Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.
статья по информатике и икт на тему

На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличительная особенность которого заключается в том, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности является сбор, обработка, хранение, накопление, продуцирование, передача информации, осуществляемые на основе различных средств информационного обмена, использования современной вычислительной техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.

М.В. Спивак

На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличительная особенность которого заключается в том, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности является сбор, обработка, хранение, накопление, продуцирование, передача информации, осуществляемые на основе различных средств информационного обмена, использования современной вычислительной техники.

Процесс информатизации общества оказывает влияние на интеллектуализацию всех видов деятельности человека, ускорение научно-технического прогресса, создание качественно новой информационной среды, которая способствует развитию творческого потенциала личности.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества. Согласимся с мнением И.В. Роберт, которая понимает под понятием информатизации образования «процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [27, c.123].

В отечественной системе образования одним из первых этапов информатизации стал период 1980-1990 гг., когда интенсивное развитие информационных технологий, начавшееся в 1960-1970-х гг., привело ученых к пониманию важности изучения влияния на образование научно-технической революции.

 Как отмечает в своем исследовании Г.Б. Яруллина «к началу 80-х годов ситуация в сфере народного образования стала критической. Это осознавалось не только работниками сферы просвещения, но и в партийно-государственных структурах. Начавшееся с концом «эпохи Брежнева» переосмысление уровня зрелости нашего общества потребовало новых подходов к проблемам образовательной политики» [28, c.76].

О необходимости реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорилось на Пленуме  ЦК КПСС в 1983 г. В 1984 г. были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [2], в которых перед общеобразовательными учебными заведениями ставилась задача гражданского воспитания подрастающего поколения, повышения качества образования, подготовка выпускников школ к труду и жизни.

Среди прочих вопросов обсуждалась и необходимость организации в старших классах общеобразовательных школ, средне специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах занятий по изучению основ электронно-вычислительной техники. Так, например, об этом было упомянуто в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условия работы общеобразовательной школы» [3].

В 1983 году Академией наук СССР была разработана программа развития вычислительной техники, автоматизации и информатики, которая была направлена на решение задачи всеобщей компьютерной грамотности [4, с. 24-31].

В связи с принятием 28 марта 1985 года Постановления «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» с 1 сентября 1985 года в школах был введен новый курс «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), который преподавался наряду с обучением молодежи по специальности «Оператор вычислительных машин», начинавшейся в общеобразовательной школе с последующим завершением в средних профессионально-технических училищах или на производстве, где им присваивался квалификационный разряд [1]. Инициатором введения нового курса стал академик А.П. Ершов.

Занятия по курсу «ОИВТ» велись по программам, утвержденным министерством просвещения, и предполагали краткий (для, не имеющих соответствующей материальной базы, школ) и полный (при наличии средств вычислительной техники и возможности организовать обучение в вычислительных центрах других учреждений) варианты обучения.  

Курс «ОИВТ» был включен в программу IX и X классов. В IX классе учащиеся должны были приобретать общие представления о науке информатики, о взаимосвязи вычислительной техники и информатики, о средствах и методах решения задач на ЭВМ. Особое внимание уделялось изучению понятия алгоритма и формированию умения представлять решение задачи в виде алгоритма, вести его запись на алгоритмическом языке. В X классе у учащихся формировались представления об устройстве ЭВМ и основах программирования. Тема «Знакомство с программированием» являлась центральной для изучения в курсе «ОИВТ» и была направлена на дальнейшее развитие знаний школьников об основных алгоритмических структурах, умений применять их на практике для построения алгоритмов решения задач.

Разработкой курса «ОИВТ» в советской педагогике занимались А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и другие авторы, выпустившие в 1985 году пробное учебное пособие для средних учебных заведений в двух частях «Основы информатики и вычислительной техники» [7,8].  

   В течение 1980-х гг. было создано учебно-методическое обеспечение курса информатики для 10-11 классов (А.П. Ершов, А.Г. Кушниренко, В.Ф. Шолохович, В.А. Каймин и др.) [22,23]; для экспериментальных программ в начальной (Ю.А. Первин и др.) [6]; средней (Н.А. Юнерман и др.) [24, c.34-38] школе, а также появились компьютерно-ориентированные курсы по другим предметам.  

Одним из первых в отечественной педагогике А.П. Ершов рассмотрел понятие информатизации, под которым понимал комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования исчерпывающего, достоверного и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности [9, c.82-92]. Информация, как подчеркивал А.П. Ершов, является «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию» [9, c.82-92].

В своих работах информатизацию образования А.П. Ершов [11,12,13,14,15,16 и др.] трактовал  как необходимую составляющую информатизации всего общества, являющуюся его конечной целью. Информатизация А.П. Ершовым представлялась как неизбежный и всеобщий период развития человеческой цивилизации, который направлен на обеспечение широкого использования своевременного, исчерпывающего, достоверного знания во всех значимых для человеческого общества видах деятельности. Компьютер, другие технические средства, а также программное обеспечение являются, по его мнению, инструментами этого процесса.

А.П. Ершову в своих трудах удалось показать связь между фундаментальной наукой информатикой и прикладной информатикой как видом деятельности человека, совокупно реализующим, в разных сферах жизнедеятельности общества, процессы информатизации. Им были сформулированы, стоящие перед сферой образования того времени, новые задачи. Как отмечал А.П. Ершов, сохраняя свою живую предметность, образование «должно в то же время выдвинуть на первый план не загрузку постоянно нарастающей суммы конкретных знаний и умений, а воспитание характера и мировоззрения, выработку фундаментального знания и умения, поддерживающих на всю жизнь способности к обучению, повышению квалификации и смене занятий» [цит. по 18, с.20]. Динамично развивающееся общество требует от человека, по мнению А.П. Ершова, необходимости постоянно получать новые знания, в связи, с чем образование будет непрерывным, а непременным свойством личности станет   способность к самообразованию.

А.П. Ершовым была выстроена система информационного общества, в котором информация представлялась в виде совокупности знаний о фактических данных и зависимостях между ними,  стратегического ресурса общества. ЭВМ и средства связи являются техническим средством освоения этого вида ресурса. Информатизация в этом аспекте выступает консолидирующим процессом, который помогает реализовать взаимозависимость и сложность всех жизненных явлений в человеческом обществе. В концепции информатизации общества А.П. Ершовым было выделено понятие «инфосфера». Инфосфера – это глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обеспечивающими их разработки и эксплуатацию.  

Научная школа информатизации образования под руководством А.П. Ершова начала формироваться еще в середине 1970-х гг., когда ученый, вместе с рядом своих последователей – аспирантов и стажеров Н.А. Садовской, Ю.А. Первиным, Г.А. Звенигородским, Н.А. Юнерманом и другими, создал систему «Школ юных программистов» (ШЮП). По своей сути эти школы были клубами любителей детского программирования [10, c.3-15].

Во второй половине 1970-х гг. инструментальные средства и среда программирования не подходили для использования в школьном обучении. По проекту Г.А. Звенигородского, группа школьников и студентов, прошедших обучение в ШЮП, создали систему программирования «Школьница», в которую вошли язык начального обучения программированию Робик и более сильный учебно-производственный язык Рапира. Все эти наработки были использованы при разработке демонстрационных вариантов систем школьной информатики для первого школьного компьютера Агат, созданного  по заказу военного ведомства Министерством радиопромышленности.  

В конце 1984 года по инициативе А.П. Ершова, с целью внедрения в школьные учебные программы курса «ОИВТ» было создано специальное Управление при Министерстве образования.

Курс «ОИВТ», несмотря на слабую подготовленность системы образования к нововведению, отсутствие достаточной квалификации учителей средних школ, недостаток материального оборудования,  вводился повсеместно и одновременно. Его главным содержанием, согласно А.П. Ершову должно было стать знакомство с ЭВМ и понимание ее роли в обществе, алгоритмическое мышление, способность построить план действий и предсказать их результат.

Основная цель курса «ОИВТ» реализовывалась в следующих ее составляющих:

- общекультурной (ознакомление учащихся школ с компьютерами, как новой частью информационно-культурного поля, освоение знаний о процессах информатизации в современном обществе);

- технологической (обучение школьников умениям и навыкам использования новых массовых информационных технологий);

- общеобразовательной (формирование у школьников алгоритмического мышления);

- общепедагогической (формирование новой педагогической культуры, через обновление содержания, методов, форм учебной работы на основе использования возможностей информатики, введения должности учителя информатики и создания специализированных кабинетов информатики в средних образовательных учебных заведениях).

Программное обеспечение курса «ОИВТ» осуществлялось на базе ВНТК «Школа-1», созданных в Москве и Новосибирске.

Сотрудники Московского отделения ВНТК «Школа-1» занимались разработкой традиционного программного обеспечения (клавиатурный тренажер, Е-практикум, Микромир).

Представители Новосибирского отделения ВНТК «Школа-1» (Л.С. Бараз, А.В. Грабарь, Н.Г. Глаголева, П.А. Земцов, Е.В. Налимов, С.А. Терехов, Н.Ш. Погосян и др. выпускники ШЮП) разработали по госзаказу школьное программное обеспечение для «Электроника УКНЦ» и КУВТ Yamaha, тренажер Микрорапира для начального знакомства с программированием, ряд текстовых редакторов Tor, систему подготовки текстовых документов Dcm, автоматизированные средства восстановления файловой системы Vfy и др.  

Во второй половине 1980-х гг. А.П. Ершовым был подготовлен ряд важных государственных документов: «Прогноз развития научного направления «Школьная информатика»» (1987 г.) и «Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования» (1988 г.).

В декабре 1986 г. Президиум АН СССР было издано Постановление «О разработке прогнозов по важнейшим направлениям развития науки». В рамках его реализации А.П. Ершовым в 1987 году был опубликован «Прогноз по важнейшему направлению науки – «Школьная информатика» [17]. В этом документе были обозначены основные направления реализации концепции информатизации образования, к которым были отнесены:  

 1. Курс информатики, как отдельный учебный предмет, посвященный собственно информатике и вычислительной технике и знакомству с их применением.

2. Учебное предметно-ориентированное применение ЭВМ, под которым понималось использование ЭВМ, специальных обучающих программ (программ, сообщающих новые знания, закрепляющих знания и умения, программы решения задач), в интересах преподавания конкретного школьного предмета.  

3. Орудийное применение ЭВМ, предполагающее компьютерную поддержку некоторых универсальных видов учебной деятельности (письмо, вычисления, коммуникация и т.д.).

4. Трудовое применение ЭВМ, связанное с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся, углубленным изучением вычислительной техники и информатики, пользовательским применением ЭВМ в освоении разного рода профессий, внешкольной трудовой деятельности.

5. Досуговое применение ЭВМ ориентированное на неформальное, диктуемое личными интересами учащихся, использование компьютерной техники (увлечения, игры и др.).

6. Учительское применение ЭВМ, включающее в себя контрольную и организационную поддержку учителя в процессе урока, а также помощь в составлении и проверке разных видов домашней работы педагога.

7. Организационное применение ЭВМ, подразумевающее информационно-вычислительную поддержку управления образованием и школой.

8. Дефектологическое применение ЭВМ в виде использования различных вариантов компьютерной поддержки обучения детей, имеющих недостатки и дефекты развития.

9. Педвузовское применение ЭВМ, включающее в себя все аспекты применения ЭВМ в педагогических вузах.

Обеспечение процесса информатизации образования в школе предполагает:

- научную и экспериментально-педагогическую работу, прежде всего, в области информатики, математики, педагогики, психологии, социологии, медицины и других дисциплин;

- разработку методики подготовки учителей к информационной деятельности;

- написание учебно-методических пособий, обеспечивающих реализационную сторону школьной информатики;

- оснащение школ компьютерами, вычислительной техникой, другими видами оборудования, а также базовым программным обеспечением;  

- внедрение всех видов прикладных программ, обслуживающих учебный процесс;

- создание инфраструктуры школьной информатики (вычислительных кабинетов, отдельных автоматизированных рабочих мест,  локальных сетей, организация занятий с использованием ЭВМ, кадровое обеспечение);

- создание системы, инфраструктуры внешкольного (от района и выше) управления образованием и делами школьной информатики;

- подготовка специалистов, которые бы обладали необходимыми в сфере среднего образования знаниями, умениями и навыками в области информатики и вычислительной техники;

- повышение квалификации вышеуказанных специалистов, а также их формирование путем переподготовки кадров смежных специальностей;

- привлечение к школьной информатике, не являющихся специалистами по вычислительной технике и информатике, кадров из сферы среднего образования.

Подводя итоги сравнительному анализу текущего состояния развития школьной информатики в США, Европе, Японии и СССР, А.П. Ершов пришел к выводу, что большая часть из  выше указанных направлений (учебное, орудийное, досуговое, учительское, организационное, дефектологическое, педвузовское) реализации концепции информатизации образования в нашей стране имеет недостаточный уровень развития, особенно в сравнении с показателями других стран.

Следует отметить, что большинство, выдвинутых А.П. Ершовым, положений не потеряли своей актуальности и сегодня. Проанализированный нами документ интересен как с исторической точки зрения, так и содержательно, так как в нем были заложены современно звучащие, глубокие  идеи информатизации образования, нашедшие свое воплощение в современной школе.

С целью выполнения принятого в начале января 1988 г. ЦК КПСС и Советом министров СССР решения о разработке и утверждении концепции использования средств вычислительной техники в сфере образования была создана временная межведомственная комиссия по разработке проекта концепции, которую возглавил А.П. Ершов. Работа комиссии проходила в Новосибирске на базе НИИ информатики и вычислительной техники АПН  СССР, созданным в 1985 году по инициативе А.П. Ершова. Итогом работы комиссии была публикация в 1988 году проекта «Концепции использования средств вычислительной техники в сфере образования (Информатизация образования)», содержащего обобщения основных направлений информатизации отечественной системы школьного образования [20].

 В первом разделе Концепции раскрывалась система внешних предпосылок информатизации образования (основные направления развития советского общества, сущность процессов информатизации в нем, устанавливалась связь с задачами, стоящими пред системой образования).

В данной части документа было обозначено, что НИТ, в современной системе школьного образования, является особым инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить организационные формы и методы своей работы и на этой основе полнее развивать и сохранять индивидуальные способности учащихся, побуждать их к личностному росту и развитию; усилить междисциплинарные связи в обучении; осуществлять постоянное динамичное обновление организации учебного процесса, методов и форм его осуществления и т.д.

Во втором разделе Концепции фиксировалось текущее состояние дел в области информатизации образования, были выделены главные направления развития этого процесса с учетом области применения НИТ, технической базы, подготовленности педагогических кадров и т.д.

В третьем разделе были установлены общие временные рамки концепции и описана динамика процесса информатизации образования (взаимосвязь между опережающими НИТ, прикладными разработками, практическим освоением НИТ в сфере образования).

А.П. Ершовым была предложена поэтапная реализация Концепции:

- начальный этап (1989-1990 гг.) предполагал подготовку учебной  и материально-технической базы для реализации Концепции в общеобразовательных учреждениях;  

- рабочий этап (1991-1995 гг.), ориентированный на дальнейший процесс компьютеризации школ;

- основной этап (1996-2000 гг.), включающий в себя завершение процесса компьютеризации;

- перспективный этап (2001-2010 гг.) – перестройка ориентирующей и профессиональной подготовки молодежи с учетом новой модели образования в интересах производственных сил XXI века и в условиях насыщения старшего звена образования средствами информационно технологии.

В заключении был предложен механизм сопровождения государственной программы информатизации образования, ее адаптации к изменению внешних условий и накапливаемому опыту.

Работа над текстом Концепции стала одним из последних проектов А.П. Ершова, скончавшегося 8 декабря 1988 года. Однако разработанные им положения вскоре нашли свое отражение и в других официальных документах.

 Так в 1990 г. была опубликована «Концепция информатизации общества», в которой были подведены итоги и определены дальнейшие направления этого процесса. В тексте документа под информатизацией было определено:

- «одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейший фактор развития современного общества»;

- «глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот процесс, охватывающий в разной степени практически все мировое сообщество, воздействует на большинство сфер деятельности, существенно изменяет характер его развития, социально-экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества» [19].

Задачей информатизации в области образования была признана «интенсификация и индивидуализация образования, его адаптация к реальным способностям обучающегося, усиление творческого начала в процессе образования» [19].

Целью информатизации образования являлось «воспитание устойчивых навыков практической работы с ЭВМ, базами данных и знаний у учащихся и студентов всех категорий, компьютеризация обучения (индивидуализация обучения, самообучение) и повышение на этой основе уровня знаний и практических навыков обучаемых»; обеспечение непрерывности повышения квалификации и постоянная переподготовка специалистов всех квалификационных групп (ученых, инженеров, техников, рабочих) [19].

В «Концепции информатизации  образования» (1990 г.) под понятием  «информатизация» был определен «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества», следствие и стимул развития новых информационных технологий, содействующих ускоренному социально-экономическому развитию в целом всего советского общества [21].

В содержательном направлении информатизации образования были определены следующие задачи:

- подготовка для профессиональной деятельности в информационной среде общества специалистов, владеющих новыми информационными технологиями;

- формирование новой информационной культуры в обществе;

- фундаментализация образования за счет изучения основ информатики и существенно большей информационной ориентации образования;  

- формирование у людей нового информационного мировоззрения [25].

«Концепция информатизации  образования» не была до конца реализована в связи с распадом советского государства.

В заключение следует отметить, что период с 1980 по 1990 гг. оказался важным этапом в процессе информатизации отечественной системы среднего образования. Его отличительными характеристиками стали введение во все средние учебные заведения курса информатики; подготовка в педагогических вузах учителей информатики; оснащение компьютерной техникой общеобразовательных учреждений; определение основных понятий, направлений и путей развития информатизации образования. Этот период характеризуется первыми поставками компьютерной техники в образовательные учреждения; «безмашинным» вариантом преподавания учебного курса наряду с возникновением компьютерных центров и началом массовой подготовки учителей в области программирования и алгоритмизации; появлением кабинетов информатики в институтах повышения квалификации; созданием центров по обслуживанию и ремонту школьной вычислительной техники. Вклад в начальный этап информатизации среднего образования академика А.П. Ершова и его научной школы стал основополагающим звеном для объединения и мобилизации педагогического и научного потенциала в области применения в образовательной сфере компьютерных технологий.

Несомненно, как и любой другой процесс развития, в рассматриваемом периоде можно выделить и ряд проблем, мешающих информатизации образования. Прежде всего, к ним относились следующие технические (недостаточная квалификация педагогических кадров, отсутствие достаточного количества учебно-методической литературы и средств на создание материально-технической базы и др.) и научные (уклон в процессе реализации курса «ОИВТ» на обучение детей программированию, в отсутствии овладения элементарными навыками владения компьютером, аппаратная и программная несовместимость многих ЭВМ, применяемых в школьном обучении и др.) недостатки.

Перестройка и распад СССР, возникшие в связи с этим, политические и социально-экономические трудности, на некоторое время затормозили ход реализации концепции информатизации образования, но многие, заложенные на этом этапе идеи, нашли свое применение в современной системе среднего образования.      

Список литературы

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» [Электронный каталог]/ режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/17/1214868235/22post0.pdf.  

2. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 N 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы»// Ведомости ВС СССР. -1984. - № 16. - Ст. 237.

3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 313 (ред. от 17.08.1989) «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы»// Свод законов СССР. Т. 3. – 1990. - С. 254-2.

4. Велихов Е.П. Об организации в Академии наук СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации: Доклад на Годичном собрании АП СССР// Вестник АП СССР.-1983.-№6.-С.24-31.

5. Выписка из постановления АН СССР для Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации (ОИВТА) о разработке прогнозных докладов. [Электронный каталог]/ режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive/eaindex.asp?lang=1&did=32245.

6. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: (концепции, состояние, перспективы). - Новосибирск: Препринт ВЦ СО АН СССР, 1979. - 51 с.

7. Ершов А.П., Монахов В.М., Бешенков С.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 1. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч./ A. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.; Под ред. A. П. Ершова, В. М. Монахова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

8. Ершов А.П., Монахов В.М., Бешенков С.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 2. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч./ A. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.; Под ред. A. П. Ершова, В. М. Монахова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

9. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. // Коммунист. - 1988. - №2. – С.82-92.

10. Ершов А.П. О работах Г. А. Звенигородского по школьной информатике// Проблемы школьной информатики. —  Новосибирск, 1986. —  С. 3—15.

11. Ершов А.П. Школьная информатика. Концепция, состояние, перспективы. //Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1979. - №152. - 51 с.

12. Ершов А.П. Программирование - вторая грамотность. // Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1981 -  № 293. - 18 с..

13. Ершов А.П. О предмете информатики. // Вестник АН СССР. -1984. - С. 112-113.

14. Ершов А.П. Научно-методические основы школьного курса информатики: Науч. сообщ. //Вестник АН СССР – 1985. - №126. - С. 49-59.

15. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Программирование. – 1990. - №1. - С. 5-25.

16. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования. // Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1990. - №888. - 58 с.

17. Ершов А.П. Прогноз по важнейшему направлению науки – «Школьная информатика». Подготовлен в соответствии с Постановлением Президиума АН СССР №1456 от 10.12.1986. [Электронный каталог]/ режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive/eaindex.asp?did=6668.

18. Ибашова А.Б., Первин Ю.А. Истоки, ориентиры, перспективы концепции информатизации начального образования в Республике Казахстан// Ярославский педагогический вестник. – 2013. - №2. – Том III. – С.19. – 26. - С.20.

19. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант)// Информационное общество. – 1990. – Вып.5. – С. 6-32.  

 20. Концепции использования средств вычислительной техники в сфере образования (Информатизация образования) [Электронный каталог]/ режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive/eaindex.asp?lang=1&did=6666.

21. Концепция информатизации образования// Информатика и образование. - 1990. -№ 1. — С. 3-9.

22. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10–11 кл. сред. шк. / В.А. Каймин, А.Г. Щеголёв, Е.А. Ерохина, А.И. Федюшин. – М.: Просвещение, 1989. – 272 с.

23. Основы информатики и вычислительной техники [Текст]: Проб.учеб. для сред. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

24. Первин Ю.А., Юнерман Н.А. Опыт, задачи и возможности обучения школьниками основам школьниками основам программирования с заочным использованием вычислительной техники. – Математика в школе. - 1981. - №6. – С.34-38.

25. Прокудин, Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс] /Д. Е. Прокудин. – Режим дос-тупа: http://www.anthropology.ru/ru/texts/prokudin/index.html.

27. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140  с.

28. Яруллина Г.Б. История информатизации отечественной системы образования во второй половине XX - начале XXI вв.: диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Уфа, 2006.- 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, ...

Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность",  названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.

История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились спе...

Проектная деятельность как одно из направлений образовательно - воспитательной деятельности.

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов....

Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг

Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок - анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций....

«Поликультурное образование как одно из направлений толерантности на уроках географии»

Участие в XXI Всероссийской научно-практической конференции "Башкатовские чтения"...