Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Хапёрская Оксана Юрьевна

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  требований  к  уровню  подготовки  учащихся;  тематическое  и  календарно-тематическое  планирование, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа базового курса информатика и ИКТ соответствует примерной программе  курса « Информатика и ИКТ» среднего общего образования на базовом уровне. Количество часов в неделю-2 часа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ростовская область   Кашарский район   село Россошь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Россошанская средняя общеобразовательная школа.

                                                                           «Утверждаю»

                                                        Директор МБОУ    Россошанской  СОШ

                                                       Приказ   от________         №__________

                                                      ___________________/Сторчилов В.И./

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   информатике

Уровень общего  образования (класс) среднего общего образования 11 класс

Количество часов    68 часов

Учитель  Хапёрская Оксана Юрьевна

Программа разработана на основе

Программы Н.В. Макаровой  для  общеобразовательных учреждений  «Информатика и ИКТ»

Издательство «ПИТЕР»  2010 – под редакцией Н.В. Макаровой

Рабочая  программа  среднего  общего  образования  по  информатике
и  информационным  технологиям.  

Базовый  уровень.

Пояснительная записка

        Статус  документа

Рабочая программа по  информатике  и  информационным  технологиям  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 09.03.04. № 1312 и примерных  программ  среднего  (полного)  общего  образования  по  информатике  и  информационным  технологиям и авторской программы Н.В. Макаровой (системно-информационная концепция), для преподавания в общеобразовательных классах.- СПб.: Питер, 2010 г.

Структура  документа

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  требований  к  уровню  подготовки  учащихся;  тематическое  и  календарно-тематическое  планирование, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа базового курса информатика и ИКТ соответствует примерной программе  курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

                  Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)

Приказ МО  и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы  общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Россошанской средней общеобразовательной  школы на 2014-2015 учебный год

Место  предмета  в  учебном  плане

Данная  рабочая  программа  предусматривает  общий  объем  часов  на  изучение  базового  курса  информатики  и  ИКТ  в  11  классе  -    68  часов в  (2 часа в неделю). Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая  характеристика  учебного предмета

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Представление  любого  процесса,  в  частности,  информационного  в  некотором  языке,  в  соответствии  с  классической  методологией  познания  является  моделью  (соответственно  -  информационной  моделью).  Важнейшим  свойством  информационной  модели  является  ее  адекватность  моделируемому  процессу  и  целям  моделирования.  Информационные  модели  чрезвычайно  разнообразны  -  тексты,  таблицы,  рисунки,  алгоритмы,  программы  -  все  это  информационные  модели.  Выбор  формы  представления  информационного  процесса,  т.е.  выбор  языка,  определяется  задачей,  которая  в  данный  момент  решается  субъектом.

Автоматизация  информационного  процесса,  т.е.   возможность  его  реализации  с  помощью  некоторого  технического  устройства  требует  его  представления  в  форме  доступной  данному  техническому  устройству,  например,  компьютеру.  Это  может  быть  сделано  в  два  этапа:  представление  информационного  процесса  в  виде  алгоритма  и  использования  универсального  двоичного  кода.  В  этом  случае  информационный  процесс  становится  «информационной  технологией».

Эта  общая  логика  развития  курса  информатики  от  информационных  процессов  к  информационным  технологиям  проявляется  и  конкретизируется  в  процессе  решения  задачи.  В  этом  случае  можно  говорить  об  информационной  технологии  решения  задачи.

Приоритетной  задачей  курса  информатики  основной  школы  является  освоение  информационной  технологии  решения  задачи  (которую  не  следует  смешивать  с  изучением  конкретных  программных  средств).  При  этом  следует  отметить,  что  в  основной  школе  решаются  типовые  задачи  с  использованием  типовых  программных  средств.

Приоритетными  объектами  изучения  информатики  в  старшей  школе  являются  информационные  системы,  преимущественно  автоматизированные  информационные  системы,  связанные  с  информационными  процессами,  и  информационные  технологии,  рассматриваемые  с  позиций  системного  подхода.

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В 10-11 классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального использования компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора.

В связи с тем, что проведение предмета выпадает на праздничные, и выходные дни будет произведено уплотнение и корректировка часов для выполнения программы по данному предмету.

Требования  к  уровню  подготовки  выпускников.

В  результате  изучения  информатики  и  информационных  технологий  ученик  должен:

знать/понимать:

-  объяснять  различные  подходы  к  определению  понятия  «информация»;

-  различать  методы  измерения  количества  информации:  вероятностный  и  алфавитный;  знать  единицы  измерения  количества  информации;

-  назначение  наиболее  распространенных  средств  автоматизации  информационной  деятельности  (текстовых  редакторов  и  процессоров,  графических  редакторов,  электронных  таблиц,  баз  данных,  компьютерных  сетей);

-  назначение  и  виды  информационных  моделей,  описывающих  реальные  объекты  или  процессы;

-  использование  алгоритма  как  модели  автоматизации  деятельности;

-  назначение  и  функции  операционных  систем;

уметь:

-  оценивать  достоверность  информации,  сопоставляя  различные  источники;

-  распознавать  информационные  процессы  в  различных  системах;

-  использовать  готовые  информационные  модели,  оценивать  их  соответствие  реальному  объекту  и  целям  моделирования;

-  осуществлять  выбор  способа  представления  информации  в  соответствии  с  поставленной  задачей;

-  иллюстрировать  учебные  работы  с  использованием  средств  информационных  технологий;

-  создавать  информационные  объекты  сложной  структуры,  в  том  числе  гипертекстовые;

-  просматривать,  создавать,  редактировать,  сохранять  записи  в  базах  данных;

-  осуществлять  поиск  информации  в  базах  данных,  компьютерных  сетях  и  пр.;

-  представлять  числовую  информацию  различными  способами  (таблица,  график,  диаграмма  и  пр.);

-  соблюдать  правила  техники  безопасности  и  гигиенические  рекомендации  при  использовании  средств  ИКТ;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

-  эффективной  организации  индивидуального  информационного  пространства;

-  автоматизации  коммуникационной  деятельности;

-  эффективного  применения  информационных  образовательных  ресурсов  в  учебной  деятельности.

Содержание  учебного предмета

 Информатика 11 класс

Часть  1.  Информационная  картина  мира.

Раздел  1.  Основы  социальной  информатики.

Тема  1.1.  От  индустриального  общества  -  к  информационному.

Роль  и  характеристика  информационных  революций.  Краткая  характеристика  поколений  ЭВМ  и  связь  с  информационной  революцией.  Характеристика  индустриального  общества.  Характеристика  информационного  общества.  Понятие  информатизации.  Информатизация  как  процесс  преобразования  индустриального  общества  в  информационное.

Понятие  информационной  культуры:  информологический  и  культурологический  подходы.  Проявление  информационной  культуры  человека.  Основные  факторы  развития  информационной  культуры.

Учащиеся  должны  знать:

  • понятие  информационной  революции  и  ее  влияние  на  развитие  цивилизации;
  • краткую  характеристику  каждой  информационной  революции;
  • характерные  черты  индустриального  общества;
  • характерные  черты  информационного  общества;
  • суть  процесса  информатизации  общества;
  • определение  информационной  культуры;
  • факторы  развития  информационной  культуры.

Учащиеся  должны  уметь:

  • приводить  примеры,  отражающие  процесс  информатизации  общества;
  • сопоставлять  уровни  развития  стран  с  позиций  информатизации.

Тема  1.2.  Информационные  ресурсы.

Основные  виды  ресурсов.  Понятие  информационного  ресурса.  Информационный  ресурс  как  главный  стратегический  ресурс страны.  Как  отражается  правильное  использование  информационных  ресурсов  на  развитии  общества.

Понятие  информационного  продукта,  услуги,  информационной  услуги.  Основные  виды  информационных  услуг  в  библиотечной  сфере.  Роль  баз  данных  в  предоставлении  информационных  услуг.  Понятие  информационного  потенциала  общества.

Учащиеся  должны  знать:

  • роль  и  значение  информационных  ресурсов  в  развитии  страны;
  • понятие  информационной  услуги  и  продукта;
  • виды  информационных  продуктов;
  • виды  информационных  услуг.

Учащиеся  должны  уметь:

  • приводить  примеры  информационных  ресурсов;
  • составлять  классификацию  информационных  продуктов  для  разных  сфер  деятельности;
  • составлять  классификацию  информационных  услуг  для  разных  сфер  деятельности.

Тема  1.3.  Этические  и  правовые  нормы  информационной  деятельности  человека.

Право  собственности  на  информационный  продукт:  права  распоряжения,  права  владения,  права  пользования.  Роль  государства  в  правовом  регулировании.  Закон  РФ  «Об  информации,  информатизации  и  защите  информации»  как  юридическая  основа  гарантий  прав  граждан  на  информацию.  Проблемы,  стоящие  перед  законодательными  органами  в  части  правового  обеспечения  информационной  деятельности  человека.

Понятие  этики.  Этические  нормы  информационной  деятельности.  Формы  внедрения  этических  норм.

Учащиеся  должны  знать:

  • понятия  права  собственности  на  информационный  продукт;
  • понятие  права  распоряжения  информационным  продуктом;
  • понятие права  владения  информационным  продуктом;
  • понятие  права  пользования  информационным  продуктом;
  • роль  государства  в  правовом  регулировании  информационной  деятельности;
  • этические  нормы  информационной  деятельности.

Тема  1.4.  Информационная  безопасность.

Понятие  информационной  безопасности.  Понятие  информационной  среды.  Основные  цели  информационной  безопасности.  Объекты,  которым  необходимо  обеспечить  информационную  безопасность.

Понятие  информационных  угроз.  Источники  информационных  угроз.  Основные  виды  информационных  угроз  и  их  характеристики.

Информационная  безопасность  различных  пользователей  компьютерных  систем.  Методы  защиты  информации:  ограничение  доступа,  шифрование  информации,  контроль  доступа  к  аппаратуре,  политика  безопасности,  защита  от  хищения  информации,  защита  от  компьютерных  вирусов,  физическая  защита,  защита  от  случайных  угроз  и  пр.

Учащиеся  должны  знать:

  • основные  цели  и  задачи  информационной  безопасности;
  • представление  об  информационных  угрозах  и  их  проявлениях;
  • источники  информационных  угроз;
  • методы  защиты  информации  от  информационных  угроз.

Тема  1.5.  Моделирование  в  электронных  таблицах.

Этапы  моделирования  в  электронных  таблицах.

Моделирование  биологических  процессов  на  примере  решения  задачи  исследования  биоритмов  и  прогнозирования  неблагоприятных  дней  для  человека.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  движения  тел  под  воздействием  силы  тяжести  на  примере  решения  следующих  задач:  исследование  движения  тела,  брошенного  под  углом  к  горизонту;  исследование  движения  парашютиста.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  экологических  систем  на  примере  исследования  изменения  численности  биологического  вида  (популяции)  при  разных  коэффициентах  рождаемости  и  смертности  с  учетом  природных  факторов  и  биологического  взаимодействия  видов.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  случайных  процессов  на  примере  решения  следующих  задач:  бросание  монеты;  игра  в  рулетку.  Индивидуальные  задания.

Учащиеся  должны  знать:

  • особенности  класса  задач,  ориентированных  на  моделирование  в  табличном  процессоре;
  • этапы  построения  моделей  для  электронной  таблицы;
  • особенности  формирования  структуры  компьютерной  модели  для  электронной  таблицы;
  • технологию  проведения  моделирования  в  среде  табличного  процессора.

Учащиеся  должны  уметь:

  • составлять  план  проведения  поэтапного  моделирования  в  среде  табличного процессора;
  • выполнять  моделирование  задач  из  разных  областей  в  среде  табличного  процессора;
  • анализировать  результаты  моделирования  и  делать  выводы  по  окончанию  анализа.

Тема  1.6.  Информационные  модели  в  базах  данных.

Этапы  создания  информационных  моделей  в  базах  данных.  Стандартные  и  индивидуальные  информационные  модели.  Информационная  модель  «Учащиеся».

Учащиеся  должны  знать:

  • класс  задач,  ориентированный  на  моделирование  в  системе  управления  базой  данных  (СУБД);
  • структуру  информационной  модели  в  базе  данных;
  • технологию  работы  в  СУБД,  определяющей  среду  моделирования.

Учащиеся  должны  уметь:

  • пользоваться  стандартными  информационными  моделями  (шаблонами);
  • производить  выборку  из  базы  данных,  используя  разные  условия  поиска  (фильтр).

Часть  2.  Программное  обеспечение  информационных  технологий.

Раздел  2.  Информационная  технология  автоматизированной  обработки  текстовых  документов.

Тема  2.1. Автоматизация  редактирования.

Редактирование  и  форматирование  документа.  Проверка  орфографии.  Автозамена.  Автотекст.  Поиск  и  замена  символов.  Обработка  сканированного  текста.

Учащиеся  должны знать:

  • понятие  форматирования  и  редактирования;
  • инструменты  автоматизированной  обработки  текста;
  • возможности  среды  текстового  процессора  по  автоматизации  операций  редактирования  документа.

  Учащиеся  должны  уметь:

-  проверять  правописание  в  документе  и  выполнять  автоматическое  исправление  ошибок;

-  использовать  инструменты  автозамены  текста  и  автотекста;

-  выполнять  автоматизированный  поиск  и  замену  символов;

-  выполнять  автоматическую  коррекцию  отсканированного  текста.

Тема  2.2.  Автоматизация  форматирования

Автоперенос.  Нумерация  страниц.  Стилевое  форматирование.  Технология  стилевого  форматирования.  Правила  применения  стилей  в  многостраничных  документах.  Применение  и  изменение  стандартных  стилей.  Создание  нового  стиля.  Создание  стиля  на  основе  выделенного  фрагмента.  Определение  стилей  в  документах.  Стили  заголовков  с  нумерацией.  

Создание  оглавления.  Нумерация  страниц  и  рисунков.  Перекрестные  ссылки  в  документе,  в  колонтитулах,  на  список  литературы.  Сортировка.

Учащиеся  должны  знать:

-  возможности  среды  текстового  процессора  по  автоматизации  операций  форматирования  документа;

-  понятие  стилевого  оформления;

-  технологию  использования  стилевого  оформления  в  документе;

-  понятие  перекрестной  ссылки  и  ее  назначение;

-  технологию  использования  перекрестных  ссылок  в  документе.

Учащиеся  должны  уметь:

-  создавать  и  применять  стилевое  оформление  многостраничного  документа;

-  создавать  оглавление  в  документе;

-  использовать  перекрестные  ссылки  в  документе;

-  нумеровать  таблицы  и  рисунки;

-  сортировать  список.

Раздел  3.  Информационная  технология  хранения  данных.

Тема  3.1.  Представление  о  базах  данных.

Роль  информационной  системы  в  жизни  людей.  Понятие  предметной  области.  Примеры  представления  информации  в разных  предметных  областях.  Пример  организации  алфавитного  и  предметного  каталогов.

Понятие  структурированных  данных.  База  данных  как  основа  информационной  системы.  Основные  понятия  базы  данных  -  поле  и  запись.  Понятие  структуры  записи.

Учащиеся  должны  знать:

-  понятие  базы  данных;

-  цель  создания  информационной  системы  и  роль  в  ней  базы  данных;

-  назначение  процесса  структурирования  данных;

-  понятие  поля  и  записи  в  базе  данных;

-  понятие  структуры  записи.

Учащиеся  должны  уметь:

-  приводить  примеры  информационных  систем;

-  представлять  параметры  объектов  конкретной  предметной  области  в  виде  таблицы;

-  указывать  в  таблице  данные  о  параметрах  объектов  «поле»  и  «запись»,  а  также  структуру  записи.

Тема  3.2.  Виды  моделей  данных.

Примеры  информационных  моделей  предметной  области.  Понятие  модели  данных.  Иерархическая  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Сетевая  модель  данных  и  ее  основные  свойства.

Реляционная  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Типы  связей  между  таблицами  реляционной  модели  данных:  «один  к  одному»,  «один  ко  многим»  и  «многие  ко  многим».  Графическое  обозначение  реляционной  модели  данных.  Понятие  ключа.  Причина,  по  которой  одна  таблица  разделяется  на  две.  Преобразование  иерархической  и  сетевой  моделей  данных  к  реляционной.

Учащиеся  должны  знать:

-  особенности  иерархической  модели  данных;

-  особенности  сетевой  модели  данных;

-  особенности  реляционной  модели  данных;

-  типы  связей  в  реляционной  модели  данных;

-  понятие  ключа  и  его  роль  в  реляционной  модели  данных.

Учащиеся  должны  уметь:

-  приводить  примеры  моделей  для  разных  предметных  областей;

-  представлять  иерархическую  и  сетевую  модели  данных  в  графической  форме;

-  приводить  примеры  и  объяснение  разных  типов  связей  между  таблицами  реляционной  модели  данных;

-  представлять  реляционную  модель  данных  в  виде  нескольких  таблиц  со  связями.

Тема  3.3.  Система  управления  базами  данных.

Понятие  системы  управления  базой  данных  (СУБД).  Этапы  работы  в  СУБД.  Интерфейс  среды  СУБД.

Основные  группы  инструментов  СУБД:  для  создания  таблиц;  для  управления  видом  представления  данных;  для  обработки  данных;  для  вывода  данных.  Технология  описания  структуры  таблицы.  Понятие  формы  для  ввода  и  просмотра  данных.  Понятие  фильтра.  Виды  фильтров.  Понятие  запроса.  Понятие  отчета.

Учащиеся  должны  знать:

-  назначение  СУБД;

-  назначение  инструментов  СУБД  для  создания  таблиц;

-  назначение  инструментов  СУБД  для  управления  видом  представления  данных;

-  назначение  инструментов  СУБД  для  обработки  данных;

-  назначение  инструментов  СУБД  для  вывода  данных;

-  понятие  и  назначение  формы;

-  понятие  и  назначение  фильтра;

-  понятие  и  назначение  запроса;

-  понятие  и  назначение  отчета.

Тема  3.4.  Этапы  разработки  базы  данных.

Этап  1  -  постановка  задачи.  Этапы  2  -  проектирование  базы  данных.  Этап  3  -  создание  базы  данных  в  СУБД.  Этап  4  -  управления  базой  данных  в  СУБД.

Учащиеся  должны  знать:

-  основные  этапы  работы  в  СУБД;

-  задачи,  решаемые  на  каждом  этапе  работы  в  СУБД.

Тема  3.5.  Практикум.  Теоретические  этапы  разработки  базы  данных.

  Постановка  задачи  -  разработка  базы  данных  «Географические  объекты».  Цель  -  создание  базы  данных.  Проектирование  базы  данных  «Географические  объекты»:  разработка  структуры  таблиц  «Континенты»,  «Страны»,  «Населенные  пункты»;  выделение  в  таблицах  ключей.

Учащиеся  должны  уметь:

-  выделять  объекты  предметной  области;

-  задавать  информационную  модель  объекта  в  виде  структуры  таблицы;

-  выделять  в  таблице  ключи;

-  устанавливать  тип  связи  между  таблицами.

Тема  3.6.  Практикум.  Создание  базы  данных  в  СУБД.

Технология  создания  таблицы  «Континенты».  Создание  структуры  таблицы.  Изменение  свойств  таблицы.  Вставка  рисунков  в  таблицу.  Редактирование  структуры  таблицы.  Технология  создания  таблицы  «Населенные  пункты».

Установление  связей  между  таблицами:  создание  связей,  удаление  и  восстановление  связей.  Понятие  целостности  данных.

Ввод  данных  в  связанные  таблицы.

Учащиеся  должны  знать:

-  понятие  целостности  данных;

-  технологию  создания  и  редактирования  структуры  таблицы.

Учащиеся  должны  уметь:

-  создавать  и  редактировать  структуру  таблицы;

-  вводить  данные  в  таблицы;

-  устанавливать  связи  между  таблицами;

-  вставлять  рисунки  в  таблицу;

-  изменять  свойства  таблицы.

Тема  3.7.  Практикум.  Управление  базой  данных  в  СУБД.

Технология  создания  и  редактирования  форм  для  таблиц  «Континенты»,  «Страны»,  «Населенные  пункты».  Создание  и  редактирование  составной  формы.  Ввод  данных  с  помощью  форм.

Сортировка  данных  в  таблице.  Разработка  фильтра.  Понятие  расширенного  фильтра.

Технология  работы  с  запросами.  Создание  запроса  на  выборку  и  условия  отбора  в  нем.  Создание  запроса  с  параметром  и  условие  отбора  в  нем.  Групповые  операции  в  запросах.

Технология  создания  и  редактирование  отчета.

Учащиеся  должны  знать:

-  структуру  и  назначение  простой  и  составной  формы;

-  правила  формирования  условий  в  запросах.

Учащиеся  должны  уметь:

-  создавать  и  редактировать  простую  форму  ввода  данных;

-  создавать  и  редактировать  составную  форму  ввода  данных;

-  сортировать  данные  в  таблицах;

-  создавать  запросы,  формируя  в  них  различные  условия  отбора  данных;

-  создавать  и  редактировать  отчеты.

Система оценки планируемых результатов

ПО ИНФОРМАТИКЕ

Устные ответы

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых закономерностей, даёт точное определение  и истолкование основных понятий, величин и единиц их измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых алгоритмов, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования алгоритмов или их составления; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочётов, допустил четыре или пять недочётов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и учениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при нали-

чии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

 Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

 оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

 оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1.  Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.


Структура учебного курса

Распределение часов по темам 11 класс


№ п/п 

Тема

Количество часов по программе

Авторская  программа

Количество часов 
по календарно-тематическому планированию

Рабочая программа

1

Основы социальной информатики

14

14

2

Информационные системы и технологии

3

3

3

Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов

8

9

4

Информационная технология хранения данных

21

26

5

Основы программирования в среде Visual Basic

10

15

6

Резерв, подготовка к экзаменам и зачетные занятия

12

1

7

Итого

68

68

Практические работы – 38
Контрольные работы – 4

Таким образом, в тематическом планировании количество часов на изучение тем соответствующих программе, практическая часть реализованы в полном объеме. Тематическое планирование полностью отражает требования федерального компонента государственного стандарта.

График текущего контроля по информатике в 11 классе

Тема раздела

Дата проведения

Контрольные работы

Раздел 1. Основы социальной информатики

17.10

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы социальной информатики»

Раздел 3. Информационная  технология автоматизированной обработки текстовых документов

05.12

Контрольная работа №2 по теме:   «Программное обеспечение информационных технологий»

Раздел 4. Информационная технология хранения данных

20.03

Контрольная работа №3 по теме: «Информационная технология хранения данных»

Раздел 5. Основы программирования в среде Visual Basic

22.05

Контрольная работа № 4 по теме: «Основы программирования в среде Visual Basic»

Формы контроля

Возможные сокращения

УО

Устный опрос

ИЗ

Индивидуальное задание

ФО

Фронтальный опрос

ЛР

Лабораторная работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ПР

Практическая работа

ПРО

Проверочная работа

Календарно-тематическое  планирование  по  информатике в 11 классе  на  2014-2015  учебный  год

Базовый  уровень

№ урока

Дата

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока

Количество часов

Требования к результатам обучения по информатике (в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ)

Вид контроля

Форма организации учебных занятий

Корректировка

Пл

Фак

04.09

Часть 1. Информационная картина мира. Раздел 1. Основы социальной информатики (14 часов)

Правила техники безопасности в кабинете информатики.

 От индустриального общества – к информационному

1

Знать: правила техники безопасности и требования к организации компьютерного рабочего места

Уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

Учащиеся должны:
- знать назначение и виды информационных моделей;
- уметь построить информационную модель для решения поставленной задачи;
- оценить адекватность модели объекту и целям моделирования на примерах из различных предметных областей.

ФО

Урок ознакомления с новым материалом

05.09

Информационные ресурсы

1

УО

Урок изучения нового материала

11.09

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

ФО

Урок изучения нового материала

12.09

Информационная безопасность

1

ФО

Урок изучения нового материала

18.09

Этапы моделирования в электронных таблицах

1

УО

Урок изучения нового материала

19.09

Моделирование биологических процессов

1

ИЗ

Комбинированный урок

25.09

Практическая работа №1 по теме: «Моделирование биологических процессов».

1

ПР

Урок- практикум

26.09

Моделирование движения тела.

1

ФО

Урок изучения нового материала

02.10

Практическая работа №2 по теме: «Моделирование движения тела».

1

СР

Урок применения знаний и умений

03.10

Моделирование экологических систем.

1

ФО

Урок изучения нового материала

09.10

Практическая работа №3 по теме: «Моделирование экологических систем».

1

ПР

Урок- практикум

10.10

Моделирование случайных процессов

1

УО

Урок применения знаний и умений

16.10

Практическая работа №4 по теме: «Моделирование случайных процессов».

1

ПР

Урок- практикум

17.10

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы социальной информатики»

1

КР

Урок контроля знаний и умений

23.10

Раздел 2.  Информационные системы и технологии (3 часа)

Информационные системы

1

Учащиеся должны:

- знать классификацию информационных систем по характеру использования информации;

-знать отличия информационной системы и информационной технологии.

ФО

Урок изучения нового материала

24.10

Информационные системы

1

ФО

Урок изучения нового материала

30.10

Информационные технологии

1

ФО

Комбинированный урок

31.10

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.

Автоматизация редактирования

1

Учащиеся должны:

- создавать информационные объекты сложной структуры;
- создавать гипертекстовые документы;
- просматривать, редактировать, форматировать, сохранять информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

ФО

Урок изучения нового материала

13.11

Практическая работа № 5 по теме: «Редактирование и форматирование документа».

1

ПР

Урок - практикум

14.11

Практическая работа №6 по теме: «Проверка орфографии. Автозамена, автотекст».

1

ПР

Урок - практикум

20.11

Практическая работа №7 по теме: «Обработка сканированного текста».

1

УО

Урок изучения нового материала

21.11

Раздел 3. Информационная  технология автоматизированной обработки текстовых документов (10 часов)

Автоматизация форматирования Практическая работа №8 по теме: «Автоперенос. Нумерация страниц».

1

СР

Комбинированный урок

27.11

Стилевое форматирование

1

ФО

Урок изучения нового

28.11

Практическая работа №9 по теме: «Технология использования перекрестных ссылок в документе».

1

ПР

Урок - практикум

04.12

Практическая работа №10 по теме: «Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Сортировка».

1

ПР

Урок - практикум

05.12

Контрольная работа №2 по теме:   «Программное обеспечение информационных технологий»

1

КР

Урок контроля знаний

11.12

Раздел 4. Информационная технология хранения данных (26 часов)

Представление о базах данных

1

Учащиеся должны:

- создавать информационные объекты сложной структуры;
- создавать гипертекстовые документы;
- просматривать, редактировать, форматировать, сохранять информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Учащиеся  должны  знать:

- класс  задач,  ориентированный  на  моделирование  в  системе  управления  базой  данных  (СУБД);

- структуру  информационной  модели  в  базе  данных;

- технологию  работы  в  СУБД,  определяющей  среду  моделирования.

Учащиеся  должны  уметь:

- пользоваться  стандартными  информационными  моделями (шаблонами);

- производить  выборку  из  базы  данных,  используя  разные  условия  поиска  (фильтр).

ФО

Урок изучения нового материала

12.12

Виды моделей данных

1

ФО

Урок изучения нового материала

18.12

Практическая работа №11 по теме: « Виды моделей данных».

1

ПР

Урок - практикум

19.12

Практическая работа №12 по теме: «Система управления базами данных Access».

1

ПР

Урок - практикум

25.12

Этапы разработки базы данных

1

СР

Урок изучения нового материала

26.12

Практическая работа №13 по теме: «Этапы разработки базы данных «Географические объекты»

1

ПР

Урок - практикум

15.01

Практическая работа №14 по теме: «Создание базы данных в СУБД Access»

1

ПР

Урок - практикум

16.01

Технология создания таблицы

1

УО

Урок изучения нового материала

22.01

Практическая работа №15 по теме: «Технология создания таблицы».

1

ПР

Урок применения знаний и умений

23.01

Практическая работа №16 по теме: «Установление связей между таблицами».

1

ПР

Урок - практикум

29.01

Практическая работа №17 по теме: «Использование Мастера подстановок».

1

ПР

Урок - практикум

30.01

Управление базой данных в СУБД Access

1

ФО

Урок изучения нового материала

05.02

Технология создания и редактирования форм

1

ФО

Урок изучения нового материала

06.02

Практическая работа №18 по теме: «Технология создания и редактирования форм».

1

ПР

Урок - практикум

12.02

Практическая работа №19 по теме: «Ввод данных с помощью форм».

1

ПР

Урок - практикум

13.02

Практическая работа №20 по теме: «Сортировка данных в таблице».

1

ПР

Урок - практикум

19.02

Практическая работа №21 по теме: «Разработка фильтра».

1

ПР

Урок - практикум

20.02

Практическая работа №22 по теме: « Технология работы с запросами».

1

ПР

Урок - практикум

26.02

Практическая работа №23 по теме: «Групповые операции с запросами».

1

ПР

Урок - практикум

27.02

Практическая работа №24 по теме: « Технология создания отчета».

1

ПР

Урок - практикум

05.03

Практическая работа №25 по теме: «Технология редактирования отчета».

1

ПР

Урок - практикум

06.03

Практическая работа №26 по теме: «Управление базой данных».

1

ПР

Урок - практикум

12.03

Практическая работа №27 по теме: «Управление базой данных».

1

ПР

Урок - практикум

13.03

Практическая работа №28 п теме: «Управление базой данных».

1

ПР

Урок - практикум

19.03

Обобщающий урок по теме: «Создание и управление базой данных в СУБД Access».

1

ПР

Урок обобщения и систематизации знаний

20.03

Контрольная работа №3 по теме: «Информационная технология хранения данных»

1

КР

Урок контроля заний

02.04

Раздел 5. Основы программирования в среде Visual Basic  (16 часов)

Назначение оператора цикла

1

Учащиеся должны:

-уметь работать в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic;
- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя среду объектно-ориентированного программирования Visual Basic;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

ФО

Комбинированный урок

 

03.04

Практическая работа №29 по теме: « Цикл с параметром».

1

ПР

Урок - практикум

09.04

Практическая работа №30 по теме: « Цикл с параметром».

1

ПР

Урок - практикум

10.04

Практическая работа №31 по теме: «Примеры программ, использующих циклы».

1

ПР

Урок - практикум

16.04

Назначение условного оператора

1

ФО

Урок изучения нового материала

17.04

Практическая работа №32 по теме: «Условный оператор».

1

ПР

Урок - практикум

23.04

Практическая работа №33 по теме: «Условный оператор».

1

ПР

Урок - практикум

24.04

Практическая работа №34 по теме: «Управляющие элементы».

1

ПР

Урок - практикум

30.04

Практическая работа №35 по теме: «Примеры написания программ».

1

ПР

Урок - практикум

07.05

Практическая работа №36 по теме: «Примеры написания программ».

ПР

Урок - практикум

63-64.

08.05

14.05

Понятие цикла с постусловием

2

ФО

Урок изучения нового материала

15.05

Практическая работа №37 по теме: «Примеры написания программ».

1

ПР

Урок - практикум

21.05

Практическая работа №38 по теме: «Примеры написания программ».

1

ПР

Урок - практикум

22.05

Контрольная работа № 4 по теме: «Основы программирования в среде Visual Basic»

1

КР

Урок контроля знаний

Обобщение и повторение пройденного материала

1

ПРО

Урок повторения

ИТОГО

68

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 по информатике и ИКТ

  №

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд

Стандарт основного общего образования по информатике

Кабинета информатики.

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень)

Примерная программа основного общего образования по информатике

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике

Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2010 г

Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой   1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2010.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 г.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф.  Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 г.

Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 г.

Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013./Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 11 класс /Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012

Информатика  и  ИКТ.  Базовый  уровень. Учебник  11  класс  под  ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2010г

Информатика  и  ИКТ.  Практикум  по  программированию.  Базовый  уровень.  10-11  класс  под  ред.  Н.В. Макаровой. . СПб.: Питер, 2010г

Информатика  и  ИКТ:  задачник  по  моделированию.  Базовый  уровень  под  ред.  Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2010г

Библиотечный фонд

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ (ПЛАКАТЫ)

Организация рабочего места и техника безопасности

Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).

Кабинет информатики.

Архитектура компьютера

Архитектура компьютерных сетей

Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)

Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме

История информатики

СХЕМЫ

Графический пользовательский интерфейс

Информация, арифметика информационных процессов

Виды информационных ресурсов

Виды информационных процессов

Представление информации (дискретизация)

Моделирование, формализация, алгоритмизация

Основные этапы разработки программ

Системы счисления

Логические операции

БЛОК-СХЕМЫ

Алгоритмические конструкции

Структуры баз данных

Структуры веб-ресурсов

 Программа информатизации школы (таблица)

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

В цифровом виде хранятся у учителя

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест

Кабинет информатики.

Операционная система

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.

Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер.

Система  автоматического  распознавания  текста.

Программа-переводчик

Антивирусная программа

Программа-архиватор

Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков

Программа для записи CD и DVD дисков

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Программа для организации аудиоархивов.

Редакторы векторной и растровой графики.

Мультимедиа проигрыватель

Редактор Web-страниц.

Браузер

Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования.

Система программирования.

Клавиатурный тренажер.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Экран (на штативе или настенный)

Кабинет информатики

Мультимедиа проектор

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Персональный компьютер – рабочее место ученика

Принтер лазерный

Сервер

Источник бесперебойного питания

Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

Копировальный аппарат

Кабинет информатики

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

Сканер

Цифровой фотоаппарат

Устройство для чтения информации с карты памяти

(картридер)

Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники

Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники

Мобильное устройство для хранения информации
(флеш-память)

МОДЕЛИ

Устройство персонального компьютера

Модели могут быть представлены в циф-ровом формате для демонстрации на компьютере

Преобразование информации в компьютере

Информационные сети и передача информации

Модели основных устройств ИКТ

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения»

Кабинет информатики

Интернет-ресурсы

www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

 www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

 www.school-collection.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"

 www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО информатике и ИКТ

Формы и средства контроля 11 класс

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы социальной информатики»

Контрольная работа №2 по теме:   «Программное обеспечение информационных технологий»

Контрольная работа №3 по теме: «Информационная технология хранения данных»

Контрольная работа № 4 по теме: «Основы программирования в среде Visual Basic»


Контрольная работа № 1 по теме: «Основы социальной информатики»

  1. Какое слово пропущено в следующем утверждении: «Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации, называется _____________________ обществом»?

  1. Информатизация общества - это:
  1. процесс повсеместного распространения ПК
  2. социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан
  3. процесс внедрения новых информационных технологий
  4. процесс формирования информационной культуры человека
  5. знание большинства граждан  пользовательских характеристик компьютера

  1. Информационная культура общества предполагает:
  1. знание современных программных продуктов
  2. знание иностранных языков и их применение
  3. умение работать с информацией при помощи технических средств
  4. умение запомнить большой объем информации

  1. Выбери правильную хронологическую последовательность информационных революций в развитии человечества:

1)Изобретение электричества 

2)Изобретение компьютера

3)изобретение письменности

4)Изобретение книгопечатания

  1. 1-2-3-4
  2. 2-3-1-4
  3. 3-4-1-2
  4. 4-3-2-1

  1. В левой части приведены определения ресурсов, в правой - название. Установите соответствие между ними.
  1. носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия
  1. материальные
  1. отдельные документы или массивы документов,  а также документы и массивы
  1. трудовые
  1. люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе
  1. энергетические
  1. совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта
  1. финансовые
  1. объекты, процессы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей
  1. природные
  1. денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры
  1. информационные

  1. К национальным информационным ресурсам относятся:
  1. центры научно-технической информации;
  2. газ, нефть
  3. университеты, институты, академии
  4. общественные организации
  5. медицинские учреждения

  1. Информационный кризис это-… 
  1. явление, которое заключается в том, что информация мала, и поэтому может быть обработана в приемлемое время; 
  2.  явление, которое заключается в том, что информация велика, но может быть обработана в приемлемое время; 
  3. явление, которое заключается в том, что информация столь велика, что не может быть обработана в приемлемое время.

  1. Что из перечисленного относится к опасностям информационного общества?
  1. психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью
  2. снижение качества образования
  3. снижение профессионального уровня граждан
  4. доступ к качественной и достоверной информации

  1. Что из перечисленного не относится к информационным преступлениям:
  1. нарушение целостности компьютерной информации
  2. использование «пиратских»  копий программ
  3. создание и распространение компьютерных вирусов
  4. хищение компьютерной техники
  5. несанкционированный доступ к информации

  1. Для признания и осуществления авторского права на компьютерные программы требуется:
  1. Зарегистрироваться в лицензионной организации
  2. Использовать знак охраны авторского права
  3. Объявить о своих правах на собрании
  4. Опубликовать программу в печатном издании

  1. Знак охраны авторского права состоит из:
  1. буквы О в окружности или круглых скобках, имени правообладателя, года первого выпуска программы в свет; 
  2. буквы С в окружности или круглых скобках, имени правообладателя, года последнего выпуска программы в свет; 
  3. буквы С в окружности или круглых скобках, имени правообладателя, года первого выпуска программы в свет.

  1. Перечень объектов информационной безопасности личности, общества и государства и методы ее обеспечения определяет нормативный документ 
  1. Доктрина информационной безопасности; 
  2. закон об информации, информатизации и защите информации; 
  3. закон о преступлениях в сфере компьютерной информации;
  4. Уголовный кодекс РФ        

  1. Раздел уголовного кодекса "Преступление в сфере компьютерной информации" определяет меру наказания за:
  1. неправомерный доступ к компьютерной информации
  2. создание и распространение компьютерных вирусов
  3. умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и компьютерных сетей
  4. все

  1. В Уголовном кодексе РФ классифицируются как преступления в компьютерной информационной сфере следующие действия:
  1. Установка нелицензионного программного обеспечения
  2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
  3. Умышленное нарушение правил техники безопасности
  4. Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей

  1. Гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан, содержатся в документе:
  1. Доктрина информационной безопасности РФ
  2. Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"
  3. Глава "Преступления в сфере компьютерной информации Уголовного кодекса РФ"
  4. Закон "Об информации, информатизации и защите информации"

  1. Для написания самостоятельной работы вы скопировали в Интернете полный текст нормативно - правового акта. Нарушили ли вы при этом авторское право?
  1. Да, нарушено авторское право владельца сайта
  2. Нет, так как нормативно - правовые акты не являются объектом авторского права
  3. Нет, если есть разрешение владельца сайта
  4. Да, нарушено авторское право документа

  1. Можно ли использовать статьи из разных журналов и газет на политические, экономические, религиозные или социальные темы для подготовки учебного материала?
  1. Нет
  2. Да, получив согласие правообладателей
  3. Да, указав источник заимствования
  4. Да, указав источник заимствования и имена авторов

 

Контрольная работа №2 по теме:   «Программное обеспечение информационных технологий»

Вариант 1

Аl. Когда В.Т. Однер изобрел арифмометр?
 1) в 1873 г.        2) в 1879 г.                                     3) в 1882 г.                   4) в 1880 г

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1)  кипу     2) абак    3) саламинская доска   4) палочки Непера

АЗ. Как называлась первая советская серийная ЭВМ?
1) ПУЛЯ     2)БЭСМ        3) МЭСМ     4) «Стрела»

А4. Что представляет собой большая интегральная схема?
1) набор на одной плате различных транзисторов
2) набор программ для работы на ЭВМ
3) набор ламп, выполняющих различные функции
4) кристалл кремния с сотнями логических элементов

А5.Как называется устройство ввода графических изображений в компьютер?
1) джойстик    2) микрофон    3) сканер     4) клавиатура

А6. Как называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК? 1) колонки    2) монитор    3)принтер    4) плоттер

А7. Как называется принтер, печатающий высококачественные цветные глянцевые копии?
1) матричный    2) лазерный    3) струйный     4) твердокрасочный

А8. Свойство оперативного запоминающего устройства (ОЗУ):
1) энергонезависимость    
2) возможность перезаписи информации

3) долговременное хранение информации    
4) энергозависимость

А9. Поименованная информация на диске:
1) дисковод      2)папка       3)файл       4)каталог

А10. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения         3) рrobа          2) .docx                 4) docx

А11. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый    2) графический    3) исполняемый    4) Web-страница

А12. Имя С: имеет:
1) дисковод для гибких дисков      2) жесткий диск      3) дисковод для DVD-дисков    4) папка

А13. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств  
4) программы для работы с файлами

А14. Для каких целей необходимо системное ПО? 
1) для разработки прикладного ПО
2) для решения задач из проблемных областей
3) для управления ресурсами ЭВМ    
4) для расширения возможностей ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки графической информации.
1) Мiсrosоft Word, StarOffice Writer
2)Mu1tip1an, Quattro Рro, SuperCalc
3) Adobe Photoshop, Core1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мicrоsоft Power Point, StarOffice Impress

Аl6. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3)программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

А17. Как размножается программный вирус?
1) программа-вирус один раз копируется в теле другой программы
2) вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы  
3) программа-вирус прикрепляется к другой программе
4)вирусный код один раз копируется в теле другой  программы

А18. Выберите методы реализации антивирусной защиты.
1) аппаратные и программные
2) программные, аппаратные и организационные
3) только программные
4) достаточно резервного копирования данных

А19. Как работает антивирусная программа?
1) на ожидании начала вирусной атаки
2) на сравнении программных кодов с известными виpycaми
3) на удалении зараженных файлов
4) на блокировании неизвестных файлов

В1. Установите соответствие.

  1. ENIAC
  2. UNIVAC
  3. МЭСМ
  4. «Стрела»
  1. Первая серийная ЭВМ (1951)
  2. Первая советская ЭВМ, созданная под руководством С.А. Лебедева в 1951 г.
  3. Первая ЭВМ, созданная Маучли и Эккертом в 1946 г.
  4. Первая серийная советская ЭВМ (1953)

В2. Дайте определение.

Форматирование – это…

В3.  Назовите вспомогательные средства защиты от вирусов.

С1.  Перечислите основные черты ЭВМ III поколения.

С2.  Пользователь, перемещаясь ИЗ ОДНОГО каталога в другой, последовательно посетил каталоги ACADEMY, COURSE, GROUP, Е:\, PROFESSOR, LECTIONS. При каждом перемещении он либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Назовите полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь.

С3.  Назовите самый надежный тип антивирусных программ.


Вариант 2

Аl. Когда Блез Паскаль изобрел «Паскалину»? 
1) в 1624 г.         2) в 1650 г      3) в 1642 г.    4) в 1630 г.          

А2. Какое приспособление для счета, относящееся к ручному этапу развития ИКТ, изображено на рисунке?
1) кипу   2) абак    3) саламинская доска  4) русские счеты

АЗ. Под чьим руководством была создана машина ENIAК? 
1) Дж. Маучли и ДЖ. П. Эккерта   2) Г.Айкена    3) Д. Анастасова    4) К. Цузе

А4. За какое изобретение дж. Бардин, У. Шокли, У. Браттейн получили Нобелевскую премию в 1956 г.?
1) печатные платы  2)электронно-вакуумные лампы  3) компьютерная мышь   4) транзистор

А5. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) дигитайзер    2) клавиатура    3)трекбол    4) сканер

А6. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители? 
1) плоттер    2) принтер    3)колонки     4) монитор

А7. Как называется принтер, используемый для массовой цветной печати?
1) матричный     2) лазерный      3) струйный      4) твердокрасочный

А8. Свойство постоянного запоминающего устройства (ПЗУ):
1) только чтение информации
2) энергонезависимость

3) возможность перезаписи информации
4) кратковременное хранение информации

А9. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А10. Укажите расширение файла primer .аvi.
1) primer.avi .      2) .primer        3) аvi      4) .аvi

А11. Укажите тип файла fact.jpeg.
1) текстовый      2) графический      3) исполняемый                4)Web-страница  

А12. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков    2) жесткий диск       3) дисковод для DVD-дисков      4) папка

Аl3. Драйвер - это: 
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих процесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А14. Утилита - это ПО:
1) для разработки прикладного ПО
2) для решения задач из различных областей
3) управляющее всеми ресурсами

4) расширяющее возможности ОС

А15. Выберите прикладные программы для обработки табличной информации.
1) Мiсrosоft Word, StarOffice Writer
2) Mи1tip1an,
QиattroPro, SиperCalc
3) Adobe Photoshop, Соге1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мiсrosоft Power Point, StarOffice Impress

Аl6. Назовите типы компьютерных вирусов.
1) аппаратные, программные, загрузочные
2) программные, загрузочные, макровирусы
3) файловые, программные, макровирусы
4) файловые, загрузочные, макровирусы

А17. Выберите наиболее правильное описание этапов действия программного вируса.
1) размножение, вирусная атака
2) запись в файл, размножение

3) запись в файл, размножение, уничтожение программы
4) размножение, запись в файл, удаление программы

А18. Что такое вирусная атака?
1) неоднократное копирование кода вируса в код программы
2) отключение компьютера из-за попадания вируса
3) нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска
4) изменение данных

А19. Выберите антивирусные программы.
1) AVP, DrWeb, NortonAntiVirus
2) MS- DOS, MS Word, А VP
3) MS Word, MS Excel, Norton Commander
4) DrWeb, AVP, NortonDiskDoctor

В1. Установите соответствие.

  1. 1624 г.
  2. 1642 г.
  3. 1673 г.
  4. 1804 г.
  1. «Ступенчатый вычислитель»
  2. Перфокарта
  3. «Паскалина»
  4. «Часы для счета»

В2. Дайте определение.

Проводник – это…

В3.  Назовите основное средство защиты от вирусов.

С1.  Перечислите основные черты ЭВМ IV поколения.

С2.  Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\, МYDOC, LEТfERS. При каждом перемещении он либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Назовите полное имя каталога из которого начал перемещение пользователь.

С3. Назовите тип антивирусных программ, действующих по принципу полифага.

Контрольная работа №3 по теме: «Информационная технология хранения данных»   

  1. Информационные системы – это

  1. большие массивы данных об объектах и явлениях реального мира;
  2. программно-аппаратные средства для обработки информации об объектах и явлениях реального мира;
  3. большие массивы данных об объектах и явлениях реального мира и программно-аппаратные средства для их обработки;
  4. системы манипулирования данными.

  1. Указать наиболее точный аналог реляционной базы данных.

  1. неструктурированное множество данных;
  2. списки однородных данных;
  3. генеалогическое дерево;
  4. двумерная таблица;

  1. В реляционных базах данных используется:
  1. несвязанные между собой таблицы
  2. одна таблица, содержащая все данные
  3. таблицы, между которыми устанавливаются связи
  4. списки однородных данных

  1. Для чего предназначен объект «таблица»?
  1. для хранения данных
  2. для архивирования данных
  3. для ввода и удаления данных
  4. для выборки данных

  1. Для чего предназначен объект «форма»?
  1. для хранения данных
  2. для автоматического выполнения групп команд
  3. для ввода данных базы и их просмотра
  4. для выборки данных

  1. Для чего предназначен объект «запрос»?
  1. для ввода данных базы и их просмотра
  2. для выборки и обработки данных
  3. для хранения данных
  4. для удаления данных из базы

  1. В чем заключается особенность типа данных «счетчик»?
  1. служит для ввода целых и действительных чисел
  2. имеет свойство автоматически увеличиваться
  3. имеет свойство автоматического пересчета при удалении записи
  4. служит для ввода шрифтов
  1. Первичный ключ таблицы – это
  1. номер первой по порядку записи
  2. любое поле числового типа
  3. одно или несколько полей, значения которых однозначно определяют любую запись в таблице
  4. первое поле числового типа

  1. В базе данных записи упорядочены по полю

Фамилия

Имя

Отчество

Оклад

Зайцев

Семен

Петрович

40 000

Петров

Сергей

Сергеевич

45 000

Сидорин

Тимофей

Михайлович

30 500

Опарин

Филипп

Алексеевич

25 000

  1. имя
  2. фамилия
  3. отчество
  4. оклад
  1. Сколько записей в табл. удовлетворяют условию запроса Часть А>=9 и Часть С>7?

Фамилия

Часть А

Часть В

Часть С

Авакумова

4

4

1

Величко

10

2

0

Гайденко

9

6

1

Дъячков

10

9

9

Митрофанова

10

8

3

Никонов

10

9

7

Петренко

10

10

4

Трофимова

10

9

8

Семенов

9

5

7

Срубизин

7

3

0

  1. 5  
  2. 3
  3. 2
  4. 1

  1. Запросу (Химия = 5 или Биология = 5) и Русский = 5 и  Первая_буква (Фамилия)= «Д» в базе данных:

Фамилия

Имя

Русский

Химия

Биология

1

Дронов

Павел

4

4

5

2

Капитонов

Олег

5

5

5

3

Донец

Сергей

5

4

4

4

Донцов

Михаил

5

5

4

  1. 1,3,4
  2. 2,4
  3. 1,4
  4. 3,4

  1. Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют условию «Место <=4 И(Н>2 ИЛИ О>6)»?

Место

Участник

В

Н

П

О

1

Силин

5

3

1

6+

2

Клеменс

6

0

3

6

3

Холево

5

1

4

5+

4

Яшвин

3

5

1

5+

5

Бергер

3

3

3

4+

6

Численко

3

2

4

4

  1. 2
  2. 5
  3. 4
  4. 6

Контрольная работа № 4 по теме: «Основы программирования в среде Visual Basic

I вариант.

Задание 1.

а) Записать по правилам Бейсика:

 

б) Записать в общепринятой форме:

7*SQR(ABS(COS(A^2)))-(B+2)/(SIN(B)^3+A)

Задание 2.

Какое число должно быть введено в строке 10, чтобы в ответе было 4.

10 INPUT «Введите число»;A

20 B=1

30 A=A+B

40 B=A/2

50 A=B^2

60 PRINT «В результате получится»;A

Задание 3.

Схематично изобразите, что будет на экране в результате работы программы:

20 SCREEN 9

30 R = 30

40 S = 3

50 IF S <= 2 THEN GOTO 100 ELSE LINE (10, 10)-(R, R), S, B

60 PSET (R + 5, R + 5), S

70 R = R * 2

80 S = S - 1

90 GOTO 50

100 END

Задание 4.        

О дате рождения одного китайского поэта известно, что он родился ранее 1100 года, но позднее 1070, а также, что год его рождения кратен 7 и 5 одновременно. Составьте программу, проверяющую, может ли вводимый год, быть его годом рождения


II вариант.

Задание 1.

а) Записать по правилам Бейсика:

б) Записать в общепринятой форме:

ABS(5*SIN(X)^3)+1/SQR(COS(X+7))

Задание 2.

Какое число должно быть введено в строке 10, чтобы в ответе было 3.

10 INPUT «Введите число»;D

20 C=10

30 D=2*D-C

40 C=D/4+1

50 D=C*2-1

60 PRINT «В результате получится»;D

Задание 3.

Схематично изобразите, что будет на экране в результате работы программы:

20 SCREEN 9

30 M = 100

40 N = 5

50 IF N >= 7 THEN GOTO 100 ELSE CIRCLE (M, 100), 30, N

60 PAINT (M + 1, 100), N, N

70 N = N * 2

80 M = M + 60

90 GOTO 50

100 END

Задание 4.

Свидетели дорожного происшествия заметили, что номер машины нарушителя был больше 3000, но меньше 4000, а также делился на 13 и 20 одновременно. Составьте программу, определяющую, может ли вводимый номер быть номером нарушителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре для 11 класса (А.Г. Мордкович, 4 часа в неделю)

Рабочая программа по алгебре для 11 класса по учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10 11 классы. В двух частях (базовый уровень).А.Г. Мордкович...

Рабочая программа по математики для 7 класса , УМК Макарычев, Погорелов, 5 часов в неделю.

тематическое планирование построено по принципу 3 часа алгебра+ 2 часа геометрия...

Рабочие программы по информатике 8-9 классы. Учебник Макаровой Н.В.

Рабочая  программа  основного  общего  образования  по  информатике  и  информационным  технологиям. Составлена на основе аторской программы Макаровой Н.В....

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Рабочая программа по химии для 11 класса. Рудзитис Г.Е. 2 часа в неделю

Рабочая программа ориентирована на учебник:Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Основы общей химии. 11 класс. Москва, Просвещение, 2016 г....

Рабочая программа по физике для 8 класс, Перышкин А.В. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по физике предназначена для базового изучения физики 8-го класса по учебнику А.В.Перышкина и расчитана на 70 часов, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по физике для 9 класса, А.В. Перышкин, 2 часа в неделю

При данной программе на изучение курса физики в объёме обязательного минимума содержания основного общего образования требуется в 9 классе 70 часов в год. Курс, соответствующий этой программе, изложен...