Дифференциация обучения на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Мещерякова Олеся Владимировна

Доклад по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию  «Дифференциация обучения на уроках информатики».

Выступление на ШМО учителей математики и информатики подготовила учитель информатики Мещерякова О.В.

Елец,2014г.


Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения.

Индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».

Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания обучения и построения школьной системы. Первая из этих точек зрения предполагает отбор форм, методов и приемов обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, третья – формирование различных типов классов.

Индивидуализация обучения предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них в отдельности.

В настоящее время принято различать два основных вида дифференциации обучения.

Первый вид дифференциации выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одним программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Этот вид дифференциации называется уровневой дифференциацией.

Второй вид дифференциации – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по разным программам, отличающихся глубиной изложения материала, объемом сведений и т.д. Этот вид называют профильной дифференциацией. Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение информатики.

На уроках информатики можно  использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
  • индивидуализированная – каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
  • дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

При организации индивидуального подхода к обучению мною учитывались следующие особенности учащихся:

  • уровень усвоения необходимых знаний и умений;
  • способности и интерес к изучению информатики.

Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению информатики класс условно разбивается на группы:

1-ая группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;

2-ая группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;

3-ая группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  2. разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  3. оценивании деятельности учащихся.

Цели дифференцированного обучения:

для первой группы учащихся:

  • пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для второй группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для третьей группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
  • развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или с учебным программным средством.

При подборе заданий для группового и индивидуального выполнения я учитывала следующее:

  • обязательные результаты обучения;
  • межпредметные связи;
  • практическую направленность.

Виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

1

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Взаимодополняющие задачи с различными условиями.

3

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Уровневые взаимодополняющие задания.

4

Индивидуальная самостоятельная работа.

-

5

Задачи, допускающие несколько способов решения.

-

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованы на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.

Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.

Этапы обучения

Индивидуальная форма

Групповая форма

Изучение нового материала

Виды 1,5

-

Закрепление и формирование ЗУН

Виды 2,3,5

-

Систематизация и обобщение

Виды 3,4,5

Виды 2,3

Этап проверки знаний и умений

Виды 1 - 5

Виды 1,2,3

Домашняя работа по теме

Виды 1,2,4,5

-

Примеры дифференцированных заданий.

Вид дифференцированного задания: разноуровневая совокупность вопросов к решаемой задаче.

Тема: Циклы.

Форма работы: индивидуальная.

Задача: Вычислить площадь криволинейной трапеции методом прямоугольников.

Задание 1-го уровня: Вычислить значение площади, приняв количество точек разбиения N = 10.

Задание 2-го уровня: Вычислить значение площади с точностью E = 0,001, начиная с количества точек разбиения N=4, удваивая N на каждом последующем шаге разбиения.

Задание 3-го уровня: Вычислить значение площади с точностью E=0,001, начиная с количества точек разбиения N=4, удваивая N на каждом последующем шаге разбиения. Значение функции в каждой точке должно вычисляться в программе только один раз.

Вид дифференцированного задания: уровневые взаимосвязанные задачи.

Тема: Массивы.

Форма работы: индивидуальная.

Задача 1-го уровня: Определить, сколько раз в массиве целых чисел с количеством элементов N повторяется число, равное значению элемента с индексом p (1 ≤ p ≤ N).

Задача 2-го уровня: В массиве целых чисел с количеством элементов N найти число, которое встречается чаще всего.

Задача 3-го уровня: В массиве целых чисел с количеством элементов N найти число, которое встречается чаще всего. Если таких чисел несколько, то определить наименьшее из них.

Вид дифференцированного задания: задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема: Циклы. Символьные величины.

Форма работы: индивидуальная.

Задача: Найти двузначное число, равное сумме цифры, стоящей в разряде десятков, и квадрата цифры, стоящей в разряде единиц.

Решение на «5»:

DEF INT I, A, B

FOR I=10 TO 99

A=I\10: B=I – A*10

IF I=A+B*B THEN  ? I: EXIT FOR

NEXT I

Решение на «4»:

DEF INT I, A, B

FOR I=10 TO 99

C$ = STR$(I)

A = VAL(LEFT$(C$,2)) : B = VAL(RIGHT$(C$,1))

IF I=A+B*B THEN  ? I

NEXT I

Решение на «3»:

FOR I=1 TO 9

FOR J=0 TO 9

C = 10*I+J

IF C = I+ J*J  THEN  ? C

NEXT J

NEXT I

Вид дифференцированного задания: уровневые взаимодополняющие задания.

Тема: Подпрограммы.

Форма работы: групповая.

Групповую форму работы целесообразно использовать на этапах повторения, обобщения и контроля знаний, умений по какой-либо теме, разделу.

Так, после изучения тем «Ветвления», «Циклы», «Графические  операторы», «Подпрограммы» в качестве итогового учащимся может быть предложено следующее задание:

Составить программу «рисования» улицы из объектов: дом, дерево, куст, забор. Желательно предусмотреть диалоговый режим работы программы, т.е. рисовать объекты по заказу пользователя.

При  выполнении этого задания может быть использована как дифференцированная, так и индивидуализированная групповая деятельность учащихся. По желанию учащихся формируются группы, состоящие из 4-5 человек. В случае индивидуализированной групповой деятельности учащиеся могут распределить между собой обязанности следующим образом: слабые ученики выполняют посильные для них задания, например, составляют программы рисования несложных предметов – дома, забора;

Более сильные ученики составляют программы изображения дерева, куста и основную программу. Затем все вместе соединяют части программы в одну и отчитываются перед учителем.

На выполнение задания отводится от 3 до 4 учебных часов. Алгоритм учащиеся могут составить дома. Так как задание является итоговым, то учитель может оказать учащимся лишь следующую помощь:

- рекомендации по использованию учебной литературы;

- советы по объединению частей программы в одну программу.

К оцениванию работы группы можно также подойти дифференцированно. Так, если в программе предполагается, что изображения предметов появляются один раз и в одном и том же месте экрана, то группа «удовлетворительно» справилась с предложенным заданием. Если же предметы можно изображать несколько раз, при этом пользователь сам решает, изображение какого предмета, в каком месте экрана и сколько раз он хочет получить, то группа «хорошо» справилась с предложенным заданием. Если же к перечисленному ранее программа предлагает пользователю еще и меню изображаемых предметов, дает ему возможность выбирать фон изображения (день/ночь) и при этом программа была составлена в срок, то группа «отлично» справилась с предложенным заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Уровневая дифференциация обучения на уроках математики

Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий.  Именно поэтому на каждом уроке проявляется ...

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...