Дипломная работа
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Толстова Анна Ивановна

Тема дипломной работы "Дидактическое обеспечение представления данных в виде диаграмм". 

В результате исследования составлен банк электронных материалов по работе с диаграммами с соответствующими методическими рекомендациями, состоящий из 3 разделов:

В разделе Знакомство с диаграммами содержатся:

·                   Текстовый документ Знакомство с мастером диаграмм в Excel.

В разделе Создание диаграмм содержатся:

·                   Практические задания по созданию диаграмм;

·                   Рекомендации к заданиям по созданию диаграмм.

В разделе Редактирование и форматирование диаграмм содержатся:

·                   Задание №1 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;

·                   Задание № 2 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;

·                   Задание для самостоятельной работы Создание и форматирование графика для вычета среднего балла

·                   Задания для самостоятельной работы Создание и редактирование диаграммы Семь наиболее длинных пещер;

·                   Рекомендации по редактированию и форматированию диаграмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx58.18 КБ
Файл znakomstvo_s_masterom_diagramm_v_excel.docx53.68 КБ
Файл zadanie_no_1_po_sozdaniyu_redaktirovaniyu_formatirovnaiyu_diagramm_s_rekomendatsiyami.docx174.57 КБ
Файл zadanie_no_2_po_sozdaniyu_redaktirovaniyu_formatirovnaiyu_diagramm_s_rekomendatsiyami.docx174.8 КБ
Файл zadanie_dlya_samostoyatelnoy_raboty._sozdanie_i_formatirovanie_grafika_dlya_vycheta_srednego_balla.docx89.03 КБ
Файл zadaniya_dlya_samostoyatelnoy_raboty._sozdanie_i_redaktirovanie_diagrammy_peshchery.docx79.34 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_samostoyatelnoy_raboty._sozdanie_redaktiovanie_formatirovanie_diagramm_v_ms_excel.doc1.38 МБ
Файл rekomendatsii_po_redaktirovaniyu_i_formatirovaniyu_diagramm.docx55.95 КБ
Файл zadanie_1._sozdat_bazovoyu_diagrammu.docx46.13 КБ
Файл zadanie_2._sozdat_gistogrammy_po_zadannoy_tablitse_znacheniy.docx57.18 КБ
Файл zadanie_3._sozdat_vnedrennuyu_gistogrammu_po_dannym_tablitsy_rezultaty_testirovaniya.docx35.98 КБ
Файл zadanie_4._sozdat_krugovuyu_diagrammu_na_otdelnom_liste_diagramm_po_srednim_pokazatelyam_testirovaniya_sotrudnikov.docx194.75 КБ
Файл zadanie_5_sozdat_diagrammu_rezultatov_testirovaniya_ispolzuya_bystryy_sposob_sozdaniya_diagramm.docx12.99 КБ
Файл zadanie_6._sozdat_grafik_otrazhayushchiy_dinamiku_rezultatov_testirovaniya_pervykh_trekh_sotrudnikov.docx52.7 КБ
Файл zadanie_7._sozdat_grafik_funutsii.docx98.61 КБ
Файл zadanie_8._sozdat_diagrammu_na_otdelnom_liste.docx58.1 КБ
Файл rekomendatsii_k_zadaniyam_po_sozdaniyu_diagramm.docx48.77 КБ
Office presentation icon predstavlenie_dannykh_v_vide_diagramm.ppt204 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

ЛИТЕРАТУРА        18

Электронный банк заданий по теме: «Представления данных в виде диаграмм»

  • Знакомство с диаграммами;
  • Создание диаграмм;
  • Редактирование и форматирование диаграмм.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития информационного общества, в связи с ростом обрабатываемой информации, возникает проблема восприятия и обработки больших объёмов информации человеком. Диаграммы позволяют более наглядно выявить различные соотношения между данными и позволяют легче воспринимать представленный материал.

Давно известен тот факт, что сопровождение текстовой и числовой информации наглядным представлением данных в виде разнообразных диаграмм, графиков и схем оказывается намного эффективнее - информация быстрее воспринимается и легче усваивается.

На сегодняшний момент практически каждый исследователь или аналитик на определенном этапе анализа данных непосредственно сталкивается с необходимостью представления полученных результатов в графическом виде: будь то отчет для руководителя, подготовка журнальной статьи или просто процесс изучения. Графики являются неотъемлемой частью большинства процедур статистического анализа данных – факторного, кластерного, дисперсионного анализа, многомерного шкалирования, анализа соответствий или построения деревьев классификации. В любом случае, эффектная и со смыслом разработанная диаграмма является лучшим способом превратить строки и колонки цифр в наглядное изображение и помочь, в итоге, аудитории быстрее сориентироваться в представленных данных.

С помощью диаграмм взаимосвязь между данными становится более наглядной. Диаграммы облегчают сравнение различных данных. Этот метод анализа является самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Диаграммы позволяют мгновенно охватить и осмыслить совокупность показателей и именно наглядно, выразительно, лаконично и доступно для понимания любого человека представить, выявить наиболее типичные соотношения и связи этих показателей, тенденции и закономерности их развития. [18]

Сегодня диаграммы прочно вошли в практическую работу экономистов, статистиков, работников учета, учителей информатики. При правильном построении диаграмм, статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся более выразительными, понятными, лаконичными, запоминающимися. Применение графического метода значительно упрощает работу. Работа с диаграммами одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений учащиеся могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности.[19]

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования обще учебных умений.

Одним из популярных направлений информационных технологий является технология обработки числовой информации с помощью электронных таблиц. Современные электронные таблицы обладают богатым набором функциональных возможностей для решения целого ряда задач, возникающих в профессиональной деятельности различных областей. К достоинствам обучения на основе информационных моделей, реализованных с помощью электронных таблиц, следует отнести повышение мотивации учащихся; удобство проведения дифференцированного обучения в одном классе; воспитание критического отношения к представленной организации данных: нужно уметь не только реализовывать предложенную модель, но и предлагать свои варианты моделей и отбирать из них лучшие.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в условиях перехода к информационному этапу своего развития общество предъявляет новые требования к развитию личности, готовой к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооруженной современными средствами и технологиями работы, в частности технологиями обработки числовой информации в электронных таблицах.[20]

Объектом работы является процесс изучения MS Excel в базовом курсе информатики средней школы.

Предметом работы является изучение темы «Представление данных в виде диаграмм в MSExcel»

Цель работы составить дидактический материал по изучению темы: «Представление данных в виде диаграмм в MS Excel».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить роль графического представления данных в виде диаграмм в современном обществе;
  2. Рассмотреть учебно-методические рекомендации по изучению темы: «Представление данных в виде диаграмм в MSExcel»;
  3. Составить практические задания к изучению темы «Представление данных в виде диаграмм».

Гипотеза: технологически подобранный дидактический материал позволит упростить освоения темы «Представление данных в виде диаграмм»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диаграммы как универсальное средство представления данных

Диаграмма - (греч. diagramma - изображение, рисунок, чертёж) графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации [1].

История возникновения диаграмм.

Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенныеграфик функций, в которых допустимые значенияаргументасоответствуют значениямфункций.

Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объёма геометрических фигур. Вавилонские учёные, таким образом, несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса 4-5 тыс. лет назад. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев - яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм [2].

В XVII веке французские учёные Франсуа Виети Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат вспомогательных элементов всех современных диаграмм[3].

Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

На сегодняшний момент существует большое количество различных видов диаграмм, к самым популярным можно отнести:

1) Диаграммы-линии (графики).

Диаграммы - линии или графики это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаныелинии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм - линий применяют прямоугольную систему координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т. д.), а по оси ординат размеры изображаемых явлений илипроцессов. На осях наносятмасштабы.

Диаграммы - линии целесообразно применять тогда, когда число размеров (уровней) в ряду велико. Кроме того, такие диаграммы удобно использовать, если требуется изобразить характер или общую тенденцию развития явления или явлений. Линии удобны и при изображении нескольких динамических рядов для их сравнения, когда требуется сравнение темпов роста. На одной диаграмме такого типа не рекомендуется помещать более трёх - четырёх кривых. Их большое количество может усложнить чертёж, и линейная диаграмма может потерять наглядность[4].

Основной недостаток диаграмм – линий равномерная шкала, позволяющая измерить и сравнить только абсолютные приросты или уменьшения показателей в течение периода исследований. Относительные изменения показателей искажаются при изображении их с равномерной вертикальной шкалой. Также в такой диаграмме может быть невозможным изображение рядов динамики с резкими скачками уровней, которые требуют уменьшения масштаба диаграммы, и показатели в ней динамики более «спокойного» объекта теряют свою точность. Вероятность присутствия в этих типах диаграмм резких изменений показателей возрастает с увеличением длительности периода времён на графике.

2) Диаграммы-области.

Диаграммы - области - это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элементов рассматриваемый процесс. Недостаток этого типа диаграмм также схож с недостатком обычных линейных диаграмм искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат [5].

3) Столбчатые и линейные диаграммы (гистограммы).

Классическими диаграммами являются столбчатые и линейные (полосовые) диаграммы. Также они называются гистограммами. Столбчатые диаграммы в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.

Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. В обоих случаях для изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова [6].

Столбчатые диаграммы могут изображаться и группами (одновременно расположенными на одной горизонтальной оси с разной размерностью варьирующих признаков). Образующие поверхности столбчатых и линейных диаграмм могут представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты, треугольники, трапеции и т. д.

4) Круговые (секторные) диаграммы.

Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.

Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.

5) Радиальные (сетчатые) диаграммы.

В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми. Преимущество радиальных диаграмм в том, что они позволяют отображать одновременно несколько независимых величин, которые характеризуют общее состояние структуры статистических совокупностей. Если отсчёт производить не с центра круга, а с окружности, то такая диаграмма будет называться спиральной диаграммой [7].

6) Картодиаграммы.

Картодиаграммы это сочетания диаграмм с географическими картами или схемами. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются обычные диаграммы (гистограммы, круговые, линейные), которые размещаются на контурах географических карт или на схемах каких-либо объектов. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем обычные типы диаграмм.

Недостатком картодиаграмм могут служить сложности в рисованииконтуровкарт, а также значительная разница в размерах областей географических карт и размеров диаграмм на них [8].

7) Биржевые диаграммы.

График «Японские свечи» валютной пары доллар США - швейцарский франк

Биржевые диаграммы отражают наборы данных из нескольких значений (например: цена открытия биржи, цена закрытия, максимальная и минимальная цена определённого временного интервала). Применяются для отображения биржевых данных: котировок акций или валют, данных спроса и предложения.

8) Пространственные (трёхмерные) диаграммы

Пространственные, или трёхмерные диаграммы являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: линейных, диаграмм-областей, гистограмм (столбчатых и линейных), круговых. Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации. Такие диаграммы выглядят убедительнее. Сложность в создании трёхмерных диаграмм заключается в правильности отображения согласно теме диаграммы.

9) Ботанические диаграммы.

Диаграмма цветка. 1 - ось соцветия, 2 - прицветник, 3 - чашелистик,

4 - лепесток, 5 - тычинка, 6 - гинецей, 7 - кроющий лист.

Диаграмма цветка схематическая проекция цветка на плоскость, перпендикулярную его оси и проходящую через кроющий лист и ось соцветия или побега, на котором сидит цветок. Она отражает число, относительные размеры и взаимное расположение частей цветка.

Построение диаграммы производится на основании поперечных разрезов бутона, так как при распускании цветка некоторые части могут опадать (например, чаше - листики у маковых или около цветник у винограда). Диаграмма ориентируется так, чтобы ось соцветия находилась вверху, а кроющий лист – внизу [9].

Обозначения на диаграмме цветка:

  • Ось соцветия - точка (если цветок верхушечный, ось соцветия не изображается);
  • Кроющий лист, прицветники и чашелистики скобки с килем (фигурные скобки) различного размера;
  • Лепестки - круглые скобки;
  • Тычинки - почковидные фигуры, показывающие поперечный срез через пыльник (при большом числе тычинок возможно упрощенное изображение в виде затушёванного эллипса);
  • Пестик круги или овалы, отражающие поперечный разрез завязи; внутри завязи показывают семязачатки маленькими кружками на соответствующих частях плодолистиков.
  • В случае срастания между собой частей цветка их значки на диаграмме соединяют линиями.
  • Также могут быть показаны дополнительные элементы цветка, например, нектарники или диски.

В диаграмме цветка могут быть изображены либо только те части, которые видны на разрезе (эмпирическая диаграмма цветка), либо также (пунктиром) недоразвитые и исчезнувшие в процессе эволюции части (теоретическая диаграмма цветка, составляемая на основании изучения нескольких эмпирических диаграмм).

Диаграмма побега - отражает схему поперечного разреза через вегетативную почку [10].

10) Анимированные диаграммы.

В некоторых случаях стандартных свойств обычных неподвижных диаграмм и графиков бывает недостаточно. С целью повышения информативности, возникла идея: к обычным свойствам статичных диаграмм (формам, цветам, способам отображения и тематики) добавить свойство подвижности и изменения с течением времени. То есть, представить диаграммы в виде анимации.

Группой исследователей из Массачусетского технологического института был найден способ отображения информации с помощью анимированных диаграмм. Разработанные ими диаграммы представляют собой анимированные интерактивные графики, работающие в режиме реального времени. В качестве примера разработки были взяты данные о поведении и действиях пользователей одного из сетевых ресурсов.

Под руководством Френсиса Лама (Francis Lam) исследователи создали два интерфейса анимированных диаграмм Seascape и Volcano. Характер изменений изображения на диаграммах свидетельствует о социальной активности пользователей ресурса. Например, размер квадратиков указывает на объём темы - чем больше площадь квадратика, тем больше объём обсуждаемой темы. Эти квадратики находятся в постоянном движении, представляющем собой, похожие нагармонические колебанияв плоскости диаграммы, смещающиеся линейно в какую - либо из сторон. По скорости движения можно судить об активности темы, аамплитудаколебаний показывает разницу во времени появления новых сообщений. В любой момент, наведя курсор в плоскость диаграммы, её можно остановить, выбрать интересующий квадратик и открыть тему, которой он соответствует. Открывающаяся в этом же окне тема, также представляет собой анимацию из кружочков, движущихся в разные стороны в пределах окна по типуБроуновского движения. Кружочки символизируют действия отдельных пользователей, и скорость их движения напрямую зависит от активности этих пользователей [11].

Seascape и Volcano отличаются друг от друга цветовой гаммой и количеством визуализированных данных. У Volcano, в отличие от Seascape отсутствуют волнообразные колебания.

По словам разработчиков, построение графиков с помощью анимированных диаграмм, должно позволить человеку быстрее воспринимать информацию с них путём привлечения внимания пользователя диаграммой и быстрой передачей данных вмозг. В данный момент ещё не приняты какие-либо требования или стандарты к генерации анимированных диаграмм [12].

Преимущества диаграмм

Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных. Результаты расчётов, выполненных с помощью систем статистических вычислений, заносятся в таблицы. Они являются основой для последующего анализа или для подготовки статистического отчёта.

Сами по себе цифры в этих таблицах не являются достаточно наглядными, а если их много, они не производят достаточного впечатления. Кроме того, графическое изображение позволяет осуществить контроль достоверности полученных данных, так как на графике достаточно ярко проявляются возможные неточности, которые могут быть связаны с ошибками на каком-либо этапе проведения исследования. В основном все статистические пакеты позволяют графически предоставить полученную числовую информацию в виде различных диаграмм, а затем, если это необходимо, перенести их втекстовый редактордля сборки окончательного варианта статистического отчёта [13].

Технология представления данных в виде диаграмм

Планирование диаграммы

Перед тем как заняться построением диаграммы, необходимо произвести определенную подготовку. Диаграммы Excel создаются на основе данных из существующих листов, так что сначала нужно создать лист, содержащий все необходимые цифры и факты. Excеl позволяет создавать диаграммы и на основе данных, разбросанных по листу, но процесс значительно упрощается, если организация данных позволяет их легко выделять и комбинировать. [14].

Для достижения наилучших результатов при создании диаграммы требуется предварительное планирование. При создании диаграммы следует заранее подумать над тем, какие цели вы хотите достичь. Полезно задать себе следующие вопросы:

  • Какие данные листа необходимо представить в диаграмме? Можно ли организовать лист так, чтобы скопировать данные прямо на диаграмму?
  • Как оформить диаграмму? Должна ли она находиться на отдельном листе книги, на уже существующем, стать частью документа Word или презентации Роwer Point?
  • Каким типом диаграммы следует пользоваться? Требуется ли показать одну категорию данных (скажем, ежеквартальные объемы продаж в географическом регионе) или сравнить на диаграмме две или более категории (например, данные по четырем последним кварталам)?

Создание диаграммы

Перед тем, как создавать диаграмму, внесите нужные для отображения, данные в таблицу. После того, как таблица подготовлена, следует определиться с типом диаграммы. Отдельный мастер диаграмм в Excel 2010 отсутствует, а все инструменты управления ими теперь находится на ленте во вкладке "Вставка".

Создание внедренной диаграммы

Ехсеl также позволяет создавать диаграммы прямо на листе с данными - так называемые внедренные диаграммы. Это позволяет более тесно связать данные листа с их графическим представлением.

Рекомендации!

Ехсеl создает внедренные диаграммы маленькими, чтобы их проще было вам перемещать и форматировать их. Тем не менее, при перемещении диаграмма будет выглядеть лучше [15].

Форматирование диаграммы

Если вас устраивает то, как Ехсеl отформатировал диаграмму, работа закончена — приведите диаграмму в порядок и напечатайте ее. А если нет, то нужно воспользоваться одним из следующих способов:

Меню Диаграмма

 В меню Диаграмма, содержатся команды, специально предназначенные для построения диаграмм. Все эти команды становятся доступными при выделении диаграммы [16].

Панель инструментов диаграмм

Панель инструментов диаграмм, содержит несколько кнопок, предназначенных для форматирования диаграмм, а также список Элементы диаграмм (Chart Objects), из которого можно выбрать редактируемый элемент диаграммы (название, легенда, область построения диаграммы и т. д.).

Изменение типа диаграммы

После создания диаграммы ее можно преобразовать к любому из 14 типов, предусмотренных в Ехсеl (при условии, что ее данные допускают подобное преобразование). Например, круговую диаграмму можно преобразовать в гистограмму.

Изменение названий и подписей

А также можно редактировать текст названий и подписей, изменять шрифт, выравнивание и фоновый узор. При выделении числовой подписи допускается задание нового числового формата [17].

Форматирование символов

Примечание!

При форматировании метки в окне диалога также присутствует вкладка Число (Namber).

Числовое форматирование в подписях

При выделении подписи на диаграмме окно диалога Формат подписей данных содержит (в дополнение к упомянутым) вкладку Число. Она предназначена для настройки атрибутов числового формата подписей.

Настройка линий сетки

При создании гистограмм, линейчатых диаграмм или диаграмм с областями, графиков, точечных, пузырчатых, цилиндрических, конических и пирамидальных диаграмм можно нанести на них линии сетки, проходящие по горизонтали от оси Y или вертикально от оси X. Сетка помогает связать изображения на диаграмме с численными значениями и оказывается особенно полезной при точных сравнениях по различным категориям данных.

Изменение легенды

Легенда диаграммы объясняет, что значит тот или иной цвет или узор на ней, и помогает визуально выделить значения, принадлежащие к одной категории.

Ехсеl позволяет менять шрифт, цвет и расположение существующей легенды в специальном окне диалога с множеством вкладок форматирования. Легенда добавляется к диаграмме во время ее создания с помощью Мастера диаграмм (шаг 3) или позднее - нажатием кнопки Легенда на панели инструментов диаграмм. Поскольку кнопка Легенда действует как переключатель с состояниями «включен/выключен», можно достаточно быстро добавить или удалить легенду и увидеть, желательно ли ее присутствие или нет [18].

Изменение угла обзора на объемных диаграммах

Ехсеl позволяет работать с объемными диаграммами нескольких категорий: с областями, линейчатые, гистограммы, графики, круговые, лепестковые, поверхностные, цилиндрические, конические, пирамидальные. Объемные диаграммы имеют много общего с плоскими, но при этом выглядят более привлекательно и интересно.

Создание специальных эффектов

Ехсеl позволяет улучшить внешний вид листов и выделить важные тенденции за счет включения в диаграммы специальных эффектов, пользоваться стрелками и выносками для подчеркивания ключевых фактов;

Здесь возможно:

  • накладывать рисунки поверх фона диаграммы;
  • использовать географические карты совместно с диаграммами.

Добавление текста и стрелок

При разработке отчетов можно пользоваться специальными командами Ехсеl для нанесения аналогичных указателей на ваши собственные диаграммы. Они идеально подходят для выделения важных элементов, к которым требуется привлечь внимание.

Добавление фоновых изображений

Если создаваемая диаграмма займет центральное место в отчете или презентации, хочется еще более ее украсить - разместить на заднем плане графические изображения. При добавлении фонового изображения (подложки) Ехсеl располагает его за диаграммой. Если выбранное изображение окажется маленьким, Ехсеl автоматически размножит его, чтобы заполнить всю диаграмму.

Рекомендации!

Ехсеl может размешать рисунки, цветные заливки, текстуры и градиентные изображения в трех областях листа: за ячейками, за диаграммой или за внутренней областью диаграммы (областью построения).

Старайтесь выбирать для фоновых изображений простые рисунки светлых тонов, чтобы на их фоне не терялся текст подписей и названий. Нередко самым удачным решением оказывается светло-серая картинка.

Примечание!

На каждой диаграмме имеется внутренняя область, которая называется «областью построения», где, собственно, и находится нарисованная диаграмма. Если щелкнуть внутри этой области, на экране появляется подсказка со словами Область построения диаграммы. При желании можно повторить описанные выше действия для того, чтобы выбрать другой рисунок, цвет заливки, текстуру или градиентную закраску только для этой внутренней области. По умолчанию область построения является прозрачной; именно поэтому картинка с облаками, выбранная для внешней области, оказалась наложенной на всю диаграмму. Количество специальных эффектов, достигаемых при этом, оказывается практически неограниченным [21].

Использование географических карт для отображения диаграмм

Если данные листа связаны с показателями по отдельным регионам, то с помощью вспомогательного средства Ехсе1, которое называется Data Map, можно включить в лист географическую карту и нанести на нее полезную информацию из листа или базы данных Ассеss. Использование карт для отображения данных на самом деле не является созданием диаграммы, но оно укладывается в эту категорию, поскольку для отражения данных листа применяются числа и изображения

Для создания географической карты, на которой отображаются данные из листа, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. На карту можно нанести данные из другой, закрытой книги или базы данных Ассеss, так что вам не придется заново вводить данные, хранящиеся в другом месте.
  2. На карту можно нанести дополнительные географические сведения - для этого следует выполнить команду Карта I Вывести слой (Мар I Features) и выбрать нужные объекты.

Примечание!

Если в дальнейшем понадобится внести изменения в карту, сделайте на ней двойной щелчок и воспользуйтесь меню и панелями инструментов Ехсеl для форматирования карты. Чтобы удалить карту, выделите ее на листе и нажмите клавишу Delete.

Печать диаграммы

Завершив работу над диаграммой или картой можно ее распечатать. Печать диаграмм мало чем отличается от печати обычных листов, но для нее предусмотрено несколько дополнительных параметров. При выводе на черно-белый принтер диаграмму следует изучить командой Предварительный просмотр (Print Preview), чтобы убедиться в правильности преобразования цветов к оттенкам серого. Внедренные диаграммы можно печатать вместе с данными листа или без них [22].

К работе прилагается банк электронных заданий по знакомству, созданию, редактированию, форматированию диаграмм.

В разделе Знакомство с диаграммами содержатся:

  • Видео урок Знакомство с диаграммой;
  • Текстовый документ Знакомство с мастером диаграмм в Excel.

В разделе Создание диаграмм содержатся:

  • Видео урок - Создание диаграмм;
  • Видео урок - Создание сводных диаграмм;
  • Видео урок - Создание графика функции средствами Microsoft Excel;
  • Видео урок Создание графика функции в Excel. Табуляция, линия тренда, уравнение тренда;
  • Практические задания по созданию диаграмм;
  • Рекомендации к заданиям по созданию диаграмм.

В разделе Редактирование и форматирование диаграмм содержатся:

  • Видео урок Создание и форматирование круговой диаграммы;
  • Задание №1 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;
  • Задание № 2 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями;
  • Задание для самостоятельной работы Создание и форматирование графика для вычета среднего балла
  • Задания для самостоятельной работы Создание и редактирование диаграммы Семь наиболее длинных пещер;
  • Рекомендации по редактированию и форматированию диаграмм.

Выполнение практических работ рекомендуется начать с просмотра видео-уроков Знакомство с мастером диаграмм в Excel и просмотра текстового документа Знакомство с диаграммой. После просмотра можно приступить к работе по созданию. Для этого необходимо открыть папку Создание диаграмм и снова просмотреть несколько видео уроков, таких как: Создание диаграмм; Создание сводных диаграмм; Создание графика функции средствами Microsoft Excel; Создание графика функции в Excel. Табуляция, линия тренда, уравнение тренда; А также следует обратить внимание на Рекомендации к заданиям по созданию диаграмм. Затем можно приступить к выполнению практических заданий по созданию диаграмм.

После того как диаграмма уже создана, но вас не устраивает ее вид то соответственно это можно легко исправить, Для этого в папке Редактирование и форматирование диаграмм просмотрев видео-урок Создание и форматирование круговой диаграммы, Рекомендации по редактированию и форматированию диаграмм, приступите к практическим заданиям. Рекомендуется начать с Задания №1 и №2 по созданию, редактированию и форматированию диаграмм с рекомендациями, т.к. вся технология работы расписана по пунктам.

Усвоив весь курс по созданию, редактированию и форматированию диаграмм приступите к выполнению самостоятельных практических работ таких как: Задание для самостоятельной работы Создание и форматирование графика для вычета среднего балла, Создание и редактирование диаграммы Семь наиболее длинных пещер.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При решении различных задач очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Табличные процессоры содержат развитые графические средства, с помощью которых огромный годовой отчет о работе предприятия, состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно, можно сделать легко восприимчивым. Просто необходимую информацию нужно представить в виде диаграмм, так она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа [23].

В процессе работы были изучены основные понятия диаграмм, их виды и назначение, а также возможности MS Excel по графическому представлению данных. В результате исследования составлен банк электронных материалов по работе с диаграммами с соответствующими методическими рекомендациями.

Часть из представленных в работе практических заданий были мною использованы во время прохождения преддипломной практики в Константиновской СОШ № 1. Как показал опыт, работа по представлению данных в виде диаграмм эффективна тогда, когда освоение материала по новым компьютерным технологиям на теоретических занятиях будет сочетаться с проведением регулярных практических занятий. Использование практических заданий с методически правильными рекомендациями способствует углублению и закреплению знаний и умений по работе со средствами компьютерной графики, развитию творческих способностей учащихся.

На этом этапе у обучаемых происходит формирование понимания возможностей современных средств для построения диаграмм, развитие таких важных для будущей профессиональной деятельности качеств, как интуиция, чутье, образное мышление.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Косовцева Т.Р., Петров В.Ю. MS EXCEL в расчетных задачах; Учебное пособие. – СПб: СПГУ ИТМО, 2010. - с.82.
  2.  Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - с.200.
  3.  Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - с.155.
  4.  Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - с.178.
  5.  Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - с.134.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. - с.204.
  7. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс», 2009. - с.276.
  8.  Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту, с2008. - с.85.
  9. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 2009. - с.286
  10.  Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – с.165.
  11. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  12. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-126394.
  13. http://staturgeu.narod2.ru/lektsii/graficheskoe_izobrazhenie_statisticheskih_dannih/.
  14. http://yaneuch.ru/cat_22/diagrammy-v-srede-excel/28505.1189464.page1.html.
  15. http://otherreferats.allbest.ru/programming/00016737_0.html.
  16.  http://3dnews.ru.
  17. www.ed.gov.ru.
  18. http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html.
  19. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar.
  20. . http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc.
  21. http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar.
  22.  http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/plan-konspekt-uroka-tema-uroka-postroenie-diagramm-v-elektronnyh.
  23. http://nsportal.ru/kochetova-elena-nikolaevna.
  24. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-4-8.html.
  25.  http://ozon.azurewebsites.net/1140003/Default.htm.



Предварительный просмотр:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Flower_diagram.svg/250px-Flower_diagram.svg.png


 В построении диаграмм хорошим подспорьем является Мастер Диаграмм в Excel. Он сам выполнит все, что требуется в данном конкретном случае. Вам лишь остается выбрать данные и по ходу работы принять несколько несложных решений. Запускается это приложение путем нажатия соответствующей кнопки, расположенной на панели инструментов.

На первом шаге следует выбрать тип диаграммы, к примеру, объемный круговой ее вариант. После этого щелкнуть мышкой по кнопке «Далее».

Теперь переходим ко второму шагу – уточнение диапазона данных. При необходимости его можно менять путем выделения нового диапазона с помощью «протаскивания». В строке «Диапазон» появится соответствующая ссылка. Снова мышкой кликаем кнопку «Далее». Третий шаг – определение отображаемых элементов. Мастер сам предложит вам возможное решение. Вы можете как согласится с ним, так и внести свои поправки. Как только все необходимые решения будут отработаны, переходим к четвертому шагу. Для этого также активируем кнопку «Далее».

Заключительный этап сводится к указанию размещения диаграммы. Мастер по умолчанию предлагает разместить ее на том же рабочем листе, где расположены первоначальные данные. Этот параметр вы тоже можете изменить в случае необходимости. Для того, чтобы завершить работу мастера, щелкаем кнопкой «Готово».

А теперь несколько рекомендаций относительно выбора параметров и источника данных. Все представленные типы диаграмм вы найдете в соответствующем окне. Всего их в наличии четырнадцать штук. Каждый тип имеет несколько видов. Удерживая кнопку «Просмотр результата», вы сможете предварительно просмотреть выбранный тип.

Помимо этого, в арсенале мастера имеются шаблоны нестандартных решений, тип которых можно выбрать на вкладке «Нестандартные». В поле «Образец» вы сразу увидите представленные варианты. Что касается выбора данных, то его следует делать еще перед вызовом мастера путем выделения нужного диапазона. Если вы этого не сделали или требуется внести какие-то изменения, на помощь приходит окно «Источник данных», которое состоит из двух вкладок, а именно «Диапазон данных» и «Ряд». Разместить диаграмму можно двумя способами. Первый – создать встроенный вариант и второй – использовать лист диаграмм. В первом случае лист для размещения диаграммы выбирается из списка, который имеется в рабочей книге листов. Во втором – задается имя листа, которое вводится в поле текста, находящимся рядом с опцией «Отдельный».

 В принципе, это все особенности мастера, которые следует знать на начальном этапе работы с ним.



Предварительный просмотр:

Гораздо нагляднее изобразить зависимости с помощью графиков и диаграмм. Можно составить графики, показывающие изменения Ваших величин во времени, или диаграммы, определяющие, какая доля целого приходится на отдельные его части. Важно, что, при изменении данных в рабочей таблице, диаграммы изменяются автоматически.

Диаграмма, построенная прямо на рабочем листе, называется внедренной. Если диаграмма расположена на отдельном листе, то этот лист называют листом диаграммы.

Диаграмма является объектом. Это значит, что:

Задание № 1

  1. Она умеет замечать внешние события. Например, она видит изменения данных, на основе которых построена.
  2. Она умеет реагировать на внешние события. Например, она самостоятельно изменяет свое изображение.
  3. Она полностью описывается перечнем и значениями своих свойств, например шириной, высотой, типом и др. К свойствам диаграммы можно добраться через правую кнопку мыши и пункты контекстного меню.
  4. Диаграмма является контейнером и содержит в себе другие объекты.

Создание, редактирование, форматирование внедренной диаграммы.

Чтобы создать диаграмму на рабочем листе, нужно выделить данные, которые будут в ней использованы, и вызвать Мастер диаграмм. Вы можете выбрать как один ряд данных (отдельную строку или отдельный столбец), так и несколько. При построении круговых диаграмм, например, выделяют только один ряд данных.

В следующем упражнении вы выберите данные для построения гистограммы и определите ее место на рабочем листе.

  1. В ленте Разметка страницы в разделе Параметры листа поставьте флажок Сетка \ Вид. В таблице появится сетка.
  2. На листе Бюджет 2014 выделите ячейки C10:I13 с названиями месяцев, приходами, затратами, выручкой за 6 месяцев. Нажмите клавишу Ctrl и, удерживая ее, выделите мышью ячейки C19:I19 с Расходами Всего.
  3. В ленте Вставка щелкните на кнопке Гистограмма и выберите самый верхний левый рисунок (Гистограмма с группировкой). Появится прямоугольная область с гистограммой.

Диаграмма место

Рис. 1 Диаграмма

В разделе Диаграммы ленты Вставка вы сможете выбрать нужный тип диаграммы. Линейчатые диаграммы обычно используют для сравнения по некоторым статьям или признакам, а гистограммы – для наблюдения изменений во времени. Круговые диаграммы наглядно отображают соотношение частей и целого. Диаграммы с областями и графики позволяют наилучшим образом изобразить непрерывное изменение величин во времени.

Убедитесь, что в главном меню появились обозначения лент Конструктор, Макет, Формат с общим заголовком Работа с диаграммами.

Диаграмма ленты

Рис. 2 Работа с диаграммами

  1. Поместите указатель мыши на белую область диаграммы, нажмите левую кнопку мыши. Не отпуская ее, перенесите диаграмму так, чтобы ее верхний левый угол совпал с левым верхним углом ячейки C23.
  2. Поместите указатель мыши в правый нижний угол диаграммы. Указатель примет форму наклонной двунаправленной стрелки. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перенесите угол диаграммы в правый нижний угол ячейки I38.
  3. В ленте Конструктор в разделе Данные щелкните на кнопке Строка\столбец. Строки и столбцы в диаграмме поменяются местами.

При создании диаграммы данные автоматически разделяются на ряды данных и категории. Например, рядами данных могут стать выделенные строки, а категориями – заголовки столбцов.

В линейчатых диаграммах горизонтальная ось является осью Х, или осью категорий.

  1. В ленте Макет в разделе Подписи щелкните на кнопке Название диаграммы. Выберите пункт Над диаграммой и наберите с клавиатуры слова Бюджетный отчет. Нажмите клавишу Enter. Появится название диаграммы.

Диаграмма подписи

Рис. 3 Бюджетный отчет

  1. Щелкните кнопку Названия осей и пункт меню Название основной горизонтальной оси\ Название под осью. Наберите с клавиатуры слова 2014 год. Нажмите клавишу Enter. Появится название горизонтальной оси.

Диаграмма замечает изменения в таблице

В этом упражнении Вы увидите, что диаграмма является объектом и способна реагировать на внешние события, например, на изменения данных в таблице.

  1. В ячейку С11 введите текст Приход в кассу.
  2. В ячейку D11 вместо 32550 введите приход 62550.
  3. Покиньте ячейку D11, нажав клавишу любой стрелки.

Данные в строке 11 изменятся. Диаграмма автоматически отобразит изменения. Изменится надпись Приход в кассу в легенде справа, высоты столбцов, масштаб вертикальной оси.

Диаграмма объект

Рис. 4 Диаграмма

  1. Нажмите клавиши Ctrl+Z. Значения приходов в таблице и высоты столбцов в диаграмме вернутся в исходное состояние.
  2. Еще раз нажмите клавиши Ctrl+Z. Вернется надпись Приход.

Как добавить и удалить ряд данных

В этом упражнении мы добавим на диаграмму ряд Прибыль и удалим ряд Расходы всего.

  1. В ленте Конструктор нажмите кнопку Выбрать данные. Появится окно Выбор источника данных.

Диаграмма источник данных

Рис. 5 Данные

  1. В поле Элементы легенды нажмите кнопку Добавить. Появится окно Изменение ряда.
  2. Проверьте (поставьте) курсор вставки в поле Имя ряда и отметьте ячейку C21 с заголовком Прибыль.
  3. Выделите (удалите) содержание поля Значения и выделите блок D21:I21 со значениями прибыли.

Диаграмма изменение ряда

Рис. 6 Изменения ряда

  1. Нажмите ОК в окне Изменение ряда и ОК в окне Выбор источника данных.
  2. В диаграмме добавятся столбцы с прибылью.
  3. Щелкните по одному из столбиков с Расходом Всего (сиреневый). У всех шести столбиков по углам появятся метки.
  4. Нажмите клавишу Del. Столбики с расходами исчезнут из диаграммы.

Диаграмма с прибылью

Рис. 7 Диаграмма

Как увеличить ряд данных

Наши четыре ряда данных состоят из шести элементов каждый. Нам хочется, чтобы ряды данных отображали седьмой элемент – графу Всего.

  1. В ленте Конструктор в разделе Данные щелкните на кнопке Строка\столбец. Строки и столбцы в диаграмме поменяются местами.
  2. Щелкните кнопку Выбрать данные. Появится окно Выбор источника данных.
  3. В поле Элементы легенды нажмите кнопку Добавить. Появится окно Изменение ряда.
  4. Проверьте (поставьте) курсор вставки в поле Имя ряда и отметьте ячейку J10 с заголовком Всего.
  5. Удалите содержание поля Значения. Через цветастый квадрат в правой части поля Значения уменьшите окно.
  6. Выделите блок J11: J13 и с клавишей Ctrl дополнительно ячейку J11 со значениями столбца Всего.
  7. Через цветастый квадрат в правой части поля Значения увеличьте окно.
  8. Нажмите ОК в окне Изменение ряда и ОК в окне Выбор источника данных.

Диаграмма добавление ряда

Рис. 8 Изменение ряда

  1. В ленте Конструктор в разделе Данные щелкните на кнопке Строка\столбец.

Гистограмма примет следующий вид.

Диаграмма 7 рядов

Рис. 9 Диаграмма

Изменение диаграммы

Лучше сразу, за один раз построить нужную диаграмму. Для этого нужно заранее выразить свои желания. Однако бывают нечеткие требования и ошибки, после которых требуется исправлять диаграмму.

Диаграмма напоминает матрешку (область диаграммы), в которую вложены другие матрешки (область построения, легенда, заголовок). Изменим значения некоторых свойств объектов, вложенных в диаграмму.

  1. Правой кнопкой мыши щелкните в один из фиолетовых столбиков с приходом.
  2. В контекстном меню выберите пункт Формат рядов данных. Появится окно Формат ряда данных.
  3. В области Заливка отметьте Сплошная заливка и через кнопку Цвет выберите зеленый цвет.
  4. Нажмите кнопку Закрыть.

Столбики с приходами окрасятся в зеленый цвет.

  1. Правой кнопкой мыши щелкните в горизонтальную ось.
  2. В контекстном меню выберите пункт Добавить основные линии сетки. Появятся вертикальные линии разметки.
  3. Правой кнопкой мыши щелкните в легенду – прямоугольную область справа с названиями Приход, …, Прибыль.
  4. В контекстном меню выберите пункт Формат легенды. Появится окно Формат легенды.
  5. На вкладке Параметры легенды отметьте точку в кружочке Снизу. На вкладке Тень через кнопку Заготовки выберите второй образец. Нажмите Закрыть.
  6. Правой кнопкой мыши щелкните в легенду и в контекстном меню выберите пункт Шрифт. Появится окно Шрифт. На вкладке Шрифт в поле Шрифт выберите Times New Roman.

Легенда получит тень, изменит шрифт и разместится под гистограммой.

  1. Правой кнопкой мыши щелкните в белую область вокруг гистограммы.
  2.  В контекстном меню выберите пункт Формат области диаграммы. Появится окно Формат области диаграммы.
  3. В области Заливка отметьте точку Рисунок или текстура.
  4. Через кнопку Текстура щелкните 13-й образец с рисунком газетной бумаги.
  5. Нажмите кнопку Закрыть.

Подложка диаграммы невзрачно, но приятно закрасится.

Диаграмма изменение

Рис. 10 Диаграмма



Предварительный просмотр:

Задание № 2.

1. Составьте таблицу по приведенному образцу

рис.7

Рис. 1 Таблица качества мехов

2. Выделите диапазон данных А2:Вll, включая заголовки строк и столбцов

3. Выберите вкладку Вставка, группу команд Диаграмма, выберите тип диаграммы – Гистограмма – Объемная гистограмма – Гистограмма с группировкой.

рис.8

Рис. 2 Создание гистограммы

4. Изменение названия диаграммы.

После выделения диаграммы будет активирована линейка команд Работа с диаграммами. Выберите во вкладке Макет – Название диаграммы – Над диаграммой. Кликните на диаграмме по названию диаграммы, сотрите старое название и напечатайте новое Носкость лучших по качеству мехов. Диаграмма примет вид

рис.9

Рис.3 Диаграмма

5. Форматирование диаграммы.

Щелкните правой кнопкой мыши на свободном месте области диаграммы и выберите в контекстном меню команду Формат области диаграммы. Установите понравившиеся вам параметры оформления. Примерный результат

рис.10

Рис. 4 Область диаграммы



Предварительный просмотр:

Задание

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя График

рис.13

Рис. 3 Таблица средний балл

рис.14

Рис. 4 График

Постройте диаграмму типа График и отформатируйте диаграмму (для создания подписей по осям и подписей данных используйте вкладку Работа с диаграммами – Макет). Примерный вид диаграммы



Предварительный просмотр:

Задание

1. Перейдите на следующий лист и присвойте ему имя Пещеры. Создайте таблицу по приведенному образцу:

рис.11

Рис. 1 Таблица Пещеры

2. Постройте диаграмму. Примерный вид диаграммы

рис.12

Рис. 2 Диаграмма


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://gostiru.ru/wp-content/uploads/2013/01/wpid-image002_74.jpg


Построенную диаграмму можно редактировать. Редактирование диаграммы заключается в:

  • изменении способа формирования ряда данных: из данных строки или

из данных столбца;

  • изменении диапазона ячеек, по данным в которых строится диаграмма;
  • изменении типа, вида или макета диаграммы;
  • вставке, перемещении, удалении или изменении названий диаграммы

и осей, легенды, подписей данных и др.;

  • изменении отображения осей и линий сетки;
  • редактировании отдельных объектов диаграммы и др.

При построении диаграммы ряды данных по умолчанию формируются из данных строк электронной таблицы. Для того чтобы изменить способ формирования рядов данных, нужно выбрать диаграмму

и выполнить Конструктор → Данные → Строка/столбец

Иногда нужно к диапазону ячеек электронной таблицы, для данных, которого уже построена диаграмма, добавить новые столбцы (строки) с данными, или вставить их внутрь, или удалить существующие. Если

этот диапазон ячеек является Таблицей, то диаграмма будет редактироваться автоматически. Если же нет, то для отображения на диаграмме измененных данных нужно изменить диапазон ячеек, по данным в которых необходимо построить диаграмму.

Чтобы изменить диапазон ячеек, по данным в которых построена диаграмма, нужно:

1. Выбрать диаграмму.

2. Выполнить Конструктор → Данные → Выбрать данные.

3. В окне Выбор источника данных выбрать кнопку Свернуть в поле Диапазон данных для диаграммы.

4. Выделить в таблице необходимый диапазон ячеек.

5. Выбрать кнопку Развернуть для разворачивания окна Выбор

источника данных.

6. Выбрать кнопку ОК.

В окне Выбор источника данных можно также:

  • выбрать кнопку Строка/столбец для изменения способа формирования рядов данных;
  • выделить в левом поле любой ряд и изменить его расположение среди

других рядов (кнопки), удалить его или отредактировать;

  • добавить к списку рядов другие ряды;
  • отредактировать подписи горизонтальной оси.

Чтобы изменить тип или вид диаграммы, нужно:

1. Выбрать диаграмму.

2. Выполнить Конструктор → Тип → Изменить тип диаграммы и в окне Изменение типа диаграммы, которое, кроме названия, полностью совпадает с окном Вставка диаграммы, вы брать нужный тип и вид диаграммы или открыть на вкладке Вставка в группе Диаграммы список кнопки соответствующего типа диаграмм и выбрать необходимый вид диаграммы.

Если в области диаграммы отсутствуют название, названия осей, легенда, то добавить их можно выбором одного из стандартных макетов диаграмм на вкладке Конструктор в группе Макеты диаграмм. После того

как эти объекты появятся в области диаграммы, можно выбрать их и редактировать.

Если ни один из макетов не устраивает, можно выбрать ближайший к желаемому и отредактировать его. Для редактирования макета можно

использовать списки кнопок группы Подписи вкладки Макет. В частности, можно выделить диаграмму и одной из команд из списка кнопки Подписи данных установить режим отображения рядов данных из электронной таблицы на соответствующих геометрических фигурах. Командами из списков кнопок Оси и Сетка группы Оси этой же вкладки можно устанавливать режимы отображения осей, наличие основных и промежуточных делений сетки на каждой из осей.

Для удаления объекта диаграммы нужно выбрать его и нажать клавишу Delete.

Форматирование диаграмм

Для форматирования диаграммы можно на вкладке Конструктор в группе Стили диаграмм выбрать один из стилей оформления диаграммы. Набор стилей можно изменить, выполнив Разметка страницы → Темы → Темы и выбрав из списка другую тему. При этом изменяется не только набор стилей, но и оформление самой диаграммы.

Для форматирования отдельного объекта диаграммы его также нужно выделить. Для выделения объекта можно выбрать его с использованием мыши. Можно также на вкладке Макет или Формат в группе Текущий фрагмент выбрать название этого объекта в списке поля Элементы диаграммы. Некоторые объекты диаграммы, например ряд, состоят из нескольких частей. Чтобы выделить только одну часть, например отдельную точку, нужно сначала выделить весь объект, а затем повторно выбрать нужную его часть.

После выбора объекта диаграммы для форматирования можно:

  • выбрать один из стилей оформления выделенного объекта из списка группы Стили фигур вкладки Формат;
  • выбрать один из стилей оформления текстового объекта из списка

группы Стили Word Art вкладки Формат;

  • выбрать один из видов заливки, оформления границ, эффектов из списков кнопок Заливка фигуры, Контур фигуры, Эффекты для фигур группы Стили фигур вкладки Формат;
  • на диаграмме выполнить Формат → Текущий фрагмент → Формат выделенного фрагмента и на вкладках окна форматирования выделенного объекта установить необходимые значения его свойств;
  • использовать команды контекстного меню выделенного объекта.

Чтобы изменить размеры диаграммы, нужно выделить область диаграммы и перетянуть один из маркеров изменения размеров, которые

расположены на ее границе. Кроме того, встроенную диаграмму можно

перетянуть в другое место на листе



Предварительный просмотр:

Задание 1

Создание базовой диаграммы.

  1. Добавьте на лист данные, на основе которых необходимо построить диаграмму.

Данные можно расположить в виде строк или столбцов - Excel автоматически определит лучший способ построения диаграммы. Для некоторых типов диаграмм, таких как круговые и пузырьковые, требуется расположить данные определенным образом.

  1. Выделите ячейки, содержащие данные, которые необходимо использовать для построения диаграммы.

Выделение ячеек, диапазонов, строк и столбцов

  1. На вкладке Вставить в группе Диаграммы выполните одно из указанных ниже действий.
  • Выберите тип и подтип диаграммы.
  • Чтобы просмотреть все доступные типы диаграмм, нажмите кнопкуИзображение кнопки, чтобы запустить диалоговое окно Вставка диаграммы, а затем используйте стрелки для прокрутки типов диаграмм.

Изображение ленты Excel

  1. Щелкните в любом месте внедренной диаграммы, чтобы активировать ее.

Откроется панель Работа с диаграммами с дополнительными вкладками Конструктор, Макет и Формат.

  1. На вкладке Конструктор в группе Расположение нажмите кнопку Перемещение диаграммы.

Изображение ленты

  1. В разделе Разместить диаграмму выполните одно из указанных ниже действий.
  • Чтобы добавить диаграмму на отдельный лист, установите переключатель на отдельном листе.
  • Если требуется внедренная диаграмма на листе, установите переключатель на имеющемся листе, а затем выберите лист в поле на имеющемся листе.
  1. Excel автоматически назначает диаграмме имя, например Диаграмма1 для первой диаграммы, созданной на листе. Чтобы изменить имя диаграммы, выполните указанные ниже действия.
  1. Щелкните диаграмму.
  2. На вкладке Макет в группе Свойства щелкните текстовое поле Имя диаграммы.



Предварительный просмотр:

Задание 2

Построение гистограммы по заданной таблице значений.

http://festival.1september.ru/articles/634423/img2.jpg

Рис. 1 Таблица пользователей Интернета

Технология работы

1. Переименуйте Лист 1 в «Интернет». Постройте таблицу по образцу на рис. 1

2. Найдите максимальное и минимальное число доли пользователей по интересам в диапазоне С5:С12, используя Мастер функций и функции МАКС, МИН.

3. Выделите диапазон данных для построения гистограммы: В5:С12.

4. Вызовите Мастер диаграмм: выберите команду меню Вставка, Диаграмма или щелкните на пиктограмме Мастера диаграмм и следуйте его инструкциям:

Шаг 1. Выбор типа диаграммы: гистограмма выберите тип диаграммы – гистограмма выберите вид гистограммы – обычная гистограмма, щелкните на кнопке Далее.

Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: поскольку данные вами уже выбраны в п. 3 (диапазон В5:С12), щелкните на кнопке Далее.

Шаг 3. Выбор параметров диаграммы: на вкладке Заголовки введите текст в поля Название диаграммы – «Интересы пользователей Интернет», Ось X (категорий) – «Вид интересов», Ось Y (значений) – « Доля пользователей »;щелкните на кнопке Далее >.

5. Расположите область диаграммы в диапазоне A16:D40 (для перемещения выделенной области диаграммы используйте метод Drag-and-Drop, для изменения размеров рамки работайте с маркерами рамки диаграммы

6. Сохраните изменения в файле.

7. Сравните ваш результат с рис. 2. Представьте учителю результаты работы.

http://festival.1september.ru/articles/634423/img5.jpg

Рис. 2 Гистограмма



Предварительный просмотр:

Задание 3.

Постройте внедренную гистограмму по данным таблицы Результаты тестирования.

Чтобы построить гистограмму по данным таблицы «Результаты тестирования», выполните следующие действия:

Выделите диапазон, содержащий исходные данные (в данном случае, B1:G11) (рис. 1) и выберите на вкладке Вставка – Гистограмма. В открывшемся списке видов гистограмм выберите понравившуюся вам гистограмму, например, Объемная гистограмма с группировкой.

Рис%201

Рис. 1. Результаты тестирования

Выделенный диапазон таблицы «Результаты тестирования»

В результате в дополнение к исходной таблице на листе Excel появится гистограмма (рис. 2). И пока будет активна область диаграммы, в меню Excel, будут присутствовать три вкладки, содержащие команды по  работе с диаграммами: Конструктор, Макет, Формат. Используя команды этих вкладок, пользователь может настраивать диаграмму, например, добавлять к ней название, изменять диапазон данных, добавлять подписи осей, изменять вид диаграммы и т.д.

Поэкспериментируйте с построенной диаграммой, например, измените ее вид, или добавьте название

Рис. 2. Гистограмма



Предварительный просмотр:

Задание 4. 

Создайте круговую диаграмму на отдельном листе диаграмм по средним показателям тестирования сотрудников.

Для чего:

  • Установите курсор в пределы таблицы, выберите Вставка – Круговая и, например, вид - Объемная разрезная круговая.
  • Для настройки диаграммы, необходимо переопределить диапазоны исходных данных, для чего на панели Конструктор, щелкните по кнопке Выбрать данные.
  • В появившемся диалоговом окне Выбор источника данных очистите поле Диапазон данных для диаграммы и заново задайте этот диапазон: выделите первый диапазон – это столбец с фамилиями сотрудников, затем, удерживая нажатой клавишу CTRL, выделите второй диапазон – это столбец Средний показатель. После чего нажмите ОК.
  • К получившейся диаграмме можно добавить подписи данных, для чего на вкладке Макет выберите Подписи данных, например, по центру.
  • Можно настроить и другие параметры диаграммы (поэкспериментируйте самостоятельно).
  • Для того, чтобы расположить диаграмму на отдельном листе необходимо на вкладке Конструктор выбрать Поместить диаграмму и, в открывшемся диалоговом окне, выбрать на отдельном листе (рис. 3).

Рис. 1. Круговая диаграмма

Быстрый способ создания диаграмм

Для того чтобы быстро создать диаграмму необходимо выделить исходные данные ( в нашем случае это диапазон B1:G11) и нажать клавишу F11. Появится диаграмма на отдельном листе во весь лист.



Предварительный просмотр:

Задание 5.

Создайте диаграмму Результатов тестирования, используя быстрый способ создания диаграмм.

Построения графика

Графики обычно используются для отображения динамики изменений ряда значений.



Предварительный просмотр:

Задание 6.

Постройте график, отражающий динамику результатов тестирования первых трех сотрудников.

  1. Выделите область для построения диаграммы, не захватывая средние показатели тестирования. (В нашем случае это диапазон B1:F4).
  2. На вкладке Вставка выберите График.
  3. Поэкспериментируйте с различными видами и типами графиков.
  4. Установите подписи для наилучших результатов на графике.
  5. Поработайте со всеми параметрами настройки графика (рис. 4).

Рис. 4. График результатов тестирования

http://festival.1september.ru/articles/634423/img8.jpg

Рис. 3 Табл. функций

2. Подготовьте на листе «Графики» таблицу согласно рис 3: введите в ячейки A1:D1 названия столбцов; в дальнейшем названия функций Yl(x), Y2(x), Y3(x) составят текст легенды;

заполните столбец аргументов (х) от –2 до 2 с шагом 0,2. Для этого воспользуйтесь любым известным вам способом автозаполнения диапазона.

  1. Заполните столбцы функций, т. е. введите в столбцы В, С, D значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2, D2 формулы, математическая запись которых, , Yl(x) = х2 – 1, Y2(x) = х2 + 1, Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x)

Введите в ячейки следующие формулы

В2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) – 1

С2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) + 1.

D2 – Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x)

4. Скопируйте формулы в остальные ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).

5. Оформите получившуюся таблицу и сохраните изменения в файле. Представьте результаты работы.



Предварительный просмотр:

Задание 7

Графики являются частным случаем диаграммы. И правила построения графиков и диаграмм одинаковы.

  1. Правой кнопкой мыши щелкните в серую область вокруг гистограммы.
  2.  В контекстном меню выберите пункт Изменить тип диаграммы. Появится окно Изменение типа диаграммы.
  3. В левой панели отметьте пункт График. В правой панели отметьте первый рисунок в разделе График. Нажмите кнопку ОК. Результаты будут представлены в виде графиков.

Диаграмма график

Рис. 1



Предварительный просмотр:

Задание 8.

Построить диаграмму на отдельном листе.

Часто требуется создать диаграмму на отдельном листе. В следующем упражнении Вы построите круговую диаграмму на отдельном листе, используя ленту Вставка.

  1. Перейдите на лист Первый квартал и выделите диапазон ячеек C15:D18 со статьями расходов за март.
  2. В ленте Вставка в разделе Диаграммы выберите команду Круговая. В появившемся окне выберите первый рисунок (Круговая). Появится круговая диаграмма.
  3. В ленте Конструктор в разделе Макеты диаграмм выберите первый макет (Макет 1).
  4. Два раза щелкните в поле Название диаграммы и наберите Расходы за март 2008.
  5. В ленте Конструктор нажмите пункт Переместить диаграмму. В появившемся окне Перемещение диаграммы на листе включите опцию на отдельном листе. В соответствующем поле будет указано название листа Диаграмма1. Нажмите кнопку ОК.

Слева от листа Первый квартал будет вставлен лист диаграммы Диаграмма1.

Диаграмма круговая

Рис.1 Круговая диаграмма



Предварительный просмотр:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/88/I1_Line_RSG-Diagram.PNG/250px-I1_Line_RSG-Diagram.PNG


Большинство диаграмм, например гистограммы и линейчатые диаграммы, можно строить на основе данных, расположенных в строках или столбцах листа. Однако для некоторых типов диаграмм, таких как круговые и пузырьковые, требуется, чтобы данные были расположены определенным образом.

  1. Если выбрать только одну ячейку, Excel автоматически построит диаграмму на основе смежных с ней ячеек, которые содержат данные. Если нужные ячейки не входят в смежный диапазон, можно выделить несмежные ячейки или диапазоны; при этом выделение должно представлять собой прямоугольник. Можно также скрыть ряды и столбцы, которые не требуется отражать на диаграмме.
  2. При наведении указателя мыши на тип или подтип диаграммы появляется всплывающая подсказка с его названием. По умолчанию диаграмма добавляется на лист как внедренная диаграмма. Чтобы поместить диаграмму на отдельный лист диаграммы, измените ее расположение, выполнив указанные ниже действия.
  3. Если необходимо заменить предложенное имя для диаграммы, введите новое имя в поле на отдельном листе.
  4. При необходимости щелкните значок Свойства в группе Свойства, чтобы развернуть ее.
  1. Введите новое имя.
  2. Нажмите клавишу ВВОД.

Примечания

Чтобы быстро создать диаграмму, основанную на типе диаграммы, используемом по умолчанию, выделите нужные данные и нажмите клавиши ALT+F1 или F11. При нажатии клавиш ALT+F1 создается внедренная диаграмма, при нажатии клавиши F11 диаграмма отображается на отдельном листе диаграммы.

  • Если диаграмма не нужна, ее можно удалить. Щелкните диаграмму, чтобы выделить ее, а затем нажмите клавишу DELETE.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя, а также анализу методической работы с классными руково...

Дипломная работа на тему "Групповая работа как форма учебного взаимодействия в процессе обучения говорению на старшей ступени"

Данная работа-это дипломный проект, посвященный исследованию такой проблемы, как обучение говорению на старшей ступени обучения с использованием групповой формы работы. Работа состоит из двух частей: ...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Дипломные проекты (дипломные работы) студентов

Фрагменты презентаций выпускных квалификационных работ студентов, рекомендованных к опубликованию по результатам защиты....

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...