Элективный курс "Основы компьютерной грамотности"
элективный курс по информатике и икт на тему

Татьяна Потапова

Рабочая программа элективного курса "Основы компьютерной грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_kompyuternaya_grammotnost.docx70.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области - основная

общеобразовательная школа №161 ст. Издревая

Программа элективного курса

«Основы компьютерной грамотности»

на 2014-2015 учебный год

Учитель  Потапова Татьяна Витальевна

Категория вторая

Утверждаю

Директор МБОУ-ООШ №161

___________/О.А.Чореску

Приказ №___от ___________

Утверждена на

педагогическом совете

Протокол №________

от_____________

Рассмотрена и утверждена

На заседании МО

ЕМЦ

протокол №__ от_____

руководитель МО

2014-2015 год

Пояснительная записка

Мы живем в информационном обществе, когда компьютер используется уже практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Поэтому каждому кто, который хочет идти в ногу со временем, необходимо уметь пользоваться компьютером. Компьютер из роскоши превратился в средство необходимости.

Что же входит в понятие «основы компьютерной грамотности»?

 Прежде всего, основы компьютерной грамотности – это основные приемы и методы работы с компьютером, позволяющие быть уверенным пользователем этого бытового прибора, дающие возможность окунуться в огромный мир информационных технологий и не потеряться в этом мире. В основу компьютерной грамотности входят знания по конфигурации персонального компьютера, то есть основных его устройств.

 Компьютерная грамотность предполагает знания об операционной системе компьютера, программах Microsoft Office, которые позволяют создавать текстовые документы и таблицы, форматировать и сохранять их, находить нужные документы после их сохранения. Умение ориентироваться в сети Интернет, добывать информацию, систематизировать ее, отметая все лишнее, также входит в основы компьютерной грамотности, как и многое-многое другое.

Цели курса:

  • помощь начинающему пользователю в овладении навыками работы на персональном компьютере.
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей в процессе изучения элективного курса необходимо решить следующие задачи:

  • дать представление об устройстве ПК, его характеристиках, принципе работы ПК, а также о компьютерной гигиене и технике безопасности;
  • сформировать навыки работы с современными компьютерными технологиями для решения реальных  профессиональных задач;
  • выработать потребность использования компьютерных технологий при решении задач из повседневной         жизни.

Программа курса «Основы компьютерной грамотности» включает в себя материал необходимый для получения навыков пользования персональным компьютером в условиях широкого применения компьютера и оргтехники во всех сферах деятельности.

Данный курс рассчитан на начинающих пользователей, которые бы хотели  независимо от возраста и полученного образования овладеть основами компьютерной грамотности и стать уверенными пользователями ПК.  

После обучения слушатели смогут чувствовать себя полноценными членами современного информационного общества. Во-первых, открывают возможности Интернета: запись на прием к врачу, оплата коммунальных платежей, управление банковским счетом через on-line кабинет, пользование целым рядом государственных услуг, общение на форумах, социальных сетях, общение в скайпе. Во-вторых: получают основу для дальшейшего самостоятельного развития. Пользуясь полученными навыками, они способны учиться дальше - ведь Интернет полон различных обучающих ресурсов.

Курс рассчитан на 4 час в неделю, общим объемом  136 часов, и проводится в виде двух основных форм работы: знакомство с новыми программами и лабораторных занятий.

Планируемые результаты

По окончании курсов слушатели  должны:

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь создавать в текстовом документе таблицы, списки,  рисунки и диаграммы;
  • уметь производить проверку орфографии и грамматики, сортировку данных в таблицах;
  • уметь создавать гиперссылки и закладки в текстовом документе;
  • знать назначение и принцип организации электронных таблиц;
  • иметь представление о понятие «ссылка» и виды ссылок в электронных таблицах;
  • иметь представление о понятие «браузер» и понимать  назначение браузера;
  • понимать назначение сети Интернет;
  • иметь представление о назначение программ для сканирования;
  • знать назначение электронной почты и ее преимущества перед обычной почтой;
  • уметь использовать  программу создания презентаций;
  • уметь применять электронные таблицы для создания  и оформления таблиц;
  • уметь создавать графики, диаграммы в ЭТ;
  • уметь производить настройки браузера;
  • уметь производить поиск информации в сети Интернет;
  • уметь производить общение с помощью электронной почты;
  • уметь распознавать текст и другие элементы документа с помощью программ для сканирования;
  • уметь использовать мультимедиа проигрыватели для прослушивания звуковых и видео файлов, в том числе через интернет;
  • уметь обрабатывать видео с помощью стандартных программ ОС;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Содержание

Знакомство с компьютером (10 часов)

Работа с мышью и клавиатурой. Понятие программы. Классификация, назначение и краткая характеристика программ.

Рабочий стол и его элементы. Настройки рабочего стола. Структура окон, работа с окнами. Понятие меню. Работа с меню «Пуск». Организация хранения данных: папки, файлы, логические диски. Просмотр содержимого компьютера, перемещение по папкам. Древовидная структура вложенных папок. Работа с «проводником».

Работа с файловой системой: создание, переименование, перемещение, копирование папок. Удаление ненужных папок, восстановление ошибочно удаленных. Корзина.Поиск и организация файлов. Работа со встроенными программами Windows : блокнот, Paint , калькулятор. Включение и выключение компьютера.

Работа с текстом. Текстовый редактор (16 часов)

Структура окна программы Microsoft Word. • Строка меню: состав, основные команды. • Панели инструментов.  • Набор текста. Основные принципы работы с текстом.  • Редактирование существующего текста: работа со шрифтом, полями, выравниванием, списками.  • Основные требования к оформлению и редактированию текста.  • Проверка орфографии.  • Сохранение файлов, печать.  • Построение таблиц.

Электронные таблицы (13 часов)

Структура окна программы Microsoft Excel. • Строка меню: состав, основные команды. • Панели инструментов. • Строка формул.  • Понятие ячейки, ее свойства и содержимое.

 • Ввод данных в таблицу.  • Границы таблицы.  • Режим предварительного просмотра.  • Ввод формул.  • Построение диаграмм и графиков. • Автосумма, автозаполнение таблицы.

Программы для создания презентаций (15 часов)

Структура окна программы MS  PowerPoint. Строка меню: состав, основные команды. • Панели инструментов. Слайд, дизайн и оформление слайдов. Рисунки, анимация и звуки на слайдах. Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Демонстрация презентаций.

Программа для создания публикаций (11 часов)

Структура окна программы MS Publisher. Строка меню: состав, основные команды. • Панели инструментов. Шаблоны. Вставка изображений.. Работа со стилями. Гиперссылки. Создание визиток, буклетов, афиш и публикаций.

Интернет и почта (28 часов)

• Общее понятие о компьютерных сетях коммуникациях.  • Возможности сети Интернет.  • Электронная почта: создание почтового ящика, чтение, отправление электронных писем и открыток.  • Представление информации в Интернете.  • Открытие сайтов, использование гиперссылок для перехода к сайтам.  • Поисковые ресурсы Интернет.

 • Сохранение информации на компьютер.

 • Общение в социальных сетях: Одноклассники, В контакте и д.р. • Видеозвонки с помощью Skype.

Программы для работы со звуком (7 часов)

Проигрыватели,  Winamp, Windows Media: интерфейс и возможности. . Звуковой редактор Audacity. Запись звука; оцифровки аналоговых записей (кассет, грампластинок); редактирования файлов; физического редактирования нескольких файлов (вырезание, склейка, сведение); изменения скорости и высоты тона записи.

Графические редакторы (13 часов)

Графические редакторы. Двухмерные графические редакторы: растровые, векторные и гибридные. Интерфейс и возможности MS Paint, Adobe Photoshop, GIMP.  Corel Draw, а также свободно распространяемый Inkscape. Создание изображений с помощью графического редактора. Редактирование цифровых фото с использованием графического редактора.

Видеоредакторы (12 часов)

Видеосистема персонального компьютера. Композиция и монтаж. Обработка видео.  Видеоредакторы. Интерфейс и возможности  Windows Movie Maker и AVSVideoEditor.

 Обработка видео. Простые анимационные графические объекты. Создание простых видеороликов в Windows Movie Maker и AVSVideoEditor

Творческая работа (11 часов)

Создание творческого портфолио обучающегося, используя изученные прикладные программы.



Календарно-тематический план

4 часа в неделю, всего 136 часов

Тема  урока

Содержание урока

Характеристики основных видов деятельности обучающихся

Дата

п/п

факт

Знакомство с компьютером (10 часов)

1.

Вводное занятие

Цели и задачи элективного курса.  Инструктаж по ТБ. Выяснение уровня навыков. Рассказ о программе курса, о режиме занятий, структура курса, его цели, конечный результат.

Знать правила техники безопасности. Иметь представление о программе курса, о режиме занятий, структура курса, его целях, конечном результате.

02.09

2.

Как устроен компьютер.

Устройство компьютера: основные устройства и дополнительные, процессор, устройства в/в информации, память.

Знать основные устройства компьютера.

Уметь показать основные устройства компьютера.

Правильно располагать пальцы на клавиатуре.

02.09

3.

Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа «Клавиатурный тренажер».

Знать группы клавиш. Правило расположения рук на клавиатуре. Вводить символы основной позиции с клавиатуры.

04.09

4.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа «Клавиатурный тренажер».

Правило расположения рук на клавиатуре. Вводить символы основной позиции с клавиатуры.

04. 09

5.

Программы и файлы.

Понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Знать понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы и файл.

Уметь вводить символы с клавиатуры.

09.09

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

Что такое Рабочий стол. Понятия ярлык, значок. Практическая работа «Освоение мыши».

Знать понятия: ярлык, значок, панель задач.

Выполнять действия с мышью.

09.09

7.

Рабочий стол.

Управление мышью.

Что такое Рабочий стол. Понятия ярлык, значок. Оформление рабочего стола.  Практическая работа «Оформление рабочего стола».

Знать понятия: ярлык, значок, панель задач. Уметь менять фоновый рисунок и заставку.

Выполнять действия с мышью.

11.09

8.

Главное меню. Запуск программ.

Возможности кнопки Пуск. Понятие Окно программы. Практическая работа «Запуск программ. Основные элементы окна программы».

Знать понятия: меню, главное меню, окно программы.

Открывать главное меню. Запускать программы.

11.09

9.

Управление компьютером с помощью меню.

.

Меню Пуск.  Контрольная работа «Компьютер для начинающих».

Практическая работа

«Управление компьютером с помощью меню».

Управлять компьютером с помощью меню.

Использовать раскрывающиеся и контекстные меню.

16.09

10.

Установка и удаление программ.

Программа, файл, ярлык.  Практическая работа

«Установка и удаление программ».

Иметь представление и программах. Уметь устанавливать и удалять программы.

16.09

Работа с текстом. Текстовый редактор (16 часов)

11.

Создание документов в текстовом редакторе.

Текстовые редакторы. Способы создания документов.

Практическая работа «Создание визитных карточек на основе шаблона»

Иметь представление о назначении текстовых редакторов. Знать способы создания документов. Создавать документы с использованием шаблонов

18.09

12.

Ввод и редактирование текстовых документов.

Ввод текста. Редактирование текста.

Практическая работа  «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»

Иметь представление об операциях редактирования: копирование. Уметь устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц.

18.09

13.

Редактирование, сохранение и печать документов.

Ввод текста. Редактирование текста.

Практическая работа  «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»

Иметь представление об операциях перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена. Уметь устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц.

23.09

14.

Вставка в документ формул.

Вставка формул и других объектов в документ.  Практическая работа «Вставка в документ формул»

Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word.

23.09

15.

Вставка в документ диаграмм, графических объектов.

Вставка изображений и других объектов в документ.  Практическая работа «Вставка в документ изображений»

Вставлять в документ графические изображения и диаграммы MS-Word.

25.09

16.

Форматирование документа.

Форматирование символов и абзацев.

Практическая работа «Форматирование символов и абзацев»

Уметь изменять шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и  интервалы абзацев. Устанавливать в документе  параметры форматирования символов, абзацев.

25.09

17.

Нумерованные и маркированные списки

Списки. Виды и назначение Стили форматирования. Оглавление документа.

Практическая работа «Создание и форматирование списков»

Знать назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

30.09

18.

Таблицы.

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы.

Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Знать элементы таблицы. Иметь представление об операции редактирования и форматирования таблиц. Уметь создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.

30.09

19.

Проверка орфографии и грамматики.

Работа с панелью Рецензирование. Проверка орфографии и грамматики в текстовом документе. Практическая работа «Проверка орфографии».

Уметь проверять правописание, выполнять автозамену, сохранять исправления в документе.

02.10

20.

Поиск и сортировка данных.

Работа с большими объемами данных. Сортировка данных.   Практическая работа «Поиск и сортировка данных».

Уметь работать с большими объемами данных, выполнять необходимый поиск и сортировку.

02.10

21.

Гиперссылки и закладки.

Гиперссылки, закладки в текстовом документе. Создание гиперссылок и закладок.  Практическая работа «Создание гиперссылок и закладок».

Уметь создавать закладки в текстовом документе. Уметь настраивать гиперссылки внутри документа и на другие документы.

07.10

22.

Программы для сканирования

Системы оптического распознавания документов.

Иметь представление о возможностях, аппаратном обеспечении и ПО системы оптического распознавания документов. Уметь распознавать текстовый документ.

07.10

23.

Программы для сканирования

Практическая работа «Сканирование и распознавание текстового документа»

Иметь представление о возможностях, аппаратном обеспечении и ПО системы оптического распознавания документов. Уметь распознавать текстовый документ.

09.10

24.

Программы для сканирования

Практическая работа «Сканирование и распознавание текстового документа»

Иметь представление о возможностях, аппаратном обеспечении и ПО системы оптического распознавания документов. Уметь распознавать текстовый документ.

09.10

25.

Творческая работа.

Творческая практическая работа в   MS-Word.

Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовый документ в  MS-Word.

14.10

26.

Творческая работа.

Творческая практическая работа в   MS-Word.

Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовый документ в  MS-Word.

14.10

Электронные таблицы (13 часов)

27.

Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных.

Параметры. Основные типы и форматы данных.

Практическая работа «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

Знать объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и  операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.

16.10

28.

Организация вычислений.

Основные арифметические действия в ЭТ. Формулы.  Практическая работа «Вычисления в ЭТ».

Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

16.10

29.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
 Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».

Знать типы ссылок, их применение при копировании. Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

21.10

30.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
 Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».

Знать типы ссылок, их применение при копировании. Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

21.10

31.

Встроенные функции. Логические функции.

Встроенные функции в ЭТ.
 Практическая работа «Создание таблиц значений функций в ЭТ»

Иметь представление о назначении мастера функций. Категории функций. Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.

23.10

32.

Построение диаграмм.

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»

Уметь применять шаги мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм. Редактировать  диаграммы.  Уметь строить круговые и линейчатые диаграммы

23.10

33.

Построение диаграмм.

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»

Уметь применять шаги мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм. Редактировать  диаграммы.  Уметь строить круговые и линейчатые диаграммы

28.10

34.

Построение графиков.

Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.

Практическая работа «Построение графиков функций»

Уметь применять шаги мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение графиков. Редактировать  диаграммы. Уметь строить графики функций.

28.10

35.

Построение графиков.

Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.

Практическая работа «Построение графиков функций»

Уметь применять шаги мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение графиков. Редактировать  диаграммы. Уметь строить графики функций.

30.10

36.

Сортировка и поиск данных.

Представление базы данных в виде таблицы и формы.

Производить сортировку и поиск  данных в ЭТ.

30.10

37.

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в ЭТ.

Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

Знать табличную форму представление баз данных в ЭТ. Уметь представлять БД в виде таблицы и формы.

11.11

38.

Творческая работа.

Творческая практическая работа в MS Excel.

Уметь производить вычисления в ЭТ, строить графики и диаграммы, редактировать и форматировать документ в ЭТ.

11.11

39.

Творческая работа.

Творческая практическая работа в MS Excel.

Уметь производить вычисления в ЭТ, строить графики и диаграммы, редактировать и форматировать документ в ЭТ.

13.11

Программы для создания презентаций (15 часов)

40.

Программы для создания презентаций.

Программы для создания презентаций.  MS  PowerPoint и OpenOffice Impress.

Иметь представление о различных программах для создания презентаций.

13.11

41.

Знакомство и интерфейс  MS PowerPoint.

Элементы окна программы. Панели инструментов. Состав презентации. Шаблоны.  Практическая работа «Работа с текстом в  PowerPoint».

Иметь представление о элементах окна программы  MS PowerPoint. Уметь работать с основными инструментами.

18.11

42.

Создание презентации в MS PowerPoint.

Слайд, дизайн и оформление слайда.  Практическая работа  «Первая презентация в  PowerPoint».

Уметь создавать слайд, применять к нему дизайн и офрмление.

18.11

43.

Ввод и редактирование текста в программе  PowerPoint.

Вставка, редактирование и форматирование текста в  MS PowerPoint. Практическая работа  «Первая презентация в  PowerPoint».

Уметь вставлять в презентацию текст, редактировать его, изменять размер, начертание, цвет шрифта и его положение на слайде.

20.11

44.

Форматирование текста в программе  PowerPoint.

Форматирование шрифта и положения текста в  MS PowerPoint.

Практическая работа  «Первая презентация в  PowerPoint».

Уметь вставлять в презентацию текст, редактировать его, изменять размер, начертание, цвет шрифта и его положение на слайде.

20.11

45.

Стили. Вставка графики.

Вставка изображений. Работа со стилями.

Практическая работа «Работа с графикой и звуком в PowerPoint».

Уметь редактировать графические изображения в  MS PowerPoint. Уметь вставлять изображения в презентацию.

25.11

46.

Стили. Вставка звуков.

Вставка звуковых файлов и музыки.

Практическая работа «Работа с графикой и звуком в PowerPoint».

Уметь редактировать графические изображения в  MS PowerPoint. Уметь вставлять  звуки в презентацию.

25.11

47.

Вставка видеофрагментов.

Вставка видеофрагментов в презентацию.  Практическая работа «Работа с видео  в PowerPoint».

Иметь представление о видео файлах. Уметь вставлять видео в презентацию.

27.11

48.

Вставка гиперссылок.

Гиперссылки.  Практическая работа «Вставка гиперссылок  в  PowerPoint».

Уметь создавать и настраивать гиперссылки внутри презентации и на другие документы.

27.11

49.

Настройка анимации, переход слайда

Анимация.  Практическая работа «Анимация в  PowerPoint».

Уметь настраивать анимацию, переходы между слайдами.

02.12

50.

Настройка презентации.

Настройка презетации.  Практическая работа «Настройка презентации ».

Иметь представление об основных настройках презентации. Уметь их применять.

02.12

51.

Создание презентации в Power Point.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации в  PowerPoint».

Уметь создавать мультимедийные презентации   PowerPoint.

04.12

52.

Создание презентации в Power Point.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации в  PowerPoint».

Уметь создавать мультимедийные презентации   PowerPoint.

04.12

53.

Создание презентации в Power Point.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации в  PowerPoint».

Уметь создавать мультимедийные презентации   PowerPoint.

09.12

54.

Создание презентации в Power Point.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации в  PowerPoint».

Уметь создавать мультимедийные презентации   PowerPoint.

09.12

Программы для создания публикаций (11 часов)

55.

Программы для создания публикаций.

Различные программы для создания публикаций.  MS Publisher.

Иметь представление о различных программах для создания публикации.

11.12

56.

Знакомство и интерфейс  MS Publisher.

Элементы окна программы. Панели инструментов. Шаблоны.  Практическая работа «Работа с текстом в Publisher ».

Иметь представление о элементах окна программы  MS  Publisher. Уметь работать с основными инструментами.

11.12

57.

Редактирование и форматирование текста в программе   Publisher.

Вставка, редактирование и форматирование текста в Publisher. Шаблоны.  Практическая работа «Работа с текстом в  Publisher».

Уметь вставлять в презентацию текст, редактировать его, изменять размер, начертание, цвет шрифта и его положение  в публикации.

16.12

58.

Стили. Вставка изображений.

Вставка изображений и звуков. Работа со стилями.

Практическая работа «Работа с графикой в  Publisher».

Уметь редактировать графические изображения в  MS  Publisher. Уметь вставлять изображения в публикацию.

16.12

59.

Вставка гиперссылок.

Гиперссылки.  Практическая работа «Вставка гиперссылок  в  Publisher».

Уметь создавать и настраивать гиперссылки внутри презентации и на другие документы.

18.12

60.

Создание визиток в  MS Publisher

Визитные карточки.   Практическая работа «Создание визиток в  Publisher».

Уметь создавать визитные карточки в программе   MS Publisher.

18.12

61.

Создание буклетов  в MS Publisher.

Создание буклетов. Практическая работа «Создание буклетов в Publisher».

Уметь создавать буклеты в  MS Publisher.

23.12

62.

Создание афиши в  MS Publisher.

Практическая работа «Создание афиши в  Publisher».

Уметь создавать афиши в  MS Publisher.

23.12

63.

Создание публикаций в  MS Publisher.

Практическая работа «Создание публикации в  Publisher».

Уметь создавать публикации в  MS Publisher.

25.12

64.

Творческая работа.

Творческая практическая работа  в MS  Publisher.

Уметь создавать публикации в  MS  Publisher.

25.12

65.

Творческая работа.

Творческая практическая работа  в MS  Publisher.

Уметь создавать публикации в  MS  Publisher.

13.01

Интернет и почта (28 часов)

66.

Компьютерные сети.

Локальная, глобальная и региональная компьютерные сети.

Понимать назначение локальной, глобальной и региональной сети. Знать различные виды компьютерных сетей их различие.

13.01

67.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Практическая работа «География» Интернета».

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Уметь выходить в Интернет.

15.01

68.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Провайдер. Практическая работа «География» Интернета».

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Уметь выходить в Интернет. Иметь представление о различных провайдерах.

15.01

69.

Браузеры.

Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка.

Понимать назначение технологии WWW  и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет.

20.01

70.

Настройка браузера.

Браузер. Основные настройки браузера.  Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине».

Уметь изменять настройки браузера и сохранять их.

20.01

71.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя.

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов.  Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации.

22.01

72.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя.

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов.  Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации.

22.01

73.

Поиск в интернете

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин. Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет. Уметь организовывать поиск информации с помощью поисковых систем, составлять запросы.

27.01

74.

Поиск в интернете.

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин. Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

Уметь организовывать поиск информации с помощью поисковых систем, составлять запросы.

27.01

75.

Поиск в интернете.

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин. Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

Уметь организовывать поиск информации с помощью поисковых систем, составлять запросы.

29.01

76.

Электронная почта

Электронная почта, адрес электронной почты. Имя пользователя, имя сервера. Практическая работа «Работа с электронной почтой».

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет, об электронной почте. Уметь работать с электронной почтой.

29.01

77.

Создание почтового ящика

Адрес электронной почты.  Практическая работа «Работа с электронной почтой».

Иметь представление об электронной почте. Уметь работать с электронной почтой.

03.02

78.

Общение с помощью электронной почты.

Электронная почта, адрес лектронной почты. Имя пользователя, имя сервера. Практическая работа «Работа с электронной почтой».

Иметь представление об электронной почте. Уметь работать с электронной почтой.

03.02

79.

Информационные ресурсы.  Общение в Интернете.

Социальные сети, чаты, ICQ, сервисы мобильного Интернета, звук и видео в Интернете.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет. Уметь работать с сервисами мобильного Интернета, социальными сетями,  чатами, ICQ.

05.02

80.

Информационные ресурсы.  Общение в Интернете.

Социальные сети, чаты, ICQ, сервисы мобильного Интернета, звук и видео в Интернете.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет.

05.02

81.

Общение в Skype.

Программы для общения в режиме реального времени. Skype, учетная запись  Skype. Практическая работа «Общение в  Skype».

Иметь представление о программах для общения в режиме реального времени. Создать учетную запись в Skype. Уметь пользоваться  Skype.

10.02

82.

Общение в Skype.

Программы для общения в режиме реального времени. Skype, учетная запись  Skype. Практическая работа «Общение в  Skype».

Создать учетную запись в Skype. Уметь пользоваться  Skype.

10.02

83.

Общение в социальных сетях.

Социальные сети. Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и т.д.

Иметь представление о социальных сетях:  Одноклассники, ВКонтакте, Facebook.

12.02

84.

Общение в социальных сетях.

Социальные сети. Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и т.д.

Иметь представление о социальных сетях:  Одноклассники, ВКонтакте, Facebook.

12.02

85.

Общение в  чатах, ICQ.

Чаты, форумы, ICQ.  Практическая работа «Общение в чатах, форумах, ICQ ».

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет. Иметь представление о чатах, форумах, ICQ.  Уметь работать с чатами, ICQ.

17.02

86.

Общение в  чатах, ICQ.

Чаты, форумы, ICQ.  Практическая работа «Общение в чатах, форумах, ICQ ».

Иметь представление о чатах, форумах, ICQ.  Уметь работать с чатами, ICQ.

17.02

87.

Общение в  чатах, ICQ.

Чаты, форумы, ICQ.  Практическая работа «Общение в чатах, форумах, ICQ ».

Иметь представление о чатах, форумах, ICQ.  Уметь работать с чатами, ICQ.

19.02

88.

Мобильный Интернет.

Мобильный Интернет. Сервисы Мобильного Интернета.

Иметь представления о мобильном Интернете, сервисах мобильного Интернета.  Уметь работать с сервисами мобильного Интернета

19.02

89.

Звук и видео в Интернете.

Звук и видео в Интернете.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет.

24.02

90.

Прослушивание интернет-радио.

Интернет – радио. Программы для прослушивания  Интернет – радио.

Иметь представление о  Интернет – радио. Уметь настраивать и прослушивать Интернет – радио.

24.02

91.

Просмотр интернет - ТВ.

Интернет – ТВ. Программы для просмотра  Интернет – ТВ.

Иметь представление о  Интернет – ТВ. Уметь настраивать и смотреть  Интернет – ТВ.

26.02

92.

Творческая работа.

Проект «Безопасный Интернет».

Уметь создавать проекты с использованием информационных ресурсов сети Интернет.

26.02

93.

Творческая работа.

Проект «Безопасный Интернет».

Уметь создавать проекты с использованием информационных ресурсов сети Интернет.

03.03

Программы для работы со звуком (7 часов)

94.

Мультимедиа проигрыватели.

Проигрыватели,  Winamp, Windows Media.

Иметь представление о мультимедийных проигрывателях. Уметь пользоваться проигрывателем Winamp и Windows Media.

03.03

95.

Интерфейс и возможности программ для обработки звука.

Редактирование, обрезка, склеивание  звуковых файлов. Программы для редактирования музыки.

Иметь представление о программах для редактирования музыки. Уметь обрезать звуковые файлы

05.03

96.

Работа с музыкой.

Программы для редактирования музыки. Интерфейс и возможности AudiCity. Практическая работа.

Иметь представление о программах для работы с музыкой. Уметь работать в программе  AudiCity.

05.03

97.

Работа с музыкой.

Программы для редактирования музыки. Интерфейс и возможности AudiCity.  Практическая работа .

Иметь представление о программах для работы с музыкой. Уметь работать в программе  AudiCity.

10.03

98.

Работа с музыкой.

Программы для редактирования музыки. Интерфейс и возможности AudiCity.  Практическая работа.

Иметь представление о программах для работы с музыкой. Уметь работать в программе  AudiCity.

10.03

99.

Творческая работа.

Творческая практическая работа «Обработка звука».

Уметь редактировать  музыкальные файлы в программе  AudiCity. Создавать один файл из нескольких и несколько из одного.

12.03

100.

Творческая работа.

Творческая практическая работа «Обработка звука».

Уметь редактировать  музыкальные файлы в программе  AudiCity. Создавать один файл из нескольких и несколько из одного.

12.03

Графические редакторы (13 часов)

101.

Растровая и векторная графика.

Растровые изображения, растровые редакторы. Практическая работа . «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Иметь представление о видах компьютерной графики: растровой, векторной, фрактальной.

17.03

102.

Интерфейс и возможности растровых графических редакторов.

Интерфейс растровых графических редакторов. Графический редактор Pain.  Практическая работа «Создание и редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Иметь представление об основных возможностях работы с растровыми графическими объектами. Создавать рисунки с использованием растрового графического редактора.

17.03

103.

Работа в растровом графическом редакторе.

Графический редактор Pain.  Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Создавать рисунки, графические представления реального объекта с использованием основных операций растрового графического редактора.

19.03

104.

Работа в растровом графическом редакторе.

. Графический редактор Pain.  Практическая работа  «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Создавать рисунки, графические представления реального объекта с использованием основных операций растрового графического редактора.

19.03

105.

Интерфейс и возможности векторных графических редакторов.

Интерфейс растровых графических редакторов. Графический редактор Gimp . Практическая работа «Создание  изображений в векторном графическом редакторе».

Иметь представление об основных возможностях работы с растровыми графическими объектами. Создавать рисунки с использованием графического редактора.

31.03

106.

Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Иметь представление об основных примитивах для работы с векторными графическими объектами. 

31.03

107.

Работа в векторном графическом редакторе.

 Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Иметь представление об основных примитивах для работы с векторными графическими объектами. 

02.04

108.

Цифровое фото.

Цифровое фото. Фоторедакторы.

Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Уметь осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

Уметь создавать слайд-шоу.

02.04

109.

Цифровое фото.

Цифровое фото. Фоторедакторы.

Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Уметь осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

Уметь создавать слайд-шоу.

07.04

110.

Цифровое фото.

Цифровое фото. Фоторедакторы.

Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Уметь осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

Уметь создавать слайд-шоу.

07.04

111.

Цифровое видео.

Цифровое видео. Видеоредакторы.

Практическая работа «Создание видеоролика».

Уметь осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.

Уметь создавать слайд-шоу.

09.04

112.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Обработка графической информации»

Уметь обрабатывать цифровые фото и изображения с помощью графического редактора.

09.04

113.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Обработка графической информации»

Уметь обрабатывать цифровые фото и изображения с помощью графического редактора.

14.04

Видеоредакторы (12 часов)

114.

Интерфейс и возможности видео редакторов.

Интерфейс и возможности видеоредакторов.

Иметь представление об основных возможностях работы с растровыми графическими объектами. Создавать рисунки с использованием растрового графического редактора.

14.04

115.

Обработка видео.

Видеосистема персонального компьютера. Композиция и монтаж.

Обработка видео.  Видеоредакторы.

Практическая работа «Создание видеоролика».

Использовать простые анимационные графические объекты. Программное обеспечение для работы с видеоинформацией и аппаратные средства. 

16.04

116.

Обработка видео в Windows Movie Maker.

Обработка видео. Видеоредактор Windows Movie Maker.

Практическая работа «Создание видеоролика в  Windows Movie Maker».

Иметь представление о Windows Movie Maker. Использовать простые анимационные графические объекты. Уметь создавать простые видеоролики в Windows Movie Maker.

16.04

117.

Обработка видео в Windows Movie Maker.

Обработка видео. Видеоредактор Windows Movie Maker.

Практическая работа «Создание видеоролика в  Windows Movie Maker».

Иметь представление о Windows Movie Maker. Использовать простые анимационные графические объекты. Уметь создавать простые видеоролики в Windows Movie Maker.

21.04

118.

Обработка видео в Windows Movie Maker.

Обработка видео. Видеоредактор Windows Movie Maker.

Практическая работа «Создание видеоролика в  Windows Movie Maker».

Иметь представление о Windows Movie Maker. Использовать простые анимационные графические объекты. Уметь создавать простые видеоролики в Windows Movie Maker.

21.04

119.

Обработка видео в AVSVideoEditor.

Обработка видео.  Видеоредакторы.

Практическая работа «Создание видеоролика в  AVSVideoEditor».

Иметь представление о  AVSVideoEditor. Уметь создавать простые видеоролики в  AVSVideoEditor.

23.04

120.

Обработка видео в AVSVideoEditor.

Обработка видео.  Видеоредакторы.

Практическая работа «Создание видеоролика в  AVSVideoEditor».

Иметь представление о  AVSVideoEditor. Уметь создавать простые видеоролики в  AVSVideoEditor.

23.04

121.

Обработка видео в AVSVideoEditor.

Обработка видео.  Видеоредакторы.

Практическая работа «Создание видеоролика в  AVSVideoEditor».

Иметь представление о  AVSVideoEditor. Уметь создавать простые видеоролики в  AVSVideoEditor.

28.04

122.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Создание видеоклипа»

Уметь создавать простые видеоклипы из цифровых фото и видео файлов.

28.04

123.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Создание видеоклипа»

Уметь создавать простые видеоклипы из цифровых фото и видео файлов.

30.04

124.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Создание видеоклипа»

Уметь создавать простые видеоклипы из цифровых фото и видео файлов.

30.04

125.

Творческая работа

Творческая практическая работа «Создание видеоклипа»

Уметь создавать простые видеоклипы из цифровых фото и видео файлов.

05.05

Творческая работа (11 часов)

126 – 135.

Проект «Компьютер в современном мире»

Творческий проект по итогам курса.

Уметь применять полученные знания и умения работы с различными компьютерными программами при создании итогового проекта.

05.05 – 21.05

136.

Заключительное занятие.

Систематизация и обобщение знаний.

Систематизация и обобщение знаний и умений, полученных при изучении курса.

21.05


Литература.

  1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.)
  2. Богомолова О.Б., Васильев А.В. Обработка текстовой информации: Практикум.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.)
  3. Беем Н.А., Старостин Н.И. Изучаем Интернет: Лабораторный практикум. – Саратов: Лицей, 2005.
  4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатимке для школьников. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2003.
  5. Голубцов В.Н., Козырев А.Г., Тихонов П.И. Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word.- Саратов: Лицей, 2003.
  6. Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word / Авт.-сост. В.Н.Голубцов, А.К.Козырев, П.И.Тихонов. – Саратов: Лицей, 2003.
  7. Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word / Авт.-сост. В.Н.Голубцов, А.К.Козырев, П.И.Тихонов. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Левин А.Ш. Excel – это очень просто! – СПб.: Питер, 2006.
  9. Райтман М.А. Как найти и скачать в Интернете любые файлы. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА: Информком-Пресс, 2002.
  11. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие для средней школы.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА: Информком-Пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодификатор требований к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

Требования, действующие в рамках федеральной "Системы сертификации компьютерной грамотности и икт-компетентности в сфере образования".I. Требования к уровню компьютерной грамотностиТемаЗнать/уметь1. ...

Элективный курс по информатике и ИКТ для 9-х классов «Основы компьютерной грамотности»

Элективный курс по информатике и ИКТ для 9-х классов     «Основы  компьютерной  грамотности» предназначен для предпрофильных классов...

Элективный курс "Компьютерная грамотность

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» рассчитана на 5-9 классы,  по 34 часа в год (1 час в неделю). Программа составлена на основе авторской программы Бос...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...