Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними
классный час по информатике и икт на тему

Мирошниченко Алексей Борисович

Классный час

 «Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними»

 

Цель: ознакомление учащихся с основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.

Задачи: познакомить учащихся с основными интернет-рисками, термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации, закрепить знания учащихся об интернет-рисках, антивирусных программах и способах их использования на практике.

Возрастная категория: 8 класс

Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Объявление темы классного часа.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на профилактике основных интернет-рисков и борьбы с ними.

Вы должны знать, что обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации!

Сегодня на классном часе мы познакомимся: (слайд 2)

Интернет-риски:

1.                Контентные риски

2.                Коммуникационные риски

3.                 Электронные риски

4.                 Потребительские риски

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве.

Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать. Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности.

Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе. В результате этого образуются множество рисков, о них мы поговорим далее.

2. Этап изучения нового материала

Слова учителя: Начнём наш разговор с Контентных рисков (слайд 3)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видео файлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и

порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр,

наркотических веществ и т.д. 

 

Предупреждение контентных рисков (слайд 4-5)

1.Использование специальных технических средств, чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации .

2.Создания для каждого члена семьи своей учетной записи

на компьютере с надёжными паролями.

3. Следить за активностью детей в сети Интернет. Просматривать историю посещения сайтов.

4. Объяснить детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. 

5. Поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией они сталкиваются в сети. 

6. Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности детей, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

 

Коммуникационные риски (слайд 6-7)

 

Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя "незаконный контакт" и "киберпреследование".

Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

 Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с

помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование.

—    Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка

—    Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.

—    Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

—    Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов.

 

Предупреждение груминга (слайд 8)

—    Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

—    Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

—    Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

—    Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

—    Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

 

Основные правила поведения в Сети Интернет (слайд 9)

—    Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.

—    Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

 

Предупреждение кибербуллинга (слайд 10)

—    Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;

—    Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;

—    Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;

—    Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;

—    Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

 

Как защититься от кибербуллинга (слайд 11)

—    Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.

—    Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).

—    Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

 

Электронные риски (слайд 12)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д

 

Вредоносные программы (слайд 13)

Вредоносные программы-различное программное обеспечение (вирусы,

черви, «троянские кони», шпионские программы,  и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут

снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

 

К вредоносным программам относятся (слайд 14)

Вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы.

 

Вирусы (слайд 15)

Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным

каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера.

 

Черви (слайд 16)

разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

 

Троя́нская программа (также — троя́н, троя́нец, троя́нский конь)- вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

 

Шпионские программы (слайд 17)

(альтернативные названия - Spy, SpyWare, Spy-Ware, Spy Trojan) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо

информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его

компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

 

Борьба с вредоносными программами (слайд 18)

Для того чтобы успешно противостоять попыткам вирусов проникнуть на ваш компьютер необходимо выполнять два простейших условия: соблюдать

правила «компьютерной гигиены» и пользоваться антивирусными программами, поскольку для защиты компьютеров от компьютерных вирусов, как и для защиты живых существ от болезней, используются

средства профилактики, позволяющие не допустить попадания вредоносной программы в систему, а также программные средства диагностики и лечения

 

Правила «компьютерной гигиены» (слайд 19)

 

—    Ни в коем случае не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными людьми;

—    Осторожно относитесь к файлам, присылаемым вашими знакомыми и партнерами. Они могут даже и не знать, что с их компьютера вирус незаметно рассылает свои копии людям из их адресной книги; 

—    Обязательно проверяйте антивирусным сканером с максимальным уровнем проверки все дискеты, компакт-диски и другие мобильные носители информации, а также файлы, получаемые из сети Интернет, и других публичных ресурсов (BBS, электронных конференций и т.д.);

—    Проводите полную антивирусную проверку компьютера после его получения из ремонтных служб. Работники этих служб пользуются одними и теми же дискетами для проверки всех компьютеров – они очень легко могут занести компьютерный вирус с другой машины; 

—    Своевременно устанавливаете «заплатки» от производителей используемых вами операционных систем и программ;

—    Для повышения сохранности ваших данных периодически проводите резервную архивацию информации на независимые носители.

 

Виды популярных антивирусных программ (слайд 20)

ПОЛИФАГИ, РЕВИЗОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

 

 Потребительские риски (слайд 22)

 

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных

средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др

 

Предупреждение кибермошенничества (слайд 23)

—    Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;

—    Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;

—    Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:

—    Ознакомьтесь с отзывами покупателей

—    Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина

—    Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)

—    Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек

—    Сравните цены в разных интернет-магазинах.

—    Позвоните в справочную магазина

—    Обратите внимание на правила интернет-магазина

—    Выясните, сколько точно вам придется заплатить

—    Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

III Этап закрепления знаний

Вопросы к классному часу (слайд 24)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_osnovnykh_internet-riskov_i_borba_s_nimi.pptx604.28 КБ
Файл klassnyy_chas.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними Разработал учитель информатики МКОУ ВСОШ № 3 МО Усть-Лабинский район Мирошниченко Алексей Борисович

Слайд 2

Интернет-риски 1.Контентные риски 2. Коммуникационные риски 3. Электронные риски 4. Потребительские риски

Слайд 3

Контентные риски Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы , ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Слайд 4

Предупреждение контентных риско в 1. Использование специальных технических средств,чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации . 2. Создания для каждого члена семьи своей учетной записи на компьютере с надёжными паролями. 3. Следить за активностью детей в сети Интернет. Просматривать историю посещения сайтов. 4. Объяснить детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете.

Слайд 5

Предупреждение контентных риско в 5. Поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией они сталкиваются в сети. 6. Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности детей, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента .

Слайд 6

Коммуникационные риски Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя "незаконный контакт" и " киберпреследование ". Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов . Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство ( интернет-троллинг ); социальное бойкотирование.

Слайд 7

Коммуникационные риски Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования. Киберпреследование (или кибер-буллинг ) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов .

Слайд 8

Предупреждение груминга Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются; Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии; Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу; Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом , следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Слайд 9

Основные правила поведения в Сети Интернет Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей. Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Слайд 10

Предупреждение кибербуллинга : Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать; Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем; Если ребенок стал жертвой буллинга , помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички; Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз; Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Слайд 11

Как защититься от кибербуллинга : Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку. Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email , Skype , ICQ, новый номер мобильного телефона). Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Слайд 12

Электронные риски Электронные ( кибер -) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству , спам-атаке , шпионским программам и т.д

Слайд 13

Вредоносные программы различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Слайд 14

К вредоносным программам относятся Вирусы Черви Троянские кони Шпионские программы

Слайд 15

Вирусы вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера .

Слайд 16

Черви разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети. Троя́нская программа (также — троя́н , троя́нец , троя́нский конь) вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

Слайд 17

Шпионские программы (альтернативные названия - Spy , SpyWare , Spy-Ware , Spy Trojan ) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

Слайд 18

Борьба с вредоносными программами Для того чтобы успешно противостоять попыткам вирусов проникнуть на ваш компьютер необходимо выполнять два простейших условия: соблюдать правила «компьютерной гигиены» и пользоваться антивирусными программами, поскольку для защиты компьютеров от компьютерных вирусов, как и для защиты живых существ от болезней, используются средства профилактики, позволяющие не допустить попадания вредоносной программы в систему, а также программные средства диагностики и лечения

Слайд 19

Правила «компьютерной гигиены» Ни в коем случае не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными людьми; Осторожно относитесь к файлам, присылаемым вашими знакомыми и партнерами. Они могут даже и не знать, что с их компьютера вирус незаметно рассылает свои копии людям из их адресной книги; Обязательно проверяйте антивирусным сканером с максимальным уровнем проверки все дискеты, компакт-диски и другие мобильные носители информации, а также файлы, получаемые из сети Интернет, и других публичных ресурсов (BBS, электронных конференций и т.д.); Проводите полную антивирусную проверку компьютера после его получения из ремонтных служб. Работники этих служб пользуются одними и теми же дискетами для проверки всех компьютеров – они очень легко могут занести компьютерный вирус с другой машины; Своевременно устанавливаете «заплатки» от производителей используемых вами операционных систем и программ; Для повышения сохранности ваших данных периодически проводите резервную архивацию информации на независимые носители .

Слайд 20

Виды популярных антивирусных программ ПОЛИФАГИ РЕВИЗОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

Слайд 21

Лучшие лицензионные антивирусные программы Антивирус Касперского Антивирус Dr.Web для Windows Panda Antivirus Pro ESET NOD32 Антивирус Avira Antivirus Pro

Слайд 22

Потребительские риски Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер мошенничества, и др.

Слайд 23

Предупреждение кибермошенничества Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете; Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных; Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине , удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности: Ознакомьтесь с отзывами покупателей Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs ) Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек Сравните цены в разных интернет-магазинах . Позвоните в справочную магазина Обратите внимание на правила интернет-магазина Выясните, сколько точно вам придется заплатить Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок : данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды . Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

Слайд 24

Вопросы к классному часу 1.Какие Интернет-риски вы знаете? ( Контентные , коммуникационные, электронные, потребительские ) 2. Какие программы называют вредоносными? (различное программное обеспечение ( вирусы, черви , « троянские кони», шпионские программы , и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. ) 3. Назовите виды популярных антивирусных программ? (полифаги, ревизоры изменений, поведенческие блокираторы)

Слайд 25

список использованных ресурсов http://www.netpolice.ru/safetips/comm/ http://pravo.aodb - blag.ru/ territoriya_bezopasnosti / kontent_riski / http://detionline.com/helpline/risks ru.wikipedia.org http://z-oleg.com/secur/articles/spyware.php http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=639 http://private-edu.narod.ru/book/borba.html http://antivirus-navigator.com/ http://szkti.ru/polezno/internet-riski



Предварительный просмотр:

Классный час

 «Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними»

Цель: ознакомление учащихся с основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.

Задачи: познакомить учащихся с основными интернет-рисками, термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации, закрепить знания учащихся об интернет-рисках, антивирусных программах и способах их использования на практике.

Возрастная категория: 8 класс

Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.

Объявление темы классного часа.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на профилактике основных интернет-рисков и борьбы с ними.

Вы должны знать, что обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации!

Сегодня на классном часе мы познакомимся: (слайд 2)

Интернет-риски:

  1. Контентные риски
  2. Коммуникационные риски
  3.  Электронные риски
  4.  Потребительские риски

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя: С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве.

Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать. Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности.

Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе. В результате этого образуются множество рисков, о них мы поговорим далее.

2. Этап изучения нового материала

Слова учителя: Начнём наш разговор с Контентных рисков (слайд 3)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видео файлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и

порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр,

наркотических веществ и т.д. 

Предупреждение контентных рисков (слайд 4-5)

1.Использование специальных технических средств, чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации .

2.Создания для каждого члена семьи своей учетной записи

на компьютере с надёжными паролями.

3. Следить за активностью детей в сети Интернет. Просматривать историю посещения сайтов.

4. Объяснить детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. 

5. Поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией они сталкиваются в сети. 

6. Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности детей, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Коммуникационные риски (слайд 6-7)

Коммуникационные риски непосредственно связаны с общением пользователей в сети Интернет. Это понятие включает в себя "незаконный контакт" и "киберпреследование".

Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

 Киберпреследование – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с

помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование.

  • Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка
  • Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.
  • Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.
  • Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение груминга (слайд 8)

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Основные правила поведения в Сети Интернет (слайд 9)

  • Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
  • Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Предупреждение кибербуллинга (слайд 10)

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

 

Как защититься от кибербуллинга (слайд 11)

  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

 

Электронные риски (слайд 12)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д

 

Вредоносные программы (слайд 13)

Вредоносные программы-различное программное обеспечение (вирусы,

черви, «троянские кони», шпионские программы,  и др.), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут

снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

К вредоносным программам относятся (слайд 14)

Вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы.

Вирусы (слайд 15)

Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным

каналам связи с целью нарушения работы программно аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведения в негодность аппаратных комплексов компьютера.

Черви (слайд 16)

разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

Троя́нская программа (также — троя́н, троя́нец, троя́нский конь)- вредоносная программа, распространяемая людьми, в отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно. 

Шпионские программы (слайд 17)

(альтернативные названия - Spy, SpyWare, Spy-Ware, Spy Trojan) принято называть программное обеспечение, собирающее и передающее кому-либо

информацию о пользователе без его согласия. Информация о пользователе может включать его персональные данные, конфигурацию его

компьютера и операционной системы, статистику работы в сети Интернет.

Борьба с вредоносными программами (слайд 18)

Для того чтобы успешно противостоять попыткам вирусов проникнуть на ваш компьютер необходимо выполнять два простейших условия: соблюдать

правила «компьютерной гигиены» и пользоваться антивирусными программами, поскольку для защиты компьютеров от компьютерных вирусов, как и для защиты живых существ от болезней, используются

средства профилактики, позволяющие не допустить попадания вредоносной программы в систему, а также программные средства диагностики и лечения

Правила «компьютерной гигиены» (слайд 19)

  • Ни в коем случае не открывайте файлы, присылаемые вам по электронной почте неизвестными людьми;
  • Осторожно относитесь к файлам, присылаемым вашими знакомыми и партнерами. Они могут даже и не знать, что с их компьютера вирус незаметно рассылает свои копии людям из их адресной книги; 
  • Обязательно проверяйте антивирусным сканером с максимальным уровнем проверки все дискеты, компакт-диски и другие мобильные носители информации, а также файлы, получаемые из сети Интернет, и других публичных ресурсов (BBS, электронных конференций и т.д.);
  • Проводите полную антивирусную проверку компьютера после его получения из ремонтных служб. Работники этих служб пользуются одними и теми же дискетами для проверки всех компьютеров – они очень легко могут занести компьютерный вирус с другой машины; 
  • Своевременно устанавливаете «заплатки» от производителей используемых вами операционных систем и программ;
  • Для повышения сохранности ваших данных периодически проводите резервную архивацию информации на независимые носители.

Виды популярных антивирусных программ (слайд 20)

ПОЛИФАГИ, РЕВИЗОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БЛОКИРАТОРЫ

 Потребительские риски (слайд 22)

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных

средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др

Предупреждение кибермошенничества (слайд 23)

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
  • Ознакомьтесь с отзывами покупателей
  • Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  • Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  • Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  • Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  • Позвоните в справочную магазина
  • Обратите внимание на правила интернет-магазина
  • Выясните, сколько точно вам придется заплатить
  • Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

III Этап закрепления знаний

Вопросы к классному часу (слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная безопасность пользователей интернета. Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними

Раскрыть сущность и понятие информационной безопасности, современную концепцию информационной безопасности....

Памятка для родителей по профилактике интернет-рисков

Памятка для родителей по профилактике интернет-рисков...

«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

Доклад на тему «Профилактика  интернет-рисков и угроз жизни  детей и подростков»...

«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков».

laquo;Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»....

Профилактика интернет - рисков детей и подростков

Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков.Интернет ...