Рабочая программа по информатике. 9 класс. Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для учащихся общеобразовательных школ по УМК Угриновича Н.Д. 68 часов (2 часа в неделю). 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9a_klass_i_gruppa_informatika_ugrinovich_68_chasov.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные основы для составления рабочей программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Образовательная программа ГБОУ № 371
- Учебный план ГБОУ № 371
Цели изучения информатики и ИКТ в 9 классе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы основного общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» и программы Угриновича Н. Д. для 7-9 классов, рассчитана на 68 ч в год (2 часa в неделю).
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Количество часов на изучение тем оставлено без изменений в соответствии с авторской программой.
Используемые технологии, методы и формы работы
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- позиционный метод.
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок контроля знаний;
- обобщающий урок;
- комбинированный урок.
Учет особенностей обучающихся класса:
В 9 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, объяснения проводятся в первой части урока, а на конец урока планируется практическая деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 9 классов не должна превышать 20 минут).
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы и виды текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочных работ, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
- итоговая проверочная работа;
- итоговая практическая работа;
- тест;
- защита проекта.
Учебно-тематическое планирование курса:
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | теория | практика |
1. | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 17 | 11 | 6 |
2. | Кодирование и обработка текстовой информации | 7 | 2 | 5 |
3. | Кодирование и обработка числовой информации | 15 | 7 | 8 |
4. | Алгоритмизация и программирование | 19 | 10 | 9 |
5. | Моделирование и формализация | 8 | 4 | 4 |
6. | Информатизация общества | 2 | 2 |
|
Итого | 68 | 36 | 32 |
Программой предусмотрено проведение:
- 4 проверочных работы
- 1 итоговая практическая работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
Требования к уровню подготовки учащихся.
знать/понимать
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления графической информации;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- создавать информационные объекты, в том числе: рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
2. Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать
- единицы измерения количества и скорости передачи текстовой информации; принцип дискретного (цифрового) представления текстовой информации;
- способы кодирования текстовой информации.
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий при обработке текстовой информации.
уметь
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения текстовой информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
3. Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса при изучении информатики и ИКТ
знать/понимать
- единицы измерения количества и скорости передачи числовой информации; принцип дискретного (цифрового) представления числовой информации;
- Способы кодирования числовой информации. Системы счисления.
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий при обработке числовой информации.
уметь
- выполнять перевод из одной системы счисления в другую, арифметические операции в различных системах счисления;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».
Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
5. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Управление, обратная связь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
6. Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Требования к уровню подготовки:
знать/понимать
- понятия Информационное общество и Информационная культура, перспективы развития информационных и коммуникационных технологий, назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Сетевые устройства
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Контроль | Дата (по плану) | Дата (фактически) |
I триместр | |||||||
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
|
| ||||
Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | урок изучения нового материала | Понятие пространственной дискретизации. | Решение задач | Работа на уроке, подпись в Журнале инструктажа по ТБ. | |||
Растровые изображения на экране монитора. Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации. | урок изучения нового материала | Кодирование графической информации. | Компьютерный практикум, решение задач. | Работа на уроке | |||
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB | урок изучения нового материала | Формирование цветов в компьютере. | Компьютерный практикум, решение задач. | Проверка домашнего задания | |||
Растровая и векторная графика. | урок изучения нового материала | Способы кодирования изображений | Беседа | Работа на уроке, опрос. | |||
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. | урок изучения нового материала | Понятие графического примитива. | Беседа, компьютерный практикум. | Проверка домашнего задания | |||
Инструменты рисования растровых графических редакторов. | урок изучения нового материала | Знакомство с растровым графическим редактором. | Лекция. | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 1.2. редактирование изображений в растровом графическом редакторе. | Комбинированный урок | Знакомство с растровым графическим редактором. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Работа с объектами в векторных графических редакторах. | урок изучения нового материала | Знакомство с векторным графическим редактором. | Лекция. | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 1.3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе. | Комбинированный урок | Знакомство с векторным графическим редактором. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Редактирование изображений в растровом и векторном графических редакторах. | урок изучения нового материала | Работа в растровом и векторном графических редакторах | Компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Итоговая практическая работа по созданию графических объектов. | Урок контроля знаний | Работа в растровом и векторном графических редакторах | Компьютерный практикум | Итоговая практическая работа | |||
Растровая и векторная анимация | урок изучения нового материала | Виды анимации. Настройка анимации в презентации. | Беседа, компьютерный практикум. | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа 1.4 - создание анимации. | Комбинированный урок | Создание анимации | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Кодирование и обработка звука. | урок изучения нового материала | Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования, частота дискретизации. | Компьютерный практикум, решение задач. | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звука. | Комбинированный урок | Обработка звука. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу. | урок изучения нового материала | Цифровая фотография. Потоковое видео. | Беседа. Компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Итоговая практическая работа № 1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». | Урок контроля знаний | Решение задач. | Проверочная работа | ||||
| Кодирование и обработка текстовой информации |
|
| ||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации. | Комбинированный урок | Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. | Компьютерный практикум, решение задач. | Работа на уроке. | |||
Создание и редактирование документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | Комбинированный урок | Текстовые редакторы. Способы создания документов. Выбор параметров страницы. Редактирование, форматирование и печать документа. | Беседа, компьютерный практикум. | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Списки. Диаграммы. Формулы. Практическая работа № 2.2. - вставка в документ формул и создание графика. | Комбинированный урок | Списки. Виды и назначение. Создание графиков и диаграмм. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Форматирование документов. Практическая работа № 2.3. - форматирование документа. | Комбинированный урок | Форматы текстовых файлов. Параметры печати. Форматирование символов и абзацев. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Таблицы в Word. Практическая работа № 2.4. - вставка в документ, редактирование и форматирование таблицы. | Комбинированный урок | Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Компьютерные словари и системы машинного перевода. Практическая работа № 2.5. - «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Комбинированный урок | Компьютерные словари и системы машинного перевода. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Системы оптического распознавания текстов. Практическая работа № 2.6. - «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | Комбинированный урок | Системы оптического распознавания текстов. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
II триместр | |||||||
Кодирование и обработка числовой информации |
|
| |||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Представление числовой информации с помощью систем счислений (СС). Виды СС. Основание ПСС. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания, работа на уроке. | |||
Двоичное кодирование чисел в компьютере. | урок изучения нового материала | Двоичная система счисления. | Лекция | Проверка домашнего задания | |||
Решение задач на двоичное кодирование чисел в компьютере. Двоичная арифметика. | Комбинированный урок | Двоичная система счисления. Правила арифметических операций в двоичной ПСС. | Решение задач | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Основные параметры электронных таблиц. Типы и форматы данных. | урок изучения нового материала | Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа. Знакомство с Excel. | Комбинированный урок | Ввод чисел, текста и формул в ячейки ЭТ. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | урок изучения нового материала | Типы ссылок, их применение при копировании. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа 3.2. Абсолютная, смешанная и относительная адресация в Excel. | Комбинированный урок | Суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Установка заданного формата данных в ячейках. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Встроенные функции | урок изучения нового материала | Назначение мастера функций. Категории функций. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 3.3. Excel. Создание таблицы значений функций. | Комбинированный урок | Ввод функций в ячейки ЭТ. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Диаграммы и графики в электронных таблицах. | урок изучения нового материала | Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 3.4. Построение графиков и диаграмм в Excel. | Комбинированный урок | Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм. Построение графиков функций, круговых и линейчатых диаграмм. Редактирование диаграммы. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Базы данных в электронных таблицах. | урок изучения нового материала | Понятие БД. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. | Лекция, компьютерный практикум | Проверка домашнего задания | |||
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | Комбинированный урок | Сортировка данных в столбцах ЭТ. Сортировка и фильтрациязаписей в ЭТ. Поиск данных в ЭТ. Операции сравнения. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Проверочная работа № 2 по разделу "Кодирование и обработка числовой информации". Итоговая практическая работа по электронным таблицам. | Урок контроля знаний | Решение задач | Проверочная работа, практическая работа. | ||||
Итоговая практическая работа по электронным таблицам. | Урок контроля знаний | Компьютерный практикум | Проверочная работа, практическая работа. | ||||
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования |
|
| ||||
Алгоритм и его формальное исполнение. | урок изучения нового материала | Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Способы записи алгоритмов. | Лекция | Работа на уроке | |||
Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке. Практическая работа № 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | Комбинированный урок | Классификация языков программирования. Назначение и области применения. Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Линейный алгоритм. | урок изучения нового материала | Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма. | Решение задач | Проверка домашнего задания | |||
Алгоритмическая структура ВЕТВЛЕНИЕ. | урок изучения нового материала | Алгоритмы ветвления. Способ реализации разветвляющегося алгоритма | Решение задач | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Алгоритмическая структура «Выбор» | урок изучения нового материала | Алгоритмическая структура «выбор» и способ ее реализации на языке программирования. | Решение задач | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Алгоритмическая структура «Цикл» | урок изучения нового материала | Алгоритмическая структура «цикл»и способ ее реализации на языке программирования. Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием». | Решение задач | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Переменная: тип, имя, значение | урок изучения нового материала | Переменные: типы, имя, значение. Объявление переменным значений. Присваивание переменным значений. Значение переменных в оперативной памяти. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 4.2 «Проект «Переменные» | Комбинированный урок | Определение количества ячеек в оперативной памяти. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Арифметические, строковые и логические выражения | урок изучения нового материала | Арифметические, строковые и логические выражения. Операция конкатенации. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 4.3 «Проект «Строковый калькулятор» | Комбинированный урок | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования. | урок изучения нового материала | Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 4.4 «Дата и время» | Комбинированный урок | Функции даты и времени. Составлениепрограммы в среде программирования с использованием изученных функций. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Линейный алгоритм. Решение задач. Практическая работа № 4.5 «Проект «Калькулятор» | Комбинированный урок | Составление программы для линейного алгоритма в среде программирования. | Лекция, решение задач, компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Алгоритмическая структура «Ветвление». Решение задач. Практическая работа № 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов» | Комбинированный урок | Системы программирования и проектирования. Графический интерфейс проекта. Элементы управления. Объекты и их свойства, методы обработки. Создание проекта для определения большего из числовых кодов. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Алгоритмическая структура «Выбор». Решение задач. Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка» | Комбинированный урок | Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
III триместр | |||||||
Алгоритмическая структура «Цикл». Решение задач. Практическая работа № 4.8 «Проект «Слово-перевертыш» | Комбинированный урок | Способы применения оператора цикла со счетчиком и цикла с предусловием в программной среде. Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов. Создание проекта введенного слова в слово-первертыш. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования. | урок изучения нового материала | Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы. Цвет. Рисование текста. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 4.9 «Проект «Графический редактор» | Комбинированный урок | Составление программы «Графический редактор». | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Проверочная работа № 3 «Основы алгоритмизации и программирования» | Урок контроля знаний | тест | Проверочная работа | ||||
| Моделирование и формализация |
|
| ||||
Моделирование, формализация, визуализация. | урок изучения нового материала | Микро-, макро-, мегамир. Вещество и энергия. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование. Модель. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. | Лекция | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | урок изучения нового материала | Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей. Содержательная постановка задачи. Качественная описательная модель. Формальная модель. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа № 5.1 «Бросание мячика в площадку» | Комбинированный урок | Компьютерная модель движения тела. Создание компьютерной модели на языке программирования, разработка проекта траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту. | Компьютерный практикум | Работа на уроке | |||
Приближенное решение уравнений. Практическая работа № 5.2 Графическое решение уравнения | Комбинированный урок | Создание компьютерной модели решения графического уравнения на языке программирования, разработка проекта приближенного (графического) решения уравнения. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Экспертные модели распознавания химических веществ. Практическая работа № 5.3 Распознавание удобрений | Комбинированный урок | Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы. Создание компьютерной модели экспертных систем на языке программирования, разработка проекта экспертной системы распознавания удобрений. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Геоинформационные модели. Информационные модели управления объектами | Комбинированный урок | Геоинформационные модели. Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью. | Лекция, компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Практическая работа № 5.4 Проект «Модели систем управления» | Комбинированный урок | Создание компьютерной модели систем управления на языке программирования, разработка проекта управляющего и управляемого объекта. | Компьютерный практикум | Работа на уроке, проверка домашнего задания | |||
Проверочная работа № 4 по разделу «Моделирование и формализация» | Урок контроля знаний | тест | Проверочная работа | ||||
| Информатизация общества |
|
| ||||
Информационное общество. Информационная культура. | урок изучения нового материала | Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Население, занятое в информационной сфере. Информационное общество. | Лекция | работа на уроке | |||
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | урок изучения нового материала | Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | Лекция | работа на уроке |
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
Знать/понимать:
- формы представления графической информации
- характеристики растрового и векторного изображения
- характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
- как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
- способы получения и редактирования цифровых фотографий:
- этапы создания цифрового видеофильма виды и назначения редакторов текстов;
- интерфейс текстового редактора и процессора;
- режимы работы и систему команд текстового редактора;
- структурные элементы текстового документа;
- приемы внедрения объектов;
- основы конвертирования файлов.
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
- как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
- понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
- понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
- процесс исполнения алгоритма компьютером
- понятия транслятора, компилятора
- классификацию и названия языков программирования
- особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
- основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
- этапы разработки и способ загрузки проектов
- понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
- основные алгоритмические структуры
- структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
- правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
- понятия моделирования, формализации, визуализации
- основные этапы моделирования
- принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
- формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
- структуру баз данных
- условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
- понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
- что такое информационная культура
- перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
- редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
- выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
- проводить оценку качества оцифрованного звука
- проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
- приводить примеры текстовых редакторов;
- использовать различные способы работы с текстовым документом;
- вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
- работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
- использовать буфер обмена и технологию OLE;
- подготовить различные текстовые документы;
- одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
- осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
- представлять алгоритм в виде блок-схемы
- изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
- применять оператор присваивания
- описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
- выполнять арифметические операции над переменными
- организовать диалоговые окна сообщений
- применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
- создавать простые графические редакторы
- определять результат программы по ее описанию
- приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
- создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
- строить информационные модели систем управления
- приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
- формировать запрос, используя систему управления базами данных
- выполнять поиск записей в готовой базе данных
- сортировку записей в готовой базе данных
- приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
- приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Оборудование, необходимое для обеспечения рабочей программы.
Аппаратные средства: Программные средства: Клавиатурный тренажер. Электронный калькулятор Простая система управления базами данных. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Презентация "Кодирование текстовой информации" Презентация "Кодирование числовой информации в компьютере" Презентация "Алгоритмы" Презентация "Моделирование. Формализация. Визуализация" Презентация "Построение и исследование информационных моделей" Презентация "Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий" http://window.edu.ru/ |
Литература:
Для ученика:
- Информатика. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.:-БИНОМ. Лаборатория знаний. 20011 г.
- Материалы Интернета
- Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Для учителя:
- Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С.Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155 с.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002 Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлов
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы. Н.Угринович,, БИНОМ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...
Рабочая программа 8-9 класс Угринович Н.Д.
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по ...
Рабочая программа 10 - 11 класс Угринович Н.Д.
Базовый курс информатики 10 -11 класс...
Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.
Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д....