Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.
план-конспект занятия по информатике и икт (6 класс) на тему

Босоногова Нина Андреевна

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bosonogova_na_konspekt_na_poiski_vnezemnogo_razuma.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика»

по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации»

в 6 классе

Учитель математики и информатики

Босоногова Нина Андреевна

2014-2015 уч.г.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика»

по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации»

6 класс

Цели занятия:

  1. Познакомить с понятиями кода, кодирования, декодирования;
  2. Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека;
  3. Научить учащихся кодировать и декодировать информацию разными способами;
  4. Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.
  5. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в команде, стремление к цели, победе.

Задачи занятия:

  1. Изучить понятия «код», «кодирование», «декодирование»;
  2. Рассмотреть примеры кодов в жизни человека;
  3. Научить кодировать и декодировать информацию разными способами;
  4. Повторить правила техники безопасности при работе за компьютером.

Тип занятия: урок - знакомство, изучение нового материала.
Методы обучения: беседа с применением игровой технологии.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для кодирования,  опорные конспекты для каждого учащегося.
План занятия:

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  2. Постановка целей урока. (2 мин).
  3. Изучение новой темы (10 мин).
  4. Закрепление материала. (20 мин). Физминутка (5 мин.).
  5. Д/З.
  6. Подведение итогов урока (5 мин).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
    Дорогие ребята!

Едва осознав, какие космические глубины окружают Землю, люди задумались, одиноки ли они во Вселенной. Истории о встречах с НЛО и инопланетянами прочно вошли в нашу массовую культуру, однако у этой темы есть и вполне серьезная, научная сторона.

Сегодня мы с вами заглянем в космическую лабораторию, примем участие в разработке проекта, посвященного поискам внеземного разума, прикоснемся к исследованиям глубин космоса.

  1. Постановка целей урока.

Но перед этим, мы должны познакомится с новым понятием – кодированием информации, узнать о способах кодирования.
Ребята, давайте подумаем, что значит слово кодирование.

Подберите однокоренные слова к слову кодирование.
(КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК)


А вы
 где-нибудь  встречались с закодированной информацией (тема урока, оценки – должны догадаться).  

  1. Изучение новой темы (Учащиеся заполняют опорные конспекты)


Код – система условных знаков для представления информации.
Кодирование – представление информации в удобную для хранения, передачи, обработки форму с помощью некоторого кода.
Примеры кодирования (презентация). Что обозначают эти примеры (какую информацию они в себе таят).

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.). Существуют три основных способа кодирования текста:

1) графический с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой с помощью чисел;

3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой.

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Информация в ПК кодируется с помощью двоичных кодов, т.е. с помощью 0 и 1. Существует таблица двоичных кодов, которая называется ASCII.

  1. Закрепление материала. Отгадывание названия планет.
    Итак, все готовы, Занимайте свои места на нашей виртуальной лаборатории, мы начинаем работать.
    Для начала предыстория.

Десятилетиями астрономы и другие исследователи активно ведут поиск внеземного разума. Действует целая программа SETI, пытающаяся установить контакт с внеземными цивилизациями. Долгие годы ученые прислушиваются к радиосигналам из глубин космоса, однако уловить в них признаки чужого разума пока не удается.

История этой программы, сокращенно СЕТИ, началась в 1960г., когда физики Джузеппе Коккони и Филип Моррисон предложили на страницах известного британского научного журнала «Нейчур» прослушать определенные радиочастоты для перехвата сигналов внеземных цивилизаций.

Они были убеждены, что инопланетяне, как и мы, рано или поздно задумаются о существовании других разумных существ и попытаются установить с ними контакт. Значит, они пошлют в космос свои сигналы, и мы сможем их услышать.

С 1960 по 1990г. ученые провели примерно 60 сеансов радиопоиска. Но они ничего не дали.

Задание: Сколько лет ученые прослушивали космос? (30 лет)

В октябре 1992г. началась работа над проектом МЕГА-СЕТИ, который предполагал слежение за глубоким космосом с помощью двух мощных радиотелескопов.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ при работе за  компьютером.

Задание: Выполнив действия с помощью программы Калькулятор, расшифруйте название места установки этих телескопов (в Аресибо на острове Пуэрто-Рико).

  1. Выполните действия

1*11=        А

11111*111=        Б

111*111=        С

11*11=        Р

1111*1111=        О

111*11=        Е

1111*111=        И

  1. Полученные числа расположите в порядке возрастания.
  2. Декодируйте название места установки телескопа.

Спустя несколько месяцев ученые заявили о приеме 164 нерасшифрованных сигналах.

Ученые всего мира биологи, химики, физики по-разному относятся к теории существования инопланетных цивилизаций, однако что мы скажем инопланетянам, если встретимся с ними?

Задание: Напишите 1-2 предложения, о том, что вы хотели бы сообщить о земле, на которой мы живем.

Люди не только вслушиваются в сигналы из космоса, но и посылают туда специальные сообщения, по которым чужой разум мог бы догадаться о наличии на нашей планете культуры. С 60-х по 80-е годы радиоастрономы бомбардировали Вселенную информацией в виде сочетаний единиц и нулей, т.е. использовали стандартный двоичный код наших компьютеров.

Посмотрите какое сообщение, отправлено в космос из Аресибо. Оно содержит сведения о нашей жизни. В этой части послания говорится о радиотелескопе в Аресибо, солнечной системе с Землей, стоящей особняком среди прочих планет; облике человека и структура ДНК, которая содержит наш генетический код.

Если кто-нибудь расшифрует эти сигналы, он многое о нас узнает и, скорее всего, захочет вступить с нами в контакт.

Задание: раскодировать сообщение ученых, обращенное к землянам.

Для 1 группы:

10001110

10000001

10011001

10000101

10001101

10001000

10000101

00100000

10010001

00100000

10001000

10001101

10001110

10001111

10001011

10000000

10001101

10000101

10010010

10011111

10001101

10000000

10001100

10001000

00100000

10001100

10001110

10000110

10000101

10010010

00100000

10001110

10001010

10000000

10000111

10000000

10010010

10011100

10010001

10011111

00100000

10001101

10000101

10001111

10010000

10001110

10010001

10010010

10001110

10001001

00100000

10001111

10010000

10001110

10000001

10001011

10000101

10001100

10001110

10001001

00101110

Для 2 группы:

10000100

10000000

10000110

10000101

00100000

10000010

00100000

10001111

10010000

10000101

10000100

10000101

10001011

10000000

10010101

00100000

10001101

10000000

10011000

10000101

10001001

00100000

10001111

10001011

10000000

10001101

10000101

10010010

10011011

00100000

10010000

10000000

10000111

10001101

10001000

10010110

10000000

00100000

10001010

10010011

10001011

10011100

10010010

10010011

10010000

00100000

10000111

10000000

10010010

10010000

10010011

10000100

10001101

10011111

10000101

10010010

00100000

10000010

10000111

10000000

10001000

10001100

10001110

10001111

10001110

10001101

10001000

10001100

10000000

10001101

10001000

10000101

00101110

Для 3 группы:

10010000

10000000

10000111

10010011

10001100

10001101

10011011

10000101

10010001

10011001

10000101

10010001

10010010

10000010

10000000

00101110

10000010

10010001

10000101

10000011

10000100

10000000

00101110

10010001

10010011

10001100

10000101

10011110

10010010

00101110

10001111

10001110

10001101

10011111

10010010

10011100

00101110

10000100

10010000

10010011

10000011

00101110

10000100

10010000

10010011

10000011

10000000

00101100

00101110

10001101

10000101

10010001

10001100

10001110

10010010

10010000

10011111

00101110

10001101

10000000

00101110

10001011

10011110

10000001

10011011

10000101

00101110

10010000

10000000

10000111

10001011

10001000

10010111

10001000

10011111

00101110

Сколько планет в  Солнечной системе? Назовите их.

Вы знаете, что все планеты делятся на 2 группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.

Задание:  Внимательно посмотрите на буквы русского алфавита, каждая буква имеет свой номер. Отгадайте название планеты, относящейся к земной группе и запишите ответ в свою карточку. (МАРС) Определите ее радиус, если известно, что он в 1.9 раз меньше, чем радиус Земли (rЗ=6371 км)
Марс – это четвертая планета Солнечной системы. Она немного меньше Земли. На марсе очень холодно: дневная температура поднимается до +25°, к вечеру резко понижается до –90°. Следствием резких температурных контрастов являются сильнейшие ветры и пылевые бури. У Марса два спутника – Фобос и Деймос.

Способ кодирования – замена буквы ее порядковым номером в алфавите.


5.Д/З. Закодировать свое сообщение с помощью двоичных кодов.

6. Итог урока.
Возвращаемся из виртуальной космической лаборатории в класс.

Что такое код?

Какие процессы представления информации вы применяли на уроке?

Перечислите какие способы кодирования применяли при выполнении заданий?

Какой способ больше всех понравился?

Приложение.

Опорный конспект по теме: ____________________________________________

________________– система условных знаков для представления информации.

________________ – представление информации в удобную для хранения, передачи, обработки форму с помощью некоторого кода.

Способы кодирования информации:

  1. _____________________ - с помощью специальных рисунков или значков;
  2. _____________________ - с помощью чисел;
  3. _____________________ - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

________________ – процесс обратный кодированию.

Босоногова Нина Андреевна

учитель математики и информатики

МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект урока по информатике с использованием активных методов обучения на тему "Кодирование информации", 3 класс

Предметная цель урокаОбучение способам кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.Метапредметная цель урокаСпособствовать развитию логического мышле...

конспект занятия курса по выбору "Чудеса с помощью параболы или парабола рисует"

На занятии рассматривается построение кусочных функций в режиме Алгебра и графики с помощью программы  Geogebra. ...

конспект занятия курса по выбору «Исследование расположения графика квадратичной функции в зависимости от коэффициентов» (с помощью графического калькулятора Desmos)

Материалы занятия  позволяет с помощью графического калькулятора Desmos установить зависимость свойств параболы от ее коэффициентов...