Конспект урока информатики в 6 классе "Информация и знания".
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Лычкина Бронислава Валерьевна

На уроке предусмотрена самостоятельная работа по теме "Единицы информации", проверяющая усвоение материала предыдущего раздела и умения работать в двух приложениях одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_informatsiya_i_znaniya.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики по теме «Информация и знания».

Класс: 6 «А»

Урок проводила (ФИО, должность): Лычкина Бронислава Валерьевна, учитель математики и информатики

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 211 САО ДО г. Москвы

Цель: Сформировать понятие об информации, научить учащихся приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации.

Задачи урока:

Образовательная: 

  • формирование научного мировоззрения
  • способствовать усвоению учащимися понятий информации и видов информации.   
  • применение знаний, полученных на предыдущих уроках при решении задач поставленных на данном уроке.             

Развивающая:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти
  • развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся
  • развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике.

Воспитательная:

  • воспитание у обучающихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе
  • воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • воспитание познавательного интереса,  умения слушать.

Тип урока: комбинированный. 

Место урока: первый урок раздела «Человек и информация».

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование: компьютеры, проектор,презентация, учебник, рабочая тетрадь

Раздаточный материал: инструкции по выполнению самостоятельной и практической работы.

Дидактический материал: задания самостоятельной работы по вариантам.

Список учебной и дополнительной литературы:  

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 208 с. : ил.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 192 с. : ил.
  3. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю.  Босова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

  1. Организационный момент

Цель: организация внимание обучающихся для успешного закрепления полученных ранее знаний и усвоения новых знаний.

Проходите в кабинет. Проверим готовность к уроку: на парте должны быть дневник, пенал, учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для записей. Все встали, подравнялись.

Здравствуйте, садитесь. Начнем наш урок.  

2. Проверка домашнего задания

Цель: проверка выполнения домашнего задания.

3. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.

Цель: актуализация знаний обучающихся  по материалу предыдущего урока.

  • Какие единицы измерения информации вам известны? (Бит, байт.)
  • Назовите минимальную единицу измерения информации. Чему она равна? (Бит 0 или 1).
  • Как называется цепочка из восьми нулей и единиц? (Байт.)
  • Сколько бит занимает один пиксель черно-белой картинки.(1 бит.)
  • Сколько бит занимает один пиксель цветной картинки?(24 бита – цепочка из 24 нулей и единиц). А сколько это байт? (3 байта)
  • Чему равен 1 килобайт, 1 мегабайт, 1 гигабайт и т.д.?

1 Кбайт (килобайт) = 1024 байт;

1 Мбайт (мегабайт) = 1024 Кбайт;

1 Гбайт (гигабайт) = 1024 Мбайт.

4. Изучение темы урока

 Цель: познакомиться с понятием «информация» и с некоторыми свойствами информации.

Где можно встретить эти единицы измерения?

Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт можно встретить как информационный объем документа, графического изображения,  объем информационных носителей. С их помощью можно измерить объем информации. А что такое информация? Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Информация играет в жизни людей огромную роль.

Тема нашего урока: «Информация и знания».

Откройте тетради, запишите число, классную работу и тему урока.

Цель нашего урока познакомиться с понятием информация и некоторыми ее свойствами.

С помощью чего мы получаем информацию?

Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добываем в процессе деятельности.

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Это понятие является одним из ключевых в данной теме, запишите его в тетрадь.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют  человеку лучше приспособиться к жизни.

Существует две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание.

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить на две группы: факты и правила. Схема представлена на слайде.

Что относится к фактам? Молодцы. Кто может дополнить?

К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля занимают положение на одной линии), событиях ( первый персональный компьютер фирмы IBM появился 1981 году), свойства объектов (вес первого ПК был 30 тонн) и зависимостях между объектами ( у квадрата все стороны равны).

Описание фактов можно начинать со слов: «Я знаю, что …».  

Что относится к правилам? Что такое правила?

К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (выполнить разбор слова, вычислить периметр многоугольника)  

Описание правил можно начинать со слов: « Я знаю, как …» или « Для того чтобы…».

Подведем итоги.

  • Информация для человека – это знания.
  • Знания можно разделить на факты  и  правила.
  • Существуют две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное  и  логическое познание.

5. Задание на дом.

  1. Учебник: § 2.1, подготовить устные ответы на вопросы в конце параграфа.
  2. Рабочая тетрадь: № 75, 76.
  3. Найдите информацию об истории возникновения слов БИТ и БАЙТ, кто из ученых впервые предложил эти названия для единиц информации и в каком году. Приготовьте сообщение по этому вопросу (по желанию).

6.        Физкультминутка

Цель: Снять напряжение детей перед практическим заданием.

6.        Закрепление изученного материала и практическая работа.

Уберите все ненужное теперь в портфель, портфели поставьте на стулья, чтобы они не мешали проходу и можно садиться за компьютеры для выполнения практической самостоятельной работы. Инструкции лежат рядом с компьютером.

Те, кто успеют сделать самостоятельную работу раньше, могут приступить к выполнению практической работы № 6.

8. Подведение итогов урока.


Приложение 1

Задание для самостоятельной  работы

Вариант 1

  1. Откройте Мои документы/ПАПКА 6Б/ Личная папка
  2. В Личной папке откройте файл Единицы информации.doc. Заполните его, используя задания своего варианта.

  1. Переведите:

       а) в байты:  Кб;  Кб; б) в мегабайты: 4 Гб;  Гб.

  1. Один символ, введенный с клавиатуры, кодируется 1 байтом. Не забывайте, что пробел также считается символом. Исходя из этого, оцените информационный объем следующего правила:

«От перемены мест слагаемых сумма не меняется» (кавычки не считайте).

  1. Сколько символов в учебнике, если в нём 43 страницы, а на каждой странице по 35 строк, в каждой строке 74 символа? Оцените информационный объем одной книги в байтах и определите, сколько электронных учебников поместится на информационном носителе объёмом 32 Мб?
  2. Сосчитайте в байтах информационный объем файла, содержащего черно-белое графическое изображение размером 250 х 340 пикселей?

Вариант 2

  1. Откройте Мои документы/ПАПКА 6Б/ Личная папка
  2. В Личной папке откройте файл Единицы информации.doc. Заполните его, используя задания своего варианта.

  1. Переведите:

      а) в байты:  Кб;  Кб; б) в килобайты: 8 Мб; г) Мб.

  1. Один символ, введенный с клавиатуры, кодируется 1 байтом. Не забывайте, что пробел также считается символом. Исходя из этого, оцените информационный объем следующего правила:

«Периметр многоугольника равен сумме длин его сторон»

(кавычки не считайте).

  1. Сколько символов в учебнике, если в нём 54 страницы, а на каждой странице по 42 строки, в каждой строке 81 символ? Оцените информационный объем одной книги в байтах и определите, сколько электронных учебников поместится на информационном носителе объёмом 32 Мб?
  2. Сосчитайте в байтах информационный объем файла, содержащего черно-белое графическое изображение размером 400 х 300 пикселей?


Приложение 2.

Инструкция к самостоятельной работе по теме «Единицы информации»

  1. Впишите класс, свою фамилию, имя и вариант работы:

Класс

Фамилия, имя

Вариант

  1. Для заполнения таблицы используйте приложение Калькулятор:
  1. Запустите приложение Калькулятор.
  2. Выполните необходимые вычисления.
  3. Скопируйте их в буфер памяти и вставьте в соответствующую ячейку таблицы.

№ задания

Действия

Ответ

Посчитайте, укажите единицу измерения

Посчитайте, укажите единицу измерения

Посчитайте, укажите единицу измерения

Посчитайте, укажите единицу измерения

2

Оцените информационный объём фразы. Укажите единицу измерения.

3.

Сосчитайте, сколько символов на странице учебника

Сосчитайте, сколько символов в учебнике

Сосчитайте, сколько учебников поместится на информационном носителе?

4.

Сколько бит содержит один пиксель черно-белого изображения?

Сколько байт содержит 1 пиксель цветного изображения?

Сосчитайте, сколько пикселей содержит изображение в вашем задании?

Оцените информационный объём указанного изображения. Укажите единицу измерения.

  1. Закройте приложение Калькулятор.
  2. Сохраните изменения в файле. Закройте документ.
  1. Сохраните файл в своей папке под именем Единицы информации_фамилия_класс.doc

Приложение 3

Практическая работа № 6      «Создаем таблицы»

  1. Откройте текстовый процессор MS Word.
  2. В пункте меню Разметка страницы в  группе кнопок Параметры страницы выберите альбомную ориентацию страницы.
  3. На первой строке создайте красочную надпись «РАСПИСАНИЕ УРОКОВ».
  4. В пункте меню Вставка нажмите кнопку Таблицы. Выберите две строки и шесть столбцов. Щелкнув левой кнопкой мыши, подтвердите выбор. В документе должна появиться таблица из двух строк и шести столбцов.
  5. В ячейки верхней строки внесите названия дней недели с понедельника по субботу.
  6. В соответствующие ячейки строки впишите ваше расписание уроков. Расписание в каждой ячейке оформите в виде нумерованного списка.
  7. Поставьте курсор мыши в ячейку таблицы, тогда в верхней части строки меню появится новая кнопка Работа с таблицами. Под этой кнопкой нажмите кнопку Конструктор. Выберите понравившийся вам стиль оформления таблицы. Сохраните его.
  8. Сохраните файл в папке вашего класса,  которая находится в папке Мои документы под именем Расписание_Фамилия_класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся

Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики...

Конспект урока информатики "Алгоритм с параметрами. Графический редактор Paint" (УМК «Мир информатики», 4 класс)

Цель: формирование у обучающихся умения составлять алгоритмы с параметрами, работать с графическим редактором PaintЗадачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с алгоритм...

Конспект урока информатики "Схема состава объекта и адрес составной части" (УМК «Мир информатики», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о схеме состава объекта и умения указывать адрес составной части. Задачи урокаДидактические:1.  Познакомить учащихся с правилами заполнения...

Конспект урока информатики "Понятия истина и ложь" (УМК «Мир информатики», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с истинными и ложными высказываниями;2. Фо...

Конспект урока информатики "Понятие дерево" (УМК «Мир информатики», 1 класс)

Цель урока: формирование понятия «дерево»Задачи урокаДидактические:— Способствовать развитию навыка работы с понятием «дерево»;— Научить классифицировать ...