Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Кузьменко Наталья Александровна
Рабочая программа содержит:
1. Пояснительную записку
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Цели и задачи изучения информатики
4. Формы организации учебного процесса по предмету
5. Тематический план
6. Содержание учебного курса
7. Характеристика КИМов 
8. Формы и средства контроля
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_8_klass.zip46.42 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего  образования по информатике для  8 класса является составной частью основной  образовательной программы основного общего образования   Муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» на 2014-2015 учебный год (Приказ №  284 от «28» августа 2014г.)

Рабочая программа составлена  на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

4.Приказ МОиН Челябинской области от 16.06.2011 №04-997 «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2011-2012 учебный год». 

5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

 6.Учебный план МБОУ  «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год. (Приказ № 277 от «28 »  августа   2014г.)

7. Письмо МОиН Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009г. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных  учреждениях Челябинской области».

8.Приложение к  письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета информатика в 2014-2015 учебном году».

9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. N 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

10. Примерная программа основного общего  образования, по информатике для общеобразовательных учреждений;

11. Программы общеобразовательных учреждений по информатике 8-11 класс школы (Угринович Н.Д. Информатика и– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

12. Положение «О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ № 3» (Приказ № 21 от 03.09.2012г.).

Мотивация выбора программы:

Выбор авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений для 8-11 классов авторы: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ:. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.мотивирован тем, что программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Принципы построения программы:

Рабочая программа:        

-построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

-способствует развитию  коммуникативной, ценностно-смысловой,  учебно-познавательной, информационной    компетенций  учащихся;

- способствует реализации практической направленности;

-учитывает возрастную психологию учащихся.

УМК

Для реализации программы используется учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ:. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

.соответствующий  перечню  учебно-методических изданий, утвержденному  Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год»)

Количество часов  на изучение предмета по учебному плану школы:

В соответствии с ОБУП и Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год предусматривается обязательное изучение информатики  в VIII классе – 35 часов. (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

2. Цели и задачи изучения информатики в основной школе:

Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе  новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у  учащихся знаний  об устройстве  персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

Основная задача программы - обеспечить  овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение  информационных технологий.

.      3. Формы организации учебного процесса по предмету

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, утвержденной  Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Содержание учебного предмета

Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Количество Контрольных

Информация и информационные процессы

9

2

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

5

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

13

8

1

Повторение

1

Итого

34

15

3

Распределение часов по разделам

Раздел

Кол-во часов по  примерной и авторской программам

Кол-во часов по Рабочей программе

Форма контроля

№ урока

Информация и информационные процессы

9

9

КР - Т

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

11

КР - Т

Коммуникационные технологии

13

13

КР - Т

Итоговое повторение

1

1

ИТОГО

34

34

КР – Т – контрольная работа – тест

  1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (9 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
  • Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
  • о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
  • определение  науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий
  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования
  • единицы измерения информации, соотношения между ними
  • формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении

Уметь:

  • определять виды и свойства информации
  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий
  • перекодировать с русского письменного языка на русский устный
  • определять объем в различных единицах измерения количества информации
  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение

  1. КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ  (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».
  • Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».
  • Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
  • Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».
  • Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера
  • понятия данных, программы, процесса программной обработки данных
  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы
  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры
  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования
  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений
  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу
  • основные действия с файлами и папками
  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы
  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения
  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню
  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола
  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ

Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК
  • определять тактовую частоту процессора
  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода
  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера
  • распознавать различные типы файлов
  • записывать полное имя файла
  • пояснять выполнение действий с папками и файлами
  • перезагружать компьютер
  • объяснять назначение основных прикладных программ
  • работать с программой обработки изображений
  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки
  • находить антивирусную программу на компьютере

  1. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (16 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

  • Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  • Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».
  • Практическая работа № 10  «География Интернета».
  • Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
  • Практическая работа № 12  «Работа с электроннойWeb-почтой».
  • Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».
  • Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».
  • Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
  • основные виды компьютерных сетей, их топологию
  • понятие протокола, основные виды протоколов
  • особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
  • систему адресации электронной почты
  • назначение электронной почты
  • понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений
  • правовые и этические нормы распространения информации
  • преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
  • логическую структуру web-страницы
  • основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки

Уметь:

  • организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
  • определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
  • владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
  • создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма
  • избирательно относиться к полученной информации
  • использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
  • создавать web-страницу с использованием html-тегов
  • создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
  • организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации
  • использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов

Перечень контрольных работ

  1. Тест № 1. «Количество информации».
  2. Тест № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
  3. Тест  № 3. «Коммуникационные технологии»

Перечень практических работ

  1. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
  2. Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
  3. Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
  4. Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты
  5. Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши
  6. Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
  7. Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
  8. Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети
  9. Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету
  10. Практическая работа 3.3. «География» Интернета
  11. Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине
  12. Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой        
  13. Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета
  14. Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете
  15. Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

        Характеристика класса

По итогам  прошедшего учебного года качество знаний в 8 классах  по предмету составляет 100%. Учащиеся проявляют  интерес к предмету, легко запоминают материал, активны на уроках.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г
  4. Готовимся к ЕГЭ  по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  5. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил
  7. Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  8. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. лаборатория знаний, 2005. – 303 с.:ил.
  9. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс. « и А.Г. Гейна, А. и. Сенокосова., Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М. В. Кошелев. -2-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «»Экзамен», 2009. – 222, с.( Серия «Учебно-методический комплект»)
  10. методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  11. Практикум по информационным технологиям/ Н. Д.Угринович , Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 394 с.:ил.
  12. Преподавание курса «информатики и ИКТ»  в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил..
  13. Соколова О. Л.  Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2010. – 400 с
  14. Шелепаева А. Х Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие : 8-9 классы – М.:ВАКО, 2009. -2888 с.

Список литературы для обучающихся

  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
  3. Готовимся к ЕГЭ  по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
  4. Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.г.;

.


Характеристика КИМов по информатике

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Ответ на теоретические вопросы (устно)

Предметная составляющая

  1. Системность и целостность знаний по теме (сформированность единой информационной картины мира, понимание единых принципов информационных процессов и процессов управления в живой и неживой природе)
  2. Уровень усвоения понятий, терминов информатики
  3. Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимания)

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Сформированность устной речи
  2. Умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.п.)
  3. Умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал, умение логически обосновывать суждения, проводить систематизации
  4. Коммуникативность, умение включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Сформированность интереса к предмету, готовность к изучению новых информационных технологий, новых программных средств
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

19-20 баллов – «5»

14-18 баллов – «4»

10-13 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»


Практическая работа

Предметная составляющая

  1. Понимание темы, цели практической работы
  2. Уровень усвоения понятий, терминов
  3. Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий
  4. Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  2. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  3. Интенсивность и качество самостоятельной работы
  4. Умение проводить анализ полученных результатов
  5. Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений
  2. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

20-22 баллов – «5»

15-19 баллов – «4»

11-14 баллов – «3»

менее 11 баллов – «2»

Защита рефератов

Предметная составляющая

  1. Понимание темы реферата, цели его практической части
  2. Системность и целостность знаний по заявленной теме
  3. Уровень усвоения понятий, терминов
  4. Логичность, доказательность, убедительность защиты, уровень анализа причинно-следственных связей, обобщений, выводов, уровень логического мышления

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Ориентация в различных источниках информации
  2. Сформированность монологической речи, владение приемами свертывания и развертывания речи
  3. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  4. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  5. Оформление реферата. Самостоятельность, оригинальность, полнота раскрытия темы. Грамотность изложения.
  6. Коммуникативность, умение установить контакт с аудиторией, включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Развитость ценностных ориентаций
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

23-26 баллов – «5»

18-22 баллов – «4»

13-17 баллов – «3»

менее 13 баллов – «2»

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: максимальное количество – 2 по каждому параметру (3 ставится в особых случаях) дает определенную сумму баллов.

90 – 100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70 - 89% - «4»;

50 – 69% - «3»;

менее 50% - «2».


Материально-техническое обеспечение

В МБОУ «СОШ №3» существует кабинет информатики и ИКТ. Общая площадь кабинета составляет 50 кв.м. Кабинет оснащен 18 партами и комплектом стульев в количестве 26. Имеется учительский стол и стул.  В соответствии с письмом       Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в кабинете русского языка есть следующее учебное и компьютерное оборудование:

№ п/п

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный Закон  «Об образовании»

Д

Стандарт основного общего образования по информатике

Д

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике

Примерная программа основного общего образования по информатике

Д

Авторские  программы по  русскому языку

Д

Информатика в играх и задачах. 3 класс

Информатика в играх и задачах. 4 класс

Учебник по информатике. 5 класс.

К

Учебник по информатике. 6 класс.

К

Учебник по информатике. 7 класс.

К

Учебник по информатике. 8 класс.

К

Учебник по информатике. 9 класс.

К

Учебник по информатике. 10 класс.

 

Учебник по информатике. 11 класс.

Печатные пособия

Схемы по информатике по некоторым разделам школьного курса.

Д/Ф

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Д/П

Технические средства обучения   (тсо)

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц  

Д

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Мультимедийный  компьютер

Д

Сканер

Д

Принтер лазерный

Д

Копировальный аппарат

Д

Мультимедийный проектор

Д

Учебно-практическое оборудование

Шторы для затемнения

Д

Специализированная учебная мебель

Компьютерный стол

Д

Шкаф 4-х секционный

П

 – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

*К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

 – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса на 2012-2013 учебный год к УМК Кузовлева

Структура документаРабочая  программа по английскому языку представляет собой целостный документ, включающий  разделы:Пояснительная записка;Содержание тем учебного предмета.Учебно – те...

Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г

Программа разработона по учебнику Лебедева...

Воспитательная программа для 11 класса на 2014-2015 уч.год "Я и моя будущая профессия"

Воспитательная   программа   «Я и моя будущая профессия».11класса                                ...

Рабочие программы по немецкому языку на 2014-2015 уч.год

Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...