Рабочая программа - Информатика и ИКТ учебник для 10 классов / А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 3-е изд
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Караваев Антон Павлович

Рабочая программа составлена с учетом специфики учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma_10_klass.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФУДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКОУ С-П

СВУ МВД России

генерал-майор полиции

___________________

«_____» ________________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

2 курс

ЦИКЛ ГУМАНИТАРНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного отдела

СПб СВУ МВД России

полковник внутренней службы

_________________

«_____» __________________ 2014г.

Программа обсуждена и принята на заседании цикла гуманитарных и математических дисциплин

СПб СВУ МВД России

Протокол № ____ от «___»_____________2014г.

Начальник цикла гуманитарных и математических дисциплин

подполковник внутренней службы

_________________

«____»_________________ 2014г.

Санкт-Петербург

2014г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1.  Пояснительная записка                                                                                                                        3
  2. Основное содержание                                                                                                                        5
  3. Учебно-методический комплекс                                                                                                        7
  4. Требования к уровню подготовки                                                                                                        10
  5. Учебно-тематическое планирование                                                                                                11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 курса ФГКОУ С-П СВУ МВД России составлена на основе Примерной программы среднего  общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта базового уровня общего образования с учетом концепции «О профессиональной ориентации суворовцев.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Учебный план ФГКОУ С-П СВУ МВД России на 2014-2015 учебный год предполагает  3-х годичное (9-11 класс) обучение воспитанников, в том числе на ступени среднего (полного) общего образования – 2 года. В связи с этим, в соответствии с учебным планом ФГКОУ С-П СВУ МВД России на 2014-2015 учебный год на изучение предмета информатика и ИКТ на 2 курсе (в 10 классе) отведено 35 часов.

Все курсы информатики старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основной задачей базового уровня изучения информатики и ИКТ в ФГКОУ С-П СВУ МВД России состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для реализации данной рабочей программы используются разнообразные форм организации учебного процесса, внедряются современные методы обучения и педагогические технологии, такие как: развивающее обучение, проблемное обучение, технологию изучения изобретательских задач, исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, так же учитывается региональные условия, осуществляется концепция «О профессиональной ориентации суворовцев».

В Рабочую программу курса «Информатика и ИКТ» относительно к Примерной программе среднего общего образования по информатике и информационным технологиям, добавлены темы «Основы логики» и «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование». Это связано с тем, что итоговая аттестация выпускников проводится в настоящее время в формате ЕГЭ, а задания тестов содержат большое количество вопросов, связанных с данными темами.

Таким образом, данная Рабочая программа позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2 КУРС (10 КЛАСС )

Информация, информационные процессы (8 часов)

Информация, свойства информации. Информационные процессы. Универсальность двоичного кодирования.

Практические работы

  1. Информационные процессы в деятельности сотрудников ОВД.
  2. Решение задач «Двоичное кодирование»

Информационная деятельность человека (10 часов)

Алгоритм, свойства алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Информационные задачи и этапы их решения.

Применение компьютера для решения простейших информационных задач. Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента.

Практические работы

  1. Решение задач «алгоритмические структуры».
  2. Работа над проектом «Анализ результатов эксперимента».

Моделирование процессов живой и не живой природы (5 часов)

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Типы информационных моделей.

Практическая работа

  1. Практическое задание по теме «Решение задач моделирования».

Логико-математические модели (10 часов)

Элементы логики высказываний. Логические функции и логические выражения. Законы алгебры высказываний. Базы данных. СУБД.

Практические работы

  1.  Решение задач «Логические формулы».
  2. Практическая работа «База данных».

Основы социальной информатики ( 1 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Резерв учебного времени – 1 часа.

Всего – 34 часа.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебно-методического комплекса:

  • Информатика и ИКТ  учебник для 10 классов /  А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 3-е изд.,  испр. – М.: Просвещение 2013 г. (Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Дополнительные пособия:

  • Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей; - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, 2005;
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, 2005;
  • Шауцукова Л.З. Информатика 10-11 класс, учебное пособие. Просвещение, 2004г.
  • Гейн А.Г.,  Сенокосов А.И., Юнерман И.А. Информатика. Учебник для 10-11 классов ОУ. Просвещение, Москва, 2003г.
  • Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Информатика / авт.-сост. П.А.Якушкин, Д.М.Ушаков. – М.:АСТ:Астрель, 2010. – 251 с.

Используемые пособия для учителя:

  • Зеленяк О.П. Современный задачник по Турбо Паскалю. – М.:ДМК Пресс, 2010. – 320 с.
  • Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка ЕГЭ/ С.М.Кашаев, Л.В.Шерстнёва. – СПб.:БХВ-Петербург, 2010. – 352 с.
  • Культин Н.Б. Турбо Паскаль в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 256 с.
  • Чуркина Т.Е. ЕГЭ. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Т.Е.Чуркина. – М.:Издательство «Экзамен», 2010. – 182 с.
  • Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 1. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 278 с.
  • Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том. 2. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 278 с.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/Понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

7. Основы информационной культуры общества.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности


УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 курс (10 класс)

Разделы и темы

Количество учебных часов

Метапредметность, профориентация

По разделам

По темам

Контроль

1

Информация. Информационные процессы.

8

Актуализация определения информация с точки зрения юриспруденции.

Следственные мероприятий как мера уменьшения неопределенности знаний.

Изучение грифов секретности.

Кодирование информации в деятельности сотрудника МВД.

1.1

Информация, свойства информации.

1

1.2

Информационные процессы.

1

1.3

Практическое задание «Информационные процессы»

1

1.4

Практическое задание «Информационные процессы»

1

1.5

Универсальность двоичного кодирования.

1

1.6

Решение задач «двоичное кодирование»

1

1.7

Решение задач «двоичное кодирование»

1

1.8

Проверочная работа «двоичное кодирование»

1

2

Информационная деятельность человека

10

Алгоритмизация как пример иерархической модели управления.

Анализ проведения следственного эксперимента.

Составление отчета с анализом криминогенной обстановки.

2.1

Алгоритм, свойства алгоритма

1

2.2

Основные алгоритмические структуры.

1

2.3

Решение задач «алгоритмические структуры».

1

2.4

Решение задач «алгоритмические структуры».

1

2.5

Информационные задачи и этапы их решения.

1

2.6

Применение компьютера для решения простейших информационных задач.

1

2.7

Эксперимент как способ познания. Компьютерная обработка результатов эксперимента.

1

2.8

Работа над проектом «анализ результатов эксперимента».

1

2.9

Работа над проектом «анализ результатов эксперимента».

1

2.10

Защита проекта.

1

3

Моделирование процессов живой и не живой природы

5

Создание материальных и информационных моделей используемых в системе МВД.

Изучение программ моделирования используемых в системе МВД.

3.1

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Типы информационных моделей.

1

3.2

Типы информационных моделей.

1

3.3

Практическое задание «решение задач моделирования».

1

3.4

Практическое задание «решение задач моделирования».

1

3.5

Доклад  по работе над  практическим заданием «решение задач моделирования».

1

4

Логико-математические модели.

10

Изучение систем контроля доступа, видеоконтроля ситуации, изучения способов поиска информации и граждан в сети интернет.

Изучение государственных информационных ресурсов и информационных ресурсов системы МВД.  Изучение информационных методов и способов защиты информации.

4.1

Элементы логики высказываний.

1

4.2

Логические функции и логические выражения.

1

4.3

Законы алгебры высказываний.

1

4.4

Решение задач «логические формулы»

1

4.5

Решение задач «логические формулы»

1

4.6

Проверочная работа «логические формулы»

1

4.7

Базы данных. СУБД.

1

4.8

Практическая работа «База данных»

1

4.9

Практическая работа «База данных»

1

4.10

Отчет по практической работе «База данных»

1

5

Основы социальной информатики

1

Этические и правовые вопросы работы с  информацией.

5.1

Информационная культура. Этические и правовые нормы деятельности человека

1

6

Резерв

1

Итого

35

30

4

Старший преподаватель цикла гуманитарных

и математических дисциплин

майор внутренней службы                                                                                                              Караваев А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика 5,6,7 классы

Использование УМК под ред. Л. Босовой...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ - 8 класс" Н.Д. Угринович ФГОС

Рабочая программа "Информатика и ИКТ  - 8 класс"  Н.Д. Угринович ФГОС...

рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 9 класс"

Рабочая программа включает в себя:1) пояснительную записку;2) календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа Информатика и ИКТ 8 класс

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман.

Представлена рабочая программа учителя для  углубленного курса информатики для 10 класса к учебнику А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И. Сенокосов Н.А. Юнерман. (4 час в неделю)....