Оформление текста. 8 класс. ФГОС
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Шишкина Анастасия Николаевна

Второй урок по теме "Текстовый редактор". Урок построен в проблемно-диалогическом аспекте. Отвечая на вопросы учителя, анализируя свои ответы, ребята сами приходят к выводу, как правильно нужно оформлять текст в документе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК №2: Оформление текста

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с разнообразием шрифтов.
  • Дать понятия шрифта, гарнитуры, символа и абзаца.
  • Познакомить с инструментами редактирования символов и абзацев
  • Научить способам изменения (форматировать) начертания, размера шрифта, гарнитуры, выравнивания абзацев.

Средства обучения: компьютеры, проектор, текстовый редактор Microsoft Word.

Электронные материалы: Файлf1.rtf, собственный сохраненный файл из прошлого урока

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление новых знаний
  5. Информация о домашнем задании        

Ход урока  

Проверка домашнего задания

Проверку домашнего задания можно провести в форме блиц-опроса, задавая учащимся вопросы, требующие коротких ответов.

Блиц-опрос:

  • Что мы будем называть документом? (самостоятельный объект, созданный с помощью текстового редактора)
  • В какой программе мы создаем документы? (Microsoft Word)
  • Как называются программы, в которых можно создать или отредактировать текстовый документ? (текстовый редактор)
  • Как при наборе текста ставится запятая? (словознакпробел)
  • Как при наборе текста ставится точка? (словознакпробел)
  • Как при наборе текста ставится тире? (пробел«черточка»пробел , если ученик отвечает про вставку спецсимвола, поощряем его оценкой сразу)
  • Как при наборе текста ставятся скобки? (пробелоткрывающая скобкатекст
    знак препинаниязакрывающая скобкапробел)
  • Как при наборе текста ставится восклицательный знак? (словознакпробел)
  • Как при наборе текста ставится дефис? (слово«черточка»слово)
  • Как при наборе текста ставятся кавычки? (– пробелоткрывающая кавычкатекстзакрывающая кавычкапробел)
  • Как при наборе текста ставится вопросительный знак? (словознакпробел)

Возможные «каверзные» вопросы:

  • Как записать фамилию и инициалы человека? (фамилияпробелинициалточкаинициалточка)
  • Как при наборе текста ставится знак переноса? (правильным ответом будет – не ставим, а абсолютно правильным будет ответ: программа расставляет переносы автоматически, а мы можем поставить знак «мягкого переноса» используя спецсимволы. Отвечающий так ученик, усвоил весь материал, что требует поощрения оценкой.)
  • Как при наборе текста перейти на другую строку? (На этом уроке правильным ответом будет фраза: текст автоматически переносится на следующую строку. Но возможен ответ «продвинутого ученика»: если необходимо закончить строку в определенном месте, можно нажать специальную комбинацию горячих клавиш Shift+Enter.)

Или в виде теста «правильно-неправильно»

  • Прочитать , чтобы узнать – неправильно, перед запятой пробел, ошибка
  • Прочитать ,чтобы узнать – неправильно, перед запятой пробел, а после запятой пробела нет, 2 ошибки
  • Прочитать, чтобы узнать – правильно
  • И т.д. Чужие ошибки обычно легче находятся.

Плавно переходим к теме урока, вспоминая знания, полученные учениками на уроках русского языка:

  • Что такое абзац?
  • Как вы оформляете абзацы при письме в тетради?
  • Что такое буква? Символ?

Объяснение нового материала

При обсуждении проблемы урока дети не должны читать содержание текста, тексты нужно окинуть взглядом, «пытаясь прочесть», чтобы получить ответ об удобстве читаемости. При обсуждении вариантов нужно сделать упор на читаемости текста: в первом случае текст не только мелкий, но и строки расположены неудобно. Во втором случае буквы слишком толстые, а большой прямоугольник текста отталкивает взгляд, третий вариант наиболее предпочтителен.

В этом параграфе вводится много терминов. Целесообразно разобрать их значение по схеме в учебнике и по иллюстрации. Задача ученика понять смысл терминов, а не «зазубрить» определения.

Команды форматирования символов и абзацев учитель показывает на экране, объясняя получившиеся изменения и вводя термины: форматирование, выравнивание, начертание, атрибуты и т.д. Желательно, чтобы учащиеся следом за учителем пробовали применить те же команды и операции на своих компьютерах.

Очень часто при просмотре написания шрифтов учащиеся пытаются отметить, хороший шрифт, плохой и т.д. «Шрифт не может быть плохим –  он может лишь подходить или не подходить к конкретному случаю.» (Дмитрий Кирсанов «Вебдизайн»)

Закрепление нового материала

Задания к параграфу можно задавать следующим образом: первым – упражнение 5 – необычно, интересно, в обсуждении могут принять участие все; следующее – упражнение 4 – закрепление на практике изученного; потом – упражнение 3 – не успели, не делаем; первые два упражнения можно задать на дом.

5. Два текста оформлены одинаковой гарнитурой Arial. Найдите отличия в оформлении текстов и объясните, в чем они заключаются.

Такие упражнения встречаются в тестовых заданиях ГИА по информатике. Кроме того, они учат видеть «рисунок» текста. Кстати, возможно, среди учеников найдется хотя бы один, категорически не видящий разницу ни в гарнитурах, ни в атрибутах, ни в оформлении абзацев.

Ответ:

Слева

Справа

Гарнитура

Одинаковая

Выравнивание

по центру

по правому краю

Атрибуты

Полужирный

курсив (наклонный)

Размер

В упражнении размер символов различен, но не слишком, поэтому можно и не увидеть

4. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.

Учащиеся открывают второй сохраненный текст (упражнение 2 первого параграфа).

Упражнение формирует навык применения атрибутов к символам и абзацам. На подсознательном уровне готовимся к правильному оформлению элементов документа.

3. Откройте файл f1.rtf . Включите режим просмотра символов форматирования. Сколько абзацев в тексте? Как это можно узнать?

Ответ: 1 абзац, остальные знаки конца строки

Подведение итогов урока

По вопросам учителя:

  • Что нового вы узнали на уроке?

Обязательный минимум

Обязательным минимумом является весь материал, кроме того, который в тексте выше (усвоение и закрепление новых знаний) предлагается необязательным или дополнительным.

Домашнее задание

Повторить материал по тексту параграфа, задания 1 и 2 учебника

1. Посмотрите на иллюстрацию. Подумайте, сколько абзацев будут выровнены по ширине при таком выделении?  К каким символам можно применить форматирование при таком выделении?

Ответ: 3 абзаца, так как захвачены выделением символы из 3 абзацев, К символам можно применить форматирование только к выделенным.

2. Собери различные издания, разложи их перед собой и выберите то, текст в котором читается легче всего.

Это задание можно не проверять на следующем уроке, так как оно рассчитано на общее развитие ребенка.

Из дополнительного материала («Сова») (Это задание можно задать на дом, как необязательное):

  • Не очень сложное задание для любителей математики: посчитать высоту символов при размере шрифта 12 пунктов в миллиметрах. 1 дюйм приблизительно равен 2,54 см. Придумайте, как можно проверить свой ответ.

Ответ: 4,2(3) мм т.е. приблизительно 4 мм. Проверить можно линейкой, померив напечатанный на бумаге текст (не на экране монитора!).


Задание. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.

Задание. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.

Задание. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.

Задание. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.

Задание. Откройте файл, сохраненный на предыдущем уроке. Оформите текст следующим образом:

  1. Первый абзац выровняйте по центру. Примените к символам шрифт Arial с начертанием полужирный размером 16 пунктов.
  2. Остальные абзацы выровняйте по ширине, примените к символам шрифт TimesNewRoman с обычным начертанием и размером 12 пунктов. С помощью панели Абзац задайте отступ — красную строку.

Сохраните документ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оформление текста

Слайд 2

Что мы будем называть документом? В какой программе мы создаем документы? Как называются программы, в которых можно создать или отредактировать текстовый документ? Как при наборе текста ставится запятая? Как при наборе текста ставится точка?

Слайд 3

Как при наборе текста ставится тире? Как при наборе текста ставятся скобки? Как при наборе текста ставится восклицательный знак? Как при наборе текста ставится дефис? Как при наборе текста ставятся кавычки? Как при наборе текста ставится вопросительный знак?

Слайд 4

Как записать фамилию и инициалы человека? Как при наборе текста ставится знак переноса ? Как при наборе текста перейти на другую строку?

Слайд 5

Правильно-неправильно? Прочитать , чтобы узнать Прочитать ,чтобы узнать Прочитать, чтобы узнать

Слайд 6

Вспоминаем то, что знаем Что такое абзац? Как вы оформляете абзацы при письме в тетради? Что такое буква? Символ ?

Слайд 7

Определяем проблему урока

Слайд 8

Посмотрите на текст оформленный тремя способами Вокруг Солнца движутся девять больших планет в следующем порядке, начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все эти планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, называемом прямым. Орбиты больших планет представляют собой эллипсы, весьма близкие к кругам, а плоскости их орбит наклонены к эклиптике под небольшими углами. Массы всех планет, вместе взятых, составляют только 0,0013(3) массы Солнца. Вокруг Солнца движутся девять больших планет в следующем порядке, начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все эти планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, называемом прямым. Орбиты больших планет представляют собой эллипсы, весьма близкие к кругам, а плоскости их орбит наклонены к эклиптике под небольшими углами. Массы всех планет, вместе взятых, составляют только 0,0013(3) массы Солнца. Вокруг Солнца движутся девять больших планет в следующем порядке, начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все эти планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, называемом прямым. Орбиты больших планет представляют собой эллипсы, весьма близкие к кругам, а плоскости их орбит наклонены к эклиптике под небольшими углами. Массы всех планет, вместе взятых, составляют только 0,0013(3) массы Солнца . Какой текст читать удобнее?



Предварительный просмотр:

Примитивный каяк и древнее как мир весло — вот все, что нужно для укрепления тела и успокоения души.
Вы на время забудете о существовании тонущих в серой мгле городов, о нескончаемых неотложных делах и вечной суете. Вы вернетесь туда, откуда пришли, где и должны быть всегда — вы вернетесь к Природе.
Она будет вокруг вас в виде прекрасных гор, лугов, тайги и воздуха, наполненного запахами моря, скал и цветов, под вами — в виде кристально прозрачной воды, над вами — в виде бездонного синего неба, ослепительно белых облаков и жаркого солнца, ночью уступающих место безумной россыпи звезд. Вы увидите величественные утесы, в которых само Время создало удивительные гроты и пещеры, загадочные наскальные рисунки - творения далеких предков, уютные бухты и заливы. Вы увидите
 Байкал, сможете к нему прикоснуться и попытаться понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление текста в виде колонок

Практическое задание в Word. К данному заданию есть текстовый документ...

Текст к заданию по теме "Оформление текста в виде колонок"

Материал содержит текст к заданию по теме "Оформление текста в виде колонок"...

Оформление текста в виде списка

Практическая работа...

Оформление текстов на сайте

Оформление текстов на сайте...

Лабораторная работа №1. Оформление текста в Microsoft Word.

Данная лабораторная работа поможет ученикам правильно работать с текстовым документом. (Работы со стилями, оглавление, сортировка списка, предметный указатель, вставка диаграмм и т.д)....

Практическая работа "Оформление текста по образцу"

Практическая работа "Оформление текста по образцу"...

Методическая разработка (английский язык) «Графическое оформление текста» По УМК Ю.Е. Ваулиной «Spotlight» 5 класс

Данная методическая разработка составлена по материалам УМК «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. для 5 класса общеобразовательной организации. Отл...