Конспект урока по теме "Компьютерная графика. Практическая работа в графическом редакторе Gimp"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Свидинская Анна Александровна

Повторение и закрепление знаний по теме: «Компьютерная графика. Графический редактор Gimp». Выполнение практической работы с элементами анимации в редакторе Gimp.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

 

учителя информатики и ИКТ МБУ школы №91

 Свидинской Анны Александровны

Дата проведения: 09.12.2013г.

Предмет: информатика и ИКТ   

Класс: 9 «А»

Присутствовали: 1. Зам. директора по УВР Стряхилева Н.А.;

2. Зам. директора по УВР Бражкина Е.В.;

3. Руководитель МО «Технология», учитель информатики  Ромашова О.Л.

Тема раздела: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Тема урока: «Самостоятельная практическая работа по графике»

Цель урока: Повторение и закрепление знаний по теме: «Компьютерная графика. Графический редактор Gimp».

Задачи:

Образовательные

- Проверить сформированность умений выполнять основные операции по редактированию изображений в растровом графическом редакторе Gimp, выполнять анимацию.

- Закрепить умения сохранять графические изображения в различных форматах;

- Повторить инструкции по технике безопасности и правила работы за компьютером.

Развивающие

- Развить познавательный интерес, творческую активность учащихся;

- Способствовать развитию коммуникативности;

- Развить учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- Развить навыки самостоятельной работы, работы по алгоритму.

Воспитательные

- Воспитать толерантность к сопернику, волю к победе, находчивость, умение работать в команде;

- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету;

Тип урока: обобщающий урок-практикум.

Методы и приёмы обучения:

  • словесные, наглядные, практические;
  • беседа, работа в группах, самостоятельная работа;

Технологии:

  • Здоровьесберегающая;
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • Проектные методы обучения;

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • мультимедиа проектор;
  • редактор растровой графики Gimp;
  • файлы с изображениями, для создания пазла;
  • интерактивное задание по компьютерной графике;
  • раздаточный материал.

План урока:

п/п

Ход занятия

Содержание

Форма организации учебной деятельности

Время

Организационный момент и постановка цели урока

Оценка внешнего вида, приветствие, готовность учащихся, кабинета и оборудования, цели урока, мотивация учебной деятельности.

2 мин

Проверка знаний ранее изученного материала

  • Проверка знаний по теме «Компьютерная графика».
  • Повторение инструкций по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики.
  • Взаимоопрос (работа в командах в форме викторины);
  • Индивидуальный опрос в форме интерактивного задания

8 мин

3 мин

Инструктаж по выполнению практической работы

  • Объяснение учителем последовательности выполнения анимированного пазла.

Беседа

2 мин

Практическая самостоятельная работа

  • Выполнение практической работы «Пазл-открытка и анимация».

Индивидуализированная работа за компьютером

15 мин

  • Просмотр работ учащихся, запись их на электронный носитель

Демонстрация

5 мин

Анализ и рефлексия

  • Подведение итогов урока

3 мин

Инструктаж по домашнему заданию

  • Информация о домашнем задании и правила ее выполнения

2 мин

Ход урока:

1. Организационный момент и постановка цели урока

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Вы сегодня очень хорошо выглядите, все такие жизнерадостные и бодрые! Таким же должен быть у вас и настрой на урок. Наш урок сегодня будет посвящен повторению и закреплению  теоретического материала по теме «Компьютерная графика. Графический редактор Gimp». А так же мы сегодня с вами создадим анимированный пазл-открытку  в графическом редакторе GIMP.

2. Проверка знаний ранее изученного материала

Класс разбивается на две команды, в зависимости от выбранной картинки. (В начале урока ребятам предлагается выбрать одну из картинок, созданную с помощью растровой или векторной графики. И в соответствии с выбранной картинкой, ребята располагаются за одним столом.) Каждая команда выбирает себе капитана. Выделяется арбитр (если на момент урока нечетное число присутствующих, то учитель просит выбрать в качестве арбитра одного из детей). Если же число детей четное, то арбитром может стать учитель.

Вызываются капитаны. Задается один короткий вопрос, на который они пишут ответ на листочках (Вопрос капитанам: к какому виду графических редакторов относится Gimp?). Тот из капитанов, кто подаст первым листочек с правильным ответом, получает право для своей команды первого вопроса. Перед началом вторая команда выбирает того, кто будет отвечать на первый вопрос. Команда победившего капитана задает первый вопрос. Член второй команды отвечает.

Здесь может возникнуть несколько ситуаций:

  • Вопрос был корректен. Ответ был принят. В этом случае каждая команда получает по 1 баллу.
  • Вопрос был некорректен. Вторая команда скорректировала вопрос и дала правильный ответ. В этом случае первая команда получает 0 баллов, а вторая получает 1 балл.
  • Вопрос был корректен, ответ дан ошибочный. Ошибку может исправить капитан отвечающей команды. Если после этого ответ принимается, то в этом случае первая команда получает 1 балл, вторая команда получает 0,5 балла.
  • Вопрос был корректен, ответ был дан ошибочный. Капитан Отвечающей команды ошибки не исправил. В этом случае первая команда получает 1,5 балла после исправления ответа, вторая команда получает штрафное очко (-0,5 балла).

Далее происходит переход хода. Учитель просит сдать листочки с вопросами. Подведение итогов игры.

Комментарии к взаимоопросу:

Требования  к вопросам:

  • вопрос должен предполагать однозначный ответ.
  • длительность ответа не должна превышать 1 минуты.
  • каждый ученик записывает свои вопросы на листочке.

Должны соблюдаться несколько условий:

  • каждый раз вопрос задает другой человек.
  • каждый раз отвечает также другой человек.
  • вопросы не должны повторяться.

-Мы с Вами вспомнили основные принципы работы редактора Gimp.

Учащиеся занимают место за компьютерами для выполнения интерактивного задания (Приложение 1).  Но прежде чем пройти к компьютеру они должны  сформулировать по одну правилу поведения в кабинете информатики и работе за компьютером, причем не повторяться.

3. Инструктаж по выполнению практической работы

 - А теперь мы с вами закончим работу над проектом по созданию анимированной новогодней открытки. Уже через несколько дней наступит всеми нами любимый с детства праздник Новый год. И на сегодняшний день мы с Вами любим, поздравлять в основном своих друзей и близких электронными открытками, но как же приятно получить необычную открытку, уверенна, что открытка, которая собирается из пазлов порадует любого. (Учитель показывает с помощью проектора особенности создания пазла и раздаёт пошаговый алгоритм (Приложение 2) каждому ученику). Для создания своего анимированного пазла-открытки, воспользуйтесь своими фотографиями в новогодних рамках, над которыми мы работали на предыдущих уроках. После того как вы закончите свою работу вам необходимо сохранить ваши графические файлы в формате GIF. Принимайтесь за работу!

4. Практическая самостоятельная работа

После 5 минут работы требуется провести гимнастику для глаз:

  • Сильно зажмуримся,  после чего  широко откроем глаза.
  • Вращаем глазами (смотрим вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы) сначала в одном, а потом в другом направлении.
  •  Часто моргаем  в течение 1-2 минут.
  • Сделаем массаж закрытых век круговыми движениями пальцев в течение минуты.

После окончания работы за компьютером, сделать упражнения для мышечного расслабления: Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями учащимся полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

 После упражнения, все файлы созданные детьми просматриваются, комментируются и оцениваются. Учитель делает замечания, предлагает учащимся высказать свои мнения. Оценки вносятся в журнал.

5, 6 Анализ и рефлексия. Инструктаж по домашнему заданию.

Запись анимированного пазла-открытки  на электронный носитель.

По результатам выполнения интерактивного задания и практической работы, учащимся выставляются отметки за урок.

Домашнее задание: подготовить кроссворд по теме «Компьютерная графика» (показать детям образец, выполненной работы).

Рефлексия.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  • Что вам удалось сделать на уроке?
  • Какие умения и навыки были нужны вам для работы?
  • Какие у вас были трудности при выполнении задания?
  • Как вы с ними справлялись?
  • Были ли вы успешны во время урока?

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением.  Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

        Когда мы говорим с кем-то по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.

        Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство - это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему бывает трудно понять весь смысл послания.

        Для того, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики. Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение.

        Большинство смайликов - это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

        

Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

:-) - радостное лицо (те, кто считает, что усвоил тему и удачно поработал на уроке)

:-? - те, кто считает, что недостаточно поработал на уроке.

:-( - те, кто считает, что ему еще нужно много работать над темой.

Заместитель директора по УВР________________________ / Стряхилева Н. А. /

        


Приложение 1

Интерактивное задание «Особенности растровой и векторной графики» -  http://learningapps.org/222451


Приложение 2

Практическая работа «Пазлы и Анимация в GIMP».

1. Открыть картинку: Файл  Открыть.

2. Создать новый слой белого цвета: СлойСоздать слойТип заливки слоя  белыйОК.  Далее применяем для этого слоя команды: Фильтры – Визуализация - Текстура-Головоломка.

В параметрах выставляем число пазлов 3х3, Рельеф краев и Блики устанавливаем по своему желанию, жмём ОК. Получилась сетка с пазлами:

3. Инструментом Волшебная палочка   щёлкаем на одном из пазлов. В диалоговом окне «Слои» активируем нашу выбранную картинку – щёлкнув по ней мышкой:

                             

4. Теперь выполним: Правка - копировать, Правка -Вставить как- Новый Слой. Вот наш первый пазл:

5. Ну, а теперь, повторить пункты 3 и 4 с остальными пазликами в сетке.

6.  Удаляем наш Новый слой с сеткой пазлов: В Диалоговом окне «Слои» нажимаем правой кнопкой по слою «Новый слой» и выбираем команду Удалить слой. И сразу создаём новый слой с прозрачной заливкой: СлойСоздать слойТип заливки слоя  ПрозрачныйОК.

     В Диалоговом окне «Слои» зажимаем новый слой мышкой и перемещаем вниз под все слои, а слой «Фон» перемещаем вверх над всеми слоями. Выключаем наш «Новый слой» и слой «Фон», нажав по глазу рядом с каждым из этих двух слоёв в Диалоговом окне «Слои». Это нужно для того, чтобы собрать наш пазл, с помощью инструмента Перемещение  . После того, как пазл собран, вновь включаем наш «Новый слой» и «Фон», нажав по месту, где был глаз,  рядом с каждым из этих двух слоёв в Диалоговом окне «Слои», в результате на экране должно быть так, как на картинке ниже:

7.   Сохраним полученное изображение как GIF-aнимацию: 
В окне изображения ввести команду
[Файл- Сохранить как…]. В появившемся диалоговом окне, в строке имя, присвоить файлу своё имя с расширением gif, нажать Сохранить.

 В появившемся диалоговом окне Экспортировать файл установить переключатель в положение Сохранить как анимацию и щелкнуть по кнопке Экспорт.



8. При появлении ошибки о том, что содержаться слои, выходящие за действительные границы изображения,  нажать на кнопку «Обрезать».

9.  В появившемся диалоговом окне Сохранить как GIF  флажок Бесконечный цикл можно оставить, а можно убрать. С помощью счетчика установить задержку между кадрами в миллисекундах = 500. Расположение кадра, если не указано: Наложение слоёв(объединение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в графическом редакторе Paint

Данная практическая работа предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование у учащихся умений работы в графическом редакторе Paint....

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Урок 1. Рисуем основу звёздного неба в графическом редакторе GIMP

В этом уроке вы узнаете, как нарисовать основу звёздного неба, которую можно использовать для создания изображений космоса или как самостоятельную текстуру. В последующих уроках будет рассказано, как ...

Практическая работа в графическом редакторе GIMP

Данное задание можно использовать при изучении графического редактора Gimp....

Практические работы в графическом редакторе

Задания для работы в растровом графическом редакторе, например Photoshop. Проверяются знания обучающихся по темам: инструменты выделения, слои, слоевые эффекты.Представлен подробный алгоритм для выпол...

Сборник практических работ "Векторный графический редактор Corel Draw"

Сборник состоит из 12 практических работ по теме «Основы компьютерной графики. Программа Corel Draw». Достижению положительного результата обучения способствует возможность осуществлять по...

Работа в графическом редакторе Gimp

Создание рекламы в графическом редакторе GIMP...