.

Программы для общеобразовательных

учреждений. М., «Бином», 2005.

Учитель:

учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
  4. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2008).
  5. Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
  7. Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл.      Босова Л.Л. (М. «Бином» 2008)

Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым  к уровню подготовки выпускников основной школы.

Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса,  конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.

Место курса в решении общих целей и задач обучения

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в 2-11 классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 7-9 классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Изучение информатики и ИКТ в  5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  5-7 классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-9 (основной курс) и 9-11 (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольная работа;
  • практикум.

Содержание курса информатики и ИКТ для 7 класса

Общее число часов – 68 ч.

1. Объекты и их имена (16 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

 «Основные объекты операционной системы Windows».

 «Работаем с объектами файловой системы».

 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование (36 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

 «Создаем словесные модели».

 «Многоуровневые списки».

 «Создаем табличные модели».

 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

 «Создаем диаграммы и графики».

 «Схемы, графы и деревья».

 «Графические модели».

 «Итоговая работа».

3. Алгоритм и его исполнители (16 ч).

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • методического пособия для учителя под редакцией Босовой;
  • рабочей тетради для ученика;
  • текстового процессора Word;
  • табличный процессор;
  • графических редакторов: Paint, Crauola;
  • пакета презентационной графики PowerPoint;
  • методических разработок автора программы (metodist.lbz.ru/ avt_masterskaya_BosovaLL.html)


Тематическое планирование

в 7 классе (2 ч в неделю, 68 ч в год)

№ урока

Темы уроков

Параграфы урока

Дата

Объекты и их имена (16 часов)

1

Цели и задачи изучения информатики в 7 классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажёр

Введение

2

Объекты и их имена. Клавиатурный тренажёр

§1.1

3

Признаки объектов. Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows» (задания 1, 2)

§1.2

4

Отношения объектов. Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows» (задания 3)

§1.3

5

Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.4

6

Состав объектов. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 1,2)

§1.5

7

Системы объектов. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 3)

§1.6

8

Системный эффект и системный подход. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 4, 5)

§1.6

9

Система окружающая среда. . Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задания 6,7)

§1.7

10

Работа с «чёрными ящиками». Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 8)

§1.7

11

Персональный компьютер как система. Практическая работа № 3 «Создаём текстовые объекты» (задание 9)

§1.8

12

Контрольная работа

13

Творческий мини-проект «Компьютер будущего»

§1.8

14

Урок-путешествие в будущее. Ученики представляют компьютер (пользовательский интерфейс) компьютера будущего

15-16

Резерв учебного времени

Информационное моделирование (36 часов)

17

Модели объектов и их назначение. Клавиатурный тренажёр

§2.1

18

Информационные модели. Практическая работа № 11 «Графические модели» (задания 1,2)

§2.2

19

Виды информационных моделей. Практическая работа № 11 «Графические модели» (задание3).

§2.2

20

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 1-3)

§2.3

21

Мини-проект «Алгоритм Цицерона». Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задание 4)

§2.3

22

Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 5-7)

§2.3

23

Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа № 4 «Создаём словесные модели» (задания 8,9)

§2.3

24

Многоуровневые списки. Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»

§2.3

25

Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде многоуровневого списка, создают и представляют эту информационную модель)

26

Математические модели

§2.4

27

Контрольная работа

28

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 1,2)

§2.5 (1)

29

Простые таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 3,4)

§2.5 (2)

30

Сложные таблицы. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 5,6)

§2.5 (3)

31

Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6 «Создаём табличные модели» (задания 7)

§2.6

32-33

Резерв  учебного времени

§2.5

34

Вычислительные таблицы. Практическая работа № 7 «Создаём вычислительные таблицы в Word»

§2.7

35

Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа № 8

«Знакомимся с электронными таблицами» (задание 1)

§2.8

36

Самостоятельная работа по организации простых вычислений в таблицах заданной структуры. Практическая работа № 8

«Знакомимся с электронными таблицами» (задание 2,3)

§2.8

37

Разработка структуры таблицы для решения вычислительной задачи.

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 4). Самостоятельная работа по разработке структуры таблицы для решения вычислительной задачи. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 5).

§2.8

38

Организация исследования  в электронных таблицах. Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задание 6).

§2.8

39-40

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задания 5-7)

§2.9 (1,2)

41-42

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задания 1-3)

§2.9 (3)

43

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9 «Создаём диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)

44

Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде диаграммы, создают и представляют эту информационную модель)

§2.9

45

Многообразие схем. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1,2)

§2.10 (1)

46

Информационные модели на графах. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

§2.10 (2)

47

Деревья. Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6,7)

§2.10 (3)

48

Использование графов при решении задач

§2.10 (4)

49

Проверочная работа

50

Представление творческих работ (учащиеся самостоятельно подбирают объект, информационная модель которого может быть представлена в виде графа, создают и представляют эту информационную модель)

51-52

Резерв учебного времени

Алгоритм и его исполнители (16 часов)

53

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов

§3.1

54

Исполнитель Чертёжник. Управление Чертёжником. Знакомство с виртуальной лабораторией

§3.2(1,2)

55

Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2 (3)

56-57

Исполнитель Чертёжник. Цикл « повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2 (4)

58

Самостоятельная работа по созданию алгоритмов для исполнителя Чертёжник

§3.2

59

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Простые и составные условия. Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (1,2)

60-61

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Простые и составные условия. Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (3,4)

62

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)

63

Самостоятельная работа по созданию алгоритмов для исполнителя Робот

§3.3

64

Проверочная работа

65-67

Итоговый проект. Практическая работа № 12

68

Резерв учебного времени

Литература и средства обучения.

Преподавание курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);

*Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание,

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • мультимедиапроектор;
  • принтер;
  • сканер;

Программные средства;

  • операционная система Windows;
  • пакт офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор WinZip (Winrar).  

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для 5-7 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...