Информатизация процесса обучения, г.Ставрополь
статья по информатике и икт на тему

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационные технологии. Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_protsessa_obucheniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

        М.В. Спивак

Заведующая отделением экономики,

бухгалтерского учета и коммерции

ФГОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА XXI в.

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационные технологии. Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

  • стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
  • функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
  • дальнейшее стремительное развитие информационных технологий и широкое внедрение их достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационных технологий:

  1. в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационных технологий;
  2. в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
  3. в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационных технологий. 

Внедрение ИТ в учебный процесс способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. Приобщение обучаемых к ИТ является важнейшим направлением в решении задачи информатизации в современном образовании и повышения профессиональной подготовки.

Наряду с этим, разработка и применение ИТ становится одним из важнейших путей повышения результативности образования. В рамках изучаемой проблемы выделяется три основных подхода к пониманию основных понятий темы. Первый подход, технологический, он наиболее часто встречается в литературе. Его представители: В.Н. Арефьев, М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов, и др. Данные исследователи изучают ИТ в технологическом ключе, а основные понятия темы (информация, технология, новые информационные технологии, информационные, компьютерные, образовательные, и педагогические технологии) рассматривают, опираясь на техническую составляющую ИТ, то есть в основе ИТ, по их мнению, лежат программно-технические средства.

Второй подход, социологический, трактовка в рамках данного подхода основана на отрицании синонимичности основных понятий темы и некоего машинного оборудования лежащего в их основе. Речь идет об отношениях людей в обществе, а ИТ, по мнению представителей этого подхода (Аберкромби, Николас, Брайан Стенли, М.В. Кларин, Т. Сакамото и др.), являются следствием принятия человеком определенных решений в этом обществе.

В наибольшей степени трактует основные понятия темы, с точки зрения включения их в образовательный процесс гуманитарный подход, представителями которого являются: О.С. Гребенюк, С.Ю. Жидко, М.Г. Николаева, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, О.Б. Тыщенко. По их представлению ИТ помогают педагогу в практическом осуществлении теоретических построений в образовательном процессе. Необходимо отметить, что фундаментальных трудов в рамках этого подхода по отношению к ИТ на сегодняшний день не существует.

Отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Список использованной литературы:

  1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии //Педагогика. - 1993. - № 5. - С.12 - 15.
  2. Васильев В.Н., Воронов В.В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. - М., 1990. - С. 124 - 237.
  3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с. - С. 178 - 181.
  4. Иванников А.Д., Ижванов Ю.Л.. Создание единого информационного пространства системы образования./ Лекция - доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998,-12 с.
  5. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. М., "Проблемы информатизации высшей школы", № 2 (6), 1996, с. 7-14.
  6. Нуждин В.Н. Информатизация и качество образования. М., "Проблемы информатизации высшей школы", № 4, 1995, с. 5-1.
  7. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии./ Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.
  8. Тихонов А., Лобанов В., Иванников А. Время информатизации // Высшее образование в России. - 1996. - №2. - С. 30-33.
  9. Тихонов А.Н., Богатырь Б.Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования. М., "Проблемы информатизации высшей школы" № 1-2 (7-8), 1997, с. 9-12.
  10. Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
  11. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - N 2. - С. 5-13.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Прект информатизации процесса обучения

Как известно, несколько лет назад была провозглашена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация положений Концепции призвана решать вопросы доступности, качества...

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий....

«Информатизация процесса обучения в колледже»

Доклад по теме самообразования  о информатизации процесса обучения в колледже....