Факультативное занятие по информатике «Формы представления информации. Знаки, схемы, карты, чертежи.»
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему

Никулин Иван Юрьевич

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ для 7 классов школ 8 вида, обучающихся по программе факультативного курса «ИНФОРМАТИКА» для 5-11 кл. школ 8 вида,

Цель: дать понятие таких наглядных форм представления информации, как знаки, схемы, карты и чертежи, показать их роль в нашей жизни

Задачи:

Образовательные:

  • повторить ранее изученные сведения о диаграммах
  • познакомить учащихся с понятиями знака, схемы, карты, чертежа
  •  показать практическую значимость знаков, схем, карт и чертежей в нашей жизни

Коррекционные:

  • формировать  элементарные навыки исследовательской работы
  • закреплять правильную посадку при письме

Воспитательные

  • через межпредметные связи развивать интерес к изучаемому материалу

Оборудование: ПК учителя, проектор, белая маркерная доска, колонки

Материалы: презентация с внедренными в нее аудиофрагментами, карточки для самостоятельной работы

Раздаточные материалы и презентацию к занятию скачивать здесь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_formy_predstavleniya_informatsii.docx73.42 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

для 7 классов школ 8 вида,

обучающихся по программе факультативного курса «ИНФОРМАТИКА»

для 5-11 кл. школ 8 вида,

автор Никулин И.Ю.

Тема занятия

«Формы представления информации. Знаки, схемы, карты, чертежи.»

Подготовил:

Никулин Иван Юрьевич

учитель информатики

КГК СКОУ СКОШ 8 вида 3

г. Комсомольск-на-Амуре

2013

Тема занятия: «Формы представления информации. Знаки, схемы, карты, чертежи».

Цель: дать понятие таких наглядных форм представления информации, как знаки, схемы, карты и чертежи, показать их роль в нашей жизни

Задачи:

Образовательные:

  • повторить ранее изученные сведения о диаграммах
  • познакомить учащихся с понятиями знака, схемы, карты, чертежа
  •  показать практическую значимость знаков, схем, карт и чертежей в нашей жизни

Коррекционные:

  • формировать  элементарные навыки исследовательской работы
  • закреплять правильную посадку при письме

Воспитательные

  • через межпредметные связи развивать интерес к изучаемому материалу

Оборудование: ПК учителя, проектор, белая маркерная доска, колонки

Материалы: презентация с внедренными в нее аудиофрагментами, карточки для самостоятельной работы


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

  1.  Целеполагание (3 мин.)

Учитель предлагает угадать цель урока (слайды 1-3) при помощи серий картинок, имеющих нечто общее, помогает отгадывать наводящими вопросами.

Выводит угаданную тему на экран (слайд 4)

Ученики угадывают:

Треугольная, школьная, для выпечки – форма

Корова представляет быка, представление дельфинов, цирковое представление

В книге, на мониторе, значок – информация

Итого: формы представления информации

Записывают тему

2. Основная часть.

2.1. Повторение пройденного. (7 мин.)

Выводит на экран формы представления информации – текстовая, табличная и наглядная, задает вопросы про наглядные формы, про диаграммы. (повторение предыдущего материала). (слайд 5)

Отвечают на вопросы:

Пословица «Лучше 1 раз увидеть, чем сто раз услышать», относится к какой форме представления?

(наглядной) Всякую ли информацию можно наглядно представить диаграммами? Вот 2 фразы: Закат лазурным платком лег на океанские волны. Петров в октябре получил 15000, в ноябре – 20000, в декабре - 17000 рублей. Какую из этих фраз можно представить в виде диаграммы? (вторую) Значит, какую информацию могут показать диаграммы? (числовую)

                

                

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2.1. Повторение пройденного. (продолжение)

Предлагает вспомнить названия и выполнить задания с круговой, столбчатой диаграммами, графиком ( слайды 6-8)

Разделяют круг на доли, указывают 1/8.

Строят график температуры текущей недели, указывают тенденцию.

Определяют среди предложенных животных тех, у кого самая долгая и самая короткая жизнь

2.2. Объяснение нового материала (12 мин.)

Демонстрирует слайды с знаками, схемами, диаграммами, в ходе работы у доски просит отдельных учащихся их назвать, привести примеры использования на других предметах и в жизни.(слайды 9-17), дает определения этих форм представления информации

Знаки – дорожный знак «Движение запрещено», одежный знак температуры утюга, знак дискетки – сохранение, знак перерабатываемой упаковки

Схема электрической цепи, схема состава слова, где она вам встречается? (русский язык)

В этом году вы начали изучать новый предмет, на котором будете часто использовать именно эту форму представления информации. Какой это предмет? – история, география

На каких уроках вам встречались такие чертежи? -чертеж стула - труды мальчиков, выкройка – труды девочек

3. Обобщающая часть

3.1. Танцевальная физкультминутка (2 мин)

Проведение разминки обеспечивает сохранение здоровья и создает психологический настрой на дальнейшую работу (слайды 18-26)

Разминаются


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3.2. Закрепление пройденного (12 мин.)

Самостоятельная работа по карточкам. Карточки с чертежами имеют 2 варианта – для мальчиков и для девочек, содержат чертежи поделок, которые они осваивают на уроках труда Учитель раздает карточки, объясняет ход работы, затем контролирует его, вызывает учащихся к доске показать правильный  вариант (слайды 27-30).

Выполняют работу (ответы см. в приложении)

На слайдах у доски показывают и объясняют свои ответы

4. Заключительная часть

4.1. Гимнастика для глаз (2 мин)

Учитель предлагает проделать гимнастику для глаз, отмечает ее необходимость при работе с компьютером (слайды 31 - 32).

Ученики выполняют гимнастику

4.2. Задание на дом (3 мин.)

Учитель предлагает самостоятельно выполнить проектные работы на предложенные темы (слайд 33), кратко объясняет суть задания

Ученики выбирают для выполнения на дом 1 из 4 проектных работ

1. Зарисовать дорожные знаки в том порядке, в котором они вам встречаются по дороге в школу.

2. Составить карту пути от вашего дома до школы. Расстояние измерять в шагах.

3. Составить схему родственных связей вашей семьи (генеалогическое древо)

4. Составить план комнат вашей квартиры, - 1 метр = 1 см на плане.

4.3. Рефлексия (1 мин)

Учитель спрашивает у учащихся: Что вам больше всего понравилось на уроке?

Ученики высказывают свое мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 5 классе на тему "Форматирование - изменение формы представления информации"

Разработка урока в 5 классе представлена  текстовым файлом  и презентацией. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью тестирования в программе My test....

Презентация по информатике "Табличная форма представления информации"

Презентация по информатике для 5 класса, на тему "Табличная форма представления информации".По учебнику Л. Босовой "Информатика и ИКТ. 5 класс"...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Технологическая карта урока информатики для 5 класса на тему "Табличные формы представления информации"

Тема урока: «Табличные формы представления информации»Цели:Развивающая: развивать интеллектуальные способности, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.Обр...

Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.

В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....