Рабочая программа по информатике. 9 класс. Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Фальмонова Оксана Викторовна

Рабочая программа по информатике для учащихся общеобразовательных школ по УМК Угриновича Н.Д. 68 часов (2 часа в неделю).  2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9a_klass_i_gruppa_informatika_ugrinovich_68_chasov.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные основы для  составления рабочей  программы: 

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Образовательная программа ГБОУ № 371
  • Учебный план  ГБОУ № 371


Цели изучения информатики и ИКТ в 9 классе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы основного общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» и программы Угриновича Н. Д. для 7-9 классов, рассчитана на 68 ч в год (2 часa в неделю).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Количество часов на изучение тем оставлено без изменений в соответствии с авторской программой.


Используемые технологии, методы и формы работы

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • позиционный метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Учет особенностей обучающихся класса:

В 9 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, объяснения проводятся в первой части урока, а на конец урока планируется практическая деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 9 классов не должна превышать 20 минут).

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. 


Формы и виды текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочных работ, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный  учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • итоговая проверочная работа;
  • итоговая практическая работа;
  • тест;
  • защита проекта.

Учебно-тематическое планирование курса:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

теория

практика

1.      

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

17

11

6

2.      

Кодирование и обработка текстовой информации

7

2

5

3.      

Кодирование и обработка числовой информации

15

7

8

4.      

Алгоритмизация и программирование

19

10

9

5.      

Моделирование и формализация

8

4

4

6.      

Информатизация общества  

2

2

 

Итого

68

36

32

Программой предусмотрено проведение:

  • 4 проверочных работы
  • 1 итоговая практическая работа.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов

Требования к уровню подготовки учащихся.

знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления графической информации;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • создавать информационные объекты, в том числе: рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

2. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи текстовой информации; принцип дискретного (цифрового) представления текстовой информации;
  • способы кодирования текстовой информации.
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий при обработке текстовой информации.

уметь

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения текстовой информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

3. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса при изучении информатики и ИКТ

знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи числовой информации; принцип дискретного (цифрового) представления числовой информации;
  • Способы кодирования числовой информации. Системы счисления.
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий при обработке числовой информации.

уметь

  • выполнять перевод из одной системы счисления в другую, арифметические операции в различных системах счисления;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать записи в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».

Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

5. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Представление информации.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Управление, обратная связь.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

6. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. 

Требования к уровню подготовки:

знать/понимать

  • понятия Информационное общество и Информационная культура, перспективы развития информационных и коммуникационных технологий, назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Сетевые устройства
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц.


Календарно-тематическое планирование курса

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Виды деятельности

Контроль

Дата

(по плану)

Дата

(фактически)

I триместр

 

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

 

 

Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

урок изучения нового материала

Понятие пространственной дискретизации.

Решение задач

Работа на уроке, подпись в Журнале инструктажа по ТБ.

Растровые изображения на экране монитора. Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.

урок изучения нового материала

Кодирование графической информации.

Компьютерный практикум, решение задач.

Работа на уроке

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

урок изучения нового материала

Формирование цветов в компьютере.

Компьютерный практикум, решение задач.

Проверка домашнего задания

Растровая и векторная графика.

урок изучения нового материала

Способы кодирования изображений

Беседа

Работа на уроке, опрос.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

урок изучения нового материала

Понятие графического примитива.

Беседа, компьютерный практикум.

Проверка домашнего задания

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

урок изучения нового материала

Знакомство с растровым графическим редактором.

Лекция.

Проверка домашнего задания

Практическая работа № 1.2. редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

Комбинированный урок

Знакомство с растровым графическим редактором.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

урок изучения нового материала

Знакомство с векторным графическим редактором.

Лекция.

Проверка домашнего задания

Практическая работа № 1.3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Комбинированный урок

Знакомство с векторным графическим редактором.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Редактирование изображений в растровом и векторном графических редакторах.

урок изучения нового материала

Работа в растровом и векторном графических редакторах

Компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Итоговая практическая работа по созданию графических объектов.

Урок контроля знаний

Работа в растровом и векторном графических редакторах

Компьютерный практикум

Итоговая практическая работа

Растровая и векторная анимация

урок изучения нового материала

Виды анимации. Настройка анимации в презентации.

Беседа, компьютерный практикум.

Проверка домашнего задания

Практическая работа 1.4 - создание анимации.

Комбинированный урок

Создание анимации

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Кодирование и обработка звука.

урок изучения нового материала

Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования, частота дискретизации.

Компьютерный практикум, решение задач.

Проверка домашнего задания

Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звука.

Комбинированный урок

Обработка звука.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.

урок изучения нового материала

Цифровая фотография. Потоковое видео.

Беседа. Компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Итоговая практическая работа № 1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Урок контроля знаний

Решение задач.

Проверочная работа

 

Кодирование и обработка текстовой информации 

 

 

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации.

Комбинированный урок

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков.

Компьютерный практикум, решение задач.

Работа на уроке.

Создание и редактирование документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

Комбинированный урок

Текстовые редакторы. Способы создания документов. Выбор параметров страницы. Редактирование, форматирование и печать документа.

Беседа, компьютерный практикум.

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Списки. Диаграммы. Формулы.

Практическая работа № 2.2. - вставка в документ формул и создание графика.

Комбинированный урок

Списки. Виды и назначение. Создание графиков и диаграмм.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Форматирование документов.

Практическая работа № 2.3. - форматирование документа.

Комбинированный урок

Форматы текстовых файлов. Параметры печати. Форматирование символов и абзацев.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Таблицы в Word.

Практическая работа № 2.4. - вставка в документ, редактирование и форматирование таблицы.

Комбинированный урок

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Компьютерные словари и системы машинного перевода.

Практическая работа № 2.5. -  «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Комбинированный урок

Компьютерные словари и системы машинного перевода.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Системы оптического распознавания текстов.

Практическая работа № 2.6. - «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Комбинированный урок

Системы оптического распознавания текстов.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

II триместр

Кодирование и обработка числовой информации

 

 

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Урок изучения нового материала. Комбинированный урок

Представление числовой информации с помощью систем счислений (СС). Виды СС. Основание ПСС. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания, работа на уроке.

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

урок изучения нового материала

Двоичная система счисления.

Лекция

Проверка домашнего задания

Решение задач на двоичное кодирование чисел в компьютере.

Двоичная арифметика.

Комбинированный урок

Двоичная система счисления. Правила арифметических операций в двоичной ПСС.

Решение задач

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Основные параметры электронных таблиц. Типы и форматы данных.

урок изучения нового материала

Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и  операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Практическая работа. Знакомство с Excel.

Комбинированный урок

Ввод чисел, текста и формул в ячейки ЭТ.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

урок изучения нового материала

Типы ссылок, их применение при копировании.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Практическая работа 3.2. Абсолютная, смешанная и относительная адресация в  Excel.

Комбинированный урок

Суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Установка заданного формата данных в ячейках.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Встроенные функции

урок изучения нового материала

Назначение мастера функций. Категории функций.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Практическая работа № 3.3. Excel. Создание таблицы значений функций.

Комбинированный урок

Ввод функций в ячейки ЭТ.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Диаграммы и графики в электронных таблицах.

урок изучения нового материала

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Практическая работа № 3.4. Построение графиков и диаграмм в Excel.

Комбинированный урок

Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.

Построение графиков функций, круговых и линейчатых диаграмм. Редактирование  диаграммы.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Базы данных в электронных таблицах.

урок изучения нового материала

Понятие БД. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.

Лекция, компьютерный практикум

Проверка домашнего задания

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Комбинированный урок

Сортировка данных в столбцах ЭТ. Сортировка и фильтрациязаписей в ЭТ. Поиск данных в ЭТ. Операции сравнения.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Проверочная работа № 2 по разделу "Кодирование и обработка числовой информации".  Итоговая практическая работа по электронным таблицам.

Урок контроля знаний

Решение задач

Проверочная работа, практическая работа.

Итоговая практическая работа по электронным таблицам.

Урок контроля знаний

Компьютерный практикум

Проверочная работа, практическая работа.

 

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

 

 

Алгоритм и его формальное исполнение.

урок изучения нового материала

Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Способы записи алгоритмов.

Лекция

Работа на уроке

Основы объектно-ориентированного визуального программирования  на языке.

Практическая работа № 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

Комбинированный урок

Классификация языков программирования. Назначение и области применения.

Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Линейный алгоритм.

урок изучения нового материала

Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма.

Решение задач

Проверка домашнего задания

Алгоритмическая структура ВЕТВЛЕНИЕ.

урок изучения нового материала

Алгоритмы ветвления. Способ реализации разветвляющегося алгоритма

Решение задач

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Алгоритмическая структура «Выбор»

урок изучения нового материала

Алгоритмическая структура «выбор» и способ ее реализации на языке программирования.

Решение задач

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Алгоритмическая структура «Цикл»

урок изучения нового материала

Алгоритмическая структура «цикл»и способ ее реализации на языке программирования. Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием».

Решение задач

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Переменная: тип, имя, значение

урок изучения нового материала

Переменные: типы, имя, значение. Объявление переменным значений. Присваивание переменным значений. Значение переменных в оперативной памяти.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Практическая работа № 4.2 «Проект «Переменные»

Комбинированный урок

Определение количества ячеек в оперативной памяти.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Арифметические, строковые и логические  выражения

урок изучения нового материала

Арифметические, строковые и логические выражения. Операция конкатенации.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Практическая работа № 4.3 «Проект «Строковый калькулятор»

Комбинированный урок

Составление программы  в среде программирования с использованием изученных функций.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Функции  в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования.

урок изучения нового материала

Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

 Практическая работа № 4.4 «Дата и время»

Комбинированный урок

Функции даты и времени. Составлениепрограммы  в среде программирования с использованием изученных функций.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Линейный алгоритм. Решение задач. Практическая работа № 4.5 «Проект  «Калькулятор»

Комбинированный урок

Составление программы для линейного алгоритма  в среде программирования.

Лекция, решение задач, компьютерный практикум

Работа на уроке

Алгоритмическая структура «Ветвление». Решение задач.

Практическая работа №  4.6 «Проект «Сравнение кодов символов»

Комбинированный урок

Системы программирования и проектирования. Графический интерфейс проекта. Элементы управления. Объекты и их свойства, методы обработки. Создание проекта для  определения большего из числовых кодов.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Алгоритмическая структура «Выбор». Решение задач.

Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка»

Комбинированный урок

Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок

Компьютерный практикум

Работа на уроке

III триместр

Алгоритмическая структура «Цикл». Решение задач.

Практическая работа № 4.8  «Проект «Слово-перевертыш»

Комбинированный урок

Способы применения оператора цикла со счетчиком и цикла с предусловием в программной среде.

Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов.

Создание проекта введенного слова в слово-первертыш.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования.

урок изучения нового материала

Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы. Цвет. Рисование текста.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Практическая работа № 4.9 «Проект «Графический редактор»

Комбинированный урок

Составление программы «Графический редактор».

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Проверочная работа № 3 «Основы алгоритмизации и программирования»

Урок контроля знаний

тест

Проверочная работа

 

Моделирование и формализация

 

 

Моделирование, формализация, визуализация.

урок изучения нового материала

Микро-, макро-, мегамир. Вещество и энергия. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование. Модель. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Лекция

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

урок изучения нового материала

Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей. Содержательная постановка задачи. Качественная описательная модель. Формальная модель.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа № 5.1 «Бросание мячика в площадку»

Комбинированный урок

Компьютерная модель движения тела. Создание компьютерной модели на языке программирования, разработка проекта траектории движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Компьютерный практикум

Работа на уроке

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа № 5.2 Графическое решение уравнения

Комбинированный урок

Создание компьютерной модели  решения графического уравнения на языке программирования, разработка проекта приближенного (графического) решения уравнения.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Экспертные модели распознавания химических веществ.

Практическая работа № 5.3 Распознавание удобрений

Комбинированный урок

Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы.

Создание компьютерной модели  экспертных систем на языке программирования, разработка проекта экспертной системы распознавания удобрений.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Геоинформационные модели. Информационные модели управления объектами

Комбинированный урок

Геоинформационные модели.

Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью.

Лекция, компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Практическая работа № 5.4 Проект «Модели систем управления»

Комбинированный урок

Создание компьютерной модели  систем управления на языке программирования, разработка проекта управляющего и управляемого объекта.

Компьютерный практикум

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Проверочная работа № 4 по разделу  «Моделирование и формализация»

Урок контроля знаний

тест

Проверочная работа

 

Информатизация общества

 

 

Информационное общество. Информационная культура.

урок изучения нового материала

Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Население, занятое в информационной сфере. Информационное общество.

Лекция

работа на уроке

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

урок изучения нового материала

Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Лекция

работа на уроке


В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации
  • характеристики растрового и векторного изображения
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий:
  • этапы создания цифрового видеофильма виды и назначения редакторов текстов;
  • интерфейс текстового редактора и процессора;
  • режимы работы и систему команд текстового редактора;
  • структурные элементы текстового документа;
  • приемы внедрения объектов;
  • основы конвертирования файлов.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
  • как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.
  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
  • процесс исполнения алгоритма компьютером
  • понятия транслятора, компилятора
  • классификацию и названия языков программирования
  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
  • этапы разработки и способ загрузки проектов
  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
  • основные алгоритмические структуры
  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
  • понятия моделирования, формализации, визуализации
  • основные этапы моделирования
  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
  • формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
  • структуру баз данных
  • условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
  • что такое информационная культура
  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
  • проводить оценку качества оцифрованного звука
  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
  • приводить примеры текстовых редакторов;
  • использовать различные способы работы с текстовым документом;
  • вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
  • работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
  • использовать буфер обмена и технологию OLE;
  • подготовить различные текстовые документы;
  • одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
  • осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
  • представлять алгоритм в виде блок-схемы
  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
  • применять оператор присваивания
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
  • выполнять арифметические операции над переменными
  • организовать диалоговые окна сообщений
  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
  • создавать простые графические редакторы
  • определять результат программы по ее описанию
  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
  • строить информационные модели систем управления
  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
  • сортировать данные в таблице, создавать и редактировать  форму
  • формировать запрос, используя систему управления базами данных
  • выполнять поиск записей в готовой базе данных
  • сортировку записей в готовой базе данных
  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

Оборудование, необходимое для обеспечения рабочей программы.

Аппаратные средства:
Компьютерный класс
Проектор
Принтер
Сетевые устройства
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной ра-боты со звуковой информацией
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фо-тоаппарат, видеокамера, микрофон.

Программные средства:
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Растровый и векторный графические редакторы.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер
Редактор и конвертер видео

Клавиатурный тренажер.
Текстовый редактор
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.

Электронный калькулятор
Электронные таблицы.

Простая система управления базами данных.
Среда программирования Pascal ABC.
Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

ЦОР:
Презентация "Кодирование графической информации";
Презентация "Векторная и растровая графика"
Презентация "Мир цифрового фото"
Презентация "Кодирование и обработка звука"
Презентация "Работа с видео"

Презентация "Кодирование текстовой информации"
Презентация "Word - основы работы"
Эле
ктронный учебник по Word (CD)
Презентация "Построение графиков и диаграмм в Word"
Презентация "Компьютерные словари и системы машинного перевода"

Презентация "Кодирование числовой информации в компьютере"
Презентация "Системы счисления"
Презентация "Двоичная арифметика"
Электронный учебник по Excel (CD)

Презентация "Алгоритмы"
Презентация "Основные алгоритмические структуры"
Презентация "Переменные"
Презентация "Арифметические, строковые и логические выражения"
Электронный учебник по Pascal ABC

Презентация "Моделирование. Формализация. Визуализация"

Презентация "Построение и исследование информационных моделей"

Презентация "Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий"

http://window.edu.ru/

Литература:

Для ученика:

  1. Информатика. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.:-БИНОМ. Лаборатория знаний. 20011 г.
  2. Материалы Интернета
  3. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте      "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru

Для учителя:

  1. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С.Ларина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155 с.
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002 Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлов
  3. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы. Н.Угринович,, БИНОМ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа 8-9 класс Угринович Н.Д.

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по ...

Рабочая программа 10 - 11 класс Угринович Н.Д.

Базовый курс информатики 10 -11 класс...

Рабочая программа по информатике 10 Угриновича Н.Д.

Рабочая программа по информатике 10 класс на основе авторской программы Угриновича Н.Д....