Конспект урока по теме "Устройство компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Семененко Ольга Александровна

Конспект урока для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_ustroystvo_pk_8_klass.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1 УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА.

8 класс

Цели:

  1. Сообщить о том, как будут проходить занятия
  2. Провести инструктаж по технике безопасности
  3. Дать определение понятия компьютер и его видах
  4. Рассказать об устройстве персонального компьютера

Средства обучения и электронные материалы:

Для этого урока желательно подготовить увеличенные копии всех иллюстраций, которые приведены в учебнике и демонстрировать их с помощью проектора.

План урока:

  1. Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности (просмотр презентации)
  2. Рассказ о разнообразии компьютерной техники.
  3. Рассказ о том, из чего состоит компьютер.
  4. Заключение.

Ход урока:

  1. Вводная часть.

        Кто он такой - современный пользователь компьютера? Это человек образованный, хорошо ориентирующийся в возможностях компьютеров, обладающий очень важным качеством: он может для любой стоящей перед ним задачи выделить то, что может быть выполнено с помощью компьютера; подобрать подходящую компьютерную программу; если потребуется, научиться пользоваться этой программой и решить свою задачу. Для него компьютер - инструмент достижения своих целей. Конечно, говоря о компьютерах в современном мире, мы всегда имеем в виду и компьютерные сети - системы связанных между собой компьютеров.

        Современные пользователи разрабатывают на компьютерах новую технику; выполняют совместные проекты, находясь в разных концах страны или мира; готовят такие видеоролики, которые меняют наши взгляды; моделируют действительность, чтобы получить достоверные прогнозы; общаются в виртуальном мире компьютерных сетей, чтобы изменить реальный мир вокруг нас, и делают много других замечательных и сложных дел.

        В истории человеческой цивилизации были и Homo habilis - человек умелый, и Homo sapiens - человек разумный. Иногда (по аналогии с этими названиями видов) человека информационного общества называют Homo informaticus. В нашем курсе информатики я не смогу научить всем возможным вариантам применения компьютеров, их очень много. Мы обратим свое внимание на наиболее общие, универсальные действия, которые выполняют люди самых разных профессий в самых разных ситуациях.

Это действия, связанные:

  • с поиском информации и работой со знаниями;
  • с общением и сотрудничеством;
  • с постановкой цели, созданием и реализацией плана действий, оцениванием полученного результата.

  • узнать, из каких важных элементов состоит персональный компьютер, как они между собой взаимодействуют и для него предназначены;
  • выяснить, каким образом происходит взаимодействие между компьютером и человеком;
  • освоить базовые операции по работе на компьютере;
  • узнать об истории развития вычислительной техники;
  • научиться определять, какое оборудование установлено в вашем компьютере;
  • узнать, что такое файловый менеджер, и поработать в нём

  1. Инструктаж. Просмотр презентации.

Необходимо рассказать ученикам о том, как будут проходить занятия, что им нужно будет приносить на уроки, каким образом будут организованы практическая работа. Напомните им о правилах поведения в компьютерном классе.

  1. Виды компьютеров.

Попросите учеников порассуждать и вспомнить, какие компьютеры они видели в своей жизни. Будьте готовы к тому, что какое-то количество учеников возьмут на себя главную роль и будут «забивать» остальных. Это абсолютно нормально. Старайтесь давать возможность высказаться каждому, а при необходимости, наводите ученика на мысль примерами. Цель данного разговора в том, чтобы ученики поняли, что компьютер – это не только системный блок, монитор и т.д., а любое устройство, в той или иной мере способное автоматизировать человеческую деятельность, упростить ее, сделать более удобной и т.д. К таким устройствам помимо персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, навигаторов можно отнести и информационные киоски на улицах городов, терминалы по оплате услуг, рекламные панели, системы управления домашней техникой, умные дома и т.д. Если есть такая возможность, то постарайтесь определить, как же каждое устройство помогает человеку. Добейтесь того, чтобы дети сами это определили.

После того, как вы рассмотрели вариации компьютеров, постройте «мостик» к вопросу о «составляющих» компьютеров.

Отведите на эту часть урока – 15 минут

В классе завязался спор.

Вася говорит: «Компьютер - это металлический ящик, который стоит у меня под столом!»

Петя не согласен: «Компьютер - это ноутбук, как у моего папы!»

«Нет, - говорит Маша. - Компьютер - это мой новый телефон! В нём есть игры, я могу выйти в Интернет и читать книги»

•        А что вы думаете по этому поводу? Кто из ребят прав и почему? Сформулируйте проблему урока.

        Человек создал множество полезных вещей, и компьютер - одно из человеческих изобретений.

        Компьютеры бывают разные. Мы с вами работаем на персональных компьютерах — предназначенных для индивидуальной работы одного человека. Существуют и очень большие компьютеры, занимающие целый зал, — супер-компьютеры. Они используются в науке и промышленности. Есть и миниатюрные компьютеры, встроенные в бытовые устройства.

        Персональный компьютер тоже бывает разных видов. Посмотрим на рабочее место, например, инженера. Там мы можем увидеть настольный персональный компьютер. Как вы думаете, для чего компьютер нужен инженеру? Для выполнения расчётов, создания чертежей, моделирования различных процессов, общения с коллегами и т. д.

        Рассмотрим другой пример: зайдём в кабинет директора школы. Что мы увидим на его рабочем столе? Скорее всего, переносной компьютер - ноутбук. Что же директор школы делает на компьютере? Так же, как и инженер, он производит расчёты (только другие), контролирует работу своих сотрудников, составляет документы, читает электронную почту и выполняет много другой важной работы.

        Теперь посмотрим на мобильный телефон. В него встроен компьютер, ориентированный на выполнение действий, связанных с совершением телефонных звонков. Чем нам помогает телефон? Самое главное заключается в том, что он даёт нам возможность общаться друг с другом.

1)        Компьютер - это устройство, которое помогает нам автоматизировать и упростить нашу повседневную деятельность.

2)        Компьютер помогает нам работать с информацией.

        Человек работает с информацией, которую он получает из текстов (текстовая информация), изображений (графическая информация), чисел (числовая информация), речи, музыки, разных звуков (звуковая информация). Информацию, которую воспринимает человек, компьютер «не понимает». Для того чтобы компьютер мог помочь нам обработать информацию, её нужно специальным образом закодировать. Информация любого вида представлена в компьютере одинаково: в виде данных — последовательностей нулей и единиц (в цифровой форме).

        Составляющие компьютера

Цель раздела – познакомить учеников с устройством компьютера. Мы  разделили все устройства на две группы: основные и дополнительные. Объективно говоря, это деление условное, поскольку каждый пользователь по-разному относит те или иные устройства к основным или дополнительным. Принцип нашего деления заключается в следующем: без основных устройств компьютер функционировать не может.

С точки зрения детского восприятия лучше показывать ученикам все устройства «вживую» и дать им их подержать в руках. Если такой возможности нет, то демонстрируйте устройства с экрана.

Обязательно расскажите детям о том, что в современных компьютерах используются интегрированные устройства: все на одной плате.

Вы можете уделить некоторое время рассказу о том, что проектировщики современных компьютеров стремятся к минимизации. Однако в этом есть большая проблема: чем меньше устройство, тем сильнее оно греется. И это – один из самых насущных вопросов электроники.

На эту часть урока отведите 15 минут

ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

        Давайте рассмотрим, из чего состоит компьютер (рис. 1.1).

        У компьютера есть корпус. В корпусе может размещаться большинство составляющих компьютера.

        Корпус с его содержимым называют системным блоком. Корпус может быть разного размера: большого, среднего, маленького, миниатюрного (рис. 1.2).

Рассмотрим, какие устройства расположены в системном блоке.

        Основа, без которой никакой компьютер не может существовать, - это системная (материнская) плата (рис. 1.3). На системную плату устанавливаются другие устройства компьютера. Видов системных плат существует множество.

        На системной плате сверху и сбоку находятся различные разъёмы, которые окрашены в яркие цвета (см. рис. 1.3). Это сделано для того, чтобы любой человек точно понимал, какое устройство к какому разъёму подключается.

        Кроме того, разъёмы каждого вида уникальны. Вы не сможете подключить к разъёму устройство, которое для него не предназначено.

        У компьютера есть устройство, которое питает все его составляющие электричеством. Это блок питания (рис. 1.4]. Именно к блоку питания подключается шнур для соединения с электрической розеткой. Другой шнур подключает блок питания к системной плате.

Управляет всей работой компьютера и выполняет обработку данных процессор (рис. 1.5). Без центрального процессора компьютер функционировать не может. Центральный процессор устанавливается на системную плату.

        Когда компьютер работает, он должен где-то хранить данные, с которыми работает. Для этого компьютер оснащён оперативной памятью (рис. 1.6) - устройством для временного хранения данных. Слово «временное» означает, что когда компьютер включён, данные сохраняются, а когда выключен, информация теряется. Наряду с системной платой, центральным процессором и блоком питания оперативная память - одна из важнейших частей компьютера, без которой он работать не может. Оперативная память, как и центральный процессор, устанавливается на системную плату.

        Итак, мы наделили наш компьютер системной платой, блоком питания, процессором и памятью. Как вы думаете, если мы его включим в розетку, он заработает?

Да! Компьютер будет работать.

Но будет ли у нас возможность работать с ним?

Пока нет. Мы не оснастили его нужными для этого устройствами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

        Как мы с вами видели, на системной плате находится множество разъёмов. К некоторым из них подключаются основные составляющие компьютера. Зачем же нужны другие разъёмы?

        Для того, чтобы наш компьютер получил возможность общаться с человеком, системная плата имеет в своем составе разъёмы для подключения плат расширения. Почему они так называются? Плата расширения создана для того, чтобы компьютер получил Рис. 1.7        дополнительные возможности, — она расширяет функции компьютера.

        Давайте научим наш компьютер выводить данные наружу - попытаемся подключить к компьютеру монитор (рис. 1.7). Для этого мы должны вставить в системную плату видеокарту (рис. 1.8], задача которой - забирать данные из компьютера, преобразовывать их и передавать на монитор. Разъёмы видеокарты (если смотреть на неё сбоку), к которым будет подключаться монитор, так же, как и соответствующие разъёмы системной платы, обычно окрашены в синий или белый цвет.

        Современные системные платы уже имеют в своём составе видеокарту. Чтобы удостовериться в этом, надо посмотреть сбоку на системную плату. Если там есть синий или белый разъём, то видеокарта интегрирована (то есть включена, встроена) в системную плату. Как правило, интегрированные видеокарты обладают худшими характеристиками, чем их «независимые» собратья.

        Чтобы иметь возможность вводить данные в компьютер, нам надо подключить к нему клавиатуру (рис. 1.9) и манипулятор «мышь» (рис. 1.10). Когда-то давно для подключения этих устройств также требовалась специальная плата расширения, однако современные системные платы имеют в своём составе всё, что необходимо для подключения клавиатуры и мыши.

        Для того, чтобы компьютер мог выводить и воспринимать звуки, необходимо подключить к системной плате звуковую карту (рис. 1.11). Для получения возможности объединения нескольких компьютеров в компьютерную сеть, необходима сетевая карта (рис. 1.12).

        Мы говорили с вами об оперативной памяти, без которой работа компьютера невозможна. Но мы же должны иметь возможность сохранять информацию на длительное время! Для этих нужд существуют жёсткие диски (рис. 1.13) - устройства, способные хранить информацию даже в том случае, когда компьютер выключен.         Жёсткие диски тоже подключаются к системной плате через соответствующие разъёмы.

        Кроме жёстких дисков, размещаемых в системном блоке, существуют и другие устройства долговременной памяти компьютера: оптические диски CD и DVD, флеш-память (флеш-карты и «флешки»).

        В настоящее время проблема подключения устройств, расширяющих базовые возможности компьютера, очень упростилась в связи с изобретением стандарта USB.

        С помощью разъёмов USB мы подключаем к компьютеру (рис. 1.14) флеш-память, мышь, устройства для ввода графических данных — сканер и видеокамеру, устройства для печати данных - принтер. Такие действия приводят к расширению функций нашего компьютера.

  1. Заключение

        Итак, мы собрали компьютер, который умеет работать и общаться с человеком. Давайте включим его!

        Что мы видим? Чёрный экран и мигающие символы. Как же нам работать с компьютером? Мы же хотим уметь создавать тексты, рисовать картинки, монтировать фильмы.

        Для того чтобы пользователь, то есть человек, который работает на компьютере, мог использовать возможности компьютера, одного компьютера как устройства мало. Необходим набор программ - программное обеспечение. Программы для компьютера создают программисты. Для этого они используют специальные языки — языки программирования.

        ФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД

        Человек создал огромное многообразие компьютеров. Но все они обладают схожей структурой. Мы можем выделить основные устройства, без которых компьютер не будет работать, и дополнительные - которые позволяют человеку удобно работать с компьютером. Но для работы с компьютером только набора устройств нам мало. Необходимо ещё программное обеспечение.

  1. Домашнее задание

Домашним заданием может быть такая задача: Бывают ли компьютеры, у которых все составляющие интегрированы в монитор? (например, Imac http://www.apple.com/imac/ или любой планшетный компьютер - IPad). Какие достоинства и недостатки существуют у таких компьютеров?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. "Программное обеспечение компьютера"

Урок разработан с использованием цифровых и электронных образовательных ресурсов. Преимуществом урока является наличие в конспекте активных гиперссылок к необходимым электронно образовательным ресурса...

план-конспект урока информатики "Устройство компьютера"

план-конспект урока информатики с использованием ЭОР "Устройство компьютера"...

Конспект урока "Назначение устройств компьютера"

Конспект урока "Назначение устройств компьютера" (5-7кл)...

Конспект урока по информатике "Компьютер для начинающих"

Раздел программы: Компьютер для начинающихТема урока: Программы и файлы.Цели и задачи урока:дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера;ввести на интуитивном уровне понятие ...