Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую и обратно - 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Пугаева Ольга Израилевна

Кодирование числовой информации с использованием различных систем счисления (СС) является наиважнейшим элементов изучения основ информатики. Эта тема красной нитью проходит по всему базовому курсу информатики, начиная с 5-го класса и заканчивая выпускным 11-м классом.

Вопросы, связанные с системами счисления, широко представлены и в заданиях ЕГЭ по информатике, и в заданиях  олимпиад и конкурсов различного уровня.

Изучение этой темы направлено на формирование у учащихся представления о принципах кодирования числовой информации, расширение представления о достоинствах и недостатках различных СС, которые использовало человечество в разные периоды своего развития и на разных широтах.

Здесь представлена методическая разработка урока в 7 классе по переводу чисел из 10-й СС в любые другие и обратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_-_perevod_chisel_-_7_kl.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую и обратно

Методическая разработка

учителя информатики Пугаевой О.И.

урока по информатике и ИКТ  в 7 классе по теме

 «Перевод чисел из десятичной системы счисления

в любую другую и обратно»

с созданием презентации «Разнообразие систем счисления»

в качестве домашнего задания

по информационно-развивающей технологии

и технологии проектной деятельности


Методическое обоснование темы

  • Кодирование числовой информации с использованием различных систем счисления (СС) является наиважнейшим элементов изучения основ информатики.
  • Вопросы, связанные с системами счисления, широко представлены и в заданиях ЕГЭ по информатике, и в заданиях  олимпиад и конкурсов различного уровня.
  • Тема СС красной нитью проходит по всему базовому курсу информатики, начиная с 5-го класса и заканчивая выпускным 11-м классом.
  • Изучение этой темы направлено на формирование у учащихся представления о принципах кодирования числовой информации, расширение представления о достоинствах и недостатках различных СС, которые использовало человечество в разные периоды своего развития и на разных широтах.

Методические рекомендации по проведению занятия

  • Изучение нового материала наиболее эффективно, если учащиеся в процессе урока не только получают знания в готовом виде, но и самостоятельно укрепляют и расширяют свои знания по новой теме.
  • Для организации изучения нового материала в первой части урока учителю предлагается объяснить учащимся общие принципы перевода чисел из десятичной СС в любую другую и обратно, а также дать общее представление о разнообразии типов и видов СС.
  • Для организации закрепления знаний во второй части урока учителю следует предложить учащимся тренинг в любом виде, удобном для участников образовательного процесса. В нашем случае – это созданная одним из выпускников программа, предлагающая для перевода числа, сгенерированные случайным образом (что, надо сказать, исключает возможность копирования у соседей).
  • Для организации самостоятельной работы учащихся по совершенствованию своих знаний очень удобен метод проектной деятельности. Поэтому в представленной разработке предлагается в качестве домашнего задания создать учащимся презентацию по истории возникновения и развития СС в разные времена и на разных территориях.


Основные сведения об уроке

Тема программы

Кодирование числовой информации

Тема урока

Перевод чисел из десятичной СС в любую другую и обратно. История  СС.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вид урока

Комбинированный урок:  лекция и тренинг в среде тренировочной программы.

Методическая цель урока

Отработать  методику соединения лекции учителя и самостоятельной работы учащихся.

Цели образования

Цели обучения: дать представление о способах перевода из десятичной СС в любую другую и обратно и разнообразии типов и видов СС.

Цели воспитания: содействовать воспитанию внимательности при восприятии нового материала, структурированию конспектов, самостоятельности мышления.

Цели развития: содействовать расширению у учащихся общей информационной картины мира и пониманию его многообразия.

Материально-техническое обеспечение

Доска любого типа, компьютерный класс, тренинг-программа.

Межпредметные связи

Математика, история



Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Восприятие

  • Фиксация отсутствующих.
  • Сообщение основных сведений о предстоящем уроке: тема,  методы работы учащихся и учителя.

Проверка домашнего задания

Ответы

на вопросы учителя

Оценка ответов на вопросы учителя

  • Что называется системой счисления?
  • Основание СС  - это ...
  • Какое число записано в  не позиционной СС:
    1101, 23, XXV, 134  
  • В системе счисления с какими основаниями может быть записано число 567 ?
  • Имеет ли основание не позиционная система счисления?

Этапы изучения

нового материала

  • Заполнение таблицы первых 10-15 чисел в различных СС учащимися с помощью учителя.
  • Перевод чисел из 10-й СС в любую другую.
  • Перевод чисел из любой СС в десятичную.
  • Сложение чисел в разных СС.

  • Восприятие.
  • Деятельное участие в решении заданий по переводу чисел.
  • Помощь и опосредованное участие в заполнении таблицы первых 10-15 чисел в различных СС.
  • Объяснение техники перевода чисел.
  • Создание атмосферы для активной работы учащихся над переводом чисел.

Примеры перевода чисел

(одно и то же число переводится в разные СС и обратно)

  • 6710 = ?2 = …
  • 6710 = ?4 = …
  • 6710 = ?6 = …
  • 6710 = ?8 = …
  • 10000112 = ?10 = …
  • 10034 = ?10 = …
  • 1516 = ?10 = …
  • 1038 = ?10 = …

  • Активное участие в заполнении таблицы позволит понять принцип в формирования следующего и предыдущего числа в разных СС
  • Перевод одного и того же числа в разные СС и обратно усилит понимание того, что в какой бы СС не было записано число, оно остается одним и тем же.

  • Повторяющийся прием перевода позволит выработать навык.

Личностные:

  • Развитие внимательности при восприятии новых сведений.
  • Выработка настойчивости в достижении правильного результата.

Регулятивные:

  • Умение выполнять задание по алгоритму.
  • Адекватная самооценка в процессе выполнения тренинг-заданий.

Познавательные

Работа с числами в разных СС расширит представление о разнообразии как таковом и вызовет интерес к поиску дополнительной информации по этой теме..

Коммуникативные

  • Умение прислушиваться к мнению других.
  • Умение аргументированно доказать свое мнение.

Закрепление нового материала

Работа

в тренинг-программе

  • Загрузить тренинг-программу на все ученические компьютеры.
  • Объяснить принцип работы в программе и показать ее интерфейс.

Созданная одним из выпускников предыдущих лет обучающая программа позволяет выбрать исходную и результирующую СС и предоставляет исходные числа, сгенерированные случайным образом.

Работа в обучающей среде приведет к закреплению приемов  перевода чисел.

Контроль

Проверка решения задач.

Проконтролировать результаты работы в обучающей среде.

Домашнее задание

Восприятие

Предоставление требований к презентации «Разнообразие СС» и рекомендаций по ее созданию.

Примечание.

В приложении приводится  один из проектов учащихся.

Рефлексия

Подведение учащимися личностных итогов урока

Самостоятельно оценить:

  • Психологический климат на уроке.
  • Содержание урока.
  • Качество заданий, полученных на уроке.
  • Вклад урока в личный познавательный процесс.

Предоставить возможность учащимся сформулировать и открыто высказать, что нового они узнали, чему научились, чего добились, какие элементы урока показались им интересными и полезными, а какие – нет и почему.

Продолжить фразы:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне было интересно…
  3. Мне было трудно…
  4. У меня получилось …
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я научился…
  9. Я смог…
  10. Мне захотелось…
  11. И т.п.

Рефлексия позволит учащимся еще раз проверить полученные  знания, оценить уровень и качество их восприятия.


Дидактический материал

  • Используется демонстрационный и интерактивный материал из Единой коллекции образовательных ресурсов материал «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (№128625),
  • По ходу урока используется презентация, созданная учащимся
    9 класса предыдущего выпуска при опосредованном участии учителя:
  • Лучшие презентации «Разнообразие СС», созданные в качестве домашнего задания, демонстрируются публично на следующем уроке.

Список литературы для учащихся

  1. Ханбикова А.Э. Системы счисления.
    http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/02/18/sistemy-schisleniya.
  2. Алексеева Е.В.  Системы счисления.
    http://easyen.ru/load/informatika/7_klass/prezentacija_k_uroku_sistemy_schislenija/116-1-0-13479
  3. Карпенко В. В., Соловьев М. С. История чисел и систем счисления. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC_%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8

Список литературы для учителя

  1. Дворниченко И. .  История возникновения и развития систем счисления. http://festival.1september.ru/articles/419972/
  2. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс.
  3. Ханбикова А.Э. Системы счисления.
    http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/02/18/sistemy-schisleniya.
  4. Алексеева Е.В.  Системы счисления.
    http://easyen.ru/load/informatika/7_klass/prezentacija_k_uroku_sistemy_schislenija/116-1-0-13479
  5. Карпенко В. В., Соловьев М. С. История чисел и систем счисления. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC_%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Системы счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Первое занятие в рамках темы "Системы счисления. Алгоритмы перевода". Занятие рассчитано на студентов 1 курса на базе 9 классов. Время - 90 минут....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...

Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".

Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....