Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Босова

6 класс

(1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол № __

«____» __________2014 г.

___________________

Принято на

заседании МС

Протокол №__

«____» __________2014 г.

___________________

Утверждаю:

Директор школы

___________________

Рабочая программа по информатике и ИКТ

6 класс

(1 час в неделю)

Составил: Глазырин Михаил Анатольевич

г. Нижний Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова) Информатика программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2010

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Содержание курса информатики и ИКТ для VI классов (34 часов)

Общее число часов – 34 ч.

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

Поурочно-тематическое планирование 6 класс

Темы уроков

Коли-чество часов

6 А

6 Б

6 В

план

факт

план

факт

план

факт

I четверть

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Техника безопасности и организация рабочего
 места.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§1.1.

1

6.09

4.09

6.09

ЦОР
Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»;
презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

2.

Файлы и папки.
Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

§1.2

1

13

11

13

ЦОР
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»;
презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

§1.3 (введение)

1

20

18

20

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

§1.3 (1)

1

27

25

27

ЦОРПлакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

1

4.10

2.10

4.10

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа №3 (задание 1)

§1.3 (2)

1

11

9

11

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации.
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

§1.3 (2)

1

18

16

18

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Пр работы №№1-3.

1

25

23

25

ЦОР
Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

1

1.11

30

1.11

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp

II четверть

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

§1.3 (3)

1

15

13

15

ЦОР
Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 3);
файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

11.

Единицы измерения информации.
Практическая работа №5. «Маркированные списки»

§1.4

1

22

20

22

ЦОР
Плакат «Как хранят информацию в компьютере»;
презентация «Единицы измерения информации»;
файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Контрольная работа.
Информация и знания.
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы»
(задания 1-2)

§2.1

1

29

27

29

ЦОР
Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;
презентация «Информация и знания»;
файл Пары.doc

13.

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем таблицы»
(задания 3-4)

§2.2

1

6.12

4.12

6.12

ЦОР
Презентация «Чувственное познание»;
файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице»

§2.3 (введение)

1

13

11

13

ЦОР
Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1);
файл Загадки.doc

15.

Как образуются понятия.
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы»
(задания 1-2)

§2.3 (1)

1

20

18

20

ЦОР
Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

16.

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

Пр работы №№4-8

1

27

25

27

ЦОР
Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

III четверть

17.

Содержание и объем понятия.
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы»
(задания 3-5)

§2.3 (2)

1

17.01

15.01

17.01

ЦОР
Презентация «Содержание и объем понятия»;
файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

§2.3 (3)

1

24

22

24

ЦОР
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1);
файл Головоломка.bmp

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)

§2.3 (3)

1

31

29

31

ЦОР
Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2);
файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

20.

Определение понятия.
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)

§2.3 (4)

1

7.02

5.02

7.02

ЦОР
Презентация «Понятие»

21.

Классификация.
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4-6)

§2.3 (5)

1

14

12

14

22.

Суждение как форма мышления.
Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-3)

§2.4

1

21

19

21

ЦОР
Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления.
Практическая работа № 11«Рисуем в редакторе Word» (задания 4-6)

§2.5

1

28

26

28

ЦОР

Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм.
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

§3.1

1

7.03

5.03

7.03

ЦОР
Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml;
файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

25.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки»

§3.2

1

14

12

14

ЦОР
Плакат «Алгоритмы и исполнители»;
презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)
виртуальная лаборатория «Переливашки»

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

§3.3
Пр работы №№ 8-9.

1

21

19

21

ЦОР Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);
файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

IV четверть

27-28.

Линейные алгоритмы.
Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

§3.4 (1)

2

4.04

11.04

2.04

9.04

4.04

11.04

ЦОР
Плакат «Алгоритмы и исполнители»;
презентация «Типы алгоритмов» (часть 1):
образец выполнения задания – файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 14 «PowerPoint. Времена года».

§3.4 (2)

2

18

25

16

23

18

25

ЦОР
Плакат «Алгоритмы и исполнители»;
презентация «Типы алгоритмов» (часть 2);
образец выполнения задания – файлы Времена года.ppt,
Головные уборы.ppt

31-32.

Циклические алгоритмы.
Практическая работа № 15 «PowerPoint. Скакалочка».

§3.4 (3)

2

2.05

9.05

30.04

7.05

2.05

9.05

ЦОР
Плакат «Алгоритмы и исполнители»;
презентация «Типы алгоритмов» (часть 3);
образец выполнения задания – файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

33.

Контрольная работа.
Систематизация информации.
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами  и папками Часть 2»

§1.2

1

16

14

16

ЦОРИнтерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml;
файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

34

Итоговый мини-проект.
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу»

1

23

21

23

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

VI класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  12. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)

Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (1 час в неделю) И.Г. Семакин

Рабочая программа по информатике составлена на основе·         Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;·...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (4 часа в неделю) И.Г. Семакин

Согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный  курс «Информатика и ИКТ» на профильном уровне преподается в 10-11 классах общим объемом  280 часов...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  тре...

Рабочая программа по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю

Рабочая программа позволяет углубленно  изучать информатику в 5 классе...