Прект информатизации процесса обучения
проект по информатике и икт на тему

Как известно, несколько лет назад была провозглашена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация положений Концепции призвана решать вопросы доступности, качества, эффективности образования, что подразумевает его изменение, обновление в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. Одной из первостепенных задач Концепции названа информатизация образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_informatizatsii.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО

«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

Подготовила: преподаватель информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности М.В. Спивак

Прасковея, 2010 г.

и ОРМАТИЗАЦИЯ

Предпосылки создания проекта.

Как известно, несколько лет назад была провозглашена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация положений Концепции призвана решать вопросы доступности, качества, эффективности образования, что подразумевает его изменение, обновление в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. Одной из первостепенных задач Концепции названа информатизация образования, реализуемая через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение образовательных учреждений к Интернету и оснащение их компьютерными классами.

На ускорение процессов информатизации направлена и Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. В документах Программы подчеркнута необходимость обеспечения равного доступа граждан и организаций к современным технологиям и к их использованию.

Вывод: информатизация представляет собой один из основных путей модернизации системы образования.

Описание проекта. 

Информатизация – это не насыщение школы компьютерами. Это – длительный и многоступенчатый процесс, развитие, последовательная смена состояний. В ходе этой работы могут меняться и уточняться выполняемые образовательные задачи, смещаться акценты.

Суть информатизации – обновление содержания образования и способов педагогической деятельности, повышение качества учебного процесса посредством системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий. При этом число компьютеров, наличие сетей и электронных образовательных ресурсов – это не цель и не итог информатизации, это средства, инструменты ее осуществления для достижения поставленных задач.

В данном проекте рассматривается информатизация процесса обучения, как составляющей образовательного процесса.

Актуальность проекта.

Внедрение информационных технологий в сферу образования, использование нового образовательного контента невольно влечёт изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания, и как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования. Мировая практика развития и использования информационных технологий демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нём методики, дидактические подходы, технологии и стили. Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий (ИТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современной системе образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Надо признать, что в большинстве своём образовательная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению информационных технологий. Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто психологический характер.

Этот процесс требует масштабного обновления системы образования России, ведь именно сфера образования является как основным потребителем информационных ресурсов (в том числе электронного контента), так и площадкой для развития и применения информационных технологий. Применение информационных технологий в образовательном процессе является основой подготовки новых граждан России к жизни в информационном обществе и трудовой деятельности в условиях этого общества.

Цель проекта: формирование нового качества среднего профессионального образования. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: обеспечение учебных лабораторий техникума компьютерной техникой и выходом в Интернет, создание лекционных аудиторий; повышение информационной культуры педагогов; формирование единого информационного образовательного пространства техникума.

Ожидаемые результаты проекта:

- информатизация процесса обучения как эволюционный процесс приведет не только к его модернизации, но и к трансформации: к сущностным, содержательным изменениям в организации учебного процесса и в педагогической деятельности преподавателей;

- информатизация процесса обучения будет способствовать достижению качественно новых образовательных результатов. При этом применение ИКТ (так же, как и оснащение компьютерами) само по себе не повысит качество образования. Это лишь средство достижения поставленных задач;

- Осуществление деятельностного подхода в обучении;

- Формирование креативности мышления.

Целевые группы: преподаватели и студенты техникума, библиотечные работники.

Реализация проекта включает следующие этапы:

  1. Компьютеризация процесса обучения.

«Компьютеризация – процесс развития и внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности».

Таким образом, компьютеризация подразумевает собой в большей степени количественные характеристики оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой, подключением к Интернету. Она оценивается количеством педагогов, прошедших соответствующую курсовую подготовку.

Компьютеризация необходима в качестве базового шага информатизации, но она не является достаточной для успешного проведения информатизации. Компьютеризация напрямую не связана с изменением содержания образования, методов и форм учебной работы, хотя, безусловно, оказывает на них влияние.

  1. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

Процессы информатизации образования ориентированы на внедрение и широкое использование информационных технологий.

Известно, что на практике интеграция технологий в обучение сталкивается с определенными трудностями их восприятия. С одной стороны, современное обучение невозможно представить без использования технологий, и потому педагоги должны способствовать их продвижению. С другой стороны, преподаватели техникума должны фокусироваться более на педагогических задачах, нежели на технических приспособлениях.

Понимая, что любая крайность чревата ошибками, можно предположить следующие особенности интеграции технологий в обучение:

  • Да, ИКТ предоставляют новые возможности, перспективы и для преподавателей, и для студентов. Но неразумно полностью игнорировать традиционные стили и модели обучения, в одночасье исключая их из практики.
  • Возможно, стоит начинать внедрение ИКТ с известных, уже отработанных на практике форм деятельности, которые в настоящее время более всего нуждаются в обновлении.
  • Надо быть готовым к ощутимым, непрерывным изменениям, порожденным применением информационных и коммуникационных технологий.

Кроме многочисленных преимуществ информационных технологий есть одно, которое хочется подчеркнуть особо: использование информационных технологий позволяет интегрировать различные области знаний, предметные сферы, что, в свою очередь, помогает формировать действительно единое образовательное пространство. Использование информационных технологий способствует достижению качественно новых образовательных результатов. При этом применение ИКТ (так же, как и оснащение компьютерами) само по себе не повысит качество образования. Это лишь средство достижения поставленных задач.

  1. Работа с электронными образовательными ресурсами.

ЭОР занимают свободные ниши информационного образовательного пространства, не вытесняя, а дополняя книги. Применение компьютеров для воспроизведения текстовых образовательных продуктов оправдано, если книга малодоступна (редкая, новая) или ее вообще не существует.

Практика применения ЭОР в техникуме позволяет сделать вывод: преподаватели и студенты используют электронные образовательные ресурсы, но, при этом, нельзя назвать данную работу системной и методически выстроенной. Педагогам не хватает качественных электронных образовательных ресурсов, методик по их использованию.

  1. Формирование информационной грамотности.

Если преподаватель мыслит прежними категориями, то использование современных технических средств почти ничего не меняет в сути образовательного процесса. …При освоении педагогом цифровых сред новым следует признать эффект педагогического резонанса, возникающего от слияния педагогических и информационных технологий, а также иное позиционирование педагога в современном учебном процессе».

  1. Подготовка специалистов для профессионального использования возможностей новых информационных технологий.

Важной составляющей перемен в российском обществе является вхождение России в информационную цивилизацию. От профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.  

Прежде всего, каждый студент должен овладеть инструментарием информационной технологии – одним или несколькими взаимосвязанными программными продуктами, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов: текстовый и графический редакторы, табличный процессор, системы управления базами данных, а также программные средства, объединяющие все эти приложения в единый пакет прикладных программ.

Умение действовать и принимать ответственные и правильные решения в нестандартных ситуациях, стрессоустойчивость, креативное мышление, самоорганизация и потребность в обучении на протяжении всей жизни – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых к потенциальным работникам со стороны работодателей. Другими словами, практикой востребованы результаты профессионального образования не в форме выученных знаний выпускника, а в форме его практической готовности к жизнедеятельности в социуме в стандартных и, тем более, в нетиповых условиях. Информационные технологии настолько широко и активно внедряются в жизнь человеческого общества, что становится совершенно невозможным представить современного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Поэтому курс информационных технологий должен являться одним из базовых для обучения студентов любых специальностей.

Виды деятельности в рамках каждого этапа:

Компьютеризация процесса обучения.

- создание лекционных аудиторий, оснащенных компьютерной, проекционной и видеотехникой;

- обеспечение лабораторий техникума компьютерами и выходом в Интернет в соответствии с числом студентов подгруппы;

- обеспечение каждого рабочего места преподавателя компьютером и выходом в Интернет;

- создание локальной сети, объединяющей все рабочие места преподавателей, методического кабинета и библиотеки.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

- интеграция информационных технологий в общепрофессиональные и специальные дисциплины: создание презентаций к занятиям или использование созданных другими преподавателями или студентами; организация и проведение бинарных уроков с использованием средств ИКТ;

- использование интерактивной доски;

- общение через интернет посредством web-камеры;

- создание видеоуроков;

- создание медиатеки;

- проведение тестирований в режиме ONLINE и OFFLINE;

- контроль за работой студентов посредством локальной сети в данной лаборатории и дистанционно через Интернет или локальную сеть техникума (электронные журналы).

Работа с электронными образовательными ресурсами.

- Обеспечение равного доступа преподавателей к электронным образовательным ресурсам. Для этого необходимо проводить занятия и консультации с преподавателями по ознакомлению с поисковыми системами Интернета и умению их использования в своей работе;

- Ознакомление с программами, позволяющими создавать собственные ЭОР;

- создание электронных пособий, учебников, презентаций, web-страниц и web-сайтов;

- Создание баз данных ЭОР методического кабинета и библиотеки техникума;  

Формирование информационной грамотности.

- обучение на курсах повышения квалификации в области ИКТ;

- предоставление возможности обучения на курсах программирования для решения проблемы наличия программиста в техникуме;

- взаимообучение: преподаватель – преподаватель, преподаватель - студент, студент – преподаватель посредством проведения курсов внутри техникума, индивидуальных занятий или консультаций;

- обучение преподавателей, не умеющих работать на компьютере;

- самообразование педагогов;

- ознакомление с достижениями в сфере ИКТ из материалов СМИ;

Подготовка специалистов для профессионального использования возможностей новых информационных технологий.

- Овладение инструментарием информационных технологий (использование программ пакета MS Office разных версий: 2003, 2007, открытого офиса, указание на принципиальную схожесть интерфейса программ данного пакета);

- работа с программным продуктом 1С: Предприятие;

- организация проектной деятельности студентов по созданию ЭОР: презентаций, видеороликов, электронных пособий и т.д.

Необходимые ресурсы для реализации проекта.

- Срок реализации проекта  - до 2015 г.;

- Кадровые ресурсы техникума: преподаватели информатики и информационных технологий;

- Денежные средства, необходимые для решения задач первого этапа проекта – компьютеризации процесса обучения в техникуме.

Система оценки и мониторинг реализации проекта.

 Параметрами оценки проекта может служить следующее:

- степень количественного соответствия компьютеров и студентов;

- уровень обеспечения рабочего места преподавателя компьютерной, проекционной и видеотехникой;

- процентное соотношение занятий, проводимых с использованием ИКТ и традиционной методикой проведения занятий;

- тестирование студентов и оценка уровня их компетентности в области информационных технологий в профессиональной деятельности.

Выводы.

Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, деятельностной модели.

Исторический опыт показывает, что появление каждого нового средства хранения, передачи информации и доступа к ней ведет к появлению новой образовательной модели и ее доминирующему положению в обществе, причем, чем совершеннее средство, тем быстрее идет процесс формирования модели. Очевидно, что компьютер в вышеназванной функции во много раз совершеннее предыдущих. Уже на одном этом основании можно с уверенностью прогнозировать, что компьютерные технологии приведут, в конечном счете, к смене доминирующей сегодня модели образования. И эти изменения, скорее всего, будут происходить гораздо быстрее и гораздо радикальнее, чем в предшествующие эпохи: компьютер, имея огромные преимущества перед книгой как хранилищем информации, обладает целым рядом возможностей, ей недоступных. Он и в количественном, и в качественном отношении новый инструмент.

Компьютер – это не только средство, кардинально расширяющее информационное пространство, это универсальный инструмент деятельности человека практически во всех сферах, именно в силу этого он не может не стать главным инструментом в образовательном процессе.

Итак, важнейшим современным средством повышения качества образования является его информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе компьютерных (информационных) технологий, позволяющих значительно расширить область самостоятельной работы обучаемых, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами. В настоящее время информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. Современный компьютер отнюдь не предмет фантастического сюжета: вечером надел шлем, а утром стал специалистом. Структура образовательного процесса не меняется: как и тысячи лет назад, обучение включает три основных компонента – получение информации, практические занятия и аттестацию.

С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.

Влияние компьютерных технологий обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, компьютерные технологии обеспечивают процессу обучения новые возможности, а многие существующие функции реализуются в ином, более качественном виде.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Список использованной литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.
  3. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.
  4. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.
  5. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.
  6. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
  7. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.
  8. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.
  9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.
  10. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.
  11. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
  13. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.
  14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Информатизация процесса обучения, г.Ставрополь

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационные технологии. Внедрение информационных технологи...

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий....

«Информатизация процесса обучения в колледже»

Доклад по теме самообразования  о информатизации процесса обучения в колледже....