Проектная деятельность как одно из направлений образовательно - воспитательной деятельности.
статья на тему

Нина Викторовна Лукашенко

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

        Проектная деятельность

       как одно из направлений  

    образовательно - воспитательной

              деятельности.

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Новые принципы  образования  и потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей.  

             В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования научить ученика учиться.     Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Современные требования подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы. 

« В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» 

В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной.  

Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам школы.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках родного  языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом,– те, что востребованы:

–способность работать с другими,

–принимать продуманные решения,

–проявлять инициативу,

–решать комплексные проблемы.Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках родного языка:

  • информационный,
  • ролевой,  
  • практико-ориентированный,  
  • творческий
  • исследовательский проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по родному языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

В виде ролевой игры можно представить анализ басен.

Практико-ориентированный проект по родному языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по родному языку , пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в родном языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов. 

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Диалекты и литературный язык в нашей жизни».

Проекты распределяются  и по продолжительности. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Работа над проектом проходит через следующие этапы:

1. Подготовительных этап:

2. Работа над проектом в группах:

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

     Воспитание любви к родному(мордовскому)  языку – ответственная задача, стоящая перед учителем родного языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Родной язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе. «Мазы кяленьке,пяк мазы, тундань варьхмодема лаца. Кода питни-питни казне, кода марлю панжи  садса». ( Е. Пятаев).

   В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютерных технологий имеет ряд преимуществ при организации учебного процесса: делает занятия интересными и развивает мотивацию; представляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь пользоваться компьютерной техникой. Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, организации и проведении уроков, отдельных элементов внеклассных мероприятий. Модели таких уроков стараюсь использовать в своей практике. Например, в этом учебном году проводила по родному языку обобщающие уроки с использованием компьютера при помощи программы СМАРТ НОТЕБООК по теме «Глаголсь», «Фонетика и графика». Организую индивидуально-дифференцированную работу с учащимися; включаю в программу задания творческого характера - для сильных дополнительный материал. Прежде всего я даю возможность ученику показать свои компьютерные навыки и почувствовать себя учителем. При  этом ученик, который освоил программу СМАРТ НОТЕБООК, с удовольствием демонстрирует свои знания при помощи урока мастер-класс. Также стараюсь использовать задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического навыка: нахождение и обозначение орфограмм, обоснование условий выбора правильного написания; самостоятельное решение орфографической задачи. Уверена, что ИКТ на уроках родного языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны. Но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.

   Так при изучении темы «Глаголсь», «Степан Эрьзянь образоц» провожу проектные работы.  Данная работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для учащихся способов деятельности.  Проводя проектную работу,  необходимо было   обучить ребят приемам и способам учебно-исследовательской и практической деятельности; коммуникативным умениям и навыкам: вести диалог, работать в группе, презентовать свои идеи. Не менее важным было научить способам и приемам самостоятельной работы со специфическими источниками информации.  

                    Важно формировать у учащихся критическое отношение к информации, извлечённой из сети Интернет. С этой целью предлагаем сопоставить данную информацию с материалами справочников, энциклопедий. Наиболее продвинутые ученики справятся с заданием написать рецензию на информационное сообщение. Учащимся будет интересным и такое задание: ознакомиться с материалом и найти в нём ошибки, которые были заранее «допущены» учителем, затем исправить эти ошибки и обосновать своё мнение. Подобные формы деятельности приучают детей к осознанному выбору информации и решают определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного и познавательного действия.    

          Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она  приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор учащихся;

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

- Перед созданием презентаций я предъявляю учащимся ряд требований.

Требования к создаваемой презентации:

 1. Не менее 7 слайдов презентации.

 2. Обязательная работа с консультантом проекта (учителем-предметником).

 3. Титульный слайд с указанием темы, авторства проекта.

 4. Единый стиль оформления каждого из разделов и всей презентации в целом.

 5. Настройка переходов между слайдами «по щелчку мыши», а не автоматическая.

 6. Указание ссылок на источники информации.

 7. Наличие  управляющих кнопок.

 8. Настройка анимации, звукового сопровождения.

 9. Качественные сканированные изображения.

           

          На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Происходит поиск и отбор материалов в рамках выбранной темы. Проводится консультационная работа с учителем-консультантом.

          Этап завершается составлением примерного макета будущей презентации, оформленный в произвольной форме (письменное описание, графическое представление).

III. Этап практической работы.

1. Создание титульного слайда (указывается название и автор проекта с возможным указанием ссылок на прикладную область проекта, консультантов и т. п.).

2. Создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах, форматирование текста).

3. Создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков).

4. Создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео).

5. Настройка презентации (переходы между слайдами, средства навигации по слайдам).

IV. Этап предварительной защиты

   Проектная деятельность во многом способна помочь школьникам в освоении предметов учебного курса. Для этого образовательный процесс должен быть организован так, чтобы ученики постепенно, начиная с пятого класса, могли последовательно осваивать наиболее актуальные для работы над проектами технологии и способы деятельности.

   Практическая деятельность показывает, что у учащихся при работе над проектами с использованием ИКТ  повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности, снижается перегрузка.

Таким образом, метод проектов является для меня хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.

Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....

Создание сайта как одна из форм проектной деятельности

Создание сайта на уроке иностранного  языка  является необычной формой проектной деятельности.   Это-  бинарный урок английского языка и инофрматики, целью которого является  ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ В ОУ.

Повышение  профессиональной компетентности  и совершенствование педагогического мастерства; эффективная  организация обмена  опытом....

проектная работа "Одна победа - два события"

Проектная работа "Одна победа - два события", посвященная 22 зимним Олимпийским играм и 11 зимним Паралимпийским играм....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.

Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся....