Опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».
статья по информатике и икт на тему

В статье описан опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».

К нему приложен план - конспект урока с применением ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казёное общеобразовательное учреждение «СОШ № 6»

города Черкесска.

Опыт работы по теме:

 «Информационно - коммуникационные технологии как

средство активизации познавательной деятельности

обучающихся на уроках информатики».

Учитель: Андрющенко О.В.

2014 год

Содержание.

  1. Информационно – справочные сведения об опыте……………3

1.Тема опыта

2. Новизна опыта.

3. Длительность функционирования опыта.

II.  Технологические сведения об опыте………………………………….4

  1. Актуальность опыта.

  1.  Цель и задачи, решаемые в опыте.

  1. Педагогические средства, используемые в опыте.

4.  Технология опыта.

III  Результативность……………………………………………………….10

IV   Приложение: План – конспект урока с использованием ЦОР….…11

V  Литература………………………………………………………………14.

I.         Информационно – справочные сведения об опыте.

1.  Тема опыта: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».

2. Новизна опыта

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь.  Требуются  высокообразованные люди, способные четко мыслить, полноценно рассуждать и ясно излагать свои мысли.  В условиях лавинообразного роста объема информации школа должна дать учащимся инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений, научить их выделять наиболее существенные признаки предметов, анализировать, искать закономерности, находить аналоги, делать обобщения, самостоятельно ставить и формализовать задачу, находить оптимальные методы решения.             На современном уровне происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иные подходы, иное содержание, иное поведение, иные отношения, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками.  Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки. В социально-психологическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное.

 Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности все очевиднее.  Компьютер вошел в стандартный набор учебных принадлежностей. Новой  стала и роль учителя на уроке: он становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности, возникающие в работе.                                    

3. Длительность функционирования опыта.

Работа по данной теме была начата в  2010 году и проходила поэтапно.

1 этап.  Изучение документов Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к  модернизации образования. Анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типов уроков, выявление особенностей материала урока данного типа.

2 этап. Изучение образовательных медиаресурсов. Подбор и создание информационных продуктов,  создание собственных электронных материалов.

3 этап. Использование  электронных образовательных ресурсов.

4 этап.  Диагностическое подтверждение эффективности использования ИКТ.

II.  Технологические сведения об опыте.

  1. Актуальность опыта.

Изучая  документы  Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к  модернизации образования, стало очевидно, что одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.    Общеобразовательное учреждение должно готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, только используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют учителю новые возможности, позволяют вместе с  обучающимися  погружаться в  новый мир, который  расширяет возможности человека в его интеллектуальном, творческом и личностном развитии.

Грамотное использование  информационных ресурсов, услуг сети  Интернет и мультимедийных комплексов способствует вовлечению обучающихся в активный познавательный процесс; обеспечивает свободный доступу к необходимой информации с целью формирования собственного мнения. Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному;  по - иному организовать учебный  процесс. Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе дают возможность более эффективного обучения.

2 Цель  опыта работы: Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Задачи использования  ИКТ в изучении информатики:

- совершенствование преподавания информатики;        

- внедрение ИКТ с целью создания условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно - ориентированного подхода к обучению;

  - создание условий для формирования умений и навыков в организации исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах;

-  развитие творческого начала в деятельности ученика, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету;

-  раскрытие положительной  стороны использования ИКТ на уроках, как средства активизации познавательной деятельности на разных этапах процесса обучения.

        3. Педагогические средства, используемые в опыте.

Выбирая педагогические средства, в первую очередь я ориентировалась на уровни познавательной активности. Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу.

Второй уровень – интерпретирующая активность. Такая активность характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлению  овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень – творческий уровень активности. Он характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Имеет место репродуктивно - подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен. Поисково - исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень  самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать оригинальные средства её решения.

Немаловажны и  факторы,  формирующие познавательную активность обучающихся. Кним относятся: познавательный интерес,  познавательная активность, познавательная деятельность,  мотивы обуславливающие познавательные интересы учащихся.  Над развитием познавательных интересов на уроках информатики я работаю ежедневно. К каждому уроку тщательно подбираю учебный  материал; методы и формы ведения урока, контроля знаний ,  самоконтроля, взаимоконтроля; стараюсь обеспечивать благоприятный психологический  климат.

 Методы обучения с использованием  информационных компьютерных технологий:

1. Объяснительно-иллюстративный метод.

  Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, презентации.

Наглядные средства обучения, или иллюстративные материалы, — это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.

Наглядные средства наиболее усешно решают следующие дидактические задачи:

 -   активизируют  учебно-познавательную  деятельность обучающихся;

-  способствуют развитию наглядно-образного мышления;

-  выступают в роли средства активизации внимания при усвоении  учебного материала;

-  позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;

-  дают возможность контролировать  степень усвоения учебного материала.

Иллюстративный материал рекомендую использовать:

• для изучения сложных тем, которые воспринимаются с трудом и  требуют дополнительного наглядного представления;

•  обобщений и систематизации тематических разделов ;

•   повышения мотивации.

Большую роль в активизации познавательной активности может сыграть использование презентации на уроке.  Процесс объяснения нового материала учителем заменяется активными формами познания. Ученик развивается, участвуя в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая,  общение. В условиях школы процесс развития личности идет на учебном занятии и поэтому главная задача урока состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности и добиться усвоения знаний в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Почему же на практике это сложно сделать? Такой урок не возможен без подготовки материала, с которым будут работать дети на уроке. Это требует больших временных затрат. Эти проблемы снимает подготовленная заранее к уроку презентация, которую можно использовать неоднократно, изменяя её содержание.

Применение наглядности на уроке повышает эффективность восприятия материала до 70%. А использование презентации – это современный способ сделать материал урока наглядным. Вот лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием компьютерной презентации. Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного. Осуществлять связь теории с практикой. Прорабатывать учебный материал по степени его значимости. Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти. Повышение уровня наглядности урока. Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся.Презентация  регулирует не только наглядность урока, она планирует виды деятельности детей на уроке. А если учесть, что визуальный способ получения информации один из самых эффективных, то это скажется положительным образом на качество процесса получения знаний в деятельностной форме.

При подготовке презентации, нельзя использовать все возможности программного средства. Если не определить заранее принципы и правила построения презентации, то можно получить средство, которое пойдет во вред уроку. Нужно помнить, что на уроке, главное содержание, а не полнота визуальных эффектов. Желательно, чтобы из урока в урок работали презентации, построенные по одному принципу.

Использование презентаций  позволяет усиливать воздействие на учеников, т.к. усвоение учебного материала идет путем зрительного восприятия; позволяет экономить лекционное время, дает  возможность вернуться к любому, непонятому слушателями, месту лекции.

   Опыт работы с презентациями в течение учебного года показывает:

- очень высокая концентрация внимания учащихся на вводимом материале ;

- увеличиваются скорость и качество усвоения темы. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по изученной теме;

- повышается ответственность в учебе.

 Применение мультимедийных средств на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.              

  2.   Исследовательско-поисковый метод

 Ориентирован на активное применение ресурсов школьных медиатек и Интернет ресурсов.  Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы.

Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.  Современные технологии позволяют прямо на уроке выходить в Интернет. Учитель  не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. При использовании интерактивных методов, таких как исследователь-ско-поисковый метод, обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного по-знания.

Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, способствует формированию критического мышления, а также усиливает практическую направленность в обучении.

      3. Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Одним из методов контроля и коррекции знаний  является тестирование. На уроках я использую тесты с целью обобщения и закрепления изученного материала.  Например, при  изучении темы «Базы данных», девятиклассники сдавали зачет в виде теста за компьютерами. Результат тестирования выдаёт компьютерная программа, это даёт объективные оценки и освобождает  учителя от проверки тестов. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

1.        Урок изучения нового: традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель таких уроков: изучение и первичное закрепление новых знаний.

При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.

2.        Урок закрепления знаний:  практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель этих уроков: выработка умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией.

3.        Урок комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в новых условиях. Формирование умений оперировать мультимедийной информацией, развитие познавательных интересов обучающихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых

4.        Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель: обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

5.        Урок контроля, оценки и коррекции знаний: тестирование,  контрольная работа, зачет. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.

Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков.  ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

4. Технология опыта

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование  ЦОР.

Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

•        повышение объёма и наглядности изучаемого материала;

•        формирование умения моделировать и проектировать учебные процессы;

•        развитие навыков самостоятельной работы обучаемых;

•        раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;

•        оперативность и объективность контроля знаний.

III. Результативность.

 Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Мультимедийные технологии позволяют разнообразить процесс обучения. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Использование ИКТ делает учебный процесс более эффективным и привлекательным.

 Обучающиеся научились самостоятельно искать нужную и полезную информацию, на ее основе строить логичные рассуждения, делать правильные умозаключения и аргументировано их отстаивать.

Анализ проблемы по активизации познавательной активности позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации: работа по активизации познавательной активности даёт хороший результат только в том случае, если правильно выстроены взаимоотношения учителя и обучающихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Основные законы алгебры логики.

    Цель  урока:  изучить законы алгебры логики, формировать умение применять логические законы при упрощении логических выражений.

  Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с законами алгебры логики; учить преобразовывать сложные логические выражения.

- развивающие:  развивать  внимание,  логическое мышление,  умение анализировать, выделять главное;  формировать   операционное мышление.

- воспитывать: интерес к предмету, достижение сознательного усвоения материала.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с выходом в интернет, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организация начала урока

-

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

2

2.

Актуализация субъектного опыта учащихся

№1 Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

Координация деятельности учащихся

Индивидуальная

Выполнение заданий на компьютере.

http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html

8

3

Изучение новых знаний и способов деятельности

№ 2 Логические законы и правила преобразования логических выражений

Демонстрация материала и

решений

http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html

познавательная

15

4

Первичная проверка понимания изученного

1 Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Объяснение заданий.

Индивидуальная

http://fcior.edu.ru/card/10357/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html

7

5

Этап обобщения и систематизации

Объяснение заданий ( Учебное пособие Л. З7 Шауцуковой № 5.14 а-в, 5.15 г-д)

Знакомствос заданиями.

Запись в тетрадь

5

6

Этап информации о домашнем задании

Разъяснение вопросов учащихся

Запись в тетрадь

5

7

Подведение итогов учебного занятия

Подведение итогов, выставление оценок

2

8

рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Фиксация настроения.

1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции

практический

 Видеофрагменты, модель

http://fcior.edu.ru/card/4453/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html 

2

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Информационно-демонстрационный

видеофрагменты

http://fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html 

3

Логические законы и правила преобразования логических выражений

практический

видеофрагмент

http://fcior.edu.ru/card/10357/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html 

Литература

1.        Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

2.         Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образовани: сборник материалов конференции. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.

3.         Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М.: Альфа, 1993. — 117 с.

4.         Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2001.

5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск: Сэр-Вит, 2010.

6.  Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. — М.:

Просвещение, 2000 г (http://www.tomsk.ru/Books/informatica/theory/index.html)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

«Использование информационно-коммуникационных технологий как ресурс активизации познавательного интереса обучающихся на уроках музыки»

Актуальность изучения и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя....

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»...