Методическая разработка внеклассного мероприятия "Турнир знатоков Информатики"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Яковлева Олеся Ивановна

Внеклассное мероприятие к неделе информатики направлено на повторение и закрепление основного материала, развитие устойчивого интереса  к образовательной области "Информатика и ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal_turnir_znatokov_informatiki.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная Школа села Белоярск

Внеклассное мероприятие по информатике

для учащихся  6-го класса

Учитель информатики

Евдокимова Олеся Ивановна

Белоярск, 2014г.


Внеклассное мероприятие по информатике

для учащихся 6-го класса

«Турнир знатоков ИНФОРМАТИКИ»

Цель: Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.

  • Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.
  • Способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления.
  • Способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.
  • Развивающие: развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать, логически доказывать;
  • Образовательные: закрепление пройденного материала; повторение основных понятий.

Оборудование:

  • персональный компьютер (возможно использование интерактивной доски);
  • проектор;
  • конверты с карточками домино;
  • презентации;

План урока: 

Вступление

1-2 мин.

1

Разминка «Отгадай загадку»

2

«Секреты клавиатурной комбинации»

3

«Домино»

4

 «Прочти слова»

5

«Склейка слов»

6

Задачи на сообразительность

7

Разгадайте кроссворд.

8

Антианаграмма.

Итог  урока. Награждение.

ХОД УРОКА

1. Представление команд

-Здравствуйте ребята! Тема нашего мероприятия «Турнир знатоков ИНФОРМАТИКИ», в которой мы будем использовать знания, которые получили на уроке информатики, проверим, всё ли вы хорошо помните, а также узнаем что-то новое. Кто из вас может сказать, от какого слова произошло название науки “информатика”? (Информация)

А кто скажет,  в каком виде может  выражаться информация? (Текст, графика, звук)

Прежде чем начать  конкурсную программу, прослушайте правила:

Класс разделен на две команды.  Каждый правильный ответ жюри оценивает в 1 балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно. Игра состоит из восьми заданий. В конкурсе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

1 конкурс-Разминка «Отгадай загадки».

- Каждой команде буду загадывать по 1 загадке. Загадка команде 1.

Команда 1. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (
мышка)

Команда 2. А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... (
джойстик)

Команда 1. Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (
системным)

Команда  2. Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... (
дисплей)

Команда 1. По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (
клавиатура)

Команда 2. В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (
дискета)

Команда 1. Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого
Не увидишь ничего! (
монитор)

Команда 2. Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (
принтер)

2. Конкурс “Секреты клавиатурной комбинации”

Каждая команда получит карточки с заданием. Вы  должны написать  правильно команды работы с текстовым редактором и  их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команды

Значение

ALT + F4

быстрое закрытие окна

DELETE

удаляет символ, стоящий справа от курсора

ENTER

перевод курсора на новую строку

BACKSPACE

удаляет символ, стоящий слева от курсора

SHIFT + буква

написать заглавную букву

CAPS LOSK

переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а следующее - выключает

HOME

перемещение курсора в начало строки

END

перемещение курсора в конец строки

CTRL + SHIFT

перемещение курсора в конец строки

3. Конкурс “Домино”.P1070727

Учащимся раздаются конверты с карточками домино, учащиеся должны собрать домино.

Кто первым соберет домино, тот зарабатывает 3 балла.

4 . Конкурс «Прочти слова»

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Ответ: Бейсик, память, пароль, курсор, сервер, кнопка, массив, истина, версия.

5. Склейка слов.

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.

Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар          -             кон P1100218

диск         -            азия

ком          -            оса

кипа         -            ус

гимн         -            овод

бой           -            пот

пол           -            рак

бал            -            кость

приз          -           рис

Ответ:  Парус, дисковод, компот, кипарис, гимназия, бойкость, полоса, балкон, призрак.

6.  Задачи на сообразительность (Глава 2 «Человек  и информация» § 2.2 Как образуются понятия)

1 команда

-Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)

2 команда:

-Бабушка Ани живет через одну остановку от своей внучки. Подошел автобус, Аня села в автобус. Автобус остановился на остановке. Аня вышла. Почему Аня не нашла бабушкин дом? (Потому что надо было проехать еще одну остановку.)

1 команда:

Одна сосиска варится три минуты. Сколько минут варится две сосиски? (Три минуты.)

2 команда:

На сковородке умещаются две котлеты. Одна котлета жарится 3 минут. Сколько минут жарятся две котлеты? (5 минут, т.к. их можно жарить одновременно).

7. Разгадайте кроссворд. (На задание отводится 3 мин).

1

к

л

а

в

и

а

т

у

р

а

2

к

о

д

 

3

а

р

и

ф

м

о

м

е

т

р

4

п

р

и

н

т

е

р

5

п

а

м

я

т

ь

6

м

е

н

ю

7

м

о

н

и

т

о

р

8

с

ч

е

т

ы

9

п

р

о

ц

е

с

с

о

р

Вопросы:

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код).
  3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
  5. Запоминающее устройство. (Память).
  6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню)
  7. Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты).
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).

(Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер”).

8. Антианаграмма. (На задание отводится 3 мин).

(Анаграмма: “монитор” можно составить слова рот, мир и т.д., но нельзя составить слово “ротор”, т.к. два раза встречается буква “р”) Из слов на карточке составить слова связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах могут повторяться, и все имеются в слове.

  1. Овод, диск (дисковод).
  2. Детка, си (дискета).
  3. Миф, нота, икра (информатика).
  4. Ель, писк (пиксель).
  5. Сор, процесс (процессор). P1100222
  6. Кол, кони (колонки).
  7. Грамм, порог (программа).
  8. Бег, май, там (мегабайт).

  1. Итог урока. Награждение команд.

На этом конкурсная программа завершилась.  Всем участникам большое спасибо.  Для подведения итогов  слово предоставляется жюри.

Приложение 1

Конкурс         

Макс-ый балл        

1 команда         

_______

2 команда         

________

  1.  Разминка «Отгадай загадку» (за каждый правильный ответ – 1балл)

3

  1.  «Секреты клавиатурной комбинации» (за каждый правильный ответ – 1балл)

9

  1. «Домино» (кто первым соберёт домино, тот зарабатывает 3 балла)

3

  1. «Прочти слова» (за каждый правильный ответ – 1балл)

8

  1. «Склейка слов» (за каждый правильный ответ 1 балл)

9

  1. Задачи на сообразительность (за каждый правильный ответ 1 балл)

2

  1. Разгадайте кроссворд. (за каждый правильный ответ 1 балл)

10

  1. Антианаграмма. (за каждый правильный ответ 1 балл)

8

Всего:         

Место:         

Приложение 2

Листок ответов

1.Разминка «Отгадай загадки»

Команда 1 _______________

Команда 2 ________________

Вопрос № 1

мышь

джойстик

Вопрос № 2

клавиатура

дискета

Вопрос № 3

монитор

принтер

  1. Конкурс “Ромашка”

Команды

Значение

ALT + F4

быстрое закрытие окна

DELETE

удаляет символ, стоящий справа от курсора

ENTER

перевод курсора на новую строку

BACKSPACE

удаляет символ, стоящий слева от курсора

SHIFT + буква

написать заглавную букву

CAPS LOSK

переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а следующее - выключает

HOME

перемещение курсора в начало строки

END

перемещение курсора в конец строки

CTRL + SHIFT

перемещение курсора в конец строки

4 . Конкурс «Прочти слова»

Бейсик, память, пароль, курсор, сервер, кнопка, массив, истина, версия.

5.  «Склейка слов».

        Парус, дисковод, компот, кипарис, гимназия, бойкость, полоса, балкон, призрак.

6.  Задачи на сообразительность

1 команда

-Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит.)

2 команда:

-Бабушка Ани живет через одну остановку от своей внучки. Подошел автобус, Аня села в автобус. Автобус остановился на остановке. Аня вышла. Почему Аня не нашла бабушкин дом? (Потому что надо было проехать еще одну остановку.)

1 команда:

Одна сосиска варится три минуты. Сколько минут варится две сосиски? (Три минуты.)

2 команда:

На сковородке умещаются две котлеты. Одна котлета жарится 5 минут. Сколько минут жарятся две котлеты? (5 минут, т.к. их можно жарить одновременно).

7. Разгадайте кроссворд.

1

к

л

а

в

и

а

т

у

р

а

2

к

о

д

 

3

а

р

и

ф

м

о

м

е

т

р

4

п

р

и

н

т

е

р

5

п

а

м

я

т

ь

6

м

е

н

ю

7

м

о

н

и

т

о

р

8

с

ч

ё

т

ы

9

п

р

о

ц

е

с

с

о

р

Вопросы:

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер. (Клавиатура).
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов. (Код).
  3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно. (Арифмометр).
  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу. (Принтер).
  5. Запоминающее устройство. (Память).
  6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д. (Меню)
  7. Устройство, на которое выводится информация. (Монитор).
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. (Счеты).
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера. (Процессор).

(Если все отгадано верно, то в результате получится слово “компьютер”).

8. Антианаграмма.

  1. Овод, диск (дисковод).
  2. Детка, си (дискета).
  3. Миф, нота, икра (информатика).
  4. Ель, писк (пиксель).
  5. Сор, процесс (процессор).
  6. Кол, кони (колонки).
  7. Грамм, порог (программа).
  8. Бег, май, там (мегабайт).

 

http://festival.1september.ru/articles/411311/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/411311/img1.jpg

Карточки с заданиями

 2. Конкурс “Секреты клавиатурной комбинации”

Каждая команда получит карточки с заданием. Вы  должны написать  правильно команды работы с текстовым редактором и  их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команды

Значение

ALT + F4

DELETE

ENTER

BACKSPACE

SHIFT + буква

CAPS LOSK

HOME

END

CTRL + SHIFT

                                                                                                        

4 . Конкурс «Прочти слова»

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Ответ:                                                                                                 

                                                                                                        

5. Склейка слов.

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.

Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар          -             кон

диск         -            азия

ком          -            оса

кипа         -            ус

гимн         -            овод

бой           -            пот

пол           -            рак

бал            -            кость

приз          -           рис

                                                                                                

  1. Антианаграмма. (На задание отводится 3 мин).

(Анаграмма: “монитор” можно составить слова рот, мир и т.д., но нельзя составить слово “ротор”, т.к. два раза встречается буква “р”) Из слов на карточке составить слова связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах могут повторяться, и все имеются в слове.

  1. Овод, диск. 
  2. Детка, си.
  3. Миф, нота, икра.
  4. Ель, писк.
  5. Сор, процесс.
  6. Кол, кони.
  7. Грамм, порог.
  8. Бег, май, там.

7. Разгадайте кроссворд. (На задание отводится 3 мин).

Кроссворд

Вопросы:

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер.
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов.
  3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно.
  4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу.
  5. Запоминающее устройство.
  6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл, правка, вид и т.д.
  7. Устройство, на которое выводится информация.
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков.
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс

Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике.

Данное мероприятие я проводила с учащимися 10-11 классов на предметной неделе. Цели мероприятия:формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету;формирование творческой активности у уч...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Интеллектуал" (7 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ для 7 класса "Интеллектуал"....

методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике для 9-11 классов "Единички-нолики"

Мероприятие по информатике "Единички-нолики" проводится в виде игры, которая проходит по правилам игры "Крестики-нолики". В игре участвуют 2 команды, они могут быть из разных классов, параллелей, или ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике "Мы и информатика"

Методическая разработка написана для проведения викторины по предмету Информатика» для студентов 1 курса. Задания викторины построены таким образом, что выполнение их позволит студентам повторить...

Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.

Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике

Игра  "Путешествие в страну информатики", 5 - 7 классов...