Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Кузьменко Наталья Александровна

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Цели и задачи изучения информатики
  4. Формы организации учебного процесса по предмету
  5. Тематический план
  6. Содержание учебного курса
  7. Характеристика КИМов
  8. Формы и средства контроля
  9. Календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_9_klass.zip53.82 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего  образования по информатике для  9 класса является составной частью основной  образовательной программы основного общего образования   Муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» на 2014-2015 учебный год (Приказ №  284 от «28» августа 2014г.)

Рабочая программа составлена  на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

4.Приказ МОиН Челябинской области от 16.06.2011 №04-997 «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2011-2012 учебный год». 

5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

 6.Учебный план МБОУ  «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год. (Приказ № 277 от «28 »  августа   2014г.)

7. Письмо МОиН Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009г. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных  учреждениях Челябинской области».

8.Приложение к  письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета информатика в 2014-2015 учебном году».

9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. N 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

10. Примерная программа основного общего  образования, по информатике для общеобразовательных учреждений;

11. Программы общеобразовательных учреждений по информатике 8-11 класс школы (Угринович Н.Д. Информатика и– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

12. Положение «О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ № 3» (Приказ № 21 от 03.09.2012г.).

Мотивация выбора программы:

Выбор авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений для 8-11 классов авторы: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ:. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.мотивирован тем, что программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 Принципы построения программы:

Рабочая программа:        

-построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

-способствует развитию  коммуникативной, ценностно-смысловой,  учебно-познавательной, информационной    компетенций  учащихся;

- способствует реализации практической направленности;

-учитывает возрастную психологию учащихся.

УМК

Для реализации программы используется учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ:. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

.соответствующий  перечню  учебно-методических изданий, утвержденному  Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год»)

Количество часов  на изучение предмета по учебному плану школы:

В соответствии с ОБУП и Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на 2014-2015 учебный год предусматривается обязательное изучение информатики  в 9 классе – 70 часов. (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

2. Цели и задачи изучения информатики в основной школе:

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  •  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса: 

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.

.      3. Формы организации учебного процесса по предмету

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, утвержденной  Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Содержание учебного предмета

№п/п

Тема

Всего

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией.

15

2

Кодирование и обработка текстовой информации.

9

3

Кодирование и обработка числовой информации.

10

4

Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования.

20

5

Моделирование и формализация

8

6

Информатизация общества

3

7

Итог:

70

Распределение часов по разделам

Раздел

Кол-во часов по  примерной и авторской программам

Кол-во часов по Рабочей программе

Форма контроля

№ урока

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

15

Фронтальный опрос

Решение задач

Компьютерный практикум

Выборочный опрос

Тестирование

Кодирование и обработка текстовой информации

9

9

Компьютерный практикум

Выборочный опрос

Тестирование

Кодирование и обработка числовой информации

10

10

Компьютерный практикум

Выборочный опрос

Тестирование

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

20

20

Выборочный опрос

Компьютерный практикум

Фронтальный опрос

Тестирование

Моделирование и формализация

10

10

Выборочный опрос

Компьютерный практикум

Фронтальный опрос

Тестирование

Информатизация общества

3

3

Выборочный опрос

Тестирование

Повторение

1

1

Тестирование

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.  Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации.  Цифровое фото и  видео

Практические работы:

  • Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
  • Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
  • Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
  • Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
  • Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
  • Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
  • Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Тестирование:

  • Кодирование графической информации
  • Растровая и векторная графика
  • Кодирование и обработка звуковой информации

  1. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.

Кодирование текстовой информации.  Создание документов в текстовых редакторах.  Ввод и редактирование документа.  Сохранение и печать документов.  Форматирование документа. Таблицы.  Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  • Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
  • Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
  • Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
  • Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
  • Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
  • Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
  • Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Контрольные  работы:

  • Контрольная тестовая работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Тестирование:

  • Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
  • Форматирование документа
  1. Кодирование и обработка числовой информации –10 ч.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере.  Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.

Практические работы:

  • Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
  • Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
  • Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
  • Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
  • Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации.

Проверочные  работы:

  • Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»

Тестирование:

  • Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(20ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке:  следование, ветвление, цикл.  Переменные: тип, имя, значение.  Арифметические, строковые и логические выражения.  Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практические работы:

  • Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
  • Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
  • Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
  • Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»        
  • Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
  • Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»        
  • Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»        
  • Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
  • Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»        
  • *Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»        
  • *Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»        
  • *Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»        

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Творческие  работы:

  • Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic

Тестирование:

  • Алгоритмические структуры.
  • Объекты. Свойства. События.
  • Переменные.
  • Выражения.
  • Функции в VB
  • Графические методы

  1. Формализация и моделирование(8 ч.)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация.  Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ.  Информационные модели управления объектами

Практические работы:

  • Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
  • Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
  • Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
  • Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

Проверочные  работы:

  • Проверочная работа «Моделирование и формализация»
  1. Информатизация общества (3ч.)

Информационное общество.  Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тестирование:

  • Информатизация общества.

7. Повторение (1 ч.)

Тестирование:

  • Итоговый тест за курс 9 класса.

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

        

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  •  использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Критерии оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
  • соблюдает правила техники безопасности;
  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполняет анализ ошибок.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерии оценки письменной работы (контрольной  работы, проверочной работы)

Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

 Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;

Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;

Отметка «1»: работа не выполнена.

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. 

Критерии оценки творческой работы

  При выполнении творческих работ (проектов, разработанных в Visual Basic) оценивается оформление по следующим критериям:

Баллы

Критерии

Параметры критериев

3

Форма проекта

  • Стиль (единый стиль )
  • Фон  (спокойный, привлекающий внимание)
  • Использование цвета

5

Представление информации

  • Содержание информации на объектах (короткие слова и предложения)
  • Расположение объектов на форме (объекты на форма систематизированы, их расположения удобно для работы с приложением)
  • Шрифты на объектах (не рекомендуется смешивание шрифтов )
  • Способы выделения информации на объектах (основная информация выделяется жирным шрифтом, курсивом)
  • Объем информации (главная форма содержит основные аспекты приложения, дополнительная информация вынесена в отдельный файл или форму)

5

Функциональность объектов

  • Форма (при наличии нескольких форм в проекте все основные формы должны иметь один размер)
  • Текстовые поля (При запуске приложения поля должны быть очищены от текста)
  • Метки (при запуске приложения метки для вывода информации должны быть очищены от текста)
  • Кнопки (функционируют, присутствие  кнопок Сброс, Выход)
  • Радиокнопки, Флажки и т.д. (при запуске приложения радиокнопки, флажки  и т.д. не должны быть включены)

2

Назначение проекта

  • Практическая значимость проекта в учебном процессе
  1. Всего 15 баллов

  • Отметка «5» - 13 - 15 баллов
  • Отметка «4» -  10 - 12 баллов
  • Отметка «3»-  7 – 9 баллов
  • Отметка»2» - менее  7 баллов

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы учащиеся выполняют в программе MyTest, которая выставляет отметки по минимальному % баллов:

  • Отметка «5» - 85% и более
  • Отметка «4» -  от 70 % до 84 %
  • Отметка «3»-  от 50% до 69 %
  • Отметка «2»-  менее  50%

Характеристика класса

По итогам  прошедшего учебного года качество знаний в 9 классах  по предмету составляет 80%. Учащиеся проявляют  интерес к предмету, легко запоминают материал, активны на уроках.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Угринович Н.Д. Информатика  и ИКТ: учебник для 9 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2011.
  3. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2011.

Список информационных ресурсов

Дополнительная литература:

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  2. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №5 – 2007.  – М.: Образование и информатика, 2007.
  3. Семакин И.Г. Информационнонные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2005.
  4. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2005.
  5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005.
  6. Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.1. – М.: Классикс Стиль, 2003
  7. Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.2. – М.: Классикс Стиль, 2003
  8. Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.3. – М.: Классикс Стиль, 2003

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Характеристика КИМов по информатике

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Ответ на теоретические вопросы (устно)

Предметная составляющая

  1. Системность и целостность знаний по теме (сформированность единой информационной картины мира, понимание единых принципов информационных процессов и процессов управления в живой и неживой природе)
  2. Уровень усвоения понятий, терминов информатики
  3. Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимания)

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Сформированность устной речи
  2. Умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.п.)
  3. Умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал, умение логически обосновывать суждения, проводить систематизации
  4. Коммуникативность, умение включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Сформированность интереса к предмету, готовность к изучению новых информационных технологий, новых программных средств
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

19-20 баллов – «5»

14-18 баллов – «4»

10-13 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»


Практическая работа

Предметная составляющая

  1. Понимание темы, цели практической работы
  2. Уровень усвоения понятий, терминов
  3. Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий
  4. Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  2. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  3. Интенсивность и качество самостоятельной работы
  4. Умение проводить анализ полученных результатов
  5. Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений
  2. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

20-22 баллов – «5»

15-19 баллов – «4»

11-14 баллов – «3»

менее 11 баллов – «2»

Защита рефератов

Предметная составляющая

  1. Понимание темы реферата, цели его практической части
  2. Системность и целостность знаний по заявленной теме
  3. Уровень усвоения понятий, терминов
  4. Логичность, доказательность, убедительность защиты, уровень анализа причинно-следственных связей, обобщений, выводов, уровень логического мышления

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Ориентация в различных источниках информации
  2. Сформированность монологической речи, владение приемами свертывания и развертывания речи
  3. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  4. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  5. Оформление реферата. Самостоятельность, оригинальность, полнота раскрытия темы. Грамотность изложения.
  6. Коммуникативность, умение установить контакт с аудиторией, включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Развитость ценностных ориентаций
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

23-26 баллов – «5»

18-22 баллов – «4»

13-17 баллов – «3»

менее 13 баллов – «2»

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: максимальное количество – 2 по каждому параметру (3 ставится в особых случаях) дает определенную сумму баллов.

90 – 100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70 - 89% - «4»;

50 – 69% - «3»;

менее 50% - «2».


Материально-техническое обеспечение

В МБОУ «СОШ №3» существует кабинет информатики и ИКТ. Общая площадь кабинета составляет 50 кв.м. Кабинет оснащен 18 партами и комплектом стульев в количестве 26. Имеется учительский стол и стул.  В соответствии с письмом       Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в кабинете русского языка есть следующее учебное и компьютерное оборудование:

№ п/п

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный Закон  «Об образовании»

Д

Стандарт основного общего образования по информатике

Д

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике

Примерная программа основного общего образования по информатике

Д

Информатика в играх и задачах. 3 класс

Информатика в играх и задачах. 4 класс

Учебник по информатике. 5 класс.

К

Учебник по информатике. 6 класс.

К

Учебник по информатике. 7 класс.

К

Учебник по информатике. 8 класс.

К

Учебник по информатике. 9 класс.

К

Учебник по информатике. 10 класс.

 

Учебник по информатике. 11 класс.

Печатные пособия

Схемы по информатике по некоторым разделам школьного курса.

Д/Ф

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Д/П

Технические средства обучения   (тсо)

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц  

Д

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Мультимедийный  компьютер

Д

Сканер

Д

Принтер лазерный

Д

Копировальный аппарат

Д

Мультимедийный проектор

Д

Учебно-практическое оборудование

Шторы для затемнения

Д

Специализированная учебная мебель

Компьютерный стол

Д

Шкаф 4-х секционный

П

 – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

*К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

 – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...

Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 2014-2015 учебный год

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02...