Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».
    статья по информатике и икт на тему

    В статье описан опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».

    К нему приложен план - конспект урока с применением ЦОР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx48.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казёное общеобразовательное учреждение «СОШ № 6»

    города Черкесска.

    Опыт работы по теме:

     «Информационно - коммуникационные технологии как

    средство активизации познавательной деятельности

    обучающихся на уроках информатики».

    Учитель: Андрющенко О.В.

    2014 год

    Содержание.

    1. Информационно – справочные сведения об опыте……………3

    1.Тема опыта

    2. Новизна опыта.

    3. Длительность функционирования опыта.

    II.  Технологические сведения об опыте………………………………….4

    1. Актуальность опыта.

    1.  Цель и задачи, решаемые в опыте.

    1. Педагогические средства, используемые в опыте.

    4.  Технология опыта.

    III  Результативность……………………………………………………….10

    IV   Приложение: План – конспект урока с использованием ЦОР….…11

    V  Литература………………………………………………………………14.

    I.         Информационно – справочные сведения об опыте.

    1.  Тема опыта: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».

    2. Новизна опыта

    Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь.  Требуются  высокообразованные люди, способные четко мыслить, полноценно рассуждать и ясно излагать свои мысли.  В условиях лавинообразного роста объема информации школа должна дать учащимся инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений, научить их выделять наиболее существенные признаки предметов, анализировать, искать закономерности, находить аналоги, делать обобщения, самостоятельно ставить и формализовать задачу, находить оптимальные методы решения.             На современном уровне происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иные подходы, иное содержание, иное поведение, иные отношения, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками.  Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки. В социально-психологическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное.

     Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности все очевиднее.  Компьютер вошел в стандартный набор учебных принадлежностей. Новой  стала и роль учителя на уроке: он становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности, возникающие в работе.                                    

    3. Длительность функционирования опыта.

    Работа по данной теме была начата в  2010 году и проходила поэтапно.

    1 этап.  Изучение документов Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к  модернизации образования. Анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типов уроков, выявление особенностей материала урока данного типа.

    2 этап. Изучение образовательных медиаресурсов. Подбор и создание информационных продуктов,  создание собственных электронных материалов.

    3 этап. Использование  электронных образовательных ресурсов.

    4 этап.  Диагностическое подтверждение эффективности использования ИКТ.

    II.  Технологические сведения об опыте.

    1. Актуальность опыта.

    Изучая  документы  Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к  модернизации образования, стало очевидно, что одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.    Общеобразовательное учреждение должно готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют учителю новые возможности, позволяют вместе с  обучающимися  погружаться в  новый мир, который  расширяет возможности человека в его интеллектуальном, творческом и личностном развитии.

    Грамотное использование  информационных ресурсов, услуг сети  Интернет и мультимедийных комплексов способствует вовлечению обучающихся в активный познавательный процесс; обеспечивает свободный доступу к необходимой информации с целью формирования собственного мнения. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному;  по - иному организовать учебный  процесс. Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе дают возможность более эффективного обучения.

    2 Цель  опыта работы: Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности обучающихся.

    Задачи использования  ИКТ в изучении информатики:

    - совершенствование преподавания информатики;        

    - внедрение ИКТ с целью создания условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно - ориентированного подхода к обучению;

      - создание условий для формирования умений и навыков в организации исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах;

    -  развитие творческого начала в деятельности ученика, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету;

    -  раскрытие положительной  стороны использования ИКТ на уроках, как средства активизации познавательной деятельности на разных этапах процесса обучения.

            3. Педагогические средства, используемые в опыте.

    Выбирая педагогические средства, в первую очередь я ориентировалась на уровни познавательной активности. Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу.

    Второй уровень – интерпретирующая активность. Такая активность характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлению  овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

    Третий уровень – творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Имеет место репродуктивно - подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен. Поисково - исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень  самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать оригинальные средства её решения.

    Немаловажны и  факторы,  формирующие познавательную активность обучающихся. Кним относятся: познавательный интерес,  познавательная активность, познавательная деятельность,  мотивы обуславливающие познавательные интересы учащихся.  Над развитием познавательных интересов на уроках информатики я работаю ежедневно. К каждому уроку тщательно подбираю учебный  материал; методы и формы ведения урока, контроля знаний ,  самоконтроля, взаимоконтроля; стараюсь обеспечивать благоприятный психологический  климат.

     Методы обучения с использованием  информационных компьютерных технологий:

    1. Объяснительно-иллюстративный метод.

      Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, презентации.

    Наглядные средства обучения, или иллюстративные материалы, — это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.

    Наглядные средства наиболее усешно решают следующие дидактические задачи:

     -   активизируют  учебно-познавательную  деятельность обучающихся;

    -  способствуют развитию наглядно-образного мышления;

    -  выступают в роли средства активизации внимания при усвоении  учебного материала;

    -  позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

    -  дают возможность контролировать  степень усвоения учебного материала.

    Иллюстративный материал рекомендую использовать:

    • для изучения сложных тем, которые воспринимаются с трудом и  требуют дополнительного наглядного представления;

    •  обобщений и систематизации тематических разделов ;

    •   повышения мотивации.

    Большую роль в активизации познавательной активности может сыграть использование презентации на уроке.  Процесс объяснения нового материала учителем заменяется активными формами познания. Ученик развивается, участвуя в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая,  общение. В условиях школы процесс развития личности идет на учебном занятии и поэтому главная задача урока состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности и добиться усвоения знаний в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Почему же на практике это сложно сделать? Такой урок не возможен без подготовки материала, с которым будут работать дети на уроке. Это требует больших временных затрат. Эти проблемы снимает подготовленная заранее к уроку презентация, которую можно использовать неоднократно, изменяя её содержание.

    Применение наглядности на уроке повышает эффективность восприятия материала до 70%. А использование презентации – это современный способ сделать материал урока наглядным. Вот лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием компьютерной презентации. Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного. Осуществлять связь теории с практикой. Прорабатывать учебный материал по степени его значимости. Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти. Повышение уровня наглядности урока. Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся.Презентация  регулирует не только наглядность урока, она планирует виды деятельности детей на уроке. А если учесть, что визуальный способ получения информации один из самых эффективных, то это скажется положительным образом на качество процесса получения знаний в деятельностной форме.

    При подготовке презентации, нельзя использовать все возможности программного средства. Если не определить заранее принципы и правила построения презентации, то можно получить средство, которое пойдет во вред уроку. Нужно помнить, что на уроке, главное содержание, а не полнота визуальных эффектов. Желательно, чтобы из урока в урок работали презентации, построенные по одному принципу.

    Использование презентаций  позволяет усиливать воздействие на учеников, т.к. усвоение учебного материала идет путем зрительного восприятия; позволяет экономить лекционное время, дает  возможность вернуться к любому, непонятому слушателями, месту лекции.

       Опыт работы с презентациями в течение учебного года показывает:

    - очень высокая концентрация внимания учащихся на вводимом материале ;

    - увеличиваются скорость и качество усвоения темы. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по изученной теме;

    - повышается ответственность в учебе.

     Применение мультимедийных средств на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.              

      2.   Исследовательско-поисковый метод

     Ориентирован на активное применение ресурсов школьных медиатек и Интернет ресурсов.  Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы.

    Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.  Современные технологии позволяют прямо на уроке выходить в Интернет. Учитель  не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. При использовании интерактивных методов, таких как исследователь-ско-поисковый метод, обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного по-знания.

    Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, способствует формированию критического мышления, а также усиливает практическую направленность в обучении.

          3. Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

    Одним из методов контроля и коррекции знаний  является тестирование. На уроках я использую тесты с целью обобщения и закрепления изученного материала.  Например, при  изучении темы «Базы данных», девятиклассники сдавали зачет в виде теста за компьютерами. Результат тестирования выдаёт компьютерная программа, это даёт объективные оценки и освобождает  учителя от проверки тестов. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

    Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

    1.        Урок изучения нового: традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель таких уроков: изучение и первичное закрепление новых знаний.

    При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.

    2.        Урок закрепления знаний:  практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель этих уроков: выработка умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией.

    3.        Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в новых условиях. Формирование умений оперировать мультимедийной информацией, развитие познавательных интересов обучающихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых

    4.        Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель: обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

    5.        Урок контроля, оценки и коррекции знаний: тестирование,  контрольная работа, зачет. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.

    Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков.  ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

    4. Технология опыта

    Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

    Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование  ЦОР.

    Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

    •        повышение объёма и наглядности изучаемого материала;

    •        формирование умения моделировать и проектировать учебные процессы;

    •        развитие навыков самостоятельной работы обучаемых;

    •        раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;

    •        оперативность и объективность контроля знаний.

    III. Результативность.

     Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Мультимедийные технологии позволяют разнообразить процесс обучения. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Использование ИКТ делает учебный процесс более эффективным и привлекательным.

     Обучающиеся научились самостоятельно искать нужную и полезную информацию, на ее основе строить логичные рассуждения, делать правильные умозаключения и аргументировано их отстаивать.

    Анализ проблемы по активизации познавательной активности позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации: работа по активизации познавательной активности даёт хороший результат только в том случае, если правильно выстроены взаимоотношения учителя и обучающихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

    ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема урока: Основные законы алгебры логики.

        Цель  урока:  изучить законы алгебры логики, формировать умение применять логические законы при упрощении логических выражений.

      Задачи:

    - обучающие: познакомить учащихся с законами алгебры логики; учить преобразовывать сложные логические выражения.

    - развивающие:  развивать  внимание,  логическое мышление,  умение анализировать, выделять главное;  формировать   операционное мышление.

    - воспитывать: интерес к предмету, достижение сознательного усвоения материала.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

    Необходимое техническое оборудование: компьютеры с выходом в интернет, проектор, экран.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1.

    Организация начала урока

    -

    Приветствие учащихся.

    Приветствие учителя.

    2

    2.

    Актуализация субъектного опыта учащихся

    №1 Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

    Координация деятельности учащихся

    Индивидуальная

    Выполнение заданий на компьютере.

    http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html

    8

    3

    Изучение новых знаний и способов деятельности

    № 2 Логические законы и правила преобразования логических выражений

    Демонстрация материала и

    решений

    http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html

    познавательная

    15

    4

    Первичная проверка понимания изученного

    1 Логические законы и правила преобразования логических выражений.

    Объяснение заданий.

    Индивидуальная

    http://fcior.edu.ru/card/10357/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html

    7

    5

    Этап обобщения и систематизации

    Объяснение заданий ( Учебное пособие Л. З7 Шауцуковой № 5.14 а-в, 5.15 г-д)

    Знакомствос заданиями.

    Запись в тетрадь

    5

    6

    Этап информации о домашнем задании

    Разъяснение вопросов учащихся

    Запись в тетрадь

    5

    7

    Подведение итогов учебного занятия

    Подведение итогов, выставление оценок

    2

    8

    рефлексия

    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

    Фиксация настроения.

    1

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

    практический

     Видеофрагменты, модель

    http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html 

    2

    Логические законы и правила преобразования логических выражений

    Информационно-демонстрационный

    видеофрагменты

    http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html 

    3

    Логические законы и правила преобразования логических выражений

    практический

    видеофрагмент

    http://fcior.edu.ru/card/10357/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html 

    Литература

    1.        Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

    2.         Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образовани: сборник материалов конференции. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.

    3.         Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М.: Альфа, 1993. — 117 с.

    4.         Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2001.

    5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск: Сэр-Вит, 2010.

    6.  Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. — М.:

    Просвещение, 2000 г (http://www.tomsk.ru/Books/informatica/theory/index.html)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

    Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

    «Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

    Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

    Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

    Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

    Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

    Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

    Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

    Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»Предметное или внепредметное направление...