Понятие как форма мышления
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Богомазова Надежда Васильевна

Тема урока: Понятие как форма мышления.

  1. Дидактическая цель: дать представление об определении понятие.
  1. Задачи обучения: сформировать представления о понятии как одной из форм мышления

Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.

Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.

Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.

Исследовать: Основные логические приемы образования понятий

  1. Задачи воспитания:  формировать  у учащихся  внимательность, усидчивость, аккуратность.
  1. Задачи развития:  развивать логическое мышление и коммуникативную компетентность; развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие как форма мышления

Класс: 6        Номер урока: 1

Тема урока: Понятие как форма мышления.

  1. Дидактическая цель: дать представление об определении понятие.

  1. Задачи обучения: сформировать представления о понятии как одной из форм мышления

Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.

Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.

Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.

Исследовать: Основные логические приемы образования понятий

  1. Задачи воспитания:  формировать  у учащихся  внимательность, усидчивость, аккуратность.

  1. Задачи развития:  развивать логическое мышление и коммуникативную компетентность; развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод. 

Формы обучения: Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: Демонстративный материал, система заданий.

Список используемой литературы:  

 1) Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.


Этапы урока с указанием времени (45 мин):

  1. Организационный момент - 5 мин.
  2. Подготовка к активной познавательной деятельности - 2 мин.
  3. Усвоение нового материала - 21 мин.
  4. Закрепление нового материала – 10 мин.
  5. Задание на дом - 2 мин
  6. Подведение итогов - 5 мин.

Система задач

см. Приложение 1 (презентация)

Приложение 2 (схема)

Приложение 3 (домашнее задание)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

(5 мин)

Учитель приглашает учащихся в кабинет.

Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: достаньте тетрадку, дневник, ручку.

Учащиеся готовятся к уроку: достают тетради, дневники, ручки.

Подготовка к активной познавательной деятельности

(2 мин)

Сегодня мы поговорим о том, что окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, восприятия и представления. Как человек познает сущность предметов и явлений с помощью мышления.

Итак,  в тетрадках пишем название темы: Понятие как форма мышления, а на полях сегодняшнюю дату «…..».

Подождать, пока все запишут дату и тему урока.

Сейчас я раздам каждому листочек со схемой, которую мы будем вместе заполнять в течение нашего урока. Эти листочки вы возьмёте с собой домой, чтобы повторить материал к следующему уроку.

Слушают. Возможно, задают вопросы.

Записывают в тетрадях:

Понятие как форма мышления

Слушают. Берут листочки; возможно, задают вопросы.

Усвоение нового материала                 (21 мин)

В это время открыт слайд 1 презентации с названием темы урока.

Итак, ребята, давайте начнем.

Открываю слайд 2

Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию?

Верно. Человек будет получать новую информацию, если он будет смотреть, слушать чувствовать.

Такое знакомство с окружающим миром называется чувственное познание.

  • Чувственное познание – знакомство с окружающим миром.

А может ли человек получить новую информацию, если он не будет смотреть, слушать, чувствовать?

На самом деле, ребята, может!

Человек мыслит, думает, размышляет и получает таким образом новые знания.

  • Логическое познание (мышление) – изучение законов мира, сущности предметов и явлений.

Мышление помогает познать законы окружающего мира, сделать научное открытие, получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из форм мышления – понятием.

Нас окружает множество объектов. Ребята, посмотрите и назовите какие объекты,  мы видим в классной комнате?

(стол, стул , компьютер…)

А ученик – это объект? Урок – это объект?

А день и восход солнца – объекты?

(слушаю ответы учащихся)

Верно ребята, объектами могут являть как вещи, так и процессы, явления, люди, животные и т.д.

Давайте запишем определение объекта.

(слежу чтобы все ребята записывали определение в тетради)

Объект – это часть окружающего мира, который можно обособить. 

Итак, окружающий мир состоит из отдельных объектов: вещей, процессов, явлений, растений, животных, людей.

Каждый объект обладает определенными признаками и его, этот объект, можно описать с помощью этих признаков.

Давайте разберемся, как это можно сделать?

Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета:

– по очереди (определить цвет, форма),

– одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет).

Вывод – признаками объекта являются свойства.

Пример 2:

(Открываю слайд 3)

Рассмотрите предложенные рисунки на нашем слайде.

– Какие объекты могут быть громкими? (гром, звонок будильника)

– Какие объекты могут быть сильными? (богатырь, дождь)

– Какие объекты могут быть тяжелыми? (утюг, процесс обучения)

– Какие объекты могут быть теплыми? (утюг, кролик)

– Какой объект тяжелее утюг или шляпа?

– Кто выше девочка или женщина-ветеринар?

Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера:

– по очереди. Определить признаки (цвет, форма),

– одновременно, какие признаки совпадают (цвет, форма), какие нет (размер, толщина).

Вывод – признаками являются отношения объектов (больше, меньше, длиннее, толще).

Открываю слайд 4

Следовательно признаками объекта являются свойства (красный, сильный, высокий) и отношения (выше, громче, длиннее).

Открываю слайд 5

Какими свойствами обладает  объект берёза?  (Берёза – название объекта)

Берёза имеет возраст (10 лет), высоту ( 5 метров), место расположение (у озера), цвет ствола, форма ствола.

Все свойства можно разделить на:

  • существенные (которыми обладают все подобные объекты),
  • несущественные (которыми обладают только некоторые из подобных объектов).

Какие из названных свойств являются существенными?  

(цвет ствола, форма ствола)

А какие не существенными?

(высота, возраст, месторасположение)

Открываю слайд 6

Совокупность существенных признаков отдельного объекта – понятие объекта

(Слайд 6)

Называя существенные признаки, мы характеризуем понятия заданных объектов.

– Чем отличаются реально существующие предметы от понятий?

Кроме содержащихся в понятии существенных свойств они обладают собственными признаками (большая, иллюстрированная, учебник, задачник, сказки А.С. Пушкина).

Понятиями мы пользуемся, когда думаем                   (в процессе мышления).

(Слайд  7)

В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими). Словами мы пользуемся, когда говорим.

Понятие

Слово

Пример

Слова синонимы

одно

разные

Множество, тьма, уйма, бездна

Слова омонимы

разные

одно

Лист, ключ , лук

Итак: понятие – это форма мышления.

Понятие отражает существенные признаки объекта.

– А как образуется понятие? (Слайд 8)

Основные логические приемы образования понятий:

  • Анализ (Слайд 9) – мысленное разделение объекта на составные части и выделение признаков объекта.
  • Синтез (Слайд 10) – мысленное соединение в единое целое частей объекта и его признаков.
  • Сравнение (Слайд 11) – мысленное установление сходства или различия объектов.
  • Абстрагирование (Слайд 12) – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
  • Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов.

Слушают,

Отвечают

Слушают

Отвечают

Слушают

Слушают

Записывают под диктовку учителя определение объекта у  себя в тетрадях.

Слушают.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Смотрят на слайды и отвечают на вопросы учителя.

Закрепление нового материала                (10 мин)

Даю практические задания посредством слайдов. Использую фронтальный опрос.

Понятия в виде загадок (Слайд 14)

Загадка является одним из способов описания объектов. Способы составления загадок могут быть различными:

  • Одни загадки описывают свойства объекта. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный». (Арбуз)

  • Другие загадки описывают характерные действия объекта. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок)

  • Иногда в загадках признаки объекта описываются путем сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки, румяный, вкусен со сметаной». (Блин)

  • Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин)

  • Некоторые загадки похожи на головоломки: «Что можно приготовить, а съесть нельзя». (Урок)

Чаще встречаются загадки, описывающие и характерные свойства, и действия, и окружающую среду.

Отгадайте загадки:

(Слайд 15):

«Напишу и сосчитаю и ошибку укажу,

Я и музыку сыграю и картинку покажу.

Я, хотя росточком мал, но большой универсал». (Компьютер)

«Не книга, а с буквами,

Не пульт, а с кнопками» (Клавиатура)

– А как самим составить загадку?

(Слайд 16)

Возьмем понятие «книга». Мы уже выделили у него существенные свойства: содержит текст, состоит из листов, имеет переплет. Для каждого свойства подберем объекты, обладающие теми же свойствами или аналогичными действиями.

Например:

  • «содержит текст» - текст читают, рассказывают – человек;
  • «состоит из листов» - листья есть у дерева или куста;
  • «имеет переплет», книги «сшивают» - переплетают нити на ткани, ткань сшивают – одежда, рубашка.

После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам.

Осталось составить загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает». (Книга) (Слайд 17)

Давайте повторим: (Слайд 18)

Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Слушают и походы выполнения задания дают ответы.

Задание на дом             (2 мин)

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.

Раздаю каждому ученику раздаточный материал: лист с заданием «Заполнить таблицу, описывающую два любых объекта по данным параметрам».

Слушают, рассматривают листочки и задают вопросы по домашнему заданию.

Подведение итогов

(5 мин)

Давайте подведем итоги.

Сейчас я задам вам вопросы, а вы попытайтесь ответить на них, в тетрадь можно подсматривать.

Открываю слайд 18

Давайте повторим:

-Что такое понятие?

Понятие – это форма мышления.

- Что отражает понятие?

Понятие отражает существенные признаки объекта.

- Назовите основные логические приёмы формирования понятий.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Задаю ребятам вопросы и корректирую их ответы

Итак, сегодня мы выяснили, что окружающие нас объекты обладают признаками, узнали, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.  Словами мы пользуемся,  когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.

Если остаётся ещё время – задаю дополнительные вопросы по теме.

Корректирую ответы учащихся.

Я очень рад, что мы сегодня с вами так плодотворно поработали.

Можете собираться на перемену.

Подождать, пока все соберут вещи и уберут их в портфели.

Ребята, давайте посмотрим на кабинет. Он остался в таком же опрятном виде, как и был до начала урока?

Убедиться, что класс находится в опрятном виде.

Молодцы, ребята, класс чистый и убранный. На этом наше занятие окончено. До свидания! Можете идти.

Слушают преподавателя.

Слушают, смотрят на слайд, затем отвечают.

Слушают

Отвечают на вопросы по слайдам

Слушают

Собирают портфели и ожидают, когда учитель их отпустит.

Слушают преподавателя и смотрят, убран ли кабинет.

Слушают преподавателя, говорят «До свидания!» и уходят из кабинета.


Приложение № 1 – Презентация

Приложение № 2 – Схема 

Приложение № 3 – Задания для домашней работы.

А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.

  1. Определить существенные и не существенные признаки учеников 6 класса:

А – среди всех учеников города,

Б – среди учеников нашей школы.

(Вывод: совокупность существенных признаков  отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов - это  и есть понятие).

2) Ребята, приближается Новый год. Какое дерево является символом этого праздника? Конечно же ёлка!  

Дома напишите, по каким признакам мы будем выбирать елку в лесу?

И ответьте на два вопроса:

  1. По каким признакам мы отличаем ёлку от других деревьев?
  2. По каким признакам мы выбираем ёлку себе домой к новому году?

(Вывод – отличаем елку от других деревьев по существенным признакам, а выбираем по несущественным).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цели урока:

  1. Определить, что отражается в понятии.
  2. Выяснить основные логические приёмы формирования понятия.
  3. Разобрать определение понятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Заполните схему.

Объекты. Признаки объектов.

           



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

Заполнить таблицу, описывающую два любых объекта по данным параметрам.

Например:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Понятие как форма мышления"

Урок информатики для 6 класса...

Презентация к уроку "Понятие как форма мышления".

Данная презентация разработана, как наглядный демонстрационный материал к уроку  "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Босовой, 6 класс....

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления"

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Л.Босова( с презентацией)...

презентация к уроку "Понятие как форма мышления"

презентация к уроку "Понятие как форма мышления" разработана по учебнику Л.Л. Босовой для учащихся 6 класса. включает в себя повторение предыдущих тем и самостоятельную работу по сотавлению конспекта ...

Презентация по теме "Понятие как форма мышления" 6класс

Презентация по теме "Понятие как форма мышления" 6 класс...

Понятие как форма мышления

Урок подготовлен по материалам учебника и рабочей тетради Л.Л.Босовой Информатика и ИКТ 6 класс....