Как выбрать профессию
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Разработка некоторых рекомендаций, которые помогут старшеклассникам в выборе их дальнейшего пути

  • нацелить учащихся на серьезное осмысление в поисках выбора профессии;
  • рассказать ребятам об особенностях классификации про­фессиональной деятельности человека;
  • дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • осознание смыслов профессиональной деятель­ности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vybrat_professiyu.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как выбрать профессию»

Цели:

  •  нацелить учащихся на серьезное осмысление в поисках выбора профессии;
  •  рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;
  •  дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • осознание смыслов профессиональной деятельности.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы.

 Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали «профессионально важные качества» Выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, отвечающие профессионально важным качествам.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?».

Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессии.

Выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии »:

Хочу - это ваши интересы, склонности, желания, мечты.

Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность.

Надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии в реальной экономической ситуации.

 

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

 

- интересна и привлекательна для вас;

- соответствует вашим способностям;

- пользуется спросом на рынке труда.

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии сегодня — это не всегда и не обязательно выбор судьбы вообще. Это — нормальный процесс осмысления человеком себя в контексте культуры и ее ценностей, эпохи и ее социальных ожиданий и нахождения своего места в мире «здесь и сейчас». Будет меняться мир, буду меняться и я. И наоборот, я расту, меняются мои приоритеты. Если человек личностно свободен и оснащен необходимыми инструментами самоанализа, постановки целей и их достижения... если он умеет анализировать ситуацию и соотносить ее со своими интересами...

Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом — выборе профессии.

Схема выбора профессии

1,      Как вы думаете, почему ХОЧУ, МОГУ и НАДО на схеме равновелики?

2.      Можно ли сделать выбор будущей профессии, опираясь лишь на один из них?

3.      К каким последствиям это может привести?

Вместе их пересечения располагается правильный выбор профессии

Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

• Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу».

«Оценить ваши способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами «Я могу».

• Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

• является интересной и привлекательной для вас,

• соответствует вашим способностям,

• пользуется спросом на рынке труда.

РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа «ХОЧУ»

2 группа «МОГУ»

3 группа «НАДО»

1 группа «ХОЧУ»

  • работа, которую выполняешь с желанием, составляет удовольствие, моральное удовлетворение
  • на такую работу хочется идти
  • если есть заинтересованность в работе, то будет и результат
  • удобно, комфортно заниматься тем, чем хочу
  • я уже взрослый и могу принимать решения самостоятельно, кем я хочу быть и что я хочу делать
  • если я захочу быть президентом, то обязательно смогу им быть и приложу к этому все усилия.
  • хочу учиться за компанию

2 группа «МОГУ»

  • учитывая свои природные склонности и способности, могу добиться наилучших результатов
  • в связи с тем, что мне интересно и у меня получается, работу могу выполнять с удовольствием и на высоком уровне
  • если я могу поступить и учиться в ВУЗе зачем мне осваивать востребованные профессии токаря, слесаря и т. д.
  • могу освоить профессию кумира или одну из модных профессий

3 группа «НАДО»

  • выбирать профессию буду ту, которая востребована в данное время обществом
  • надо изучить свои способности и склонности с помощью профессионального тестирования для наиболее верного определения будущей профессии
  • надо прислушаться к мнению родителей, педагогов
  • надо учитывать материальное положение родителей при поступлении в учебное заведение
  • надо учитывать свои способности, реально оценивать уже полученные в школе знания
  • надо выбирать высокооплачиваемую профессию, чтобы быть успешным в жизни и материально обеспеченным

Жизненные ситуации:

1. В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Я строю Руанский собор»

Какие позиции демонстрируют ответы каменщиков?

Ответ: демонстрируют три позиции

  • выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно;
  • задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении;
  •  видеть общую цель деятельности, свой вклад в ее достижение.

Как бы ответили на этот вопрос с тех же позиций представители профессий: врач, модельер, архитектор?

2. Я представлю вам нашего героя, немного расскажу о нем. Ничем примечательным он не выделяется, никаких особенных достижений в его жизни нет. Самая яркая черта, которую можно отметить, — это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения сотовый телефон. Они купили ему самую дорогую модель, с фотоаппаратом, с видеокамерой. Так ему не понравилось: говорит, размер кнопок не тот! И так во всем. Да, сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию...

Посоветуйте герою, какую профессию ему выбрать, описывая ее достоинства. Герой во всех предлагаемых вариантах видит недостатки.

Позитивные и негативные стороны профессий?

3. Таня учится в 9-м классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится Таня средне и не хочет продолжать обучение в 10-11-м классах (хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии и литературе). Танина мама настаивает, чтобы Таня закончила 11 классов ч поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справится. Подруги уговаривают Таню пойти после 9-го класса в колледж учиться на бухгалтера, и Таня, скорее всего, согласится, так как для нее главное в жизни — это общение и без подруг ей трудно. Как поступить Тане?

ВЫВОД

Правило №1. «Надо уметь мечтать»

Мечты провоцируют желание. Желание дает необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

Правило № 2 «Умейте быстро выбирать».

Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться — наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Правило № 3 «Только вперед!

Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Правило № 4 «Ты — главный».

Слушать только себя. Ищите «фишку? в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

 Правило № 5 «Скажите «Нет!» своим страхам».

Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой я коварный, алчный, жадный а трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя — не поднимешься на пик намеченной вершины.

Правило № б «Постоянно думать».

«Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я могу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.

Как можно побеждать подобных себе, за счет каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить — живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.

Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся неудачники  Все, что вокруг, достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг, — это мы.

Заключение:

Таким образом, выбор профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним проявлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств — это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Готовых решений ни для кого нет.

Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии— значит, этот вопрос для вас актуален. Любое серьезное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, могут быть подвластны вам. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами.  

Приложение (Презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как выбрать профессию"

Методическая разработка поможет выпускникам определить тип социальной направленности личности, сориентироваться в огромном мире профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности, нацелить...

Почему я выбрала профессию педагога?

Эссе. Размышления о том, что привело меня в школу. С этим эссе участвовала в муниципальном конкурсе "Педагогический дебют"....

Классный час: "Почему я выбрал профессию повар-кондитер?"

Данный классный час знакомит учащихся с историей данной професси, формирует у чащихся представление о социальной значимости професии "Повар"...

Помогаем ребенку выбрать профессию

Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особ...

Родительское собрание «Поможем детям выбрать профессию»

Презентация к родительскому собранию...

Я выбрала профессию

Я выбрала профессию учитель, потому что очень люблю детей, люблю ловить их восхищенные взгляды тогда, когда им интересно со мной, стараюсь завлечь  их своим предметом и получаю удовольствие от ...

Родительское собрание "Как помочь ребенку выбрать профессию?"

Собрание целесеобразно проводить после анкетирования учащихся и беседы с ними, что бы проинформировать родителей о результатах и дать необходимые рекомендации....