Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Босова

5 класс

(1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx50.25 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № __

«____» __________2014 г.

___________________

Принято на

заседании МС

Протокол №__

«____» __________2014 г.

___________________

Утверждаю:

Директор школы

___________________

Рабочая программа по информатике и ИКТ

5 класс

(1 час в неделю)

Составил: Глазырин Михаил Анатольевич

г. Нижний Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л.Л.Босова) Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2010

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Содержание курса информатики и ИКТ для V классов (34 часов)

Общее число часов – 34 ч.

1. Компьютер для начинающих (8 ч).

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (15 ч).

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. 

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. 

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (10 ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».


Поурочно-тематическое планирование 5 класс

Темы уроков

Коли-чество часов

5 А

5 Б

5 В

план

факт

план

факт

план

факт

I четверть

1

Информация – Компьютер – Информатика.
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
 и организация рабочего места.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§ 1.1, 1.2

1

3.09

6.09

6.09

ЦОР
Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»; презентации «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»

2

Как устроен компьютер.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§2.1

1

10

13

13

ЦОР
Плакат «Компьютер и информация»; презентация «Компьютер на службе человека»

3

Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой»

§ 2.3 (1,2)

1

17

20

20

ЦОР
Плакат «Знакомство с клавиатурой»

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

§ 2.3 (3)

1

24

27

27

ЦОР
Плакат «Правила работы на клавиатуре»

5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры

§2.4

1

1.10

4.10

4.10

ЦОР
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

6

Рабочий стол. Управление мышью. Как работает мышь. Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь»

§2.5, 2.6

1

8

11

11

ЦОР
Логическая игра «Пары»

7

Главное меню. Запуск программ.
Практическая работа № 3 «Запускаем программ. Основные элементы окна программы»

§2.7

1

15

18

18

8

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню»

§2.8

1

22

25

25

ЦОР
Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml;
файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc

9

Действия с информацией. Хранение информации

§ 1.2, § 1.3

1

29

1.11

1.11

ЦОР
Плакаты «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»

II четверть

10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§ 1.4

1

12.11

15.11

15.11

ЦОР
Презентация «Носители информации»

11

Передача информации.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

§ 1.5

1

19

22

22

ЦОР
Плакат «Передача информации»;
презентация «Средства передачи информации»

12

Кодирование информации

§ 1.6

1

26

29

29

ЦОР
П
резентация «В мире кодов»

13

Формы представления информации. Метод координат.

§ 1.7, 1.8

1

3.12

6.12

6.12

ЦОР
Игра «Морской бой»

14

Текст как форма представления информации.

§ 1.9

1

10

13

13

ЦОР
Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

15

Табличная форма представления информации

§ 1.10

1

17

20

20

ЦОР
Презентация «Табличный способ решения логических задач»

16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа

§ 1.11

1

24

27

27

ЦОР
Презентация «Наглядные формы представления информации»;
интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml;
файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

III четверть

17

Обработка информации.
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор (часть 1)»

§ 1.12

1

14.01

17.01

17.01

ЦОР
Плакат «Обработка информации»

18

Обработка текстовой информации.
Практическая работа № 6 «Вводим текст»

§ 2.9 (1)

1

21

24

24

ЦОР
Плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (части 1, 2);
файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf

19

Обработка текстовой информации.
Практическая работа № 7 «Редактируем текст»

§ 2.9 (2)

1

28

31

31

ЦОР
Плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (часть 2);
файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.
Практическая работа № 8 «Работа с фрагментами текста (задания 1-5)»

§ 2.9 (2)

1

4.02

7.02

7.02

ЦОР Плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (часть 2);
файлы: Лишнее.rtf, Луокморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf

21

Редактирование текста. Поиск информации.
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6-7)»

§ 2.9 (2), § 1.13 (2)

1

11

14

14

ЦОР
Плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (часть 2);
файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf,

22

Изменение формы представления информации.
Систематизация информации.

§ 1.13 (1)

1

18

21

21

23

Форматирование – изменение формы представления информации.
Практическая работа № 9 «Форматируем текст»

§ 1.13 (3)

1

25

28

28

ЦОР
Плакат «Подготовка текстовых документов»;
презентация «Текст: история и современность» (часть 2);
файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf

24

Кодирование как изменение формы представления информации.
Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора»

§ 2.10 (1)

1

4.03

7.03

7.03

ЦОР
Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

25

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5)

§ 2.10 (2)

1

11

14

14

ЦОРОбразцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp

26

Обработка графической информации.
Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3) Проверочная работа

§ 2.10 (2)

1

18

21

21

ЦОР
И
нтерактивные тесты: test3-1.xml, test3-2.xml;
файлы для печати: тест3_1.doc, тест3_2.doc;
файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;
образцы выполнения заданий – файлы: Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка для Маши Матвеевой.bmp

IV четверть

27

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

§ 2.9, 2.10

1

1.04

4.04

4.04

ЦОР
Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

28

Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа № 5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
 (часть 2)»

§ 1.14 (1)

1

8

11

11

29

Преобразование информации путем рассуждений.
Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

§ 1.14 (2)

1

15

18

18

ЦОР
Презентация «Задача о напитках»;
файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

30

Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переливашки»

§ 1.14 (3)

1

22

25

25

ЦОР
Виртуальная лаборатория «Переливашки»

31

Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переправа»

§ 1.14

1

29

2.05

2.05

32

Контрольная работа.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №14. Анимация (начало)

§2.11

1

6.05

9

9

ЦОР
Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml;
файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc;
образец выполнения задания – презентация «Морское дно».ppt

33

Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему»

§ 2.11

1

13

16

16

ЦОР
Образцы выполнения заданий – файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

34

Урок-вернисаж работ учащихся

1

20

23

23


Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

V класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  12. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


[1] Курсивом отмечен дополнительный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)

Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (1 час в неделю) И.Г. Семакин

Рабочая программа по информатике составлена на основе·         Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;·...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (4 часа в неделю) И.Г. Семакин

Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный  курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом  280 часов...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  тре...

Рабочая программа по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю

Рабочая программа позволяет углубленно  изучать информатику в 5 классе...