Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
статья по информатике и икт на тему

Богомолова Надежда Игоревна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работа по дисциплине "Информатика" для специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 2 курс 4 семестр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogomolova_metod_rekom_dlya_sam_rab.docx122.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРЗАМАССКИЙ КОММЕРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

по  дисциплине «Информатика и ИКТ»

по специальности СПО «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Подготовила:

преподаватель  информатики

Богомолова Н. И.

г. Арзамас, 2013 г.

Рассмотрено на заседании

МО «___ » ______ 2014 г.

Протокол № __  от «___» ______ 2014 г.

Председатель МО  ______________ Куликова Н. Ю.

Автор: Богомолова Н. И.  преподаватель информатики  ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Введение

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассчитаны на внеаудиторную работу студентов по дисциплине «Информатика» для специальности СПО: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» которые  соответствует календарно-тематическому плану данного курса.

Самостоятельная работа студентов является обязательным требованием учебного плана дисциплины. Соответственно на отведенное количество часов по учебному плану необходимо планировать работу по дополнительному изучению дисциплины студентами самостоятельно.

Современному квалифицированному рабочему необходимо уметь самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.

Среди разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность студентов и способствующих получению ими практических знаний, особое место принадлежит самостоятельной работе.

Значительная роль в подготовке будущих специалистов отводится формированию у них навыков самостоятельного умственного труда. В условиях быстрого устаревания знаний важно научить студентов учиться самостоятельно.

Необходимо уделять должное внимание профессиональному саморазвитию студентов, организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа – это прежде всего умение применить на практике знания теории.

Самостоятельная работа студента позволяет проявить элемент творчества и высокой активности. Самостоятельная работа ведется по следующим направлениям:

- получение знаний по литературному источнику, написание рефератов;

- умение самостоятельно разобраться  с новыми схемами, устройствами, их принципами работы и функционированием;

- проблемно-поисковые индивидуальные  задания – задания с элементами новизны;

- выполнение практических заданий

- выполнение проектов.

Тема 1: Автоматизированная обработка информации

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Информация – фундаментальная понятие, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно. Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой. В широком смысле информация –это отражение реального (материального, предметного) мира, выражаемое в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физические (физически - химические) характеристики различных процессов и объектов.

 Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Информационные процессы можно разложить на три составляющие: хранение, передачу и обработку информации.

 Объединение понятий (информация) и (управление) привело Н. Винера в 40-х гг. к созданию кибернетики, которая, в частности, впервые указала на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах.

Начиная с последней трети 20 в. стали говорить об (информационном взрыве), называя этими слова бурный рост объемов и потоков информации. В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно- технический прогресс предложил обществу компьютер (электронное – вычислительную машину, Э. В. М).

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под

руководством академика В. А. Лебедева.

Работа компьютера имитирует (моделирует) информационную функцию человека. Из сказанного выше следует, что имеются четыре основные информационной функции человека:

  • Прием (ввод) информации;
  • Запоминание информации (память);
  • Процесс мышления (обработка информации);
  • Передача (вывод) информации. Компьютер имеет в составе устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
  • Устройство ввода;
  • Устройство памяти;
  • Процессор;
  • Устройство вывода.

Современный компьютер –это универсальное (многофункциональное) электронное программно- управляемое устройство для работ с информацией.

Важнейшим методом в передачи информации является ее кодирование и декодирование. В настоящие время существуют несколько универсальных приемов кодирования информации. Одним из самых важных, играющую большую роль в информатике и компьютерной технике приемов – это кодирование помощью «0» и «1». Этот способ настолько универсален, что с его помощью можно кодировать, например, рисунки, те клетки в которые попал рисунок, обозначим «1», а все остальное «0».

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система  автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство  изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.  

Применения информатики и компьютерной техники:

  • Использование информатики и ИКТ в быту;
  • Система автоматизированного проектирования (САПР);
  • Базы знаний и экспертные системы;
  • Компьютеры в административном управлении;
  • Компьютеры в обучении;
  • Компьютеры в управлении технологическими процессами;
  • Компьютеры в медицине;
  • Компьютеры в торговле;
  • Компьютеры в сельском хозяйстве.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих людей занятых производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с раннего детства, сначала с помощью электронных игрушек, а позднее - с привлечением персонального компьютера.

В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах.

 результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более "информационно емким", и его стоимость будет зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. От

человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего

мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена, главным образом, на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Компьютеры в современном обществе взяли на себя значительную часть работ, связанных с информацией. По историческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Еще ни одно государство на Земле не создало информационного общества, так как существует еще много потоков информации, не вовлеченных в сферу действия компьютеров. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые, докомпьютерные технологии обработки информации.

Задание:

  • подготовка реферата по теме «История возникновения Интернета»;

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Контрольные вопросы

  1. Что понимают под термином информационная деятельность человека?
  2. Для какой цели был создан ПК и в каком году?
  3. С какими отраслями науки связана информационная деятельность человека, приведите примеры?
  4. Что такое информация и информационный процесс?
  5. Приведите примеры информации и информационных процессов.

Тема 2: Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем, их программное обеспечение

В настоящее время одними из самых популярных компьютеров стали модель IBМ   PC и ее модернизированный вариант IBM PC XT, который по архитектуре, программному обеспечению, внешнему оформлению считается базовой моделью персонального компьютера. Рассмотрим основную структуру и характеристики персонального компьютера IBM PC XT. В состав базового комплекта входят; системный блок, монитор, клавиатура, печатающее устройство (принтер), накопитель на гибком магнитном диске и накопитель на винчестерском диске.
             Основой персонального компьютера является системный блок. Он организует работу, обрабатывает информацию, производит расчеты, обеспечивает связь человека и персонального компьютера (ПК).
             СИСТЕМНЫЙ БЛОК персонального компьютера состоит из системной платы, имеющей размеры 212/300 мм и расположенной в самом низу, динамика, вентилятора, источника питания, двух дисководов. Один дисковод обеспечивает ввод-вывод информации с винчестерского диска, другой- с гибких магнитных дисков.
             СИСТЕМНАЯ ПЛАТА является центральной частью ЭВМ и составлена из нескольких десятков интегральных схем разного назначения. Микропроцессор выполнен в виде одной большой интегральной схемы. В зависимости от модели предусмотрены от 5 до 8 разъемов, куда вставляются платы различных адаптеров.
           
Адаптер - это устройство, которое обеспечивает связь между центральной частью ЭВМ и конкретным внешним устройством, например между оперативной памятью и принтером или винчестерским диском. На плате также устанавливают несколько модулей, выполняющих вспомогательные функции при работе с компьютером. Имеются переключатели, которые необходимы для обеспечения работы компьютера при выбранном составе внешних устройств (конфигурация компьютера).
            КЛАВИАТУРА
           Клавиатура есть у каждого компьютера. С его помощью в компьютер вводят информацию или отдают компьютеру команды.

      МОНИТОР При работе с компьютером больше всего информации мы получаем, глядя на экран монитора. Мониторы бывают разные. Они различаются размерами экранов и качеством изображения. Размер экрана измеряют дюймами.
Измеряют экран наискосок - между противоположными углами. Обычные мониторы имеют 14 дюймов. Часто также встречаются мониторы с размером 15 дюймов.
           МЫШЬ Мышь - очень удобная пластмассовая машинка для управлением компьютером.

Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством обработки информации. Универсальность компьютера состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.

Компьютеры и связанные с ними информационные и коммуникационные технологии являются основой информатизации. Поэтому компьютеры и устройства, управляемые ими, обычно называемые аппаратным обеспечением, должны рассматриваться в процессе изучения особенностей использования средств ИКТ. В то же время особенности устройства и функционирования различных средств аппаратного обеспечения на протяжении последних десятилетий прочно вошли в предметную область информатики.

Способ взаимодействия человека с компьютером и тип требуемого программного обеспечения зависят от так называемой аппаратной платформы компьютера. В это понятие включается совокупность особенностей технической реализации компьютера, присущих марке и фирме-изготовителю конкретного аппаратного обеспечения. В российской системе общего среднего образования используются две таких платформы. В 1976 году был создан первый компьютер Apple Macintosh, разработанный американскими инженерами Стивом Возняком и Стивом Джобсом. Массовое создание таких компьютеров послужило основным толчком к формированию промышленности персональных компьютеров. В 1981 году фирмой IBM был представлен персональный компьютер IBM PC (PC - personal computer). Его модели PC XT, PC AT, а также модели с процессором Pentium стали, каждый в свое время, ведущими на мировом рынке персональных компьютеров. Именно компьютеры семейств IBM PC и Apple Macintosh и соответствующие им аппаратные платформы являются наиболее распространенными в системах среднего образования большинства стран мира.

Для определения достаточности аппаратного обеспечения, очевидно, необходимо корректное сопоставление его параметров с требованиями, налагаемыми программным обеспечением, необходимым для достижения целей информатизации образования. В связи с этим важно знать, какими параметрами обладают компьютеры.

К числу этих параметров относятся:

  • быстродействие компьютера (тактовая частота процессора);
  • объем оперативной памяти;
  • объем жесткого диска;
  • наличие и скоростные параметры устройства для чтения и записи компакт-дисков;
  • наличие манипуляторов "мышь", джойстик и других;
  • характеристики видеосистемы компьютера (тип и объем памяти видеокарты; тип, размер и разрешение монитора);
  • наличие и характеристики аудиосистемы компьютера (вид аудиокарты, тип акустических систем, наличие микрофона);
  • наличие и тип сетевой карты;
  • наличие модема;
  • наличие оборудования, обеспечивающего беспроводную связь (Wi-Fi, Bluetooth);
  • наличие, тип и марка принтера;
  • наличие, тип и марка сканера.

        При своем выполнении программы могут использовать различные устройства для ввода и вывода данных, подобно тому, как человеческий мозг пользуется органами чувств для получения и передачи информации. Сам по себе ПК не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания

сосредоточены в выполняемых на нем программах. Поэтому часто употребляемое

выражение «компьютер сделал» означает ровно то, что на ПК была выполнена

программа, которая позволила выполнить соответствующее действие. В настоящее время весь комплекс ПО делится на системные и пользовательские программы. Системное программное обеспечение выполняет функции «организатора» всех частей ПК, а также подключенных к нему внешних устройств. Программы для пользователей служат для выполнения каких – либо

конкретных задач во всех сферах человеческой деятельности.

        По функциональному признаку различают следующие виды ПО:

    . Системное

    . Общее

    . Специальное

Задание:

  • подготовить реферат на тему: «Классификация ПК»

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Контрольные вопросы

  1. Назовите основную архитектура персонально компьютера.
  2. Что такое программное обеспечение ПК?
  3. Виды ПО ПК?

Тема 3: Операционные системы. Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы

Операционная система, сокр. ОС (англ. operating system, OS) — комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны — предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений. Это определение применимо к большинству современных операционных систем общего назначения.

В логической структуре типичной вычислительной системы операционная система занимает положение между устройствами с их микроархитектурой, машинным языком и, возможно, собственными (встроенными) микропрограммами — с одной стороны — и прикладными программами с другой.

Разработчикам программного обеспечения операционная система позволяет абстрагироваться от деталей реализации и функционирования устройств, предоставляя минимально необходимый набор функций (см.: интерфейс программирования приложений).

В большинстве вычислительных систем операционная система является основной, наиболее важной (а иногда и единственной) частью системного программного обеспечения. С 1990-х годов наиболее распространёнными операционными системами являются системы семейства Windows и системы класса UNIX (особенно Linux и Mac OS).

Основные функции ОС:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/e/ef/GeneralizedLayeredComputerStructure_OS.png/400px-GeneralizedLayeredComputerStructure_OS.png

Прикладная программа или приложение — программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и проч. посредством операционной системы

Классификация ППО общего назначения:

Задание:

  • подготовить реферат на тему: «Разновидности программных оболочек»

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Контрольные вопросы

  1. Что понимают под операционной системой?
  2. Приведите примеры операционных систем?
  3. Что такое прикладное ПО ЭВМ?
  4. Приведите примеры программ прикладного ПО.

Тема 4: Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации

В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону - с помощью электрических сигналов. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.

 Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации.

 Если производится двусторонний обмен информацией, то отправитель и получатель информации могут меняться ролями.

 Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.

 Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с, Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы измерения используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.

 Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации:

1 байт/с = 8 бит/с;

1 Кбит/с = 1024 бит/с;

1 Мбит/с = 1024 Кбит/с;

1 Гбит/с = 1024 Мбит/с;

Основные составляющие коммуникационных технологий

  • Локальные компьютерные сети.
  • Глобальная компьютерная сеть Интернет.
  • Протокол передачи данных TCP/IP.
  • Электронная почта.
  • Телеконференции.

В Интернете часто случается аналогичная ситуация, когда компьютеры обмениваются большими по объему файлами. Если послать такой файл целиком, то он может надолго "закупорить" канал связи, сделать его недоступным для пересылки других сообщений.

 Для того чтобы этого не происходило, на компьютере-отправителе необходимо разбить большой файл на мелкие части, пронумеровать их и транспортировать в отдельных IP-пакетах до компьютера-получателя. На компьютере-получателе необходимо собрать исходный файл из отдельных частей в правильной последовательности.

В Интернете существуют десятки тысяч конференций или групп новостей, каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета, которые поддерживают работу этой телеконференции.

         Пользователи могут посылать свои сообщения на любой из этих серверов. Сервера периодически синхронизируются, то есть обмениваются содержимым почтовых ящиков телеконференций, поэтому материалы конференций в полном объеме доступны пользователю на любом таком сервере.

         Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от принципа работы с электронной почтой. Пользователь может посылать свои сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения, посланные другими участниками.

         Для работы в телеконференциях используют обычно те же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой, например Outlook Express.

Несанкционированный доступ (НСД) злоумышленника на компьютер опасен не только возможностью прочтения и/или модификации обрабатываемых электронных документов, но и возможностью внедрения злоумышленником управляемой программной закладки, которая позволит ему предпринимать следующие действия:

  1. Читать и/или модифицировать электронные документы, которые в дальнейшем будут храниться или редактироваться на компьютере.
  2. Осуществлять перехват различной ключевой информации, используемой для защиты электронных документов.
  3. Использовать захваченный компьютер в качестве плацдарма для захвата других компьютеров локальной сети.
  4. Уничтожить хранящуюся на компьютере информацию или вывести компьютер из строя путем запуска вредоносного программного обеспечения.

Антиви́русная програ́мма (антиви́рус) — специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления заражённых (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.

Классифицировать антивирусные продукты можно сразу по нескольким признакам, таким, как: используемые технологии антивирусной защиты, функционал продуктов, целевые платформы.

По используемым технологиям антивирусной защиты:

По функционалу продуктов:

  • Антивирусные продукты (продукты, обеспечивающие только антивирусную защиту)
  • Комбинированные продукты (продукты, обеспечивающие не только защиту от вредоносных программ, но и фильтрацию спама, шифрование и резервное копирование данных и другие функции)

По целевым платформам:

  • Антивирусные продукты для ОС семейства Windows
  • Антивирусные продукты для ОС семейства *NIX (к данному семейству относятся ОС BSD, Linux и др.)
  • Антивирусные продукты для ОС семейства MacOS
  • Антивирусные продукты для мобильных платформ (Windows Mobile, Symbian, iOS, BlackBerry, AndroidWindows Phone 7 и др.)

Антивирусные продукты для корпоративных пользователей можно также классифицировать по объектам защиты:

  • Антивирусные продукты для защиты рабочих станций
  • Антивирусные продукты для защиты файловых и терминальных серверов
  • Антивирусные продукты для защиты почтовых и Интернет-шлюзов
  • Антивирусные продукты для защиты серверов виртуализации

Защита компьютеров от НСД является одной из основных проблем защиты информации, поэтому в большинство операционных систем и популярных пакетов программ встроены различные подсистемы защиты от НСД. Например, выполнение аутентификации в пользователей при входе в операционные системы семейства Windows. Однако, не вызывает сомнений тот факт, что для серьезной защиты от НСД встроенных средств операционных систем недостаточно. К сожалению, реализация подсистем защиты большинства операционных систем достаточно часто вызывает нарекания из-за регулярно обнаруживаемых уязвимостей, позволяющих получить доступ к защищаемым объектам в обход правил разграничения доступа. Выпускаемые же производителями программного обеспечения пакеты обновлений и исправлений объективно несколько отстают от информации об обнаруживаемых уязвимостях. Поэтому в дополнение к стандартным средствам защиты необходимо использование специальных средств ограничения или разграничения доступа.
Данные средства можно разделить на две категории:

  1. Средства ограничения физического доступа.
  2. Средства защиты от несанкционированного доступа по сети.

Задание: подготовить реферат на тему «История создания компьютерных вирусов»

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Контрольные вопросы

  1. Как осуществляется поиск информации в сети интернет?
  2. Какие протоколы связаны с передачей информации по электронной почте?
  3. Какие программы вы знаете и какие самые эффективные на ваш взгляд, и почему?

Тема 5: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации

Компьютерная сеть (вычислительная сеть, сеть передачи данных) — система связи компьютеров или вычислительного оборудования (серверымаршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи данных могут быть использованы различные физические явления, как правило — различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения.

По территориальной распространенности КС делятся на:

  • PAN (Personal Area Network) — персональная сеть, предназначенная для взаимодействия различных устройств, принадлежащих одному владельцу.
  • ЛВС (LAN, Local Area Network) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку — около шести миль (10 км) в радиусе. Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешён только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью.
  • CAN (Campus Area Network — кампусная сеть) — объединяет локальные сети близко расположенных зданий.
  • MAN (Metropolitan Area Network) — городские сети между учреждениями в пределах одного или нескольких городов, связывающие много локальных вычислительных сетей.
  • WAN (Wide Area Network) — глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Пример WAN — сети с коммутацией пакетов (Frame relay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.
  • Термин «корпоративная сеть» также используется в литературе для обозначения объединения нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах.

Протокол TCP/IP

         Сеть Интернет, являющаяся сетью сетей и объединяющая громадное количество различных локальных, региональных и корпоративных сетей, функционирует и развивается благодаря использованию единого протокола передачи данных TCP/IP. Термин TCP/IP включает название двух протоколов:

 - Transmission Control Protocol – транспортный протокол;

 - Internet Protocol – протокол маршрутизации.

Протокол маршрутизации. Протокол IP обеспечивает передачу информации между компьютерами сети. Передаваемая по сети информация "упаковывается в конверт", на котором "пишутся" IP-адреса компьютеров получателя и отправителя. Содержимое пакета на компьютерном языке называется IP-пакетом и представляет собой набор байтов.

         IP-пакеты на пути к компьютеру-получателю проходят промежуточные серверы Интернета, на которых производится операция маршрутизации. В результате маршрутизации IP-пакеты направляются от одного сервера Интернета к другому, постепенно приближаясь к компьютеру получателю.

Internet Protocol (IP)  обеспечивает маршрутизацию IP-пакетов, то есть доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.

Транспортный протокол. Теперь представим, что нам необходимо переслать по почте многостраничную рукопись, а почта бандероли и посылки не принимает. Идея проста: если рукопись не помещается в обычный почтовый конверт, её надо разобрать на листы и переслать их в нескольких конвертах. При этом листы рукописи необходимо обязательно пронумеровать, чтобы получатель знал, в какой последовательности потом эти листы соединить.

Transmission Control Protocol (TCP), то есть транспортный протокол, обеспечивает разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.

 Интересно, что для IP-протокола, ответственного за маршрутизацию, эти пакеты совершенно никак не связаны между собой. Поэтому последний IP-пакет вполне может по пути обогнать первый IP-пакет. Может сложиться так, что даже маршруты доставки этих пакетов окажутся совершенно разными. Однако протокол TCP дождется первого IP-пакета и соберет исходный файл в правильной последовательности.

Задание: подготовить реферат на тему: «Региональные компьютерные сети»

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются локальные сети от глобальных?
  2. Что такое сетевые технологии?
  3. Как ускорить поиск информации в сети интернет используя браузер Яндекс?

Тема 6: Прикладные программные средства

Программное обеспечение этого уровня представляет собой комплекс прикладных программ, с помощью которых выполняются конкретные задачи (от производственных до творческих, развлекательных и учебных). Между прикладным и системным программным обеспечениями существует тесная взаимосвязь. Универсальность вычислительной системы, доступность прикладных программ и широта функциональных возможностей компьютера непосредственно зависят от типа имеющейся операционной системы, системных средств, которые содержатся в ее ядре и взаимодействии комплекса человека-программы-оборудования.

Прикладные программы разрешают разные проблемы пользователей, например: обучающие программы, которые используются в школах, институтах; программы-редактора, которые помогают обрабатывать тексты, рисунки, графики и т.д. Это самый большой класс программ, с которыми встречается любой человек, если она живет в современном компьютеризированном обществе.

Классификация прикладного программного обеспечения:

1. Текстовые редактора. Основными функциями являются введения и редактирование текстовых данных. Для операций ввода, вывода и сохранение данных текстовые редактора используют системное программное обеспечение. Из этого класса прикладных программ начинают знакомство с программным обеспечением и на нем приобретают первые привычки работы с компьютером.

2. Текстовые процессоры. Разрешают форматировать, т.е. оформлять текст. Основными средствами текстовых процессоров являются средства обеспечения взаимодействия текста, графики, таблиц и других объектов, которые составляют готовый документ, а также средства автоматизации процессов редактирования и форматирование. Современный стиль работы с документами имеет два подхода: работа с бумажными документами и работа с электронными документами. Приемы и методы форматирования таких документов различаются между собой, но текстовые процессоры способные эффективно обрабатывать оба вида документов.

3. Графические редактора. Широкий класс программ, которые предназначены для создания и обработки графических изображений. Различают три категории:

· растровые редактора;

· векторные редактора;

· 3-D редактора (трехмерная графика).

В растровых редакторах графический объект представлен в виде комбинации точек (растров), что имеют свою яркость и цвет. Такой подход эффективный, когда графическое изображение имеет много цветов и информация о цвету элементов намного важнее, чем информация об их форме. Это характерно для фотографических и полиграфических изображений. Применяют для обработки изображений, создание фотоэффектов и художественных композиций.

Векторные редактора отличаются способом представления данных об изображении. Объектом есть не точка, а линия. Каждая линия рассматривается, как математическая кривая ІІІ порядка и представлена формулой. Такое представление компактнее за растровое, данные занимают меньше места, построение объекта сопровождается подсчетом параметров кривой у координаты экранного изображения, и соответственно, нуждается в более продуктивных вычислительных системах. Широко применяются в рекламе, оформлении обложек полиграфических изданий.

Редактора трехмерной графики. Используют для создания объемных композиций. Имеют две особенности: разрешают руководить свойствами поверхности в зависимости от свойств освещения, а также разрешают создавать объемную анимацию.

4. Системы управления базами данных (СУБД). Базой данных называют большие массивы данных организованные в табличные структуры. Основные функции СУБД:

  • создание пустой структуры базы данных;
  • наличие средств ее заполнение или импорта данных из таблиц другой базы;
  • возможность доступа к данным, наличие средств поиска и фильтрации.

В связи с распространением сетевых технологий, от современных СУБД требуется возможность работы с отдаленными и распределенными ресурсами, которые находятся на серверах Интернета.

5. Электронные таблицы. Предоставляют комплексные средства для сохранности разных типов данных и их обработки. Основной акцент смещен на преобразование данных, предоставленный широкий спектр методов для работы с числовыми данными. Основная особенность электронных таблиц состоит в автоматическом изменении содержимого всех каморок при изменении отношений, заданных математическими или логическими формулами. Широкое применение находят в бухгалтерском учете, анализе финансовых и торговых рынков, средствах обработки результатов экспериментов, т.е. в автоматизации регулярно повторяемых вычислений больших объемов числовых данных.

6. Системы автоматизированного проектирования (CAD-Системы). Предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ. Применяются в машиностроении, приборостроении, архитектуре. Кроме графических работ разрешают проводить простые расчеты и выбор готовых конструктивных элементов из существующей базы данных. Особенность CAD-Систем состоит в автоматическом обеспечении на всех этапах проектирования технических условий, норм и правил. САПР является необходимым компонентом для гибких производственных систем (ГВС) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП).

7. Настольные издательские системы. Автоматизируют процесс верстания полиграфических изданий. Занимает промежуточное состояние между текстовыми процессами и САПР. Издательские системы отличаются расширенными средствами управления взаимодействия текста с параметрами страницы и графическими объектами, но имеют более слабые возможности по автоматизации ввода и редактирование текста. Их целесообразно применять к документам, которые предварительно обработаны в текстовых процессорах и графических редакторах.

8. Редактора HTML (Web-Редактора). Особый класс редакторов, которые объединяют в себе возможности текстовых и графических редакторов. Предназначенные для создания и редактирования Web-Страниц Интернету. Программы этого класса можно также использовать при подготовке электронных документов и мультимедийных изданий.

9. Браузеры (средства просмотра Web-Документов). Программные средства предназначенные для просмотра электронных документов, созданных в формате HTML. Воссоздают кроме текста и графики, также музыку, человеческий язык, радиопередачи, видеоконференции и разрешают работать с по электронной почте.

10. Системы автоматизированного перевода. Различают электронные словари и программы перевода языка. Электронные словари - это средства для перевода отдельных слов в документе. Нужны для профессиональных переводчиков, которые самостоятельно перекладывают текст. Программы автоматического перевода получают текст на одном языке и выдают текст на другой, т.е. автоматизируют перевод. При автоматизированном переводе невозможно получить качественный исходный текст, поскольку все сводится к переводу отдельных лексических единиц. Но, для технического текста, этот барьер снижен. Программы автоматического перевода целесообразно использовать:

  • при абсолютном незнании иностранного языка;
  • при необходимости быстрого ознакомления с документом;
  • для перевода на иностранный язык;
  • для создания черновика, который потом будет исправлен полноценным переводом.

11. Интегрированные системы делопроизводства. Средства для автоматизации рабочего места руководителя. В частности, это функции создания, редактирование и форматирование документов, централизация функций электронной почты, факсимильной и телефонной связи, диспетчеризация и мониторинг документооборота предприятия, координация действий подразделов, оптимизация административно-хозяйственной деятельности и поставка оперативной и справочной информации.

12. Бухгалтерские системы. Содержат в себе функции текстовых, табличных редакторов и СУБД. Предназначенные для автоматизации подготовки начальных бухгалтерских документов предприятия и их учета, регулярных отчетов по итогам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности в форме приемлемой для налоговых органов, внебюджетных фондов и органов статистического учета.

13. Финансовые аналитические системы. Используют в банковских и биржевых структурах. Разрешают контролировать и прогнозировать ситуацию на финансовых, торговых и рынков сырья, выполнять анализ текущих событий, готовить отчеты.

14. Экспертные системы. Предназначенные для анализа данных, которые содержатся в базах знаний и выдачи результатов, при запросе пользователя. Такие системы используются, когда для принятия решения нужны широкие специальные знания. Используются в медицине, фармакологии, химии, юриспруденции. С использованием экспертных систем связанная область науки, которая носит название инженерией знаний. Инженеры знаний - это специалисты, которые являются промежуточным звеном между разработчиками экспертных систем (программистами) и ведущими специалистами в конкретных областях науки и техники (экспертами).

15. Геоинформационные системы (ГІС). Предназначенные для автоматизации картографических и геодезических работ на основе информации, полученной топографическим или аерографичными методами.

16. Системы видеомонтажа. Предназначенные для цифровой обработки видеоматериалов, монтажа, создание видеоэффектов, исправление дефектов, добавление звука, титров и субтитров. Отдельные категории представляют учебные, справочные и развлекательные системы и программы. Характерной особенностью являются повышенные требования к мультимедийной составляющей.

17. Инструментальные языки и системы программирования. Эти средства служат для разработки новых программ. Компьютер "понимает" и может выполнять программы в машинном коде. Каждая команда при этом имеет вид последовательности нулей и единиц. Писать программы машинным языком очень неудобно. Поэтому программы разрабатывают языком, понятным человеку (инструментальный язык или алгоритмический язык программирования), после чего специальной программой, которая называется транслятором, текст программы перекладывается (транслируется) на машинный код.

Задание 1 :  подготовить рефераты на темы «Виды текстовых процессоров», «Печать готовой таблицы, созданный в программе MS EXCEL», «Выбор СУБД для создания системы автоматизации», «Форматы графических редакторов. Печать графических файлов».

Требования к реферату:

  • титульный лист с указанием учебного заведения, темы, фамилии студента и преподавателя, год написания реферат, город;
  • содержание, включающее: введение, содержание, две главы, подразделы, список используемой литературы.
  • введение должно включать цели реферата, отображать актуальность рассматриваемой темы;
  • первая глава, как правило, отображает теоретическую часть рассматриваемой темы, а вторая – практическую часть, практическую направленность;
  • литература может включать как литературные издания, так и интернет-источники;
  • реферат состоит из 10-15 страниц, оформляется шрифтом – 14, Times New Roman, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1 см.,  определения можно выделить – курсивом.

Задание 2: создание в программе MS WORD схемы с указанием основных устройств ПК.

Требования к работе: напечайте текст с указанием основных устройств ПК, дайте им краткое определение, поместите рядом картинку (скаченную из сети интернет), составьте схемы подсоединения основных устройств ПК.

Задание 3: Создайте в программе MS EXSEL ведомость группы с указанием оценок за месяц по дисциплинам, создайте форму данной таблицы в программе ACCESS.

Требования к работе: напечатайте список группы, поставьте оценки по 5 любым учебным дисциплинам, двойки выделите красным цветом, пятерки синим, остальные оставьте черным цветом, выделите в группе отличников красным цветом и студентов обучающихся на 2/3 зеленым цветом. Выставить оценки за 1 семестр используя формулу СРЗНАЧ. Создайте по этой таблицу БД и по ней сделайте форму.

Задание 4: Создайте в приложении Paint рисунок на свободную тему.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое прикладное программное обеспечение?
  2. Перечислите основные программы, относящиеся к текстовому редактору?
  3. Перечислите основные форматы графических редакторов?
  4. Перечислите информационно-поисковые системы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"

Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...