Программирование на Паскале. Создание диалоговых программ.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Тарасова Елена Евгеньевна

Урок является  одним из первых уроков изучения темы «Программирование на Паскале», на котором повторяются знания и умения, полученные учащимися на предыдущих занятиях и которые являются опорными для дальнейшего изучения данной темы. 

При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах, умеют это делать, достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, многие ученики класса творческие личности.

Цель урока:

· показать ученикам основные правила создания простейших диалоговых программ;

· показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем;

прививать эстетические навыки в оформлении программ; формирование навыков работы в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к уроку922.5 КБ
Файл Материалы к уроку868.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Аналитическая машина не претендует на изобретение чего-либо. Она может делать все то, что мы сумеем ей приказать» Ада Лавлейс, 1844 г. первая женщина-программист

Слайд 2

Здравствуйте!

Слайд 3

Слайд 4

Задание 1 Какие данные относятся к типу : INTEGER REAL STRING 456 -405 Паскаль 78.3 Y 456.0 10 класс 34 -0.1 Школа 0 -78.67

Слайд 5

Задание 2 При каких значениях Х следующие равенства будут правильными? Х div 5 = 8 50 div X = 7 50 mod X = 7

Слайд 6

Задание 3 Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов : X:=2.75; Y:=3; Z:=-(x-y)/0.5; Writeln(‘Z=’,Z); X:=2; Y:=3; Z:=(x+y)/0.5; Writeln(Z); X:=75; Y:=3; Z:=(x-y)/2; Writeln(‘ Ответ :’,Z);

Слайд 7

Задание 4 Дана серия операторов : n:=3*n; n:=3-n; n:=n*n; После выполнения этой серии переменная n получила значение 0. Найдите начальное значение этой переменной.

Слайд 8

Задание 5 Program 2 pr; Var b,S: integer; Begin a:=10; b:=12; Writeln (Стороны прямоугольника ’, а ,’ и ’,b) S=a*b; Write ( ‘ Площадь =’,S); End Дана программа. Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Слайд 9

Задание 1 Какие данные относятся к типу : INTEGER REAL STRING 456 -405 Паскаль 78.3 Y 456.0 10 класс 34 -0.1 Школа 0 -78.67

Слайд 10

Задание 2 При каких значениях Х следующие равенства будут правильными? Х div 5 = 8 50 div X = 7 50 mod X = 7 Х=40,41,42,43,44 Х=7 Х=43

Слайд 11

Задание 3 X:=2.75; Y:=3; Z:=-(x-y)/0.5; Writeln(‘Z=’,Z); X:=2; Y:=3; Z:=(x+y)/0.5; Writeln(Z); X:=75; Y:=3; Z:=(x-y)/2; Writeln(‘ Ответ :’,Z); Z=0.5 Ответ:36 10 Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов :

Слайд 12

Задание 4 Дана серия операторов : n:=3*n; n:=3-n; n:=n*n; После выполнения этой серии переменная n получила значение 0. Найдите начальное значение этой переменной. N=1

Слайд 13

Задание 5 Дана программа. Стороны прямоугольника 10 и 12 Площадь=120 Program 2 pr; Var b,S: integer; Begin a:=10; b:=12; Writeln (Стороны прямоугольника ’, а ,’ и ’,b) S=a*b; Write ( ‘ Площадь =’,S); End

Слайд 14

Программирование на языке Паскаль Организация диалога пользователя и компьютера. Оператор ввода данных.

Слайд 15

Оператор ввода read ( a ); { ввод значения переменной a} read ( a, b ); { ввод значений переменных a и b} Как вводить два числа? через пробел: 25 30 через Enter : 25 30 a 25 b 30 a 25 b 30 read ( список переменных); readln ( список переменных);

Слайд 16

Этапы выполнения задания Определение исходных данных II. Определение результатов III. Алгоритм решения задачи. Ввод исходных данных Вычисление площади прямоугольника Вывод результата. IV. Описание всех переменных V. Программа VI. Тестирование программы Переменные a, b Переменная S S=a*b Все переменные имеют тип Integer Проверка работы программы для различных исходных данных

Слайд 17

Полное решение program pr; var a, b, s: integer; begin writeln(' Введите длины сторон прямоугольника '); readln ( a, b ); s:= a * b; writeln(‘ Площадь прямоугольника= ‘,s); end. Протокол : Введите длины сторон прямоугольника 25 30 Площадь прямоугольника=750 компьютер пользователь

Слайд 18

Задания «1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 «2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 (4+5+7) / 3 =5.33

Слайд 19

работать было трудно, много непонятного было легко и все понятно возникли трудности, которые я преодолеваю

Слайд 20

Задания «1 бонус»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 «2 бонуса»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 (4+5+7) / 3 =5.33

Слайд 21

По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам, Никогда, никогда, никогда Не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим на свете машинам. П. Г. Антокольский



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Основы программирования
на языке Паскаль

Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы

Урок №3

10 класс

Учитель высшей квалификационной категории
Тарасова Елена Евгеньевна

2010


Урок №3

Тема: Данные. Типы данных. Диалоговые программы.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Познавательная:
  • познакомить учеников с принципами создания простейших диалоговых программ в языке программирования Паскаль;
  • научить применять команды ввода-вывода и присваивания при составлении программ.
  1. Развивающая:
  • учить анализировать и сравнивать.
  1. Воспитательная:
  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация; 
  • карточки - задания. 

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений: повторение сформированных умений и навыков, проведение проверочных упражнений.
  3. Мотивация. Сообщение цели и темы урока.
  4. Введение нового материала, выполнение заданий на их освоение.
  5. Первичное восприятие нового материала: тренировочные упражнения по алгоритму.
  6. Выполнение  заданий на применение полученных знаний.
  7. Рефлексия. Задание на дом.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Основное содержание учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

 

Проверяет готовность к уроку учащихся, оборудования, выявление отсутствующих

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проверка домашнего задания

  1. Проверяет выборочно упражнения из  домашнего задания

Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задания из домашней работы

Повторение пройденного материала

  1. На доске даны ключевые слова языка программирования Паскаль: begin, end, program …, const…, var…, {основная программа}. 
    Описать структуру программы на Паскале.

Ученик работает у доски, из ключевых слов описывает структуру программы на Паскале.

Презентация (слайд 2-6)

Проверка пройденного материала

Читает задание:

  1. Какие данные относятся к типу Integer, Real, String
  2. При каких значениях X следующие равенства будут правильными?
  • Х div 5 = 8
  • 50 div X = 7
  • 50 mod X = 7
  1. Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

X:=2.75;

Y:=3;

Z:=-(x-y)/0.5;

Writeln(‘Z=’,Z);

X:=2;

Y:=3;

Z:=(x+y)/0.5;

Writeln(Z);

X:=75;

Y:=3;

Z:=(x-y)/2;

Writeln(‘Ответ:’,Z);

  1. Дана серия операторов:
    n:=3*n;
    n:=3-n;
    n:=n*n;

    После выполнения этой серии переменная n получила
    значение 0.
    Найдите начальное значение этой переменной.
  2. Дана программа. Исправьте ошибки и запишите, что будет выведено на экран.

Program  2 pr;
Var  b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (Стороны прямоугольника’, а,’ и ’, b)

S=a*b;
Write ( ‘Площадь =’,S);
End

  1. Подчеркните в данной программе:
    оператор присваивания;
    оператор вывода данных;
    оператор описания переменных

Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист.

2.Ответ:

Х= 40; 41; 42; 43; 44
Х=7
Х=43

  1. Ответ: 

Z=0.5

10

Ответ:36

  1. N=1

5.
Program pr;
Var a, b,S: integer;
Begin
a:=10;

b:=12;

Writeln (‘Стороны прямоугольника’, а,’ и’, b);

S:=a*b;
Write ( ‘Площадь =’,S);
End.

Работа с интерактивной доской.

Проверка заданий.

Критерии оценки работы группы:

5 правильных ответов – «5» бонусов

4 правильных ответа – «4» бонуса

3 правильных ответа – «3» бонуса

Работа в группах. Меняются путевыми листами.

Оценивают работу команд.

Учащиеся оценивают работу каждого члена своей команды, распределяя полученные бонусы между членами команды

  1. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.

Показ презентации.  (Слайд 7), ученики дают подробные пояснения к ответам.

  1. Задает вопросы:
  • Для решения какой задачи составлена данная программа?
  •  Для какого количества прямоугольников можно вычислить площадь с помощью данной программы?
  • Какое свойство алгоритма нарушено в данной программе?
  • Как изменить текст программы, чтобы исходные данные вводились пользователем и был организован диалог человека с компьютером?
  • Какую операцию (оператор) требуется изучить в Паскале?
  1. Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.
  1. Отвечают на вопросы.
  • Данная программа составлена для вычисления площади прямоугольника.
  • Данная программа вычислит площадь только одного прямоугольника со сторонами 10см и 12 см.
  • Свойство массовость.
  1. Предлагают свои варианты темы урока:
  •  Организация диалога пользователя и компьютера. Операция ввода данных.
  • Формулируют цель: узнать, как выглядит  оператор ввода данных, научиться составлять диалоговые программы.

Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Первичное восприятие нового материала.

Презентация. Слайд 7-8

Знакомит учащихся с оператором ввода Read, его форматами, правилами ввода данных.

Ученики слушают, делают записи в тетрадях.

  1. Первичное осознание и осмысление нового материала

Показ слайда с решением задачи (№9)

Запишите полное решение программы вычисления площади прямоугольника, длины сторон которого вводятся с клавиатуры.

  • Записывают этапы решения задачи с помощью компьютера.
  •  Составляют программу.
  1. Применение полученных знаний.

Слайд 10.

Работа с интерактивной доской или за компьютером.

Учитель предлагает задания.

1. Ввести три числа, найти их сумму и произведение.

    Пример:

         Введите три числа:

         4   5   7

         4+5+7=16

         4*5*7=140

  1. Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.

    Пример:

        Введите три числа:

         4   5   7

         4+5+7=16

         4*5*7=140

         (4+5+7)/3=5.33

Учащиеся могут выполнять предложенные задания самостоятельно за компьютером и записать в тетрадь решения или решать задания вместе с учителем у доски.

  1. Рефлексия

За компьютером расположены карточки с тремя видами знаков (восклицательный, вопросительный, точка). 

На доске закрепить знак, который соответствует:

  • «!» - было легко и все понятно;
  • «.» - возникли трудности, которые я преодолеваю;
  • «?»- работать было трудно, много непонятного.

  1. Подведение итогов урока.
    Формирование домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по программированию на Паскале

Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...

Сборник задач для программирования в Паскале

Задания можно использовать на уроках или во время подготовки к ГИА....

Практическая работа "Встроенный задачник" (Программирование на Паскале)

Практическая работа "Встроенный задачник " составлена по материалам книги "PascalABC в теории и практики " В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для работы в программе PascalABC  по теме "Линейные" алгор...

Практическая работа "Целые числа" (программирование на Паскале), 9 класс

Практическая работа "Целые числа" составлена  по материалам книги "PascalABC в теории и практики"   В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для освоения учащимися нахождения целой части и остатка...

Язык программирования Паскаль. Алгоритмы и программы.

Представленная разработка составлена в виде контрольно-измерительного материала (каталог задач по ЕГЭ В2) для курса информатики и ИКТ 10 класса по теме "Язык программирования"...

Программирование на Паскале - первый уровень. Простые (линейные) программы

Данная презентация является вводной при изучении программирования на языке Паскаль. Учащиеся знакомятся с простыми (линейными) программами. На уроке идет разбор данных программ. Рассматриваются операт...

Конспект урока "Язык программирования Tурбо Паскаль. Алфавит, структура программы, система типов"

Конспект урока "Язык программирования Tурбо Паскаль. Алфавит, структура программы, система типов"...