Урок информатики в 5 классе "Обработка информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок информатики в 5 классе "Обработка информации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по информатике в 5 классе

(1 урок - 40 минут):

Тема занятия: Обработка информации.

Тип занятия: комбинированный урок  с элементами игровой технологии

Цели занятия

  • образовательная:

- сформировать у учащихся понятия: обработка, исходная информация, новая информация.

-  рассмотреть типы обработки.

- раскрыть схему процесса обработки информации.

- научить обрабатывать информацию.

 

  • развивающая:

- развивать у учащихся умение работать в среде Microsoft Word 2003 и Калькулятора.

- развивать у учащихся познавательный интерес  к предмету.

- развивать у учащихся умения анализировать, проводить аналогии.

  • воспитательная:
  • формировать у учащихся бережное отношение к имуществу.
  • развивать максимальную работоспособность на уроке.

Класс: 5 класс.

Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии:

- понимать смысл следующих понятий: обработка информации, исходная информация, новая информация.

- приводить примеры обработки информации.

- уметь выделять исходную информацию и новую информацию в процессе обработки.

- уметь работать в программах Microsoft Word 2003 и Калькулятора.

 .

Краткий план открытого урока с указанием времени на каждый пункт плана:

Организационный момент – 1 минута.

Актуализация знаний учащихся – 4 минуты.

Формирование новых знаний – 10 минут.

Закрепление нового материала – 20 минут.

Подведение результата урока – 2 минуты.

Подведение итогов урока – 2 минуты.


Ход урока:

1. Организационный момент – 1 мин

2. Активизация знаний учащихся – 4 мин

Я хочу начать наш урок следующим стихотворением:

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении всех уроков, но сделаем это рассмотрев схему, где зашифрованы основные понятия.

Перед вами на столах и на доске, схема с ребусами. Ваша задача разгадать их и правильно записать схему.

Учащиеся разгадывают ребусы и вместе с учителем заполняют схему:

разгадываем до последнего

Игра «Вопрос – ответ»

Я буду вам задавать вопросы, а вы должны мне дать правильный ответ:

1. Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, смотрите фильм, посещаете музей, вы что делаете? Получаем информацию

  1. Перечислите известные вам носители информации. Дискета, диски, флешки, переносной жесткий диск.

3. Какой из информационных процессов является односторонним или двухсторонним? Передача информации

Давайте еще поиграем в одну игру. Называется она  «Найти пару»

В таблице есть две группы понятий, во-первых, нужно определить: что в столбцах и установить соответствие, ответы вы записываете на листе.

Ответы: Левый столбец: Источник информации

Правый столбец: Приемник информации

1 В, 2 А, 3 Б.

Постановка цели урока

Какой из информационных процессов вы еще не знаете?

Обработка информации

Сегодня мы с вами и будем разбираться, что же такое Обработка информации.

Как вы думаете, что такое Обработка информации? Приводят примеры

Все, что вы сказали, правильно. Давайте дадим определение этому понятию.

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.

А где вы решаете задачи? На уроках математики.

Как можно предсказать погоду на завтра летом? Отвечают

Если громко квакает лягушка, небо на закате чистое, нет ветра, прохладно, в воздухе чувствуются запахи, то погода обещает быть хорошей.

Если на закате тучи, больно кусаются комары, дует порывистый ветер, низко летают ласточки, то погода будет плохой.

Собирая информацию, которую даёт природа и применяя перечисленные правила, мы получаем информацию о погоде на завтра.

Информация, которую обрабатывают, называется исходной. После обработки получается новая информация.

Получаем, что процесс обработки информации, можно представить в виде схемы:

Учитель выстраивает ему на доске

Информация обрабатывается людьми, животными, техническими устройствами

Пример 1. Ученик решает задачу

Учащиеся вместе с учителем разбирают примеры.

Исходная информация

условие задачи.

Обработка

думает, выполняет действия

Новая информация

ответ к задаче

Пример 2. Повар пробует суп

Исходная информация

вкус супа

Обработка

думает

Новая информация

чего в супе не хватает

Пример 3. Служебная собака по запаху ищет человека

Исходная информация

запах

Обработка

рефлексивно ищет знакомый запах

Новая информация

направление поиска

Пример 4. Калькулятор производит сложные вычисления

Исходная информация

введённый пример

Новая информация

результат вычислений

Обработка информации обязательно осуществляется по какому-нибудь правилу.

Задача:

Петя и Катя придумали игру в информацию. Петя изображает компьютер. Он придумывает способ обработки информации, но не говорит о нём. Катя сообщает Пете исходные данные, Петя обработав их, говорит результат. Катя должна отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию:

 (Показываю игру на презентации)

Отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию

 А) Замена буквы следующий за ней в алфавите

 Б) Количество букв в слове

 В) Запись слов наоборот

 Г) Количество букв А в слове

В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных.

Но также при решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. То есть  обработка информации бывает двух видов:

а) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

Какие примеры, мы с вами уже рассмотрели на данный тип обработки? Примеры 1 – 4

б) обработка, связанна с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания.

Физминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Теория всегда подтверждается практикой! Поэтому мы с вами пересаживаемся за компьютеры и начинаем работать.

У вас у каждого на столах лежат карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.

Пересаживаются на рабочие места и выполняют практическую работу – 20 мин.

Действия учителя: Консультации по ходу выполнения практической работы учащихся. 

Обсуждение выполненных работ. Разбор ошибок.

Подведение результата урока - 2 мин

Подведение итогов урока. – 2 мин. Комментирование результатов работы учащихся. Рефлексия (анкета-опросник)



Предварительный просмотр:

Найди пару

№ п/п

№ п/п

Ответы:

  1.  
  2.  
  3.  














Предварительный просмотр:

Исходная информация

Новая информация

Обработка



Предварительный просмотр:

 

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок

 

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок

 

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок

 

Обработка информации

Лист оценивания

ФИ:

№ п/п

Задание

Оценка

Найди пару

Практическая работа

Самооценка за урок



Предварительный просмотр:

untitled.bmp


untitled.bmp


untitled.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация к уроку информатики "Понятие об информации" 8 класс

Презентация по теме «Понятие об информации» к учебнику Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» 8-9 класс. Тема 1. В презентации предусмотрена проверка знаний по теме в виде  тестов....

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса

Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед  учащимися; Организация восприятия новой информации...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....