Доклад «Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»
статья по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Дубовая Людмила Владимировна

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, качества пищи, места проживания, отношений в семье и школе, но больше всего (от 50% до 60%) от образа жизни. Этот фактор, в свою очередь, зависит от нас самих, - от организации процессов деятельности, поведения, взаимоотношений с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования»

Дубовая Людмила Владимировна, МБОУ гимназия №36, учитель физической культуры, Краснодарский край.

 Аннотация

 Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, качества пищи, места проживания, отношений в семье и школе, но больше всего (от 50% до 60%) от образа жизни. Этот фактор, в свою очередь, зависит от нас самих, - от организации процессов деятельности, поведения, взаимоотношений с окружающими.

         Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного процесса очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности – это уроки физической культуры.

К основным факторам здорового режима жизни относятся:

  1. Здоровая окружающая среда.
  2. Правильное питание ( рациональное соотношение основных продуктов питания – белки, жиры, углеводы, витамины, соли, минералы и т.д.)
  3. Умеренная физическая нагрузка.
  4. Закаливание.
  5. Отказ от дурных привычек: курения, алкоголя, наркотиков.
  6. Положительные эмоции.

 «Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и сна» - писал Абу-Али  Ион Сина. Физическая активность – это движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии. Научные исследования убедительно доказали, что низкая физическая активность способствует повышению артериального давления, является фактором риска развития болезней сердца и сосудов, сахарного диабета и других.

 Важнейшим требованием современного урока  является обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностью развития психических свойств и качеств соблюдения гигиенических норм.

Одним из универсальных средств борьбы с болезнями является физическая культура. Физические упражнения повышают умственную и физическую работоспособность, а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения и навыки: силу, ловкость, выносливость, быстроту, гибкость. Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействуя на функции всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два раза реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений. Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, способствуя успешной трудовой и профессиональной деятельности. Регулярность тренировок, преодоление физических нагрузок, соревновательная конкуренция, дисциплинированность, командная сплоченность способствуют подготовке к будущей профессии, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, далекой от спорта.        

Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. В школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Исследования ученых показали, что двигательная активность школьников снижается по мере их взросления. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Дети растут вялыми, не играют в подвижные игры, уклоняются от уроков физкультуры. Физическая неполноценность отражается на их характере. Тучные малоподвижные дети меньше общаются с товарищами, становятся замкнутыми.

Следовательно, без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и прием пищи. Дети мечтают стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими видят на стадионе, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И это их желание надо всячески поддерживать. Яркие впечатления, связанные с играми и спортом в детстве остаются в памяти на всю жизнь. Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Разнообразные движения, особенно на свежем воздухе, необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. Неоценимую услугу здоровью оказывают даже кратковременные занятия физическими упражнениями. Это лучше, чем полная бездеятельность. Однако, наибольшую пользу приносят упражнения, выполняемые в системе, в определенное время дня, в разных формах, в сочетании с закаливанием организма. Все это - составляющие понятия “физическое воспитание”.

Цели и задачи физического воспитания в семье – укрепление здоровья, улучшение физического развитии, воспитание правильной осанки и культуры движений. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни. Понятие «качество образования» находится в тесной связи с понятием «качество здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования. Школа, содействующая здоровью, включает в себя такие элементы:

  1. Образование в области здоровья как необходимая составляющая часть общей культуры человека.
  2. Физическое воспитание, представляющее собой школьную программу на весь курс обучения физическим умениям и навыкам, физической активности.
  3. Школьная медицинская служба, ориентированная на профилактику болезней, организацию взаимодействия с медицинскими учреждениями, организацию питания в школе.
  4. Психологодиагностическая служба.
  5. Формирование здоровой школьной среды, предполагающей обеспечение позитивного физического и психологического климата в школе, вовлечение родителей и общественности в дело по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Мы должны понимать, что для улучшения здоровья требуется индивидуальный подход к каждому ученику, учителю, родителю – ко всем, кто находится во взаимодействии с детьми. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у учащихся правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ребенок способен на многое! Надо только правильно оценить его реальные возможности, сочетая научные знания об общих закономерностях развития с индивидуальным подходом.            

                                         ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Борисова О. Физическое воспитание детей в семье. -  Физкультура и спорт. – Москва: Знание, 1985.                                                                                
  2. Лях В.И. Физическая культура. – Москва: Просвещение, 1997.
  3. Дунской Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. -  Физкультура и спорт. – Москва: Знание, 1985.4.
  4. Конев А.Ф. Настольная энциклопедия для мальчиков: Сила и здоровье. – Минск: Современный литератор, 2000. – С.702.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...

Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность",  названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...

СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвещена организации спортивно-патриотического воспитания студентов в техникуме...

СОВРЕМЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается направленность государственной политики по созданию условий для развития гражданственности в Российской Федерации. Гражданственность рассматривается как основа развития и проц...

ФГОС в контексте государственной политики в сфере образования

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум.Обществу сегодня нужны образованные, ...

Реализация государственной политики в сфере образования

Реализация государственной политики в сфере образования...