Табличные информационные модели
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Меркулова Виктория Сергеевна

Конспект урока "Табличные информационные модели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablichnye_informatsionnye_modeli.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Табличные информационные модели»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
  • упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях; 
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • Ноутбуки;
  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

Основные понятия:

  • модель,
  • информационная модель,
  • знаковая информационная модель,
  • табличная информационная модель.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.  

•  Что такое модель?

Модель – это заместитель объекта – прототипа.

•  Что такое моделирование?

Моделирование – процесс создания и изучения модели.

•  Какие модели называют натурными?

копия объекта в уменьшенном или увеличенном виде.

•  Какие модели называют информационными?

Это модели, представленные на носителе.

•  Какие существуют виды информационных моделей?

Знаковые, образные и смешанные.

•  Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

Знаковые.

2.  Проверка домашнего задания.

1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 350С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 300С равна 352 м/сек.

2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

2б) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

3) Ответ: время вычисляется на основании формулы . Так как t= 8часов, B= 24 часа, то = =12 часов.

4)  Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы  г)  и  не  хватит  на  вариант  б).  При решении вариантов а)  и  в) нужно  мысленно «разогнуть  ступеньки»  и  убедиться,  что  в каждом  из  этих  случаев  получается  прямоугольник 6*10, а,  следовательно,  провода достаточно.

  1.  Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. (слайд 1 – 3)

Хронологические таблицы  слайд 4

Расписание уроков Слайд 5

Программа телепередач Слайд 6

Таблица Д.И. Менделеева слайд 7.

Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Задание 1. Национальный костюм.  Слайд 8 - 10

Укажите объекты и одинаковые
свойства объектов

Таблица состоит из столбцов и строк. Слайд 11.

Столбцы

Строки

Ячейка

Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.

Правила оформления таблицы (слайд 12)

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения.
  4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:

? – данные неизвестны;

× – данные невозможны;

 – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Классификация таблиц (слайд 13)

Таблица типа «объекты-свойства» содержит информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. (Слайд 14 - 15)

Таблица типа «объекты- объекты- один» содержит информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. (слайд 16 – 17)

Слайд 18.

Таблица типа «объекты -объекты- несколько»

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

Слайд 19.

Таблица типа «объекты-свойства-объекты».

Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Слайд 20-21

Вычислительными называют таблицы, где значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если:

- в этих классах одинаковое количество объектов;

- каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса;

- каждый объект второго класса связан заданным свойством только с одним объектом первого класса.

  1. Закрепление изученного мматериала.

Решение задачи с помощью таблицы.

Маша, Оля,  Лена и Валя  играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не  знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Увлечение

Девочка

Маша

Оля

Лена

Валя

Музыкальный инструмент

Рояль

1

0

0

0

Скрипка

0

0

1

0

Виолончель

0

1

0

0

Арфа

0

0

0

1

Иностранный язык

Французский

0

0

1

0

Немецкий

0

1

0

0

Английский

1

0

0

0

Итальянский

0

0

0

1

Ответ: Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,
Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка
и французский, Вали – арфа и итальянский.

  1. Практическая работа.

Практическая  часть  урока (задания  №1  и  №2  работы  №6 «Создание табличных моделей») посвящена  формированию навыков создания и форматирования таблиц.

При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем,  чтобы  ученики  не  создавали  пять  разных  таблиц,  а  редактировали  первую  таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя  автоформатирование  и реализуя  сортировку  данных.

В  задании  №2 «Природа России» ученики  не  только  отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

  1.   Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69) рабочая тетрадь. Задания к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...

Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

Табличные информационные модели

Исследование табличных информационных моделей....

Табличные информационные модели

Презентация для 7 класса. Структура и правила оформления таблиц типа ОС, ОО, ООН, ОСО....

Табличные информационные модели

Типы табличных информационных таблиц. Правила заполнения таблиц....

Обобщающий урок теме «Табличные информационные модели».

Урок позволяет обобщить полученные по данной теме знания и показать возможность их применения на практике, актуализировать необходимость изучения этой темы в школьном курсе.Групповая работа на у...

Табличные информационные модели.

Создание таблиц по информационным моделям объектов....