Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

 

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде электронных таблиц, а также программирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sistemy_schisleniya.rar50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Учителя информатики МОУ «Лицей №23»

г.п. Белозерский Воскресенского муниципального района Московской области

Шуваловой Светланы Юрьевны.

Материалы к уроку.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям выделяет основные педагогические функции данной образовательной области: формирование основ научного мировоззрения, развитие теоретического, творческого мышления школьников, направленного на выбор оптимальных решений, подготовка школьников к практической деятельности, жизни в информационном обществе.

В современном мире информационные технологии одна из наиболее прогрессирующих отраслей знаний. На уроках я вырабатываю у учеников потребность обращаться к компьютеру при решении  задач из любой предметной области, базирующуюся на сознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.

Я стремлюсь, чтобы у всех учеников возникало настроение творческой заинтересованности в усвоении материала программы, взаимопомощи учащихся. В предлагаемых различных методах выполнения заданий у учащихся развивается математическое, алгоритмическое мышление, что предусматривает - четкую постановку задачи, выбор алгоритма решения и четкий ответ.

Одним из разделов школьного курса информатики является тема «Системы счисления», которая  имеет прямое отношение к математической теории чисел. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад  в фундаментальное математическое образование школьников, вырабатывает у учащихся междисциплинарный взгляд на информатику, углубляет знания по предметам, изучаемым в школьной программе, помогает ученикам увидеть практический смысл и применение изучаемых программных продуктов. При решении задач используется метод проекта, то есть поставлена цель, определены методы, затем получившийся результат сравниваем с предполагаемым.

Данная методическая разработка предполагает, что в курс информатики включено программирование на современных алгоритмических языках. Представленные задачи решены в среде программирования Турбо Паскаль и с помощью стандартных средств, таких как электронные таблицы Excel. В курсе программирования подобные задачи позволяют закрепить умение составлять алгоритмы с использованием циклов,  написание структурированных программ, использующих подпрограммы, осуществлять операции с разными типами данных: целыми, вещественными, символьными, строковыми. В среде электронных таблиц используются принцип относительной адресации и абсолютные ссылки, применяются стандартные математические функции, форматирование текста в ячейках.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе, т.к. учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде электронных таблиц, а также программирование.

Тема урока: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Цели урока: 

образовательные: повторение и закрепление алгоритмов перевода чисел из различных систем счисления, использование различных программных средств для решения поставленной задачи;

развивающие: способствовать развитию логики мышления, формированию информационной культуры и познавательного потенциала;

воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание аккуратности, самостоятельности.

Методические приемы.

  1. Фронтальная работа учителя с классом;
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока, способов и методов решения задачи: любой учащийся может высказать свое мнение и доказательно критиковать мнение других.

План занятия.

I.  Ответить на вопросы:

1). Дать определение позиционной системы счисления.

2). Базис, алфавит, основание системы счисления.

3). Представление чисел в Р-ичных системах счисления.

4). Алгоритмы перевода чисел в позиционных системах счисления.

5). Использование схемы Горнера для вычислений.

II. Решение задач.

 1. Задача. Написать программу перевода действительных чисел, с конечной дробной частью (количество чисел в ней не больше 6) из 16-ичной системы счисления в десятичную. Переводимое число вводится с клавиатуры. Вычисления производить с точностью до 4 десятичных цифр после запятой.

Обсуждение и выбор метода решения задачи. Разработка алгоритма.

Алгоритм решения задачи.

Сначала переводим в десятичную систему счисления целую часть числа, выполняем вычисления, используя схему Горнера, а затем дробную. При переводе дробной части в десятичную систему, сначала вычисляем обыкновенную дробь в виде целочисленных числителя и знаменателя, затем поделим числитель на знаменатель до 6 цифр после запятой. Для перевода символа в десятичное число можно использовать подпрограмму-функцию CharToInt, что позволит сделать программу структурированной.

Function CharToInt (s: char; P: integer): integer;

Var

T: integer:

Begin

 case UpCase (s) of

   ‘0’..’9’ : T:=ord(s) – ord(‘0’);

   ‘A’..’F’ : T:=ord(s) – ord(‘A’) +10;

   else

        Writeln(s,’- не цифра’);

If  T

              else

                  Writeln(s,’-неверная цифра’);

end;

Схема Горнера позволяет вычислить значение p-ичного числа по записи в развернутой форме с использованием минимального числа арифметических операций (сложение и умножение).

2. На доске выписать необходимые операторы, процедуры и функции для написания программы.

  1. Вспомним стандартные процедуры и функции:

Ord(X): longint - функция преобразования, возвращает порядковый номер, соответствующий значению X.

Str(X,S) – строковая процедура, которая преобразует численное значение X в его строковое представление S.

Delete(S,N,K) - строковая процедура, которая удаляет K символов из строки S, начиная с позиции N, где K,N: integer.

  1. Составить тестовые задания.

3. Учащиеся самостоятельно работают в среде программирования Турбо-Паскаль 7.0.

Один из вариантов реализации алгоритма на языке программирования:

Program Zadacha;

Var

Sym: char;

St: string;

P, X, Z,Y: longint;

T: integer;

Begin

Write ('основание системы');  Readln (P);

Write ('введите число');

X:=0;               {целая часть результата}

Read (Sym);

While not (Sym=',') do              

{ пока не закончиться целая часть, подсчитаем десятичное число по схеме Горнера}

begin

case Sym of

'0'..'9': T:= ord(Sym) - ord('0');

'A'..'Z': T:= ord(Sym) - ord('A') +10;

end;

X:= X*P + T;

Read (Sym);

end;

Z:=0;  Y:=1;

While not eoln do                 { пока не закончиться входная строка}

begin

Read (Sym);

Y:=Y*P;

case Sym of

'0'..'9': T:= ord(Sym) - ord('0');

'A'..'F': T:= ord(Sym) - ord('A') +10;

end;

Z:= Z*P + T;

end;

Readln;

Str (Z/Y:8:4, St);

Delete (St, 1, 2);

Writeln( X, ',', St);

Readln ;

end.

4. Подведение итогов и анализ работы по решению задачи программирования.

5. Задача. Перевести целое  число из десятичной системы счисления в P-ичной систему счисления. Основание системы P ( 1

6. Обсуждение и выбор метода решения задачи. Разработка алгоритма.

Алгоритм решения задачи.

Алгоритм перевода из десятичной системы счисления в P-ичную для целых чисел реализуем с помощью электронной таблицы Excel.

В ячейку В3 вводим число, которое надо перевести, в ячейку Н3 основание системы счисления Р<16

В ячейку А6 запишем формулу = ЦЕЛОЕ (В3/$Н$4), в столбце В получаем остаток от деления исходного числа на Р. Для получения Р-ичной записи числа надо выписать все цифры, получаемые в столбце В снизу вверх. Чтобы  этот процесс автоматизировать и сразу получить искомое значение, в столбце С на каждом шаге будем получать очередную степень 10, в столбце D - результат умножения степени на соответствующее число из столбца В. Затем  сложим полученные значения в столбце D., используя стандартную функцию суммирования.

Если в последней ячейке столбца А получился 0, то это последняя операция по переводу исходного числа.

7. Учащиеся самостоятельно работают в электронных таблицах Excel

Данный способ создания таблицы для перевода из десятичной системы в Р-ичную  с помощью электронной таблицы демонстрирует наглядный пошаговый метод.

8. Подведение итогов и анализ работы по решению задачи с помощью электронных таблиц.

III.  Вывод.

Литература.

  1. Угринович Информатика и информационные технологии
  2. Е.Андреева, И. Фалина « Системы счисления и компьютерная арифметика», Москва, «Лаборатория базовых знаний», 1999 г.
  3. С. Молчанова « Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0» Москва, «Аквариум», 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"

Урок алгебры в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"...

Задания для отработки навыков решения задач по теме "Системы счисления"

Данные задания предоставлены для отработки умений решения задач...

Методическая разработка дистанционного урока на тему «Решение задач по теме «Координаты на плоскости»»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: Обучающие:- Закрепить что такое координатная плоскость, координаты точки;- Развитие математического мышления.- Развитие коммуникативных на...

Методическая разработка урока по теме: «Решение графических задач на изопроцессы»

Это не конспект урока,не презентация.Это методическая разработка элемета урока...