Методическая разработка по информатике "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Башкатова Светлана Михайловна

Рассматривается история появления различных систем счисления. Перевод и арифметические операции с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya.doc530.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Система счисления» в школьном курсе информатики занимает  особое место. Ее изучение позволяет не только объяснить учащимся арифметические основы ЭВМ, указать на особенности и преимущества двоичной системы счисления, но и расширить представление школьников о системах счисления вообще.

План изучения темы:

1. Понятие о системах счисления

Как считали в прошлом

Основные определения

Задания

2. Представление чисел в позиционных системах счисления

Алфавит систем счисления

Задания

3. Связь между системами счисления

Перевод   целых чисел

Перевод  дробных  чисел

Перевод  смешанных  чисел

Перевод  в  другие  системы  счисления

Схема Горнера

Перевод чисел из произвольной системы в десятичную

Задания

Перевод    2             8, 16

Задания

4. Двоичная система счисления

Общие сведения

Двоичная арифметика

Задания

Двоичная дополнительная арифметика


1. Понятие о системах счисления

Как считали в прошлом

«Все есть число»,- говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

Следы древних систем счета встречаются в культуре и обычаях многих народов.

К Древнему Вавилону восходит деление числа на 60 минут и угла на 360 градусов.

К Древнему Риму восходит традиция записывать числа:  I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, …

К англосаксам - жителям Британских островов - восходит традиция счета дюжинами: в году 12 месяцев, в футе 12 дюймов, сутки делятся на два периода по 12 часов, карандашей и фломастеров в наборе обычно бывает 6,12,24.

А вот Шведский король Карл XII в 1 7 17 г. увлекался восьмеричной системой, считал ее более удобной и намеревался королевским указом ввести ее как общегосударственную.

Пятеричная система использовалась в Китае.

Потребовалось много тысячелетий, чтобы люди научились называть и записывать числа так, как это делаем мы с вами. Начало этому было положено в Древнем Египте и Вавилоне и было в основном завершено индийскими математиками в V-VII вв. н.э. Арабы, познакомившись с этой нумерацией первыми, по достоинству ее оценили. Получив название арабской, эта система в XII в. распространилась по всей Европе.

Вопреки распространенному заблуждению, двоичная система счисления была придумана не инженерами – конструкторами ЭВМ, а математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в XVII- XIX вв. Великий немецкий ученый Лейбниц считал:

«Вычисление с помощью двоек … является для науки основным и порождает новые открытия….  При сведении чисел к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок».

Позже двоичная система была забыта, и только в 1936- 1938 гг. американский инженер и математик Клод Шеннон нашел замечательные применения двоичной системы при конструировании электронных схем.


Основные определения

Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Системы счисления бывают позиционными и непозиционными.

Непозиционными  системами называется такая система, в которой значение каждой цифры не зависит от ее положения в коде числа.

Позиционной  системой называется система, в которой значение цифры зависит от ее места в коде числа.

Пример 1 (непозиционной системы счисления), римская

I  -- 1

C -- 100

V -- 5

D -- 500

X -- 10

M -- 1000

L -- 50

Правило записи:

  • Меньшие знаки, поставленные справа от большего – прибавляются к его значению.
  • Меньшие знаки, поставленные слева от большего – вычитаются из него.

IX - 9

XXVIII - 28

XI -11

IC -- 99

XXVII означает 10+10+5+1+1 = 27

MMMD = 1000 + 1000 + 1000 + 500 = 3500

MCMXCIV = 1000+(1000-100)+(100-10)+(5-1)=1994

Правило записи:        

Если в комбинации буквы идут в порядке от больших к меньшим, то соответствующие числа складываются. Если же какая-то буква нарушает порядок, то из ее значения вычитается значение предыдущей буквы.

Пример 2 (позиционные системы счисления) – 2, 5, 8, 10, 12, 16, 60, и др.

10 сист. сч.   –    Возникла в Вавилоне, Древняя Греция. Завершена в   Индии     V-VII в. Распространилась в Европе – XII в.

12сист.  сч.   –    Дюжина.

5 сист.   сч.   –    Китай.

8 сист.   сч.   –    Шведский король-XII, 1717 год.

60 сист. сч.   –    Вавилон.

Задания

  1. Запишите год, месяц и число своего рождения с помощью римских цифр.
  2. Что вы можете сказать о числах VVV и 555?

2. Представление чисел в позиционных системах счисления

Существует полная и краткая формы записи числа.

Краткая форма:

        13910,   1325,   248

        Формула:

А = ап-1 ап-2 … а1  а0  а-1  а-2  … аm

Полная форма:

        2   1   0

        1 3 910 = 1*102 + 3*101 + 9* 100 

        2  1  0

        1324 = 1* 42 + 3*41 + 2*40

        1   0

        245 = 2*51 + 4*50

Например:

           3  2  1  0   -1  -2

  1. А10 = 4718,6310

А10 = 4*103 + 7*102 + 1*101 + 8*100 + 6*10-1 + 3*10-2

 

               3  2  1  0  -1

  1. А8 = 7764,1

А8 = 7*83 + 7*82 + 6*81 + 4*80 + 1*8-1

Каждая система имеет  название, основание, алфавит.

        

Название сист.

десятичная

восьмеричная

Основание

10

8

Алфавит

0, 1,2, 3,4,5,6,7,8,9

0,1,2,3,4,5,6,7

  1. Пятеричная система, основание  –    q = 5.

Алфавит     --    0,1,2,3,4

           3   2  1  0   -1 -2

А5=2430,215

А5=2*53+4*52+3*51+0*50+2*5-1+1*5-2

4. Шестнадцатеричная система,  q =16 – основание.

Алфавит:  0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

                                                10   11  12  13  14  15

       2   1   0

А16=3AF16

A16 = 3*162+A*162+F*160  = 3*162+10*161+15*160

Правило: Вычислив эти выражения,  можно получить десятичный эквивалент числа.

Алфавит систем счисления

10 сист.

2 сист.

8 сист.

16 сист.

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

Задания

  1. Запишите в развернутом виде числа:

А10 = 143511; А8 = 143511; А7 = 143511; А16 = 143511

  1. Запишите в десятичной системе счисления  числа:

А9 = 8881; А5 = 423,1; А3 = 120; А16 = 2Е5А,12; А4 = 100,21

  1. Как записывается в десятичной системе счисления число 10101, если считать его написанным в системах счисления: 2, 8, 16.

     «Несерьезные» вопросы

Серьезные ответы

Когда  2х2 = 100?

В двоичной системе

Когда  2х2 = 11?

В троичной системе

Когда  2х3 = 11?

В пятеричной системе

Когда  3х3 = 13?

В шестеричной системе

  1. Связь между системами счисления

Перевод   целых чисел

10          2   

                     

1.         11  2

        10     5    2

            1    4       2    2

                  1       2     1                             Ответ: 1110=10112

                              0

2. Если десятичное число достаточно большое, то можно применить другой способ:

Число

363

181

90

45

22

11

5

2

1

Делитель

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Остаток

1

1

0

1

0

1

1

0

1

Ответ: 36310 = 1011010112

2           10

 5  4  3  2  1  0

1101102 = 1*25+1*24+0*23+1*22+1*21+0*20 = 32+16+0+4+2+0 = 5410;

Перевод  дробных  чисел

0,

5625

0,

7

   

2

2

1,

1250

1,

4

2

2

0,

2500

0,

8

2

2

0,

5000

1,

6

2

2

1,

0000

1,

2

2

0,

4

Ответ:  0,562510=0,10012;                               0,710=0,10110…2;

       6  5  4  3  2  1  0

0,11011012 =1*26+1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20 =64+32+8+4+1=10910

Перевод  смешанных  чисел

                                17, 2510  =  10001,012

  1. 2                    
  1. 8    2

  1  8    4      2

      0    4      2   2

              0      0      1

0,

25

2

0,

50

2

1,

00

Схема Горнера

6     5    4    3    2    1    0

1 1 0 1 0 1 12   =  10710

      -1  –2   –3  –4  –5  –6  -7

0,1 1 1 0 1 0 12  =  0,914010

 S6 = 1+  0 * 2 =    1

 S5 = 1+  1 * 2 =    3

 S4 = 0+  3 * 2 =    6

 S3 = 1+  6 * 2 =  13

 S2 = 0+13 * 2 =  26

 S1 = 1+26 * 2 =  53

 S0 = 1+53 * 2 =107

S7 = 1 + 0          = 1

S6 = 0 + 1          = 0,5

S5 = 1 + 0,5       = 1,25

S4 = 0 + 1,25     = 0,625

S3 = 1 + 0,625   = 1,3125

S2 = 1 + 1,3125 = 1,6563

S1 = 1 + 1,6563 = 1,8281

S0 = 0 + 1,8261 = 0,9140

Перевод чисел из произвольной системы в десятичную

Основание десятичной системы в двоичной системе имеет вид

1 0 1 0 1 1 0 1,12 = ……….10

10101101      1010

1010               10001   1010

        1101         1010      1

        1010       00111      1

         0011               7

                3

0, 1000

    1010

1  000

      100  0

      101, 0000  

         5

Ответ:         1 0 1 0 1 1 0 1,12  =  173,510

Задания

  1. Переведите целые числа из 10 системы счисления в двоичную:
  1. 513        2) 600        3) 602        4) 1000

5) 2304        6) 5001        7) 7000        8) 8192

Ответы:

1) 1000000001        2) 1001011000        3) 1001011010        4) 1111101000

5)100100000000        6) 1001110001001     7) 1101101011000           8)10000000000000

  1. Переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления:

1) 0,4622

2) 0,5198

3) 0,5803

4) 0,6124

5) 0,7351

6) 0,7982

7) 0,8544

8) 0,9321

Ответы:

1) 0,011101

2) 0,100001

3) 0,100101

4) 0,100111

5) 0,101111

6) 0, 110011

7) 0,110110

8) 0,111011

  1. Переведите смешанные десятичные числа в 2  систему счисления:

1) 40,5

2) 31,75

3) 124,25

Ответы:

1) 101000,1

2) 11111,11

3) 1111100,01

 

  1. Переведите целые числа из 2 системы в 10  по схеме Горнера:

1)110101110001110

2)1001010011011101

3)10110010010001010

4)11000011010100000

Ответы:

1)27534

2)38109

3)91274

4)100000

  1. Переведите дробные числа из 2 системы в 10  по схеме Горнера.       Счет ведите с 4 знаками после запятой.

1)0,010101100111

2)0,100010011011

3)0,101111001101

4)0,110111101111

Ответы:

1)0,3376

2)0,5378

3)0,7375

4)0,8708


Перевод    2             8, 16

       5          4        1         0        6        2

1.  101 100 001 000 110 0102 = 5410628;                      8 = 23;

              2           0            0            15             8             7

2.  0010  0000  0000  1111  1000  01112 = 200F8716;    16=24; 

Разбиение начинается от запятой.

                5          4         2

3. 0, 101  100 0102  =  5428;

                  8             0              3

4. 0, 1000  0000  00112 = 80316;

        Разбиение начинается от запятой.

Задания

  1. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

1)1010001001011

2)101001101111

3)110001000100

4)1010,00100101

5)1110,01010001

6)1000,1111001

Ответы:

1)12113

2)13157

3)6104

4)12,112

5)16,242

6)10,744

  1. Переведите двоичные числа в 16  систему счисления:

1)1010001001011

2)1011001101111

3)110001000100

4)1010,00100101

5)1110,01010001

6)100,1111001

Ответы:

1) 144В

2) 166F

3) C44

4) A,25

5) E,51

6) 4,F2

  1. Переведите 8 числа и 16 числа  в двоичную  систему счисления:

1)2668

2)12708

3)10,238

4)26616

5)2A1916

6)10,2316

Ответы:

1)10110110

2)1010111000

3)1000,010011

4)1001100110

5)10101000011001

6)10000,0010001


Перевод  в  другие  системы  счисления

17310 =……..8;           17310=………..16;

  • целая часть

1

7

3

8

1

7

3

1

6

1

6

2

1

8

1

6

1

1

3

1

6

2

1

3

8

5

D

5

1

7

310

=

2

5

58

1

7

310

=

1

D16

  • дробная часть

0,

6

5

6

2

5

0,

6

5

6

2

5

8

1

6

5,

2

5

0

0

0

10,

5

0

0

0

0

8

1

6

2,

0

0

0

0

0

8,

0

0

0

0

0

0,

6

5

6

2

510

=

0,

5

28

0,

6

5

6

2

510

=

0,

A

816

  • смешанные числа

1

2

4,

2

510

=

...

8

0,

2

5

8

1

2

4

8

2,

0

0

8

1

5

8

4

4

8

1

4

0

7

4

1

2

4,

2

510

=

1

7

4,

28


Задания

1. Переведите целые числа из 10 – й в восьмеричную систему счисления:

1)8700

2)8888

3)8900

4)9300

Ответы:

1)20774

2)21270

3)21304

4)22124

2. Переведите целые числа из 10 – й в  16 –ю систему счисления:

1) 266

2) 1023

3) 1280

4) 2041

Ответы:

1) 10A

2) 3FF

3) 500

4) 7F9

3. Переведите целые числа из 10 – й в восьмеричную систему счисления:

1) 0,43

2) 37,41

3) 2936

4) 481,625

Ответы:

1) 0,3341…

2) 45,32

3) 5570

4) 741,5

4.  Переведите целые числа из 10 – й в 16 –ю систему счисления:

1) 0,17

2) 43,78

3) 25,25

4) 18,5

Ответы:

1) 0,2B8

2) 2В,С7

3) 19,4

4) 12,8


4. Двоичная система счисления

Общие сведения

Из всех позиционных систем счисления особенно проста и поэтому интересна двоичная система счисления. В ней для записи чисел используется всего 2 цифры: 0 и 1. Запись 10 означает число 2.

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Вот что писал П.С. Лаплас об отношении к двоичной системе великого немецкого математика Г.Ф. Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все сущее из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа».

Эти слова подчеркивают удивительную универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

        Представим десятичное число 234 в двоичной системе счисления. Для этого составим таблицу:

234

= 2 * 117 +

0

     6      5     4     3     2     1     0

  1  1  0  1 0  1 12   =  10710

                                                                                         

117

= 2 *   58 +

1

 S6 = 1 +   0 * 2 =    1

 S5 = 1 +   1 * 2 =     3

 S4 = 0 +   3 * 2 =     6

 S3 = 1 +   6 * 2 =   13

 S2 = 0 + 13 * 2 =   26

 S1 = 1 + 26 * 2 =   53

 S0 = 1 + 53 * 2 = 107

  58

= 2 *   29 +

0

  29

= 2 *   14 +

1

  14

= 2 *     7 +

0

    7

= 2 *     3 +

1

    3

= 2 *     1 +

1

   1

= 2 *     0 +

1

23410 = 111010102                                 11010112 = 10710

Задание

  1. Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда? Сосчитайте, сколько листьев выросло к десятому дню.
    Двоичная арифметика

Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, изложим вкратце правила выполнения арифметических операций над числами, представленными в двоичной записи.

Арифметика двоичной системы счисления основывается на использовании следующих таблиц сложения, вычитания и умножения:

+

0

1

0

1

х

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

1

1

10

1

1

0

1

0

1

Сложение                                                 Вычитание

+

1

1

1

1

1

.

10

.

10

1

0

1

0

0

1

1,

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1,

1

1

1

0

0

1,

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1,

1

1

1

0

1

1

0

1,

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0,

0

                                                   

Умножение

1

1

0

0

1,

0

1

1

1,

0

1

     

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

Деление

.

1

10

.

1

10

-

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0


Задания

  1. Выполните операцию сложения над двоичными числами:

1) 10010011+101101

2)10110111+10011011

3) 1011101+11101101

4)10010111+1011100

5) 11101001+10011101

6)11010011+11011011

7) 110010,11+110110,11

8)111011,11+101111,11

Ответы:

1)11000000

2)101010010

3)101001010

4)11110011

5)110000110

6)110101110

7)1101001,10

8)1101011,10

  1. Выполните операцию вычитания над двоичными числами:

1)100001000-10110011

2)11001100-101110110

3)110101110-10111111

4)110010011-110100110

5)11011011-110101110

6)110000110-10011101

7)11110011-10010111

8)1100101,101-10101,111

Ответы:

1)1010101

2)10101010

3)11101111

4) 11011011

5)11010011

6)11101001

7)1011100

8)1001111,110

  1. Выполните операцию умножения над двоичными числами:

1)100001х1111,11

2)111110х100010

3)100011х1111,01

4)111100х100100

5)100101х111011

6)111010х100110

7)100111х111001

8)111000х101000

Ответы:

1)1000000111,11

2)100000111100

3)1000010101,11

4)100001110000

5)100010000111

6)100010011100

7)100010101111

8)100011000000

  1. Выполните операцию деления над двоичными числами:

1)111010001001:111101

2)101111001:110101

3)11111100101:101011

4)100011111111:101111

5)100011011100:110110

6)100010000111:111011

7)111010001000:111100

8)101011110101:110111

Ответы:

1)111101

2)111001

3)101111

4)110001

5)101010

6)100101

7)111110

8)110011


Двоичная дополнительная арифметика

А как же МП работает с отрицательными числами?

Как процессор «угадывает», когда он имеет дело с числом, записанным в 2 арифметике, а когда с числом, имеющим знак?

- Целые числа в ПК могут представляться со знаком и без знака.

Диапазоны значений целых чисел без знака:

Формат числа в байтах

Запись с порядком

Обычная запись

1 байт

0   -    28-1

0-255

2 байта

0   -    216-1 (0-64 кб)

0-65535

4 байта

0   -    224-1 (0-4 Гб)

0- 4 Гб

Целое число

в 1 байтовом формате:  

От  0000 0000 –  до  1111 1111

Целое число

в 2 байтовом формате:  

От  00000000 00000000 –  до  11111111 11111111

                         6    5    4    3     2    1    0

Например:  7210=1 0 0 1 0 0 02

Запись целого числа без знака в памяти ПК.

В 1 байтовом формате

0

1

0

0

1

0

0

0

В 2 байтовом формате

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

Диапазоны значений целых чисел со знаком:

Целые числа со знаком обычно занимает в памяти ПК 1;2;4 байта, при этом левый (старший) разряд содержит информацию о знаке числа.

Знак  « + »  кодируется  нулем.

Знак  « - »  кодируется   единицей.

Формат числа

в байтах

Запись с порядком

Обычная запись

1 байт

-27..….  27-1

-128…127

2 байта

-215….  215-1

-32768…32767

4 байта

-231….  231-1

- 2 147 483 648…2 147 483 647

Рассмотрим особенности записи целого числа со знаком на примере одно- байтового формата, при котором для знака отводится 1 разряд, а для абсолютной величины цифр – 7 разрядов.

В компьютерной технике применяется 3 формы записи (кодирования) целых чисел со знаком:

  • Прямой код
  • Обратный код
  • Дополнительный код

Последние две формы применяются особенно широко.

Положительные числа в прямом, обратном и дополнительных кодах изобража -ются одинаково.

                            Знак «+»                                              знак «+»

    0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

               Число 110 = 12                                         Число 12710 = 11111112

Отрицательные числа в прямом, обратном и дополнительных кодах имеют  разное изображение.

  1. Прямой код.       В знаковый разряд помещается 1, а в остальные разряды код его

                                абсолютной величины.

   

Число     -1

Число    -127

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                         Знак числа  «-»                                                Знак числа  «-»

2. Обратный код.      Код получается заменой всех цифр двоичного кода абсолютной            величины и знака:  нули         заменяются   единицами

                                        единицы   заменяются   нулями.

Число     -1

Число    -127

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

                           Знак числа  «-»                                                Знак числа  «-»

3. Дополнительный код.  Код получается из обратного кода с последующим    прибавлением 1 к его младшему разряду.

Число     -1

Число    -127

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

                        Знак числа  «-»                                                Знак числа  «-»

        

Отрицательные числа при вводе в машину автоматически преобразуются в обратный или дополнительный двоичный код и так хранятся, при выводе происходит обратное преобразование.


Задания

  1. Запишите уменьшающийся ряд чисел +3, +2, …, -3 в однобайтовом формате:

а) в прямом коде; б) в обратном коде; в) в дополнительном коде.

  1. Запишите числа в прямом коде ( формат 1 байт):

а) 31

б) -63

в) 65

г) -128

  1. Запишите числа в обратном и дополнительных кодах (формат 1 байт):

а) -9

б) -15

в) -127

г) -128

  1. Найдите десятичные представления чисел, записанных в дополнительном коде:

а) 11111000

б) 10011011

в) 11101001

г) 10000000

  1.  Найдите десятичные представления чисел, записанных в обратном коде:

а) 11101000

б) 10011111

в) 10101011

г) 10000000

Арифметические действия с отрицательными числами

Знак числа важен только для  действий сложения и вычитания. В большинстве компьютеров операция вычитания не используется. Вместо нее производится сложение уменьшаемого с обратным или дополнительным кодом вычитаемого.

При сложении обратных кодов чисел А и В имеют место 4 основных и 2 особых случая.

Случай 1.    А и В положительные.

                При суммировании складываются все разряды, включая разряд знака.

Так как знаковые разряды положительных слагаемых равны нулю, разряд знака суммы тоже равен нулю.

Например:

Десятичная запись

Двоичные коды

3

0

0

0

0

0

0

1

1

7

+

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

Получен правильный результат.


Случай 2.   A>0, B<0; B>A

Десятичная запись

Двоичные коды

3

0

0

0

0

0

0

1

1

-

1

0

+

1

1

1

1

0

1

0

1

Обратный код числа -10

-

7

1

1

1

1

1

0

0

0

Обратный код числа -7

1

0

0

0

0

1

1

1

Прямой код числа -7

Получен правильный ответ в обратном коде.

Случай 3.   A<0, B>0; B

Десятичная запись

Двоичные коды

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

-

3

1

1

1

1

1

1

0

0

Обратный код числа -3

7

0

0

0

0

0

1

1

0

+

1

0

0

0

0

0

1

1

1

Компьютер исправляет полученный результат переносом единицы из знакового

разряда в младший разряд суммы.

Случай 4.   A<0, B<0

Десятичная запись

Двоичные коды

-

3

1

1

1

1

1

1

0

0

Обратный код числа -3

-

7

1

1

1

1

1

0

0

0

Обратный код числа -7

-

1

0

1

1

1

1

0

1

0

0

+

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Обратный код числа -10

1

0

0

0

0

0

1

0

Прямой код числа -10

        Компьютер исправляет полученный результат переносом единицы из знакового разряда в младший разряд суммы.

Случай 5.  A>0, B>0, A+B>= 2n-1 (для однобайтового формата n = 8,  27=128)

Десятичная запись

Двоичные коды

6

5

0

1

0

0

0

0

0

1

+

9

7

0

1

1

0

0

0

0

1

1

6

2

1

0

1

0

0

0

1

0

Переполнение

Несовпадение знака суммы и знаков слагаемых, что является свидетельством переполнения разрядной сетки.

Случай 6.  A<0, B<0, A+B>= 2n-1 (для однобайтового формата n = 8,  27=128)

Десятичная запись

Двоичные коды

-

6

5

1

1

0

0

0

0

0

0

Обратный код числа -63

-

9

7

1

0

1

0

0

0

0

0

Обратный код числа -95

-

1

6

2

0

1

1

0

0

0

0

0

Переполнение

+

1

        Знак суммы не совпадает со знаками слагаемых, что является свидетельст-вом переполнения разрядной сетки.

        

Все рассмотренные случаи имеют место и при сложении дополнительных кодов чисел.

Задания

Выполните вычитание чисел путем сложения их обратных кодов в формате 1 байт:

1) 9-2

4) -20-10

7) -120-15

2) 2-9

5) 50-25

8) -126-1

3) -5-7

6) 127-1

9) -127-1

 Представление в компьютере вещественных чисел

        Вещественными числами в компьютерной технике называются числа, имеющие дробную часть.

        При написании вместо запятой принято писать точку.

        Любое число n в системе счисления с основанием q можно записать в виде

N = M * q p, где M называется мантиссой числа, а  p порядком. Такой способ записи чисел называется представлением числа с плавающей запятой.   Мантисса должна быть правильной дробью, первая цифра которой отлична от нуля:                М [0.1;1).  Такое представление вещественных чисел называется нормализованным.

Например:

Десятичная система

Двоичная система

753.15 = 0.75315*103

-101.01 = -0.10101*211

(порядок  112 = 310)

-0.000034 = -0.34*10-4

0.000011 = 0.11*2-100

(порядок  –1002 =  -410)

        

Вещественные числа в компьютерах различных типов записываются по разному.

Характеристики форматов вещественных чисел

Формат вещественных чисел

Размер в байтах

Количество значащих десятичных цифр

Одинарный

4

7   или   8

Вещественный

6

11 или  12

Двойной

8

15 или  16

Расширенный

10

19 или  20

        При хранении числа с плавающей точкой отводятся разряды для мантиссы, порядка, знака числа, знака порядка.

……

…….

Знак числа                             Порядок                                      Мантисса

Знак порядка

Рассмотрим на примерах, как записываются некоторые числа в нормализованном виде в 4 байтном формате.

Пример 1    Число 6.2510= 110.012 =0.11001*211

31

30

22

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

……..

0

0

Порядок

Мантисса

Знак числа

Знак порядка

Пример 2  Число – 0.12510 = - 0.0012 = - 0.1*2-101;

                (отрицательный порядок записан в дополнительном коде)

-310 =1000 00112=1111 11002=1111 11012;

31

30

22

2

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

…….

0

0

0

0

Порядок

Мантисса

Знак числа

Знак порядка

Задания

Запишите  числа в нормализованном виде в 4 байтном формате:

1) 23,4510       2) –17,8510       3) 5,2510        4) – 0,0005910


Арифметические действия над нормализованными  числами

Сложение и вычитание

При сложении и вычитании сначала производится подготовительная операция, называемая выравниванием порядков.

В процессе выравнивания порядков мантисса числа с меньшим порядком сдвигается в своем регистре вправо на количество разрядов, равное разности порядков операндов. После каждого сдвига порядок увеличивается на единицу.

        В результате выравнивания порядков одноименные разряды чисел оказываются расположенными в соответствующих разрядах обоих регистров, после чего мантиссы складываются или вычитаются. В случае необходимости полученный результат нормализуется путем сдвига мантиссы результата влево. После каждого сдвига влево порядок результата уменьшается на единицу.

Пример 1. Сложим двоичные нормализованные числа 0.10111*2-1 и 0.11011*210.

Разность порядков слагаемых равна трем, поэтому перед сложением мантисса первого числа сдвигается на три разряда вправо:

0.

0

0

0

1

0

1

1

1

*

210

+

0.

1

1

0

1

1

*

210

0.

1

1

1

0

1

1

1

1

*

210

Пример 2 Выполним вычитание двоичных нормализованных чисел 0.10101*210 и    0.11101*21. Разность порядков уменьшаемого и вычитаемого здесь равна единице, поэтому перед вычитанием мантисса второго числа сдвигается на один разряд вправо:

0.

1

0

1

0

1

*

210

0.

0

1

1

1

0

1

*

210

0.

0

0

1

1

0

1

*

210

Результат получился ненормализованным, поэтому его мантисса сдвигается влево на два разряда с уменьшением порядка на две единицы: 0.1101*20.

Умножение

        При умножении двух нормализованных их порядки складываются, а мантиссы перемножаются.

Пример 3   Выполним умножение двоичных нормализованных чисел:

                (0.11101*2101)*(0.1001*211)=(0.11101*0.1001)*2(101+11)=0.100000101*21000.

Деление

При делении двух нормализованных чисел из порядка делимого вычитается порядок делителя, а мантисса делимого делится на мантиссу делителя. Затем в случае необходимости полученный результат нормализуется.

Пример 4     Выполним  деление  двоичных нормализованных чисел:

                   0.1111*2100 : 0.101*211 = (0.1111:0.101)*2 (100-11)= 1.1*21=0.11*210.


Арифметические операции

в позиционных системах счисления

        Операции сложения, вычитания, умножения и деления в разных системах счисления выполняются по одним правилам. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.

Сложение

в двоичной

системе

+

0

1

0

0

1

1

1

10

Сложение в восьмеричной системе

+

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

10

2

2

3

4

5

6

7

10

11

3

3

4

5

6

7

10

11

12

4

4

5

6

7

10

11

12

13

5

5

6

7

10

11

12

13

14

6

6

7

10

11

12

13

14

15

7

7

10

11

12

13

14

15

16

Сложение в шестнадцатеричной системе

        

+

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

2

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

3

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

4

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

5

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

6

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

7

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

8

8

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

9

9

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

A

A

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

B

B

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

C

C

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

D

D

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

E

E

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

F

F

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1A

1B

1C

1D

1E


Пример 1      Сложим числа в 8 и 16 системах счисления.

Восьмеричная: 178 + 68

Шестнадцатеричная: F16 + 616

1

1

1

7

F

+

6

+

6

2

5

1

5

  7+6-8=5

  15+6-16=5

  1+1=2

Восьмеричная: 215,48 + 73,68

Шестнадцатеричная: 8D,816 + 3B,C16

1

1

1

1

1

2

1

5,

4

8

D,

8

+

7

3,

6

+

3

B,

C

3

1

1,

2

C

9,

4

   4+6-8=2

8+12-16=4

1+5+3-8=1

13+11+1-16=9

1+1+7-8=1

8+3+1-16=12=C

1+2=3

Пример 2   Вычитание двух чисел в 8 и 16 системах счисления.

Восьмеричная: 311,28 - 73,68

Шестнадцатеричная: C9,416  - 3B,C16

.

.8

.8

8

.

.16

16

3

1

1,

2

C

9,

4

-

7

3,

6

-

3

B,

C

2

1

5,

4

8

D,

8

8+2-6=4

16+4-12=8

8-3=5

16+8-11=13=D

8-7=1

12-1-3=8

3-1=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

Методическая разработка (Системы счисления)

Системы счисления. Рабочая тетрадь для 8 класса....

Методическая разработка к уроку информатики "Системы счисления"

Материал предназначен для учащихся 9-х классов при изучении систем счисления....

Методическая разработка по информатике на тему "Информация. Системы счисления"

В данном пособии представлены  разработки уроков раздела «Информация. Кодирование информации», темы которого входят в состав обязательного минимума содержания образования по информатике.В рамках ...

Методическая разработка по информатике "Системы счисления"

Рассматривается история появления различных систем счисления. Перевод и арифметические операции с ними....