Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
    статья по информатике и икт на тему

    Сучкова Нина Викторовна

    Предварительный просмотр:

     

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ  НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

    Н.В. Сучкова, преподаватель информатики

    ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж»

    Нижегородская обл., г. Лукоянов, e-mail: ninavah@mail.ru

    В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

    В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС и подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, способных продуктивно и творчески участвовать в реализации национального проекта «наша новая школа», формировании ключевых компетенций школьников. Чтобы выполнить свою миссию, добиться качественных результатов, необходимо правильно выстроить траекторию развития образовательного учреждения

    ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. [4]

    Сегодня деятельность педагогического колледжа направлена на тесную связь со школой в плане подготовки специалиста. Учреждения СПО работают над выполнением социального заказа, т.е. подготовки такого учителя начальных классов, который нужен современному обществу.

    Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н начинает работать с 1 января 2015 г. В нём приоритетное значение отводится овладению преподавателем ИКТ-компетентностью.

    Для реализации государственных стандартов среднего профессионального образования на специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» разработана, успешно внедренная в учебный процесс, модель подготовки будущего учителя начальных классов в области информатики. В основу модели положен принцип непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков использования современной вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий с использованием технологии сотрудничества.

     Одним из путей реализации этой идеи является сотрудничество преподавателей и методистов колледжа с учителями начальных классов, которое проявляется в процессе преподавания информатики и педагогической практики.

    В процессе обучения студентов специальности   активно используются следующие методы:

    • Метод портфолио;
    • Метод проектов;

    Рассмотрим некоторые аспекты изучения учебной дисциплины ЕН.02. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности».

    В ходе изучения темы «Прикладное программное обеспечение общего назначения и его использование в сфере профессиональной деятельности» идёт работа над созданием портфолио студента.

    Портфолио позволяет: объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности, способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его профессиональный и творческий потенциал; сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. Важно, что в методике портфолио акцент смещается не на то, что студент знает, а на то, что студент способен сделать, т.е. на его компетенции. [2, c.69] Впоследствии портфолио используется студентами на практике пробных уроков, при прохождении преддипломной практики, а также в учебном процессе.

    В портфолио студента ЛПК помещаются следующие работы: комплексный информационный объект в виде учебной публикации; методические брошюры и мультимедийные презентации для проведения урока и внеурочного занятия в начальных классах; классный уголок для начальных классов, наглядные пособия. Изучение  баз данных Microsoft Access,  позволяет студентам специальности,  пробовать свои силы в создании  каталога учебно-методической литературы и построении базы данных класса, в котором обучающиеся проходят практику; при изучении Microsoft Excel  выполняют задания по анализу успеваемости учащихся закреплённого класса по четвертям (по заданным предметам) с использованием различных типов диаграмм; в ходе изучения системы программ MyTest создают компьютерные тесты по предметам, собирают и анализируют их результаты. Тем самым студенты оказывают помощь учителям начальных классов.

    В результате овладения данного раздела происходит углубленное изучение современных информационных технологий. Именно здесь студенты видят значимость изучения информатики  по использованию методов и средств в педагогической деятельности. Такой эффект достигается путем использования задач с профессионально-педагогическим содержанием. Использование в обучении таких задач формирует положительную мотивацию у будущих учителей при изучении курса информатики.

    Нельзя не сказать о популярном сегодня методе проектов, который используется для овладения теоретическими и практическими знаниями по учебной дисциплине как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  [1, с.34].

    Цели проектной деятельности:

    • использование информационных технологий с целью формирования умения использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к профессиональной деятельности, разработка и изучение учебной проблемы;
    • приобретение навыков представления работы перед аудиторией как вид социальной адаптации студентов. [3, c.90]

    Метод проектов направлен на овладение профессиональными компетенциями через сотрудничество с начальной школой.

    Учебная дисциплина ЕН.02. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности» даёт возможности использования метода проектов.

    Вначале изучения каждой темы дисциплины  перед студентами ставится задача - создать коллективный или индивидуальный проект и защитить его по окончании изучения темы. Приведём несколько тем: групповой проект создания методической брошюры для проведения урока и внеурочного занятия по предмету в начальных классах; групповой проект «Создание презентаций для использования на уроках различных типов по заданной теме»; индивидуальный проект создания презентации внеклассного занятия с дидактическим материалом.

    Студентам даются примерные темы проектов. Они должны самостоятельно определить проблему, алгоритм выполнения, наметить пути реализации проекта. Преподаватель и учителя начальной школы выполняют роль консультантов, корректируя ход выполнения, предоставляют необходимые источники. Творческие работы выполняются в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов и используются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. При защите присутствует учитель начальных классов и оценивает с точки зрения методической значимости. Таким образом, студентам с самого начала ясна цель изучения темы, они осознанно подходят к изучению программного материала, у них сформирована высокая мотивация.

    Знания, полученные студентами на теоретических занятиях по  информатике, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Студенты имеют возможность обмена опытом. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводят к более детальному изучению возможностей  MS WORD, MS EXCEL, MS PowerPoint, MS Access. В результате выполнения проекта студенты глубоко погружаются в изучаемую программу, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания по информатике и методике преподавания.

     Качество успеваемости при таком подходе заметно повышается, повышается интерес и к изученному предмету и к возможностям компьютерных технологий.

    Таким образом применяя  технологию сотрудничества студенты Лукояновского педагогического колледжа  не только отрабатывают практические навыки использования современных Интернет-технологий и компьютера в профессиональной деятельности, но и формируют профессиональную компетентность будущего учителя.

    Список литературы

    1. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 2. – с.29-35.
    2. Кныш И.А., Пастухова И.П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство. //Среднее профессиональное образование. – 2008. - №1[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/portfel-individualnyh-dostizheniy-kak-kontrolno-otsenochnoe-pedagogicheskoe-sredstvo.
    3. Плугина Н.А. Структурно-интегративный подход в реализации диалога научных культур//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-integrativnyy-podhod-v-realizatsii-dialoga-nauchnyh-kultur 
    4.  Раимкулова А.С. Компетентностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего учителя как один из кардинальных путей модернизации современного образования // Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2010. – № 29. – С. 37–42


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование ИК компетентности учащихся при изучении технологии и проектировании, в условиях реализации ФГОС нового поколения». проект самообразования учителя технологии МОУ СОШ №1 г.Советский Симигук Елены Ивановны (высшая категория)

    Научность:Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные...

    Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.  В этих условия...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

    Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

    " Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

    Статья_Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения

    Статья обобщающая опыт использования здоровьесберегающих технологий на урока физической культуры в условиях СПО....

    Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

              Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...