Конспект урока информатики в 6 классе "Информация и знания".
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
На уроке предусмотрена самостоятельная работа по теме "Единицы информации", проверяющая усвоение материала предыдущего раздела и умения работать в двух приложениях одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_informatsiya_i_znaniya.doc | 410.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики по теме «Информация и знания».
Класс: 6 «А»
Урок проводила (ФИО, должность): Лычкина Бронислава Валерьевна, учитель математики и информатики
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 211 САО ДО г. Москвы
Цель: Сформировать понятие об информации, научить учащихся приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации.
Задачи урока:
Образовательная:
- формирование научного мировоззрения
- способствовать усвоению учащимися понятий информации и видов информации.
- применение знаний, полученных на предыдущих уроках при решении задач поставленных на данном уроке.
Развивающая:
- развитие логического мышления, внимания, памяти
- развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся
- развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике.
Воспитательная:
- воспитание у обучающихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе
- воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- воспитание познавательного интереса, умения слушать.
Тип урока: комбинированный.
Место урока: первый урок раздела «Человек и информация».
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование: компьютеры, проектор,презентация, учебник, рабочая тетрадь
Раздаточный материал: инструкции по выполнению самостоятельной и практической работы.
Дидактический материал: задания самостоятельной работы по вариантам.
Список учебной и дополнительной литературы:
- Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 208 с. : ил.
- Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 192 с. : ил.
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
Ход и содержание урока,
деятельность учителя и учеников
- Организационный момент
Цель: организация внимание обучающихся для успешного закрепления полученных ранее знаний и усвоения новых знаний.
Проходите в кабинет. Проверим готовность к уроку: на парте должны быть дневник, пенал, учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для записей. Все встали, подравнялись.
Здравствуйте, садитесь. Начнем наш урок.
2. Проверка домашнего задания
Цель: проверка выполнения домашнего задания.
3. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний обучающихся по материалу предыдущего урока.
- Какие единицы измерения информации вам известны? (Бит, байт.)
- Назовите минимальную единицу измерения информации. Чему она равна? (Бит 0 или 1).
- Как называется цепочка из восьми нулей и единиц? (Байт.)
- Сколько бит занимает один пиксель черно-белой картинки.(1 бит.)
- Сколько бит занимает один пиксель цветной картинки?(24 бита – цепочка из 24 нулей и единиц). А сколько это байт? (3 байта)
- Чему равен 1 килобайт, 1 мегабайт, 1 гигабайт и т.д.?
1 Кбайт (килобайт) = 1024 байт;
1 Мбайт (мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (гигабайт) = 1024 Мбайт.
4. Изучение темы урока
Цель: познакомиться с понятием «информация» и с некоторыми свойствами информации.
Где можно встретить эти единицы измерения?
Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт можно встретить как информационный объем документа, графического изображения, объем информационных носителей. С их помощью можно измерить объем информации. А что такое информация? Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Информация играет в жизни людей огромную роль.
Тема нашего урока: «Информация и знания».
Откройте тетради, запишите число, классную работу и тему урока.
Цель нашего урока познакомиться с понятием информация и некоторыми ее свойствами.
С помощью чего мы получаем информацию?
Мы получаем информацию с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добываем в процессе деятельности.
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.
Это понятие является одним из ключевых в данной теме, запишите его в тетрадь.
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Существует две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.
Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить на две группы: факты и правила. Схема представлена на слайде.
Что относится к фактам? Молодцы. Кто может дополнить?
К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля занимают положение на одной линии), событиях ( первый персональный компьютер фирмы IBM появился 1981 году), свойства объектов (вес первого ПК был 30 тонн) и зависимостях между объектами ( у квадрата все стороны равны).
Описание фактов можно начинать со слов: «Я знаю, что …».
Что относится к правилам? Что такое правила?
К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (выполнить разбор слова, вычислить периметр многоугольника)
Описание правил можно начинать со слов: « Я знаю, как …» или « Для того чтобы…».
Подведем итоги.
- Информация для человека – это знания.
- Знания можно разделить на факты и правила.
- Существуют две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание.
5. Задание на дом.
- Учебник: § 2.1, подготовить устные ответы на вопросы в конце параграфа.
- Рабочая тетрадь: № 75, 76.
- Найдите информацию об истории возникновения слов БИТ и БАЙТ, кто из ученых впервые предложил эти названия для единиц информации и в каком году. Приготовьте сообщение по этому вопросу (по желанию).
6. Физкультминутка
Цель: Снять напряжение детей перед практическим заданием.
6. Закрепление изученного материала и практическая работа.
Уберите все ненужное теперь в портфель, портфели поставьте на стулья, чтобы они не мешали проходу и можно садиться за компьютеры для выполнения практической самостоятельной работы. Инструкции лежат рядом с компьютером.
Те, кто успеют сделать самостоятельную работу раньше, могут приступить к выполнению практической работы № 6.
8. Подведение итогов урока.
Приложение 1
Задание для самостоятельной работы
Вариант 1
- Откройте Мои документы/ПАПКА 6Б/ Личная папка
- В Личной папке откройте файл Единицы информации.doc. Заполните его, используя задания своего варианта.
- Переведите:
а) в байты: Кб; Кб; б) в мегабайты: 4 Гб; Гб.
- Один символ, введенный с клавиатуры, кодируется 1 байтом. Не забывайте, что пробел также считается символом. Исходя из этого, оцените информационный объем следующего правила:
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется» (кавычки не считайте).
- Сколько символов в учебнике, если в нём 43 страницы, а на каждой странице по 35 строк, в каждой строке 74 символа? Оцените информационный объем одной книги в байтах и определите, сколько электронных учебников поместится на информационном носителе объёмом 32 Мб?
- Сосчитайте в байтах информационный объем файла, содержащего черно-белое графическое изображение размером 250 х 340 пикселей?
Вариант 2
- Откройте Мои документы/ПАПКА 6Б/ Личная папка
- В Личной папке откройте файл Единицы информации.doc. Заполните его, используя задания своего варианта.
- Переведите:
а) в байты: Кб; Кб; б) в килобайты: 8 Мб; г) Мб.
- Один символ, введенный с клавиатуры, кодируется 1 байтом. Не забывайте, что пробел также считается символом. Исходя из этого, оцените информационный объем следующего правила:
«Периметр многоугольника равен сумме длин его сторон»
(кавычки не считайте).
- Сколько символов в учебнике, если в нём 54 страницы, а на каждой странице по 42 строки, в каждой строке 81 символ? Оцените информационный объем одной книги в байтах и определите, сколько электронных учебников поместится на информационном носителе объёмом 32 Мб?
- Сосчитайте в байтах информационный объем файла, содержащего черно-белое графическое изображение размером 400 х 300 пикселей?
Приложение 2.
Инструкция к самостоятельной работе по теме «Единицы информации»
- Впишите класс, свою фамилию, имя и вариант работы:
Класс | |
Фамилия, имя | |
Вариант |
- Для заполнения таблицы используйте приложение Калькулятор:
- Запустите приложение Калькулятор.
- Выполните необходимые вычисления.
- Скопируйте их в буфер памяти и вставьте в соответствующую ячейку таблицы.
№ задания | Действия | Ответ |
1а | Посчитайте, укажите единицу измерения | |
1а | Посчитайте, укажите единицу измерения | |
1б | Посчитайте, укажите единицу измерения | |
1б | Посчитайте, укажите единицу измерения | |
2 | Оцените информационный объём фразы. Укажите единицу измерения. | |
3. | Сосчитайте, сколько символов на странице учебника | |
Сосчитайте, сколько символов в учебнике | ||
Сосчитайте, сколько учебников поместится на информационном носителе? | ||
4. | Сколько бит содержит один пиксель черно-белого изображения? | |
Сколько байт содержит 1 пиксель цветного изображения? | ||
Сосчитайте, сколько пикселей содержит изображение в вашем задании? | ||
Оцените информационный объём указанного изображения. Укажите единицу измерения. |
- Закройте приложение Калькулятор.
- Сохраните изменения в файле. Закройте документ.
- Сохраните файл в своей папке под именем Единицы информации_фамилия_класс.doc
Приложение 3
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы»
- Откройте текстовый процессор MS Word.
- В пункте меню Разметка страницы в группе кнопок Параметры страницы выберите альбомную ориентацию страницы.
- На первой строке создайте красочную надпись «РАСПИСАНИЕ УРОКОВ».
- В пункте меню Вставка нажмите кнопку Таблицы. Выберите две строки и шесть столбцов. Щелкнув левой кнопкой мыши, подтвердите выбор. В документе должна появиться таблица из двух строк и шести столбцов.
- В ячейки верхней строки внесите названия дней недели с понедельника по субботу.
- В соответствующие ячейки строки впишите ваше расписание уроков. Расписание в каждой ячейке оформите в виде нумерованного списка.
- Поставьте курсор мыши в ячейку таблицы, тогда в верхней части строки меню появится новая кнопка Работа с таблицами. Под этой кнопкой нажмите кнопку Конструктор. Выберите понравившийся вам стиль оформления таблицы. Сохраните его.
- Сохраните файл в папке вашего класса, которая находится в папке Мои документы под именем Расписание_Фамилия_класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...
Конспект урока информатики на тему "Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Информация и знание"
Конспект урока по информатике 8 класс...
Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся
Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики...
Конспект урока информатики "Алгоритм с параметрами. Графический редактор Paint" (УМК «Мир информатики», 4 класс)
Цель: формирование у обучающихся умения составлять алгоритмы с параметрами, работать с графическим редактором PaintЗадачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с алгоритм...
Конспект урока информатики "Схема состава объекта и адрес составной части" (УМК «Мир информатики», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о схеме состава объекта и умения указывать адрес составной части. Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с правилами заполнения...
Конспект урока информатики "Понятия истина и ложь" (УМК «Мир информатики», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с истинными и ложными высказываниями;2. Фо...
Конспект урока информатики "Понятие дерево" (УМК «Мир информатики», 1 класс)
Цель урока: формирование понятия «дерево»Задачи урокаДидактические:— Способствовать развитию навыка работы с понятием «дерево»;— Научить классифицировать ...