Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Виноградов Сергей

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему

«Информационные процессы и информационные технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5_klass.docx28.99 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему

«Информационные процессы и информационные технологии»

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока:

  • содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (в текстовом процессоре и графическом редакторе);
  • деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из затруднений при работе за ПК.

Решаемые учебные задачи:

  • закрепить знания об основный понятиях (информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии);
  • сформировать у учащихся умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
  • обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;
  • развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, ИД, мяч, листы с заданием, папка с файлами для работы на ПК.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов; умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
  • метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять;
  • личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.

Структура урока:

  1. Этап мотивации к деятельности (1 минута)
  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 минут)
  3. Формулирование темы и целей (2 минуты)
  4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 минут)
  5. Физкультминутка (2 минуты)
  6. Этап включения изученного в систему знаний (15 минут)
  7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)

Ход урока

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Этап мотивации к деятельности

Приветствие учащихся.

Учащиеся проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации,

- воспитание требований безопасности на рабочем месте.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Как называется наш учебный предмет?

- А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем?

- Какие процессы над информацией мы выполняем на уроках?

- Как называются эти процессы?

- С помощью чего на информатике мы работаем с информацией?

- Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Слово “универсальная” подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить, использовать, передавать различную информацию.

- С помощью чего компьютер работает с Информационными процессами?

- Как можно назвать методы, способы, действия работы с информацией с помощью ПК? (предлагается ребус).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662365/1.jpg

Дети отвечают на вопросы.

- Информатика.

- ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации.

- Получаем, обрабатываем, храним, передаем, ищем.

- Информационные процессы.

- с помощью ПК.

- с помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации.

- технологии.

Личностные УУД:

- выработка учебной мотивации,

- ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации,

- применение методов информационного поиска.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Формулирование темы и целей

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке?

- Информационные процессы и способы работы с ИП средствами ПК.

4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

- Ребята, сейчас мы поиграем в игру “НИП”.

Учащиеся встают рядом со своим рабочим местом, образуя круг. Первый учащийся называет информационный процесс (не должны повторяться), приводит на него пример, называет имя следующего одноклассника и бросает ему мяч, сам садится. Если учащийся неверно привел пример ИП, то он остается в кругу.

- Игра закончилась. Теперь я вас прошу написать в тетради все ИП, которые вы проговорили и услышали в ходе игры.

Попросить одного учащегося прочитать перечисленные ИП.

Бросают мяч с проговариванием ИП во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради ИП.

Личностные УУД:

- определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные УУД:

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

- умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм).

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа).

5. Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук

 

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни (снять общую усталость).

6. Этап включения изученного в систему знаний

(индивидуальная или работа в парах за ПК)

Звучит релаксирующая музыка

- А теперь мы повторим информационные технологии обработки информации.

Ребятам выдаются Листы с заданием (Приложение 1) + файлы на ПК  (Задание 1) и (Задание 2).

После выполнения упражнений учитель оценивает работу каждого.

Выполняют упражнения на ПК

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Итоги:

Сегодня на уроке....

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

Рефлексия:

- Как бы вы оценили свою работу?

- Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на доске подписать человечка своим именем и оценить своё эмоциональное состояние (нарисовать человечку лицо) и свою работу на уроке (поставить отметку на человечке).

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

- оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные УУД:

- структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Домашнее задание

Записывается домашнее задание: составить синквейн по теме «Информационные процессы»

Выполняют домашнее задание

 

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5-7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
  3. Другие ресурсы сети Internet.



Предварительный просмотр:

Лист с заданием на тему «ИП и ИТ»

Задание 1

Открыть в графическом редакторе Paint файл «Лабиринт». Разукрасить рыбку и море. Найти и построить путь перемещения для рыбки. Сохранить в личной папке под именем «Рыбка».

Задание 2

        В текстовом процессоре MS Word открыть файл «Портрет». Заполнить форму словами так, чтобы получился ваш словесный портрет. Сохранить файл в личной папке под именем «Мой словесный портрет».

Мой словесный портрет

Друзья называют меня  __________________________________________

Мое любимое занятие ____________________________________________

Моя любимая книга  _____________________________________________

Мой любимый фильм   ___________________________________________

Моя любимая телепередача   ______________________________________

Моя любимая музыка   ___________________________________________

Моя любимая одежда   ___________________________________________

Я мечтаю о том, что однажды стану ________________________________

Задание 3

        Запустить приложение Калькулятор (Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор). Вычислить значения следующих арифметических выражений. Ответы записать в Блокнот (Пуск – Все программы – Стандартные – Блокнот). Сохранить файл в личной папке под именем «Вычисления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."....

Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания

Цели:Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью гра...