Информатика и информационные процессы
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Миргородская Ирина Александровна

Представлена лекция и практика к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 3 урок_ Информатика и информационные процессы

На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, “каменный век” - эпоха технологии обработки камня для получения орудия труда, “бронзовый век” - эпоха овладения технологией обработки металла, “век книгопечатания” - эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” - эпоха овладения новыми видами энергии. Еще 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас все чаще можно услышать о “веке информации” и “веке ЭВМ”.

Понятие информации является одним из фундаментальных понятий в современной науке и базовым в курсе изучения информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.

Вопрос.  Попробуйте ответить на вопрос: что такое информация?

Это знания, сведения, сообщение, новость и т.д. Формально определить понятие информации очень сложно. Если сделать перевод, то это латинское слово “informatio”, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистических позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Человек живет в мире информации.

Понятия. Информация и знания.

Информация – это знания. Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные ("Я знаю, что..") и процедурные ("Я знаю, как.."). Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. (определение записать в тетрадь).

Констатация положения о том, что одна и та же информация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания информации.

Вопрос. Что значит вещественно-энергетическая картина мира и информационная картина мира.?

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.  Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой информацией.

Символьная информация представляется по правилам какого-либо языка.

Язык - это знаковый способ представления информации. Общение на языках это процесс передачи информации в знаковой форме. Языки бывают естественными и формальными.

Образная информация -это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы)

Любой человек постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, подсчитывает стоимость покупки, пересказывает другому человеку какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи и другое. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно информационные процессы.

Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации.

Передача. Очень часто любому человеку приходиться участвовать в процессе передачи информации. Передача происходит при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, телефон, радио, телевидение. Передача информации всегда двухсторонний процесс: есть источник, и есть приемник информации. Каждому человеку постоянно приходиться переходить от роли источника к роли приемника информации и обратно. 
Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.
При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

Обработка. Процесс обработки информации связан с получением новой или изменением формы или структуры данной информации, осуществлением поиска информации на внешних носителях. 

Хранение. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и тд. Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях храниться дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение. 



Предварительный просмотр:

3 урок_ Информатика и информационные процессы

  1. Отметьте виды информации.

А) Графический

Б) Видео

В) Звуковой

Г) мультимедийная

Д) Текстовый

Е) Алфавитный

Ж) Числовой

З) Микрофонный

И) Цифровый

2.  Какими свойствами может обладать информация?

А)  Аккуратная 

Б)  Пустая

В) Полезный
Г)  Невзрачная
Д)
Вредная
Е)
Актуальная

Ж) Достоверный

  1. С информацией можно совершать различные действия. Какие?

 А)
Б)
В)
Г)
Д)

Назовите виды информации. Например, графический. Заполните таблицу.

1. Графический

 

 

 

 

 

Подумайте и запишите, какими свойствами может обладать информация?

1. Достоверность

 

 

 

 

 

С информацией можно совершать различные действия. Какие?

1. Передавать

 

 

 

 

 

 

Приведите примеры по схеме

Источник -----Канал связи-----Получатель

1. Маша написала Мише письмо

 

 

 

 

В конце урока задания сдают учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатика и информационные процессы

Конспект урока.Тема: «Информация и информационные процессы». Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: Образовательные:- составить представление о понятии «информационный проце...

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

Тестовые задания по дисциплине "Информатика" тема "Информатика и информационные процессы"

Тест содержит 25 вопросов по теме "Информатика и информационные процессы". Жирным шрифтом выделены верные ответы. Данная работа окажет помощь как преподавателям, так и учащимся в проверке знаний по да...

Тестовые задания по дисциплине "Информатика" тема "Информатика и информационные процессы"

Тест содержит 25 вопросов по теме "Информатика и информационные процессы". Жирным шрифтом выделены верные ответы. Данная работа окажет помощь как преподавателям, так и учащимся в проверке знаний по да...

Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище

Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...